Настоящий курс лекций и практических упражнений может быть рекомендован учащимся различных специальностей, но, разумеется, не заменяет личного общения с педагогом и практического анализа музыкальной формы и выразительных средств музыкальных произведений.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория музыкальных форм. Краткий конспект лекций и практических упражнений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
МОДУЛЬ 2. СМЫСЛОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ. ИХ ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Масштабно-тематические структуры
Масштабно-тематические структуры — это масштабные соотношения тематических частей периода, выраженные в тактах. Иными словами, это фразировка.
Существует 4 основных вида масштабно-тематических структур:
ПЕРИОДИЧНОСТЬ — это точная или видоизменённая повторность мотива или мотив-ной группы а а а а (1+1+1+1)1 или аb аb (2+2) (Р.Шуман «Кьярина»)
ПАРА ПЕРИОДИЧНОСТЕЙ — а а b b (2+2+2+2) («Во поле берёза стояла»)
Или а а а1 а1 — такое варьирование используется в народных песнях («Во саду ли…»)
ГРУППА ПЕРИОДИЧНОСТЕЙ — объединение нескольких периодичностей а а b b c c и др.
СУММИРОВАНИЕ — 1+1+2 или 2+2+4 — сопоставление мелких построений с более крупным, обычно равным им в сумме (М.Глинка «Вальс-фантазия»)
ДРОБЛЕНИЕ — 2+1+1 или 4+2+2 — сопоставление крупного построения с более мел-кими, обычно равными ему в сумме (Ж.Бизе — куплеты Тореодора из оперы «Кармен»)
ДРОБЛЕНИЕ С ЗАМЫКАНИЕМ — 4+2+2+2+2+4 — это дробление + суммирование (Л.Бетховен Соната №1 — I часть f-moll)
Существуют также особые структуры:
СИММЕТРИЧНАЯ — а b b а (М.Мусоргский — Картинки с выставки — Прогулка)
ЦЕПОЧНАЯ — а b b c c d… (В.Моцарт — Рондо a-moll)
ЗАДАНИЕ:
Нарисуйте, как схематично выглядят периодичность, суммирование, дробление (как чередуются короткие и длинные фразы). Прослушайте несколько музыкальных примеров из классики, джаза, современной эстрады или своей любимой музыки… Найдите примеры, в которых есть такая фразировка.
Период
Период (греч. περιοδοσ — обход, круговращение) — наименьшая, простейшая форма, излагающая относительно законченную музыкальную мысль и завершаемая каденцией в первоначальной или другой тональности.
Период типичен для музыки гомофонно-гармонического склада. Функция периода — экспозиция темы, которая в своём становлении проходит три этапа: 1-изложение, 2-развитие, 3-завершение. Период складывается из более мелких элементов: мотивов, фраз, предложений. Более мелкие элементы складываются в более крупные: мотивы — во фразы, фразы — в предложения, предложения образуют период.
Предложение в периоде — это наиболее крупная часть, заканчивающаяся каденцией.
Мотив — звук или группа звуков, содержащая одну сильную долю.
Периоды классифицируют по величине, тематизму, структуре и гармонии.
ПО ВЕЛИЧИНЕ — малые (8 тактов — 4+4) и большие (16, 32 и более)
ПО ТЕМАТИЗМУ — повторного (если 2-е предложение начинается как первое) и неповторного строения
ПО ГАРМОНИИ — однотональные (начинается и заканчивается в одной тональности) и модулирующие (заканчивается в другой тональности).
ПО СТРУКТУРЕ — квадратные (4+4, 8+8, 16+16) и неквадратные (другие варианты)
Если период неквадратный, то он может иметь дополнение, расширение, сжатие. Дополнение — присоединение к закончившемуся построению (после каданса) одного или нескольких построений заключительного характера (Ф.Шуберт — Серенада)
Расширение — увеличение масштабов построения за счёт внутреннего развития (до каданса) (М.Глинка «Я помню чудное мгновенье»)
Сжатие — уменьшение масштабов построения (Ф.Шопен — Баллада ПП 8+7)
Органическая неквадратность — 3+3, 6+6, 5+7, 7+7 и др. — в музыке народного склада (М.Глинка — опера «Иван Сусанин» — Песня Вани)
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория музыкальных форм. Краткий конспект лекций и практических упражнений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других