Государственная поддержка сельского хозяйства как фактор повышения конкурентоспособности АПК в условиях ВТО

Татьяна Сладкова, 2016

В монографии всесторонне анализируются вопросы государственной поддержки сельского хозяйства с точки зрения ее влияния на конкурентоспособность агропромышленного комплекса страны, рассмотрены особенности применения различных инструментов такого регулирования в условиях участия страны в ВТО, зарубежный и отечественный опыт государственной поддержки агропромышленного комплекса; представлен анализ сельскохозяйственной отрасли России и показаны возможные направления развития государственной политики в отношении повышения конкурентоспособности отрасли. Предназначена для специалистов по экономике, а также преподавателей и студентов вузов.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Особенности конкурентоспособности АПК страны и роль государственной поддержки в ее достижении

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государственная поддержка сельского хозяйства как фактор повышения конкурентоспособности АПК в условиях ВТО предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Особенности конкурентоспособности АПК страны и роль государственной поддержки в ее достижении

1.1. Отражение вопросов государственной поддержки АПК в современных теоретических исследованиях

Современные теоретические источники содержат большое количество подходов к определению терминологии и границ государственной поддержки в агропромышленном комплексе (далее — АПК). Рассмотрим наиболее значимые из них.

Государственная поддержка — это система взаимосвязанных мер экономического регулирования аграрного сектора, направленных на формирование, поддержание или изменение институциональной среды, производственной и социальной инфраструктуры села, воздействующих прямо или косвенно на воспроизводственный процесс [47].

Внутренняя поддержка — система мер, включающая в себя инструменты, целью которых является создание условий для развития сельского хозяйства внутри страны [47].

Государственная поддержка сельского хозяйства — это величина средств, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках норм Всемирной торговой организации (далее — ВТО) с целью компенсации части затрат на производство сельскохозяйственной продукции на условиях сохранения производственного потенциала и эффективности использования полученных средств, увеличения объемов производства, продуктивности и улучшения качества сельскохозяйственной продукции [7].

На наш взгляд, первые два определения из приведенных раскрывают суть государственной поддержки сельского хозяйства, но не учитывают в качестве целевого показателя такой поддержки конкурентоспособность, от которой в современной глобальной экономике зависит не только положение отдельной отрасли, но и положение страны в целом.

Третье определение включает в себя учет требований ВТО, но не включает формы государственной поддержки сельского хозяйства, отличные от финансирования, а в качестве целевых показателей в нем представлены не все возможные показатели конкурентоспособности сельского хозяйства и объекты, на которые направлена данная поддержка.

Для того чтобы более точно раскрыть термин «государственная поддержка сельского хозяйства», мы попытались подробно изучить целевую направленность, объекты государственной поддержки, ее направления и формы.

По мнению многих современных экономистов [42, 45], необходимость государственной поддержки связана со спецификой сельского хозяйства, ведь рынок сельского хозяйства не способен к саморегулированию, поэтому требует государственного вмешательства. Кроме того, АПК является слабомонополизированным сектором экономики, что без вмешательства государства приводит к неэффективному с точки зрения общества равновесию на таком рынке.

Выделяют факторы, которые определяют эффективность аграрного сектора [42]:

● Внешние: инфляционные процессы, налогообложение, ценообразование, дотации, процентные ставки за кредит и т. д.

● Внутренние: технология производства, урожайность и продуктивность, себестоимость, организация труда, специализация и т. д.

На сегодняшний день наиболее изменяющимися и значимыми, на наш взгляд, являются факторы первой группы, что и обуславливает необходимость государственной поддержки.

Таким образом, цель государственного регулирования в АПК состоит в следующем: создание стабильных экономических, социальных и правовых условий для развития сельского хозяйства, удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания по социально приемлемым ценам, охрана окружающей среды [6].

Ряд экономистов в качестве основных задач государственного регулирования АПК выделяют следующие [16, 30]:

а) формирование рынка продовольствия;

б) создание условий для расширенного воспроизводства в отрасли;

в) обеспечение продовольственной безопасности;

г) достижение и поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;

д) защита сельскохозяйственных товаропроизводителей от монополистов смежных отраслей;

е) содействие в обеспечении дальнейшего реформирования отрасли;

ж) создание специальных фондов поддержки и развития сельскохозяйственных производств;

з) содействие развитию агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации;

и) расширение научных исследований;

к) усиление государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях внедрения современных технологий в сельском хозяйстве.

В качестве объектов государственной поддержки выделяют [54] сельскохозяйственных товаропроизводителей, аграрную инфраструктуру и потребителей сельскохозяйственной продукции.

Аграрная инфраструктура включает в себя маркетинговые, образовательные и научные организации, которые способствуют доведению продукции до потребителей, а также консультационные службы, объекты сельской инфраструктуры и сельского развития и др.

Направления государственного регулирования АПК представлены схематично и делятся на две группы [30]:

1) по прямому воздействию на развитие сельского хозяйства: продовольственная безопасность, налогообложение, бюджетное регулирование, аграрное страхование, лизинг скота и техники, инвестирование;

2) по косвенному воздействию на сельское хозяйство: финансово-кредитная политика, аграрный протекционизм, ценовая политика, государственный заказ, дотации и компенсации, товарные интервенции, антимонопольное регулирование.

Меры государственной поддержки на уровне региона могут быть прямыми и косвенными. К прямым мерам региональной государственной поддержки относятся [29]:

1. Предоставление инвесторам налоговых льгот.

2. Предоставление бюджетного кредита.

3. Предоставление бюджетных инвестиций.

4. Предоставление инвесторам льгот по арендной плате за объекты, находящиеся в собственности региона, в том числе объекты недвижимости, включая земельные участки.

5. Предоставление государственных гарантий региона.

6. Предоставление субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам и займам для реализации инвестиционных проектов.

7. Предоставление залогового обеспечения.

8. Участие региона в учреждении хозяйственных товариществ и обществ.

9. Предоставление инвестиционного налогового кредита.

10. Разработка, учреждение и финансирование межмуниципальных инвестиционных проектов на объектах государственной собственности региона за счет средств областного бюджета.

11. Формирование инвестиционных площадок.

12. Формирование технопарков.

13. Финансирование реконструкции и строительства коммунальной инфраструктуры, необходимой для подвода коммуникаций до границы объекта вложения инвестиций.

14. Вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных строек и объектов в собственности региона.

15. Заключение концессионных соглашений с российскими и иностранными инвесторами по итогам торгов.

К косвенным мерам региональной государственной поддержки относятся [29]:

1. Создание стабильных условий хозяйствования, в том числе условий налогообложения.

2. Проведение протекционистской политики в федеральных органах государственной власти.

3. Расширение рынков сбыта продукции через содействие субъектам промышленности в развитии внутриобластной, межрегиональной кооперации и внешнеэкономических связей региона.

4. Размещение и контроль исполнения заказа на поставки продукции для областных государственных нужд.

5. Содействие предприятиям оборонно-промышленного комплекса в получении и своевременном финансировании государственного оборонного заказа, конверсионных программ.

6. Проведение мероприятий по развитию внутриобластных, межрегиональных и внешнеэкономических связей.

7. Участие в формировании рынка ценных бумаг.

8. Организация проведения ярмарочно-выставочных мероприятий по представлению продукции, выпускаемой субъектами промышленности и предпринимательства.

9. Осуществление информационной и рекламной поддержки продукции, выпускаемой субъектами промышленности.

Таким образом, очевидно, что и на федеральном, и на региональном уровне государственная поддержка сельского хозяйства не ограничивается формой финансирования.

Меры по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей прямо влияют на конкурентоспособность отрасли, а общие меры поддержки имеют косвенное влияние и финансируются из бюджета: это поддержка таких направлений, как научная и образовательная сферы, фитосанитарные и ветеринарные службы, организации по сельскому развитию и консультационному обслуживанию, продвижение продукции фермеров к потребителям, хранение и использование запасов продукции и др. [54]

Этим можно объяснить акцент на государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, однако дальнейший анализ показал, что в современных условиях для повышения конкурентоспособности немаловажными являются и косвенные меры поддержки сельского хозяйства. На это указывают и некоторые экономисты [22]: они считают, что в связи с высокой долей сельского хозяйства в общем объеме производства, а также немалой ролью государства в этой сфере важным будет качественное изменение инструментов государственной поддержки, а не изменение количественных показателей.

Ниже мы приводим авторское определение термина «государственная поддержка сельского хозяйства», в котором отражены цель, объекты и условия государственной поддержки отрасли.

Государственная поддержка сельского хозяйства — это система взаимосвязанных мер экономического регулирования аграрного сектора в рамках требований Всемирной торговой организации, направленных на формирование, поддержание или изменение элементов сельского хозяйства с целью развития агропромышленного комплекса и поддержания высокого уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной отрасли.

Помимо терминологии в современных исследованиях возникают споры между экономистами по поводу оценки эффективности государственного регулирования АПК.

Прежде всего спорной является оценка эффективности субсидирования. Согласно одной из моделей [5] оценка субсидий зависит от их ресурсной направленности и возможностей сельхозпредприятий: методика оценки включает влияние государственной поддержки на уровень производительности факторов производства. Данная модель строится на основе базовой микроэкономической модели минимизации затрат. Существуют и другие подходы, которые являются более общими и учитывающими лишь один из критериев, указанных в данной модели.

Для оценки выполнения целевых государственных программ экономисты [6] предлагают систему индикаторов (плановые показатели).

По мнению Н. В. Парахина [37], показателями эффективности государственной поддержки являются такие критерии, как системный подход, равный доступ всех сельхозтоваропроизводителей к рынку, экономическая обоснованность каждого вида господдержки, оптимизация критериев и параметров распределения господдержки, обеспечение инвестиционной привлекательности, экономическая окупаемость, социальная ответственность агробизнеса.

Существуют и другие подходы, но, на наш взгляд, оценка эффективности государственной поддержки должна быть напрямую связана с ее целевой составляющей. Поскольку в качестве целевой составляющей нами был выделен фактор конкурентоспособности, то и показатели оценки должны соответствовать факторам конкурентоспособности, что не учитывается в современных моделях.

Таким образом, становится очевидной необходимость анализа связи государственной поддержки с конкурентоспособностью и факторов, оказывающих на нее влияние.

1.2. Роль государственной поддержки АПК в обеспечении конкурентоспособности отрасли

Авторами были изучены различные подходы, а также рассмотрены особенности конкурентоспособности, характерные для АПК. В исследовании Е. А. Мидлера представлены следующие определения конкурентоспособности [31]:

● объект, способный выживать в конкурентной борьбе на рассматриваемом рынке;

● уровень развития компании в сравнении с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения потребностей потребителей своей продукцией и по эффективности производственной деятельности;

● качество, которое проявляется в процессе количественного и качественного роста потенциала организации и формируется под воздействием факторов внешней среды;

● захваченная предприятием доля рынка;

● способность предприятия к производству, сбыту и развитию, достижению поставленной цели;

● отличительная особенность предприятия, которая дает возможность превосходить своих конкурентов.

Важно отметить, что данные определения охватывают разные стороны одного процесса. Однако следует учитывать, что это относительное понятие: предприятие может быть конкурентоспособным на внутреннем рынке, но не быть конкурентоспособным на мировом рынке.

Анализ экономических источников показал, что в качестве ключевых показателей конкурентоспособности АПК выделяют множество различных критериев, которые были сгруппированы нами по следующим направлениям:

● производительность и уровень развития компаний [25; 31];

● техническое состояние отрасли [15; 24; 25; 31];

● наличие в отрасли транснациональных компаний, представляющих данную страну [26];

● ориентация предприятий на внутренний или внешний рынки, уровень сбыта [24; 31];

● востребованность научно-технического и кадрового потенциала страны [24; 31];

● показатели научной сферы [24];

● степень кооперации внутренне обособленных (региональных) компаний для достижения общей цели, уровень региональной дифференциации [31; 43];

● доли конечной и промежуточной продукции в отрасли [31];

● доля в импорте потребительских и инвестиционных товаров [31];

● удельный вес расходов на продовольствие в бюджетах семей [54];

● национальная продовольственная безопасность [25; 36];

● социальный уровень, социальная инфраструктура села [24];

● эффективность сельского хозяйства на уровне регионов [13];

● уровень страхования отрасли [24].

Заметим, что существуют и другие показатели конкурентоспособности, применимые для различных отраслей, однако нами были выделены показатели, характерные именно для агропромышленного комплекса.

Среди всех показателей отдельно хотелось бы рассмотреть продовольственную безопасность, поскольку она включает в себя ряд других показателей. На основе анализа продовольственной безопасности России [36] было выявлено, что продовольственная продукция России является неконкурентоспособной как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Для решения данной проблемы используется аграрный протекционизм, который направлен на компенсацию недостаточного для обеспечения продовольственной безопасности уровня конкурентоспособности отечественного АПК.

Для определения необходимых направлений государственной поддержки нами были изучены факторы, оказывающие влияние на показатели конкурентоспособности. В качестве ключевых и наиболее значимых выделено 18 факторов: степень и эффективность государственной поддержки [25; 30; 31; 37; 54; 58], уровень кредиторской задолженности [30], уровень инвестиционной активности [28; 29; 30; 31], техническая оснащенность [15; 28; 30; 31], инновационная составляющая [31; 37; 58], качество продукции [25; 31; 39], уровень издержек предприятий в отрасли [1; 27; 31], налоговая среда [31], природные и климатические условия страны [1; 27; 43], правовая база [43], отдельные характеристики товаров, степень дифференциации [31], степень открытости внутреннего рынка для импорта [43], эффективность стратегии маркетинга [31], взаимодействие производства с отраслями промышленности и сферами услуг [20], уровень квалификации персонала на предприятиях, условия труда [31; 58], уровень обеспеченности качественными факторами производства [20], социальная инфраструктура села [44], паритетность цен [30; 58].

Для пояснения того, как степень и эффективность государственной

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Особенности конкурентоспособности АПК страны и роль государственной поддержки в ее достижении

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государственная поддержка сельского хозяйства как фактор повышения конкурентоспособности АПК в условиях ВТО предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я