Как сказать…

Татьяна Булатова, 2017

«Ее и бабушкой-то было невозможно назвать. Поражало, что в свои шестьдесят «с хвостом» она красилась. Да не слегка, а основательно: глаза – в сурьме, веки – в перламутре, на скулах – не по годам яркий румянец, и губы цветут неряшливой фуксией. И не потому, что помада наложена неаккуратно, а потому, что дешевенькая та помада, «копеечная», купленная на первом попавшемся рыночном развале…»

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как сказать… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ее и бабушкой-то было невозможно назвать. Поражало, что в свои шестьдесят «с хвостом» она красилась. Да не слегка, а основательно: глаза — в сурьме, веки — в перламутре, на скулах — не по годам яркий румянец, и губы цветут неряшливой фуксией. И не потому, что помада наложена неаккуратно, а потому, что дешевенькая та помада, «копеечная», купленная на первом попавшемся рыночном развале.

— Алла Викториновна, а какой у вас любимый цвет?

— Сиреневый, — довольно отвечает Алла Викториновна, будто кому-то это и вправду интересно.

— А чего же на вас зеленое надето?

— Так сиреневую блузку я же сегодня утром утюгом прожгла!

— Да ну?! — дивятся коллеги удивительной способности Аллы Викториновны все время попадать в какие-то форс-мажорные обстоятельства. — Вот уж не повезло, так не повезло!

— Не повезло! — соглашается Алла Викториновна и заявляется на следующий день на работу в целой и невредимой сиреневой блузке.

Коллеги открывают рты, а потом возмущаются:

— Объяснитесь, Алла Викториновна! Как же так?! Вы ж эту блузку вчера утюгом прожгли.

— Так я же не эту прожгла, — оправдывается Алла Викториновна.

— Да как же не эту?! — изумляется народ.

— Да не эту, вам говорю. У меня же две сиреневые блузки!

— Две?! — морщат лоб коллеги и что-то не припоминают…

— Две, — уверенно подтверждает Алла Викториновна и для пущей убедительности поясняет: — Две совершенно одинаковые. Я вообще часто по две покупаю, потому что…

Коллеги не дают договорить и обрывают Аллу Викториновну:

— Потому что вы врете.

— Я вру?! — таращит глаза Алла Викториновна.

— Вы! — рвутся в бой коллеги.

— Не хотите — не верьте! — уходит от дальнейшего спора Алла Викториновна и застывает над своими пробирками: вот уже несколько десятилетий она преподает биохимию в фармацевтическом колледже провинциального города.

Известно, что Алла Викториновна, в отличие от своих сверстниц, не рвется на заслуженный отдых. Поэтому на работе она пропадает круглосуточно, к вящему неудовольствию ближайших родственников.

— Мама, — ругается старшая дочь, — ну сколько можно работать?! Сорвешься! Сиди уже дома, нянчись с внучкой.

— Мама! — вторит ей сестра. — Ты ведь уже бабушка. А внучка тебя не видит. Ты все время с чужими детьми.

— Какие же это дети?! — оправдывается Алла Викториновна. — Это не дети. Это взрослые люди.

— Тем более! — негодует младшая дочь. — Ты тратишь время и расходуешь свои силы на взрослых абсолютно посторонних людей.

— Это не посторонние люди! — сопротивляется Алла Викториновна. — Это мои студенты.

— Мама! — в один голос кричат сестры. — У тебя вечно студенты. И у тебя вечно на нас нет времени. А потом ты обижаешься!

— Ничего я не обижаюсь, — все-таки обижается Алла Викториновна и застывает в трагическом недоумении над кастрюлей с борщом. — А где борщ? Это что, все?

— А что ты хотела?! Ты бы еще под утро домой пришла. Хорошо устроилась. Целый день — студенты! Целый день — программы. Целый день — компьютер. Лишь бы домой не идти. Внучка скоро узнавать тебя перестанет.

— А зачем ты ее назвала Аглая? — задает не в тему вопрос Алла Викториновна.

— А как мне, по-твоему, надо было ее назвать? — орет младшая дочь.

— Ну, хотя бы Аполлинария…

— Чем Аполлинария лучше Аглаи? — вступается за племянницу тетка.

— Да! Чем? — вторит ей сестра.

— Да ничем. Аглая тоже хорошо. Нормально, когда Аглая. Необычно даже…

Дочери захлебываются собственной слюной, но ссоры не получается до тех пор, пока не появляется сама Аглая.

— Баба, — говорит она громко. — Ты сегодня зубы в стакан будешь класть?

— Не скажу, — заявляет Алла Викториновна и выскребывает из кастрюли остатки борща.

— Почему? — искренно недоумевает вну-чка.

— Потому что ты меня зовешь «баба»!

— А как надо?

— Ну… — закатывает глаза Алла Викториновна. — Зови меня Алла!

— Пугачева? — уточняет девочка.

— Почему Пугачева? — удивляется Алла Викториновна. — Как моя фамилия?

— Как ее фамилия? — обращается Аглая к матери.

— Реплянко, — подсказывает та.

— Реплянко? — переспрашивает девочка.

— Реплянко, — признается Алла Викториновна и садится ужинать остатками борща.

Ест она красиво и медленно, умудряясь сохранить не только помаду на губах, но и величественное выражение лица. Непременно — кусочек черного хлеба, некрепкий чай и в конце что-нибудь сладенькое. Чаще — варенье, реже — чудом сохранившаяся в доме конфета.

В доме Реплянко кондитерские изделия любого вида были огромной редкостью. Некоторые даже злословили о том, что видели саму Аллу Викториновну, тащившую с рынка тяжеленные сумки, из которых торчали, стыдно сказать, бычьи хвосты. «Это надо же! — восклицали они. — Приличные люди, а чем питаются!»

«Нормально мы питаемся!» — торопилась успокоить их Алла Викториновна и всегда из гостей несла домой, что получится: кусок торта, бутерброд с икрой, горсть конфет. В общем — что дадут хозяева, давно подозревающие, каково истинное положение дел в семье Реплянко.

Если в руках бабки вдруг неожиданно оказывалась конфетка, внучка делала страшные глаза и, не отрываясь, смотрела на ее движущийся рот.

— Это ты конфету ешь? — не верила своим глазам Аглая, видя, с каким удовольствием Алла Викториновна откусывает от маленькой конфетки маленький кусочек, а потом долго держит его во рту, смакуя.

— Конфету, — мычит с набитым ртом Алла Викториновна.

— А не делишься чего? — возмущается внучка.

— А ты ела сегодня конфету? — интересуется Алла Викториновна и торопится откусить кусочек побольше.

— Ела, — честно признается Аглая.

— А я — нет, — изрекает Алла Викториновна и заталкивает остаток конфеты в рот.

— Ну ты даешь, мам, — презрительно тянет младшая и переглядывается с сестрой.

— От каждого — по способностям, каждому — по потребностям, — напоминает хорошо известный лозунг Алла Викториновна, а потом спешно добавляет: — В коммунизме! А у нас, девочки, капиталистическое общество. Так что извиняйте: кто как работает, тот так и ест.

— Можно подумать, мы не работаем, — язвит старшая дочь.

— Работаете, — соглашается Алла Викториновна. — Но не за сладкое же?!

— А ты что, баба, за сладкое? — догадывается Аглая.

— Нет, — отрицает Алла Викториновна. — За вознаграждение.

— Это за какое такое вознаграждение?! — выстраиваются во фрунт дочери и внучка. — За конфетку?!

— Нет, — стоит на своем Алла Викториновна. — Вы, может, и за конфетку. А я — за вознаграждение.

— Какая разница? — гневается младшая дочь.

— Большая, — строго говорит Алла Викториновна. — За конфетку работают собачки в цирке. А дрессировщик — за вознаграждение.

— Ну и каких собачек ты сегодня дрессировала?

— Каких собачек? — открывает рот Алла Викториновна. — Сегодня сплошные лабораторные.

— Это у кого сегодня сплошные лабораторные? — На кухне появляется муж — большой поэт современности.

— У меня, — подтверждает Алла Викториновна.

— Целый день в колледже? — интересуется большой поэт незначительными мелочами.

— В цирке! — выкрикивает Аглая и прыгает на одной ножке.

— В каком цирке? — не понимает большой поэт и с надеждой смотрит на дочерей. — Не понял.

— Чего ты не понял? — агрессивно наскакивает младшая дочь. — На арене цирка — Алла Викториновна Реплянко, великий педагог и жмотина.

— Чего это я жмотина? — не выдерживает Алла Викторовна.

— Того это. Конфету схрумкала и даже с ребенком не поделилась.

— А кто сказал, что все лучшее — детям?! — отшучивается Алла Викториновна.

— А кто сказал, что все лучшее — старикам? — парирует дочь и в сердцах хлопает дверью.

Алла Викториновна вздрагивает и беспомощно смотрит на своего мужа. Большой поэт — на нее. Между ними, это знают все, — большая любовь, о которой сама Реплянко говорит так: «Понимаю, что это аномалия. Но что делать?! Полное совпадение феромонов!»

Такое объяснение раздражает близких подруг Аллы Викториновны и явно возбуждает случайных слушателей. «Поклонники и поклонницы» влюбленной Реплянко четко разделяются на два лагеря. Одни — за любовь к большому поэту. Другие — против.

Те, кто «за», пребывают в полном обаянии от красивой истории об исключительной любви большого поэта, придуманной Аллой Викториновной. У этой истории простой сюжет: в завязке — мимолетный взор, феромоновый взрыв и безумная страсть. В развитии действия — борьба за выживание и за сохранение таланта большого поэта путем утраты собственного здоровья. В кульминации — иссякший источник феромонов и относительное оскудение таланта большого художника. Надо ли говорить, что в развязке?! В развязке — гимн героическому подвигу сподвижнице, другу, жене.

Близкие подруги были иного мнения об истории взаимоотношений Аллы Викториновны и большого поэта. До наступления пенсионного возраста они Аллу иначе как «сумасшедшей дурой» между собой и не называли, периодически предоставляя этой чокнутой с двумя детьми угол на два-три дня, пока к поэту не вернется вдохновение, сменяющееся раскаянием. После первого инсульта большого художника подруги стали помягче и слово «дура» поменяли на слово «бедолага». Второй инсульт примирил всех, и у некрасивой истории любви нарисовался красивый финал: «Красивая вы все-таки пара! Ты, Аллочка, и он — художник слова, помятый жизнью и выброшенный «с корабля современности». Услышав это, Алла Викториновна расцветала, как майская роза, и продолжала любить жизнь еще больше, а дома бывать все реже.

— Алла Викториновна, идите домой, — раздраженно просила вахтерша, совершавшая обход вверенных владений.

— Мама, ты скоро?

— Алла, ты до сих пор не дома?

— Нет. Нет. И еще раз нет! — отвечала Алла Викториновна и оттягивала момент возвращения в родные пенаты.

«Привычка?» — предполагали подруги. «Семейное неблагополучие?» — догадывались коллеги. «Лишь бы не быть дома!» — выносили приговор взрослые дети и выставляли впереди себя Аглаю, призванную «вразумить» молодящуюся бабку.

— Я тебя жду, — предупреждала Аллу Викториновну внучка и целовала трубку. — Пока не вернешься, спать не лягу!

— Ты что? Мне угрожаешь? — усмехалась Алла Викториновна, а в это время червь вины начинал грызть ее душу.

— Нет, — кривилась Аглая и беспомощно смотрела на рассвирепевшую мать.

— Не собирается? — грозно переспрашивала та у дочери и в сердцах заявляла: — Мы без матери росли, теперь ты — без бабки.

— Она что, тебя бросила? — От ужаса глаза девочки округлялись, а когда Аглае становилось страшно, она тут же хотела в туалет «по-большому». Чаще всего добежать до туалета не получалось, и штаны оказывались тяжелыми и сырыми. Тогда мама заставляла ее саму засовывать штаны под кран и внимательно смотреть, как это «говно» стекает в раковину.

— Что ты корчишься?! Какать хочешь?! — заорала мать и потащила дочь за руку в уборную.

— Я сама-а-а! — вопила Аглая и с ожесточением вырывала руку.

— Я тте дам сама-а-а! — возмущалась мать и, втолкнув девочку в узкий пенал туалета, запирала дверь на шпингалет.

— Выпусти, — пинала дверь узница и грозилась: — Я бабе скажу!

— Вперед! — не могла остановиться горе-мамаша и обещала продержать дочь до того момента, пока домой не вернется злосчастная бабка.

— Ну и пусть! — огрызалась девочка и шипела: — Дедуля захочет писать — выпустит.

— Не захочет! — обещала дочери мать и с надеждой смотрела на закрытую дверь отцовского кабинета. Тому и вправду ничего не хотелось: он часами сидел в одиночестве, положив перед собой чистый лист бумаги и пытаясь писать по старинке, с карандашом в руках. — Не ори!

— Буду! — вопила из-за запертой двери Аглая.

— Ну и ори! — неожиданно разрешала мать и, бесшумно отодвинув шпингалет в положение «открыто», скрывалась у себя в комнате. — Пока не извинишься, из туалета не выходи! — кричала она в коридор, не надеясь на то, что дочь к ней прислушается.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как сказать… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я