Ошибка выжившего препода, или Языковой коучинг для начинающих

Татьяна Бакаева, 2021

Учу английский со школы, но разговаривать так и не научился. Дохожу до определенной темы и как будто блок. У меня нет таланта к языкам. Каждому из нас хотя бы раз в жизни приходили эти или похожие мысли. Они же и заставляли нас бросать занятия. А если разобраться, что за этим стоит? Каковы истинные причины того, почему не учится язык?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ошибка выжившего препода, или Языковой коучинг для начинающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сказка о Золушке или внутренняя мотивация

Я преподавала на курсах для взрослых. Ко мне приходили разные люди с интересными целями. Среди них была Маша. Она попросила проводить занятия пораньше, в 8 часов утра, и я согласилась.

Однажды утром (это было наше с ней второе занятие) мы сидели напротив друг друга в тесном кабинете. В какой-то момент урока я задала ей вопрос и не услышала ответа, только дыхание. Оказалось, что она спала, хотя её глаза были открыты.

Я вышла за кофе. Когда я вернулась с чашкой, аромат разбудил её, она потянулась.

— Как вы себя чувствуете?

— Я уснула. Ночь сегодня казалась бесконечной.

— Не удалось поспать?

— Да. Была в клубе до 7 утра, а к 9 приехала к вам.

— Как часто вы так проводите время?

— Каждый день, вернее, ночь.

— Почему?

— Я работаю в ночном клубе. Танцую на пилоне.

Мы ещё немного потренировали настоящее простое время в вопросах и утверждениях, а после занятия она предложила меня подвезти. При виде её Range Rover я сразу представила её в клубе. Она заметила мою реакцию и сказала, улыбаясь:

— Да, это подарок, и английский тоже я учу в подарок. У меня есть три месяца, чтобы разговориться, а потом я выхожу замуж и уезжаю заграницу.

Подходящий момент, чтоб прояснить программу занятий, — подумала я — и стала подробно расспрашивать её о том, что именно она хочет выучить за 3 месяца. В тот момент я впервые слышала об этом и для меня это была ценная информация, потому что у нас на курсах собеседование проводил администратор, который определял уровень ученика и выдавал преподавателям учебники и расписание. Мне же было интересно составить свой план и смотреть, как мы сможем его реализовать, а не просто заниматься по учебнику, тем более я уже убедилась, что учебник её усыпляет.

У Маши был начальный уровень языка. Она, конечно, изучала его в школе, тогда она даже не думала, что он ей пригодится. Она планировала работать бухгалтером, но в душе всегда мечтала связать свою жизнь с танцами, переехать заграницу и открыть там собственную школу танцев. Маша верила в свои силы, но всё равно очень нервничала, потому то она не могла поверить, что через 3 месяца будет свободно говорить, однако, ей очень хотелось получить максимум за это время. Мне нравилось, что она трезво смотрит на ситуацию. Мне хотелось её поддержать.

Я выяснила, что ей нужен бытовой язык, чтобы первое время общаться в магазинах, больницах, ресторанах и везде, где мы общаемся в своей обычной, нетуристической жизни. Я взяла учебник и начала зачитывать темы, а она говорила мне, пригодится ей это или нет. По ходу беседы всплывали и дополнительные темы, которых не было в этом учебнике. Я всё записывала в блокнот. Когда темы были записаны, мы посчитали примерное количество уроков. Расписание получилось плотное.

Какой бы сильной ни казалась внутренняя мотивация, я уже знала, что стоит поговорить также и о самодисциплине, поскольку во многом от самой Маши зависело достижение её цели за такой небольшой промежуток времени. Во-первых, мы обсудили важность сна, так как именно сон влияет на общую работу мозга и на скорость мышления и реакций. Во-вторых, мы поговорили о самостоятельных занятиях. Мне было важно, чтобы Маша оставалась с языком один на один и выявляла пробелы и непонятные ей моменты, а также училась проявлять свою автономию в языке. В её ситуации это было важно, так как она планировала продолжить самостоятельно изучать язык и после отъезда. В-третьих, мы выяснили её распорядок дня, количество свободного времени и определили, в какие часы ей лучше заниматься, какие задания она сможет выполнять и какие действия совершать в повседневной жизни, чтобы эффективнее запоминать материал. Маша танцевала, ей нравились композиции на английском, и она с радостью согласилась разбирать тексты песен. Мне это дало дополнительную возможность для расширения её словарного запаса и для тренировки грамматики. Маша моментально схватывала грамматические конструкции и слова, ведь этот материал был подкреплен движениями тела. Иногда, когда она забывала слова, она начинала двигать плечами, вспоминая танец, и слова сами вспоминались.

На протяжении трёх месяцев мы встречались через день. Маша больше не засыпала на занятиях и много занималась самостоятельно. Она приходила на уроки с вопросами по сделанным заданиям, которые мы вместе разбирали. Где-то в середине нашего обучения она решила рискнуть и записалась в разговорный клуб, чтобы дополнительно практиковать разговорные навыки. Как она сама сказала, в клубе она использовала те слова, которые у неё плохо запоминались. Получилось, что 3 раза в неделю мы занимались индивидуально, а ещё 2 дня она ходила в разговорный клуб. 5 дней в неделю — это довольно много. Маша чувствовала себя всё увереннее, но были грамматические темы, которые ей не очень хорошо удавались. Она часто путала времена, пропускала вспомогательные глаголы. Я ей рассказала, что на это требуется время, нельзя заучить правило и сразу начать его правильно использовать. Это её успокоило и поддержало. Иногда Маша писала мне письма, и на следующем занятии мы разбирали ошибки из них. Такого рвения я не ожидала, но от этого мне было особенно приятно.

Мне было очень интересно работать с Машей. Она научила меня творчеству и лёгкости. До неё мне было страшно отступить от намеченного плана, поскольку я считала, что только следуя плану возможно достичь цели. А её креатив с письмами, с разговорным клубом, показал мне, что можно рисковать, менять правила игры, вносить разнообразие в отлаженные процессы. Нам было сложно расставаться. Я помню, как на последнем занятии, она закатила нам вечеринку, на которой гуляла вся школа. Мы заняли самый просторный кабинет, Машин помощник привез угощения: закуски, сладости, шампанское, и небольшие подарки для каждого сотрудника, с которым Маша была знакома. Приезжая к нам на курсы 3 раза в неделю, она стала уже практически родной для всех наших сотрудников. Я помню, что, когда она пришла в первый раз, она робко поздоровалась и тихо попрощалась, а потом, спустя две недели, преодолев стеснительность, стала пытаться говорить со всеми по-английски.

Похожа ли история на современную золушку? Не знаю. У Маши было много трудностей: начальный уровень языка, напряженный график работы, сжатые сроки, но несмотря на это она оставалась жизнерадостной, трудолюбивой и ответственной. У неё было стремление и, самое главное, у неё была мечта жить заграницей. За тот короткий период мы прошли всё, что запланировали. Может быть, не так глубоко и свободно, как мне хотелось бы, но на первое время ей этого хватило. Она чувствовала себя спокойно и уверенно. Она продолжила изучать язык сама, по тому плану, который я для неё составила. Сейчас Маша с мужем и детьми живут на Кипре, и у неё своя танцевальная школа. Те три месяца хоть и были, по её словам, самыми напряженными в её жизни, но они научили её не только учиться, но и не сдаваться перед трудностями.

История Маши — прекрасный и показательный пример внутренний мотивации. Можно увидеть, как мы сначала формулируем желание, потом придумываем вознаграждение, а затем, имея силы и навыки, совершаем действия, направленные на достижение нашего желания. Я не знаю, в какой момент Маша загадала уехать жить заграницу, но вознаграждение она себе придумала одно из самых эффективных, поскольку оно было завязано на её ценностях. Может быть, поэтому у неё нашлись силы, чтобы выполнить все необходимые действия.

Подумайте и вспомните:

1. Было ли у вас какое-то желание, которое вам удалось исполнить? Что вами тогда двигало? Какое было вознаграждение?

2. Когда вами двигала исключительно внутренняя мотивация. Получилось ли что-то в итоге?

3. По отношению к чему у вас сейчас есть такая мотивация?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ошибка выжившего препода, или Языковой коучинг для начинающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я