Гимназические «казусы». Сборник рассказов

Татьяна Пашкова, 2023

В книге, основанной на опубликованных и архивных документальных источниках, читатель найдет смешные и драматические, таинственные и обыденные истории из жизни дореволюцонных петербургских гимназий. Эти рассказы не только вносят новые штрихи в биографии известных исторических персонажей, но и воскрешают эпизоды из казалось бы навсегда канувшей в небытие жизни самых обычных "маленьких людей".

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гимназические «казусы». Сборник рассказов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Проблемы «дворянской» гимназии

26 ноября 1837 г. попечитель округа князь М.А. Дондуков-Корсаков в донесении министру просвещения графу С.С. Уварову пожаловался, что родители учеников Первой гимназии часто забирают своих детей из учебного заведения до окончания курса, поскольку"считают их достаточно развитыми в первых четырёх или пяти классах, чтобы приготовить их в короткое время дома посредством частных уроков в остальных предметах гимназического курса и поместить в специальные заведения или университеты".

В результате за последние пять лет выбыло 207 воспитанников. Как сообщал начальству директор П. И. Бенард, особенность гимназии заключалась в том, что в ней не было «штатных казённых воспитанников, и следовательно во всякое время от воли родителей зависит прекратить плату за детей своих и взять их обратно».

Первая гимназия была создана в 1830 г. из Благородного пансиона при Императорском Санкт-Петербургском университете, открытого в 1817 г. для того, чтобы «дать детям привилегированных классов населения столицы возможность получить соответственное их положению образование и право на движение по государственной службе». Она считалась самой аристократической в Петербурге и обучение в ней стоило существенно дороже, чем в других аналогичных учебных заведениях столицы. Выпускники гимназии имели следующие привилегии: окончившие курс с похвальными аттестатами поступали без экзаменов в студенты Университета; 20 человек за счёт казны ежегодно переводились в Царскосельский Лицей (впоследствии Первая гимназия вынуждена была поделиться этим преимуществом с другими школами и количество таких учеников сократилось до трех); при Николае I два лучших воспитанника раз в неделю приглашались в Зимний дворец, чтобы «составлять школьное общество» для наследника цесаревича.

Попечитель считал, что причина ухода учеников заключалась в продолжительности курса, который по Уставу учебных заведений 1828 г. стал составлять 7 лет. М.А. Дондуков-Корсаков убеждал министра, что программа в Первой гимназии могла бы проходиться быстрее и приводил в пример Московский Дворянский институт. Он напоминал, что там в мае 1836 г. было ведено 6-летнее образование, а вместо греческого ввели преподавание новых языков, т.е. французского и немецкого. Совместно с профессорами Университета попечителем была составлена программа с распределением на шесть классов, с которой он и предлагал ознакомиться министру.

Поскольку в Первой гимназии не было вольноприходящих учеников, а были только пансионеры («дети высшего дворянского сословия"), то по мнению Дондукова-Корсакова,"при равном наблюдении за занятиями воспитанников вне классов ход учения вообще, и особенно в верхних трёх классах, бывает равномернее и быстрее, и преподавание менее замедляется разностью успехов учеников, которая в других гимназиях еще может останавливать учителя идти далее в своём предмете».

С.С. Уваров внёс предложение о сокращении срока обучения в дворянской гимназии на один год «с распространением сей меры и на другие гимназии, в коих воспитываются дети благородного сословия». На планировавшиеся изменения было получено и согласие императора.

Считалось, что дворянские дети должны в совершенстве знать иностранные языки, поэтому в этой школе не только были уроки французского, немецкого и, для желающих, английского, но и на переменах ученики не должны были говорить между собой по-русски, за это их наказывали. Правда, подобные меры мало помогали и в целом преподавание иностранных языков в гимназии было поставлено ничуть не лучше, чем в других учебных заведениях: «кто поступал без знания языков, тот не научался им и к окончанию курса, едва успевая достигнуть, с грехом пополам, умения ошибочно читать по-немецки и по-французски и еще ошибочнее понимать прочитанное».

Как видно из воспоминаний И. Можайского, поступившего гимназию в 1838 г., Первая гимназия считалась в городе образцовой, поэтому порядки в заведении были очень строгие, «в здании нельзя было найти пылинки, одежда у воспитанников всегда была опрятна, за незастегнутую пуговицу оставляли без обеда, волосы были выстрижены и причесаны». Даже спать в пансионе полагалось в определенной позе: «строго преследовалось спанье в кальсонах и на левом боку, и если кто во сне перевертывался, то гувернер будил его» и заставлял лечь правильно, то есть на правый бок».

Тем не менее, в этом учебном заведении, кичившимся своим аристократизмом, встречались, по выражению И. Можайского, «хлыщи, дешевые остряки, подлипалы и мелкие душенки, обманывавшие малолетних, выманивая у них деньги и лакомства»; нередко происходили массовые драки между классами; в столовой бойко шла нелегальная торговля булками, пирогами и мясом; некоторые старшеклассники тайком нюхали и курили табак и т.д.

Действующие лица

кн. М.А. Дондуков-Корсаков (1794 — 1869 гг.) — участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии; служил по ведомству Министерства внутреннх дел, затем — Министерства народного просвещения, вице-президент Академии наук; попечитель С.-Петербургского учебного округа в 1833 — 1842 гг.

граф С.С. Уваров (1786 — 1855 гг.) — попечитель С.-Петербургского учебного округа в 1811 — 1821 гг., министр народного просвещения в 1833 — 1849 гг; президент Академии наук с 1818 г.

П.И. Бенард — директор Первой гимназии в 1827 — 1838 гг.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гимназические «казусы». Сборник рассказов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я