Из поэтической словолаборатории…

Терентiй Травнiкъ

Книга, в которой поэт Терентiй Травнiкъ в интересной и увлекательной форме делится с читателями своим опытом в непростом искусстве стихосложения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Из поэтической словолаборатории… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Буква и слово — алфавит

Рассмотрим теперь непосредственно алфавит и прежде всего его гласные звуки, выраженные известными нам символами. Каждая буква имеет свою графику, включающую в себя логико-абстрактную форму, считываемую нами посредством нашего зрения, а также вибрационно-эмоциональную характеристику (речь), которая воздействует на слух. Таким образом, единство буквы и звука познается одновременно зрением и слухом. Можно сказать, что слово, имеющее написание и звучание, может быть вполне осознано нами на уровне скрытого опыта. Помимо того, что слово имеет явный смысл и образ, присущий ему, оно еще переживается нами как вибрационно-зрительное понятие и несет при этом эмоционально-психическое воздействие. А теперь представим себе, что весь алфавит — это река, текущая между непознаваемыми берегами мысли. Безусловно, вода, повторяющая форму берега, несет в себе частичную информацию о нем. Вода находится в движении; бывают плавно текущие реки, бывают стремительные, с перекатами и порогами, бывают глубокие и мелкие, мутные и прозрачные, теплые и холодные, красивые и неприятные. Бывает шум воды — услаждающий наш слух, а иной раз он вызывает в нас тревогу и раздражение. Бывают реки величественные, могучие, бывают спокойные и милые, умиротворяющие и незаметные. Все эти сравнения в полной мере можно отнести и к нашему языку, к нашим речевым особенностям: тембру, четкости произношения и манере изложения. Каждая река имеет свой неповторимый, созданный ее течением ландшафт. Пороги, подводные камни, отмели, ямы — все это уподобляется мною согласным буквам в языке. Гласные же буквы — есть вода, свободно передвигающаяся среди препятствий и трудностей. Таким образом, создается речевая поэзия, несущая в себе неповторимость интонаций каждого народа. Множество ручейков и малых рек впадают в основную реку. Язык нации создается каждым отдельным человеком, принадлежащим к тому или иному этносу. Как путешественник, спускающийся вниз по реке, узнает все больше и больше о земле и ее природе, так и исследователь, углубляющийся в изучение письменности (символов, знаков), открывает бесконечность образов, сокрытых от него временем, но возникших однажды и уже существующих всегда. Ничто не исчезает, но может быть пока недоступно. Наш язык беднеет, а мы теряем ощущение времен тем больше, чем явственнее выражено наше стремление к грубому и примитивному слогу. Язык является безупречным индикатором всего нашего состояния, нашей душевной жизни. Грубеет жизнь, уродуется и наш язык, оскудевает наша способность чувствовать, понимать и знать. Конечно, нельзя сказать, что только наш язык является ориентиром в нашей жизни. За словом стоят наши поступки, которые уже в полной мере раскрывают нас перед другим человеком и, конечно, перед самим собой. Но языковая культура, понимание слова, владение им, сохранение чувства ответственности в себе за сказанное есть направляющая для нашего существования, от которой во многом будет зависеть, пойдет ли наше развитие благообразно и гармонично или исказится, свернет в другую сторону и в итоге приобретет отталкивающую, уродливую форму. Следя за собственной речью, за словом и понятиями, мы, безусловно, следим и за многим, что происходит внутри нас. Что же включает в себя культура нашей речи? Без чего наша речь не может обходиться? Какие требования должны мы предъявлять к собственному мыслеизложению? Прежде чем ответить на эти основополагающие вопросы, необходимо определить, что первая и единственная задача для нас — это ясность и доступность изложения наших мыслей, но при этом она не должна уходить в примитивное и фрагментарное понимание описываемой ситуации. Мы должны стараться говорить так, чтобы собеседник, с которым мы ведем диалог, понял его, был удовлетворен и у него возникло бы ответное желание поделиться мнением об услышанном. В этом и заключается искусство речи. Ни в коем случае при этом нельзя применять и включать в свой лексикон те «необязательные и вульгарные» слова, которые, по ошибочному представлению, приблизили бы вас к слушающему. Оставайтесь таким, какой вы есть, но потрудитесь найти те понятия и символы, которые были бы доступны вашему оппоненту. Как абсолютно недопустимо многословие в вашей речи, которое не только утомляет, рассеивает внимание обоих, но и всячески нежелательно возвышает говорящего перед слушателями, так и невозможны поспешность, обрывчатость, размытость фраз, перепрыгивание с темы на тему. Всегда надо помнить — зачем вы начали разговор, к чему стремитесь и от чего исходите. Как только достигнута ясность в развитии данной темы, разговор, следует прекратить, даже если вокруг блуждает еще масса сопутствующих тем. Пауза необходима, чтобы закрепить сказанное и услышанное. Общеизвестно, что по прошествии некоторого времени обсуждаемая тема и выработанные с нею понятия приобретут иную окраску и наполнятся другим содержанием, не исключающим и полное отрицание вышесказанного и услышанного. Тогда и может возникнуть необходимость продолжить беседу дальше. И последнее, что полезно для говорящего — это стремление к образности изложения, к доступности и иллюстративности, к емкости понятий, достоверности и красоте. Итак, в завершении позволю себе напомнить, что недопустимы в своей речи многословие, неясность, грубость, неконкретность и размытость суждений. Важно помнить, что тот, кто сумел донести слово до другого, прежде всего, донес его до себя. Кто говорит неясно, тот и сам многого не понимает. Кто спешит в разговоре, тот не ценит собственную мысль. Кто не доводит тему до конца, тот не должен ее и начинать. Кто что-то не понимает, тот не должен притворяться всезнающим. Следует усвоить, что молчание всегда красноречивее и глубже, чем сказанное, но при условии, что исходит из опытности, а не из незнания. Кто умеет молчать, владея при этом всем многообразием диалога, тот стоит в преддверии мудрости.

С благодарением… 1995

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Из поэтической словолаборатории… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я