Германия глазами иммигрантки

Татьяна Окоменюк

Это – сборник очерков, опубликованных автором в СМИ ФРГ за 25 лет ее иммиграции. Опираясь на свой опыт, она знакомит новичков с «уставом чужого монастыря». Книгу можно смело назвать «путеводителем по германским дебрям», поскольку она дает ответы на многие вопросы, волнующие новичков. Можно ли в ФРГ работать по-черному? Каковы шансы найти приличную работу и выйти замуж за щедрого немца? Можно ли как-то обойти жесткие законы Германии? Как сидится в немецких тюрьмах? И еще многое, многое другое…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Германия глазами иммигрантки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Дошкольное воспитание в Германии

Детский сад является заведением немецкого происхождения, которое в последствии переняли многие страны мира. Надо отметить, что это — одно из самых полезных немецких изобретений, без которого вряд ли были бы возможны многие другие. Представьте себе ученого-изобретателя, у которого с утра до ночи по дому носится ватага орущих ребятишек или который вынужден брать непослушное чадо с собой на работу. Я уже не говорю о женщинах-ученых. В Германии их достаточно (в одном только Гейдельбергском университете насчитывается более сорока).

Но, как известно, сапожник часто остается без сапог. Так и Германия, не сумевшая в полной мере насладиться собственным изобретением. В это трудно поверить, но дефицит дошкольных учреждений в ФРГ уже приобрел масштабы национальной катастрофы. Нехватка мест в яслях считается одной из главных причин низкой рождаемости в стране. Работающих женщин с детьми с каждым годом становится все больше, а возможностей совмещать семью и профессиональную деятельность все меньше. В Германии трудоустроены лишь 62% женщин с детьми, в отличие от Франции и Скандинавии, где трудятся более 80% матерей.

Вот и делают немецкие женщины выбор в пользу карьеры, особенно, если за плечами — престижное образование. Немудрено: в Германии для того, чтобы ребенок с трех лет пошел в субсидируемый государством детский сад, в очередь надо становиться ещё до его рождения. А найти место для годовалого малыша в яслях практически невозможно.

Ситуация с детскими садами несколько лучше. Но… работают они, как правило, лишь до 12—15 часов, что не решает проблем родителей, работающих полный рабочий день. Приходится нанимать няню или отдавать свое чадо в дорогой частный детский сад. Что ж, обзаводиться потомством в Германии — удовольствие не из дешевых.

Проблема дефицита детских дошкольных учреждений уже давно изучается на высшем государственном уровне. Правительство изыскивает средства для того, чтобы покрыть дефицит. На создание новых дошкольных учреждений для детей до трехлетнего возраста решено выделить дополнительно 1,5 миллиарда евро. По мнению экспертов, этого явно недостаточно. Для того, чтобы система дошкольных учреждений в Германии поднялась до стандартов, например, Швеции, ежегодно пришлось бы тратить 55 миллиардов. Пока же «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Для западных немцев — это дело привычное. Здесь целые поколения выросли, ни разу не переступив порога детского сада.

Те же, кому повезло пристроить дитя в сад, не всегда бывают от него в восторге. Особенно это касается наших соотечественников, обремененных воспоминаниями о своих собственных детских учреждениях или тех, которые посещали их дети на родине.

Вот некоторые мнения, почерпнутые мной на одном из иммигрантских форумов:

Лично я в ужасе от немецких яслей. В наших, например, детей кормят йогуртами, причем, не детскими, а обычными, с клубничными или ананасовыми ароматизаторами и прочими добавками. Я вовсе не сдвинута на биопитании, но считаю, что для годовалых детей это слишком. Но йогурты еще ладно, а как вам полуфабрикаты для микроволновки: рыбные палочки, замороженная пицца или картофельное пюре из порошка? Повар в яслях не предусмотрен. Воспитатели готовят сами. Когда я выступила на собрании с предложением изменить питание деток, родители меня не поддержали. Большинство из них заявили, что в этом нет ничего страшного: раз продукты допущены в продажу, значит, дети должны к ним привыкать с раннего возраста.

— Когда я узнала, что в Германии в детском саду в одной группе находятся дети всех возрастов, была неприятно удивлена, но со временем поняла, что это — плюс. Малыши многому учатся друг у друга, старшие помогают младшим, дети тренируются выстраивать социальные и даже товарно — денежные отношения. Здесь очень популярны детские базары. Дети за символическую сумму продают свои старые игрушки или поделки, сделанные собственными руками, а потом, на выручку, устраиваются торжественные чаепития с тортами и прочими сладостями.

— Сказать, что я в шоке от местных порядков, это ничего не сказать! Здесь не то что простуда, температура тридцать восемь градусов не является основанием для отсутствия ребенка в саду. В результате — вся группа гриппует. На невымытые руки воспитатели просто не обращают внимания, зато после каждого приема пищи гонят детей чистить зубы. А еще в детских садах Германии очень распространен педикулез (!!!). Представьте себе, это никого не пугает, кроме наших российских мам.

— Лично я довольна нашим садиком, где есть большой обустроенный двор с песочницами и маленьким бассейном. Есть комната для отдыха с большим количеством матрасов и подушек на полу, где дети под музыку отдыхают или играют в спокойные игры. Кроме спортзала, предназначенного для активных игр, имеется комната, специально оборудованная для снятия стресса: приглушенный свет, прыгающие по стенам разноцветные блики, аквариум с пузырьками. Для моего гиперактивного мальца эта комната — сущее спасение. Жаль только, группа великовата: 30 детей, и к школе здесь совсем не готовят: буквы, чтение, навыки письма остаются проблемой родителей.

— Возмущена внешним видом детей в нашем саду. Главное здесь — удобство и функциональность. Моя четырехлетняя дочка после первого визита в садик, сказала, что больше туда не пойдет, так как там совсем нет девочек — одни мальчишки. Позже оказалось, что девочек там ровно половина, просто все они выглядели не так, как в российском садике, где малышки носили нарядные платьица, гольфики и огромные банты. Да и внешний вид воспитателей оставляет желать лучшего: кто с татуировками на предплечье, кто с пирсингом, кто с дивным окрасом тифозной стрижки, кто с сигаретой в зубах на прогулке. Не раз была свидетелем недоразумений и разнобоя в требованиях воспитательниц, не способных между собой договориться, идти детям на прогулку или играть в помещении.

Сколько людей, столько и мнений. Одно несомненно: немецкий детсад не просто «пасет» детей трудоустроенных родителей, он дополняет семейное воспитание, а также компенсирует дефицит индивидуального развития ребенка. Главным в воспитательной работе дошкольных учреждений является развитие речи и логического мышления, навыки в рисовании и прикладном творчестве, общее физическое развитие и начальное музыкальное образование, социальное воспитание и игры.

Играм здесь уделяется особое внимание. В них моделируются житейские ситуации, развивается умение самостоятельно мыслить и принимать решения. В каждом детском саду обязательно есть игровая комната с большим количеством строительных кубиков, конструкторов, кукол, машин. Малыши здесь непрерывно что-то мастерят: лепят, рисуют, клеят, плетут, вырезают.

Для детей, как и в школе, организуются целые экскурсионные программы: в зоопарк, ботанический сад, аэропорт, на фабрику игрушек или кондитерское предприятие, где их попутно обучают всякому-разному: поливать огород, различать на вкус овощи и фрукты, ухаживать за цветами, беречь окружающую среду. Малышей знакомят с историей родного края, технологией приготовления печенья и шоколада, азами различных профессий.

Конечно, немецкая система дошкольного воспитания и образования кардинально отличается от российской, базирующейся на дисциплине и послушании. Здесь же исповедуется полная свобода действий ребенка. Его ни к чему не принуждают. Если ребенку не интересны организованные игры, он может уйти слушать кассеты со сказками, складывать пазлы или кататься на велосипедике. Не хочет спать? Никто не неволит, пусть себе играет. Хочет проведать друга из другой группы? На здоровье — почти все садики работают по «открытому типу». Не желает сегодня идти на музыку или рисование? И не надо — пусть сам выбирает чем заняться.

Да и к самому садику ребенок может привыкать постепенно. Первые дни мама может всё время находиться рядом, затем ненадолго уходить, постепенно увеличивая время отсутствия. Минимум стресса и никаких истерик. Одним словом, полное уважение к маленькой, но уже личности.

Критика и порицания здесь тоже не приняты. Проблемы, возникающие внутри детского коллектива, решают педагоги — незачем загружать родителей! И никаких замечаний о шалостях ребенка на родительских собраниях. Да и сами собрания проводятся только тогда, когда нужно спланировать совместное проведение праздника, поездку или украсить зал для выступлений.

Главное — ничего не навязать, ничего не требовать, ни к чему не принуждать, не мешать ребенку чувствовать себя главным в воспитательном процессе.

Немецкие психологи считают, что такой подход к воспитанию детей отвечает одной из главных задач дошкольного воспитания — создать территорию счастливого и безоблачного детства.

А как же дисциплина? Уважение к авторитетам? Привычка делать то, что надо, а не то, что хочется? Подготовка к школьным порядкам, и к суровой жизни, в конце концов?

Это, дорогие родители, вы уж сами. В конце концов, со своим уставом в чужой монастырь не ходят.

Немецкая школа. Кто виноват и что делать?

Большинство немецких родителей, чьи дети учатся в основных и реальных школах, считают несправедливой систему школьного образования в Германии. У них к ней такое количество претензий, что впору задуматься о серьезной модернизации сферы образования. Вот лишь некоторые из них:

Дети в школе занимаются слишком мало. Мы вынуждены помогать им с выполнением школьных заданий. Необходимо создавать «школы продленного дня». И обязательно определиться с единым для всей страны началом и концом учебного года.

— Классы большие, учителей не хватает. В каждой федеральной земле — своя учебная программа, поэтому если ребенок переезжает, скажем, из Баварии в Нижнюю Саксонию, то с трудом приспосабливается к школе.

— Дети учатся очень долго, слишком поздно заканчивают и школу и университет, а потому немецкая молодежь зачастую оказывается неконкурентоспособной.

— В школах уделяется недостаточно внимания индивидуальным особенностям детей. С ними не занимаются дополнительно. В результате, они не могут самореализоваться. Очень рано (к четвертому классу начальной школы) происходит разделение детей на перспективных и неперспективных. Только тот, кто, по мнению учителя начальной школы, будет способен учиться в университете, имеет право идти в гимназию. Иными словами, уже в 10 лет предопределяется весь жизненный путь ребенка. Считаю, что подобную селекцию нужно проводить после девятого класса.

Иммигранты тоже не в восторге от немецкой системы среднего образования. По мнению 41% родителей, учителя не находят правильного подхода к детям иностранцев. Вот их высказывания на эту тему:

— Наши дети не имеют равных с местными шансов. Они не получают индивидуальной помощи по тем предметам, с которыми у них имеются наибольшие трудности. Отсутствие заданий на дом расхолаживает детей. Считаю, что им нужно прививать чувство ответственности и привычку к самостоятельной работе.

— Мы боимся за наших детей, отправляя их в школу, где драки за лидерство, моббинг и грабеж слабых не являются аномальными явлениями. А сколько сумасшедших подростков в последнее время хватается за оружие — это же ужас.

— В Германии шансы на получение хорошего образования напрямую зависят от социального происхождения детей. В гимназию попадают чаще всего дети из обеспеченных семей. Понятное дело, что это — удар, прежде всего, по семьям иммигрантов.

Считаю, что такой предмет, как «религия» должен быть факультативно-добровольным, а не обязательным, оценки по которому включают в аттестат. В немецком образовании — вообще сплошные крайности. С одной стороны, компостируют мозги «Законом Божьим», с другой — стимулируют раннюю сексуальную активность, с младых ногтей, устраивая детворе «секспросвет». Одни только пришкольные автоматы по продаже противозачаточных средств чего стоят! Не могу понять, почему немецкие третьеклассники, толком не зная грамматики и истории, знают всё про то, как мама с папой «делают детей». Всё — в учебнике. С цветными картинками. Кто придумал такую программу для начальных классов? Школа считает более важным рассуждать о половых отношениях, демонстрируя акт соития на муляжах, чем разъяснять ученикам элементарные правила поведения (не чавкать в транспорте пиццей в лицо сидящему напротив, не ставить ноги на свободное сиденье, не сморкаться громогласно, не выплевывать жвачку на тротуар, уступать в транспорте место пожилому человеку и т.д.)

— Беда немецкой школы — полное отсутствии дисциплины. Одеты дети безобразно, на головах — черт-те что. Учителя выглядят не намного солиднее и авторитетом у своих питомцев не пользуются. Дети хамят им, угрожают физической расправой, срывают уроки.

Родительская озабоченность будущим детей небезосновательна. В стране хронически не хватает учителей. На сегодняшний день в школах Германии преподают около 770 тысяч педагогов. В ближайшие десять лет 300 тысяч из них уйдут на пенсию. Немудрено: возраст каждого второго школьного учителя в ФРГ колеблется в пределах от 50 до 60 лет. Молодежь же игнорирует эту профессию, считая ее неблагодарной, стрессовой, бесперспективной. По прогнозам специалистов, в этом учебном году стране будет не хватать около 40 тысяч предметников. Особенно остро проблема стоит в западных землях, однако и на востоке не все благополучно — в одной только Саксонии 1,7 тысяч учительских вакансий. В некоторых федеральных землях по этим предметам не выполняется учебный план. С особой остротой ощущается нехватка преподавателей математики, информатики и естественных наук. От безысходности школы вынуждены брать на работу людей без профильного образования. Все чаще в классах можно встретить инженеров и переводчиков. По подсчетам Немецкого союза филологов, из-за отсутствия замены в неделю «пропадают» около одного миллиона часов занятий по всей стране.

Чтобы спасти положение власти намерены приглашать гастарбайтеров — учителей из Восточной Европы. Это при том, что тысячи иммигрантов и переселенцев с педагогическими дипломами не могут найти рабочее место по специальности.

В Германии только ленивый не ругает школу. Печально, но хвалить ее пока особо не за что. Каждый год почти 80.000 учеников ее так и не заканчивают, лишая себя минимальных шансов на получение приличной работы. Многие же из закончивших похвастаться успехами тоже не могут. По уровню образования Германия занимает одно из последних мест в Европе. Наибольшую озабоченность вызывает уровень знаний школьников Бремена и Гамбурга. По данным опроса, проведенного журналом «Fokus-Schule», почти никто из немецких детей добровольно книг в руки не берет, а каждый пятый ученик немецкой школы вообще не способен усвоить материал без помощи репетитора.

Что касается чтения художественной литературы, то тут проблема не столько в детях, сколько в их родителях. По данным Федерального ведомства статистики, больше трети немцев (36%) вообще не покупают книг.

Пока же державные мужи ужасаются тупости немецких школьников и ничтожному количеству молодых людей, имеющих высшее образование, планируют плотнее заняться интеграцией иностранцев, ломают копья в дискуссиях о введении общей для всех средней школы и единых стандартов образования для всех федеральных земель, дети должны продолжать обучение в основных и реальных школах. Нравится нам нынешняя система образования или нет, альтернативы ей пока не наблюдается.

На сегодняшний день Германия остается единственной страной в Европе, настаивающей на обязательном посещении школы. Домашнее образование, являющееся частью повседневной реальности во всем мире, в ФРГ до сих пор нелегально. Тем не менее, все больше семей, не удовлетворенных качеством немецкого школьного образования, решают заняться обучением своих детей самостоятельно, беря на себя, таким образом, и всю ответственность, и риск столкновения с государственной правовой машиной.

И, поскольку в чужой монастырь со своим уставом не ходят, будем ориентировать наших детей на серьезное отношение к получению ими знаний. В конце концов, образование — решающая предпосылка для того, чтобы найти работу и добиться успеха в жизни.

Ученье — свет, а неученых — тьма

«Система школьного образования Германии — одна из самых совершенных в мире. Она имеет древние традиции и создавалась не одно столетие. Высокий общеобразовательный уровень населения в значительной степени обусловил экономический расцвет государства после Второй мировой войны», — написано в вузовском учебнике новейшей истории, по которому обучаются будущие российские педагоги. Признайтесь, что многие из вас, переезжая на ПМЖ в Германию, были свято уверены, что западно-европейское образование, которое ваши дети получат на земле предков, ни в какое сравнение не пойдет с российским. Вот там-то уж и паре иностранных язычков обучат, играючи, и учителя там демократичные: к ним можно обращаться на «ты», они ведут занятия, сидя на учительском столе, и одеты, как юнцы, сорвавшиеся с молодежной тусовки. Там нет домашних заданий, политинформаций и школьной формы. К тому же, образование в Германии — одно из сильнейших в мире. Чего еще можно пожелать родному дитяти?

А что говорит о немецком школьном образовании бесстрастная статистика? В ходе опроса, проведенного детским фондом ООН, выяснилось, что немецкие школы занимают 19 место из 24 (в пятерку лучших вошли Канада, Франция, Норвегия, США и Исландия). «Школьное образование в стране находится на крайне низком уровне, и это негативно сказывается на рынке труда, — говорит Дитер Ленцен, вице-президент Свободного Университета Берлина. — 50 лет назад еще можно было заработать себе на жизнь с помощью тачки. Теперь же это транспортное средство редко где встретишь. Пишущая машинка, за которой раньше сидела профессиональная секретарша, уступила место многофункциональному персональному компьютеру. Труд стал интеллектуально более сложным и более зависимым от уровня образованности. Мы делаем ставку на новое поколение, которое должно обладать высочайшим образовательным уровнем».

Что касается последнего, то уровень этот оставляет желать лучшего: по технике чтения и понимания текстов 15-летние школьники «страны поэтов и мыслителей» оказались в нижней трети таблицы среди своих сверстников из других современных развитых государств, в то время, как немецкие учителя были уверены, что 88 процентов учеников не относятся к категории «слабых». А это уже — серьезные педагогические просчеты, являющиеся следствием несовершенства подготовки будущих педагогов. Учеба в вузе «сеятелей разумного, доброго, вечного» носит чисто теоретический характер. Практический опыт молодые педагоги накапливают уже по его окончании, в ходе годичной педагогической стажировки, в то время, как в центре внимания должны находиться педагогические дисциплины и ранняя практика в школе.

Так неужели так уж все плохо? Совсем нет плюсов? Есть, конечно. Прежде всего, это — прекрасная материальная база, какая нам на родине и не снилась. Минимум или полное отсутствие домашних заданий — тоже плюс. Основательное преподавание иностранных языков с практикой поездок за границу с целью укрепления языковых навыков. Проверка знаний методом тестирования, исключающего подсказки, списывание и колебание настроения экзаменатора. Широкие возможности для развития индивидуальных способностей путем распределения предметов в соответствии с профилем обучения (языково-литературно-художественный, общественно-научный, математическо — технический). Право отказаться в гимназии от изучения «не понравившихся» факультативных предметов и т. д. и т. п.

Подводя черту под вышесказанным, замечу, однако: хорошо или плохо школьное немецкое образование, а получить его все равно нужно. Подавляющему большинству немецких школьников, армия которых состоит из десяти миллионов человек, сравнивать его, к счастью, не с чем. Наша же, родительская задача, помочь отпрыскам преодолеть трудноприступную крепость знаний. Как учил нас дедушка Суворов: «Тяжело в ученье — легко в бою».

«Он из Германии туманной привез учености плоды»

Так писал Пушкин о Владимире Ленском, который мог гордиться образованием, полученным на родине Гете, Шопенгауэра и Гельмгольца. И не только он. Немало россиян, прославившихся на поприще науки и искусства, многим обязаны немецкой высшей школе: М. В. Ломоносов учился в Марбурге и Фрейбурге, Б. Л. Пастернак — в Марбурге и Гёттингене, Софья Ковалевская получила степень доктора философии в Гёттингенском университете… Долгие годы Германия слыла страной, дающей крепкое классическое образование.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Германия глазами иммигрантки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я