В книге, основанной на опубликованных и архивных документальных источниках, читатель найдет смешные и драматические, таинственные и обыденные истории из жизни дореволюцонных петербургских гимназий. Эти рассказы не только вносят новые штрихи в биографии известных исторических персонажей, но и воскрешают эпизоды из казалось бы навсегда канувшей в небытие жизни самых обычных "маленьких людей".
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гимназические «казусы». Сборник рассказов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Новенький и «камчадалы»: ученическая иерархия
В 1832 г. во Вторую гимназию весной, почти в самом конце курса, поступил 10-летний Александр Родионов. Он был поражён многолюдством класса, в который его привёл инспектор И. Б. Кестнер: там сидело не меньше 80 человек. Поскольку новый ученик не мог следовать за классом, его посадили на заднюю скамейку — на «Камчатку». В гимназиях было принято рассаживать учеников в зависимости от успехов в учёбе: в передних рядах восседали лучшие ученики — «первенцы» или «первопартники», а сзади — бездельники, лентяи и второгодники. Соседями Родионова оказались взрослые детины Дьяконов и Половинкин. Первому было за 20 лет, он уже брил бороду и нюхал табак, второй представлял собой коренастого и широкоплечего малого лет 18-ти. Любимым занятием Половинкина было бить соседей, мешать другим следить за объяснениями учителей, свистеть и производить различные «беспорядки» на уроках, а во время перемен драться «на кулачках». Вплоть до летних каникул Родионов ходил в класс почти бессознательно, переносил побои Половинкина, когда давал ему слишком мало булки или других лакомств, узнал на своём горьком опыте что такое «задняя скамейка» и твёрдо решил изменить судьбу.
С нового учебного года он стал прилежно заниматься и вскоре был сделан «авдитором» (аудитором). Система аудиторства вводилась учителями в переполненных младших классах и была отголоском ланкастерского метода обучения. За более сильными учениками закреплялись слабые. Авдиторы должны были проверять у своих подопечных уроки и выставлять им отметки, а потом передавать результаты учителям.
А. Родионов писал в своих воспоминаниях, что прежде грозный Половинкин и ему подобные «сделались как овечки и присмирели перед единицами и нулями», которые получали теперь от него за всякое незнание урока. Боялись они не зря — многие учителя любили «почесать руки» о нерадивых учеников, иначе говоря, выдрать за уши или за волосы, надавать тумаков и т.д. Инспектор гимназии по субботам приходил в класс, брал список и вызывал учеников, отличившихся за неделю леностью или шалостями. Их вели в шинельную, где у сторожа, отставного солдата огромного роста, всегда были готовы скамейка и розги.
Действующие лица
И.Б. Кестнер — инспектор Высшего училища, затем Второй гимназии в 1823 — 1834 гг.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гимназические «казусы». Сборник рассказов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других