Пустые котлы. Как справиться с депрессией с помощью магии и ритуала

Теренс П. Уорд, 2022

В наши дни депрессия достаточно хорошо изучена, и с помощью хорошего специалиста нетрудно найти решение проблемы. Однако не каждый готов признать наличие этого недуга даже перед самими собой, а уж тем более начать обсуждать его с психотерапевтом или даже другом. Многие начинают и вовсе избегать общества, ищут уединения, отчего депрессивное состояние может еще больше прогрессировать. Сделать первый шаг к исцелению поможет книга Теренса П. Уорда «Пустые котлы». Автор освещает духовную сторону депрессии, представляя взгляд магов, неоязычников и ведьм на депрессию. Он убежден, что работа на духовном уровне открывает новые способы борьбы с ней. С помощью представленных в книге практик и ритуалов вы сможете установить контакт со своими глубинными переживаниями, перестать стыдиться их и начать путь к исцелению. «Язычники уважают и ценят науку и научный метод, однако мы хотим – и должны – включить в процесс исцеления работу с собственным духом. Мы, и я в том числе, убеждены, что всем страдающим от депрессии необходим холистический подход, объединяющий разные части человеческой личности. Только вовлекая в процесс исцеления всего человека, все его измерения, мы можем снова стать цельными и здоровыми». Теренс П. Уорд

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пустые котлы. Как справиться с депрессией с помощью магии и ритуала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Один из больших «секретов», которые язычество разделяет с обществом в целом, это страшный призрак депрессии — я иногда предпочитаю ее древний греческий синоним «акедия». Как бы вы ни называли это состояние — депрессией или акедией, — описать его трудно. Акедия — это духовная черствость, пустота, хандра.

Недуг этот распространенный, но его незаслуженно клеймят, поэтому он часто остается незаметным для окружающих. Болезни ума и духа обычно рассматриваются как свидетельство слабости или моральной несостоятельности. Во всяком случае, так было в моей семье и в обществе, где я воспитывался. И уверен, что это не единичная ситуация. В результате человек, страдающий от депрессии, обычно старается это скрыть.

В последние годы общество в целом признало реальность депрессии как довольно часто встречающегося недуга. Депрессия становится более заметной и менее табуированной. Она существовала всегда, но теперь на нее обращают больше внимания.

Депрессия влияет на нас эмоционально, физически и духовно — она воздействует на тело и душу. Мы становимся безвольными, наше мышление затуманивается. Мы отказываемся от физической активности и упражнений. Мы часто плохо питаемся, не уделяя внимания правильному рациону. Мы можем бесконечно спать, спать и спать, и все равно чувствовать усталость. Такое безразличие к себе приводит к тому, что мы становимся слабее во всех отношениях. Мы избегаем общества других людей и прячемся в уединении.

Слабость и изоляция создают порочный круг, который питает сам себя и не прекращается. Однако его можно взять под контроль, из него можно выбраться. С помощью социальных контактов, помощи близких и специалистов, а также огромных внутренних усилий дух тоски и уныния можно победить.

Западные специалисты используют прозаический метод и лечат организм с помощью различных лекарств, которые должны вернуть страдальцев к менее тревожному и более спокойному состоянию. Это сочетается с разговорной психотерапией — как индивидуальной, с психиатром, психологом или социальным работником, так и групповой. По моему опыту, последнее приносит больше пользы. Но некоторым бывает трудно оставаться открытыми, честными и доверчивыми в коллективе, и они предпочитают индивидуальную терапию.

Это прекрасно и здорово, но ограничиваться только этими методами — значит пренебречь духовным измерением.

Язычники уважают и ценят науку и научный метод, однако мы хотим — и должны — включить в процесс исцеления работу с собственным духом. Мы, и я в том числе, убеждены, что всем страдающим от депрессии необходим холистический подход, объединяющий разные части человеческой личности. Только вовлекая в процесс исцеления всего человека, все эти измерения, мы можем снова стать цельными и здоровыми.

Хотя в предисловии я обращаюсь в первую очередь к языческой или околоязыческой аудитории, методы, предложенные на следующих страницах, могут принести пользу каждому человеку вне зависимости от его религиозной принадлежности — или даже без таковой.

Теренс Уорд в жизни сталкивался с приступами депрессии, как и я. В этой книге он рассказывает о своей борьбе с «призраком черной собаки». И делает это не в одиночку. Зная, что наши общины могут быть изобильным источником творчества и мудрости, он расспросил других язычников, не понаслышке знакомых с этим недугом. Некоторые из его собеседников идут по тому же духовному пути, что и он, другие движутся параллельными или расходящимися тропами. Он хотел узнать об их собственном переживании акедии. Он спросил, какие методы исцеления они использовали в борьбе с депрессией и сочли эффективными, а затем включил эти идеи в книгу, чтобы мы могли воспользоваться методами, которые помогли другим выздороветь и исцелиться.

Чем больше методов исцеления от депрессии у нас есть, тем лучше. То, что хорошо для одного человека, может не помочь другому. Вам могут пригодиться отдельные техники, а другие — нет.

Нельзя упускать из виду ценность сообщества и социальных связей. Вы можете действовать совместно с другими людьми, чтобы излечить депрессию. Или можете найти утешение, участвуя в ритуале с совершенно иными целями — например, празднуя саббат. Выделите время, чтобы отвлечься от собственного «Я» и наладить отношения с окружающими.

Среди различных подходов к исцелению, в дополнение к физическим упражнениям и здоровой диете, автор предлагает такие упражнения, как ведение дневника настроения: это поможем вам назвать свои проблемные переживания и описать их.

Вообще говоря, мы, язычники, придерживаемся подхода «сделай сам», а не склонны пассивно принимать традиционные методы лечения. Мы опираемся на собственные силы. Мы ценим самостоятельность и свободу действий, хотя не чувствуем ни того, ни другого, когда целиком погружаемся в депрессию.

Как давний приверженец языческого пути, я понял, что верный способ решения проблем заключается в том, чтобы говорить о них, выносить на обсуждение, а затем разбираться, что является их истинной причиной. Это может быть чья-то смерть, какое-либо происшествие, кажущаяся невыполнимой задача, длительная или угрожающая жизни болезнь. Другими словами, нужно назвать проблему. Когда мы дадим проблеме имя, то уже отчасти сможем взять ее под контроль. Мы сможем заняться ей напрямую.

Все это относится и к депрессии, если посмотреть на нее как на духовную сущность — мы дадим ей название и обретем контроль, власть над ней.

То же самое произойдет, если мы научимся выказывать почтение духу каждого целительного метода, прямо выражая намерения и прося о помощи.

У многих из нас, язычников, уже есть установленные личные отношения с одним или несколькими божествами, к которым мы можем обратиться за поддержкой. Мы также можем попросить об этом отдельных божеств, связанных с исцелением. В качестве примера можно привести греческого Асклепия, чей посох, обвитый змеей, и сегодня является символом медицины, а также упомянуть его дочерей Гигиею и Панацею, от имен которых произошли английские слова hygiene и panacea — «гигиена» и «исцеление». Нам также помогут божества целебных источников и колодцев — например, йорубский ориша Аджа или богиня Сулис, чьи целебные воды находятся в городе Бат[2].

Христиане, ищущие исцеления, могут обращаться к Пресвятой Деве Марии, Матери Божьей.

Лично я предпочитаю богиню, с которой у меня сложились личные отношения и которой посвящено множество колодцев и святилищ по всей Ирландии — Бригиту. Сейчас, когда я пишу эти строки, на полке над моим столом горит свеча в ее честь.

Кроме того, я отношусь к тем людям, которые получают удовлетворение от самого ритуала. Как сказала ныне покойная жрица Гекаты Тара Вебстер:

«Ритуал работает с метафорическими и архетипическими символами, которые обходят словесные защиты, возведенные нашим разумом, чтобы защитить нас от боли и проблем, за которые мы цепляемся.

Ритуальная работа может обойти защитные преграды, которые не дают нам возможности исцелиться! Те же самые защитные механизмы, которые ограждают нас от боли, также не дают возможности получить к ней доступ, высвободить ее и исцелить»[3].

Она подтверждает эффективность практик, которые описаны в этой книге:

Как психотерапевт я работаю с людьми много лет, и не раз наблюдала, как они пробовали различные антидепрессанты и не добивались особого результата. Но я видела людей, излечившихся от многолетней депрессии с помощью ритуала. Я считаю, что пользу можно получить от обоих методов[4].

Депрессия сама по себе дезориентирует человека, поэтому здесь вам требуются дополнительное внимание и поддержка. Поэтому какие бы методы вы ни применяли, во всем пригодится деликатный подход.

Автор этой книги использует очень меткое слово, которое я тоже взяла на вооружение. Это слово — «возрождение»[5], возвращение к жизни. Давайте же придем в себя и с новыми силами вернемся к жизни.

Теренс словно раскрыл двери темного чулана и выставил столь сложную тему на яркий свет дня. Причем сделал он это волшебным, магическим способом, который ведет к пониманию и исцелению. Я благодарна ему за этот дар — и уверена, что вы испытаете такое же чувство.

M. Macha NightMare (Алина О’Брайен)ЛугнасадСан-Рафаэль, Калифорния

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пустые котлы. Как справиться с депрессией с помощью магии и ритуала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Бат — город в Англии, где находятся геотермальные источники, посвященные богине Сулис, вероятно, почитаемой еще древними кельтами. В римский период Сулис отождествили с Минервой как покровительницей врачей.

3

V. Vale and John Sulak, Modern Pagans: Investigation of Contemporary Practices (RE/Search Publications: San Francisco, 2001), 109.

4

V. Vale and John Sulak, Modern Pagans: Investigation of Contemporary Practices (RE/Search Publications: San Francisco, 2001), 109

5

В оригинале используется неологизм revivicide (от англ. torevive, возрождаться, пробудиться).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я