Самоучитель для начинающих психологов ДОО, или Руководство к действию. Часть 2

Татьяна Анатольевна Мирная, 2022

Книга для психологов ДОО является продолжением большого пособия, написанного практикующим детским и семейным психологом, за плечами которого многолетний опыт, в том числе более десяти лет успешной работы в сфере дошкольного образования. Автор предлагает читателю познакомиться с его эмпирическими наработками, полученными в результате длительного, планомерного труда и значительных материальных и ресурсных затрат. Практическая ценность пособия состоит в том, что предоставленный материал не копирует, а дополняет имеющуюся на просторах книжных полок и интернет площадках информацию по данной тематике.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самоучитель для начинающих психологов ДОО, или Руководство к действию. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава VII

«Интеллект»

Сначала стоит разобрать, что же такое интеллект21 и почему его нужно развивать именно в детском возрасте, и только потом двигаться дальше.

Интеллект человека — это психическое качество, которое соединяет в себе все познавательные процессы индивида (ощущения, внимание, восприятие, память, речь, мышление, представления, воображение, воля, рефлексия и т.п.), формирующие общую способность к познанию и решению проблем, которая оказывает влияние на достижение успеха в любом виде деятельности и является основанием для других способностей.

Если кратко, то интеллект — это способность человека решать различные задачи, благодаря его умственным способностям и количеству усвоенных им знаний и умений.

Основной теорией формирования интеллекта считается теория стадий развития интеллекта Жана Пиаже. Согласно этой теории, центральный стержень развития психики — это интеллект. Его теория описывает целостную картину интеллектуального развития ребёнка. Пиаже утверждал, что ребенок, уже с самого рождения, взаимодействуя со средой, поэтапно развивает и формирует всё более адекватную схему своей адаптации и функционирования в этой среде.

Стадии развития детского интеллекта по Пиаже:

Первую стадию Пиаже назвал сенсомоторной. Она характеризуется появлением первых рефлексов и навыков. При помощи органов чувств и своих движений ребёнок открывает окружающий мир. В младенческом возрасте он еще слишком эгоцентричен и воспринимает мир через себя: то, чего он не видит в настоящий момент, того не существует и поэтому этого не видит никто. Затем, постепенно, начинает понимать, что он нечто отдельное от внешнего мира и видеть связь между собственными действиями и их последствиями. Так появляются его первые собственные суждения о внешнем мире и его объектах. Тем не менее, «внутренний план» пока ему недоступен, он манипулирует только конкретными предметами. Такое поведение Пиаже считал первыми признаками интеллекта. Первая стадия длится от 0 до 2-х лет.

Вторая стадия, от 2-х до 7-ми лет — дооперациональная стадия, период дооперациональных представлений. Эта стадия начинается в то время, когда дети начинают говорить и пользоваться языком и другими символическими средствами. Окружающий мир расширяется, но пока включает только простые понятия о внешней среде. Формируется символическое мышление, начинает зарождаться «внутренний план». Однако мышление ребёнка все еще остается эгоцентричным: ему свойственно приписывать окружающим собственную точку зрения и не понятно, что кто-то имеет другую. И хотя ребенок уже способен выстраивать решения некоторых задач, ему остается ещё не под силу воспринять многие виды опыта. Пиаже уточнял, что эгоцентризм уходит не тогда, когда у ребёнка становится больше опыта, а только тогда, когда он начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных, что он не единственный центр, а один из множества центров. Такой переход от эгоцентризма к децентрации Пиаже назвал законом развития. Это период подготовки и организации конкретных операций, в котором закладываются основы социального и эмоционального интеллекта.

Третья стадия, от 7-ми до 11 лет — стадия конкретных операций. Ребенок начинает использовать в мышлении логику. Он уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними во внутреннем плане на логическом уровне. У ребенка вырабатывается способность оперировать своими внутренними представлениями о каких-то объектах, то есть к конкретным операциям, относящимся к объектам. Это действия типа комбинирования, упорядочения, разделения, классификации, то есть действия весьма общего характера, все еще тесно связанные с конкретными предметами. Отсюда и название — конкретных операций. Кроме того, это период активного развития памяти.

Четвертая стадия развития интеллекта по Пиаже, начинается с 12-ти лет — период формальных операций. Для формально-операциональноro мышления больше не требуется связь с физическими объектами или фактическими событиями. Оно характеризуется способностью оперировать абстрактными понятиями, мыслить по аналогии, исследовать все логические варианты решения задачи, воображать себе несуществующие объекты и вещи, противоречащие фактам, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, формировать идеалы и понимать смысл сложных метафор, становиться на точку зрения другого человека. Операции полностью перешли во внутренний план.

Возрастные границы стадий, согласно теории Пиаже, могут незначительно сдвигаться в зависимости от индивидуально-психологических особенностей ребенка.

Можно ли ускорить прохождение стадий развития интеллекта? Жан Пиаже считал, что необходимо поэтапное прохождение всех стадий развития интеллекта. Даже если получение досрочных механических знаний и возможно, ценность такого ускорения весьма сомнительна, поскольку, на самом деле, не происходит никакого фундаментального развития. Научение, по его мнению, ни в коем случае не синонимично развитию.

И напротив, тормозить этот процесс, значит упускать временные рамки возможностей, заложенные самой природой. К чему приводит такое безответственное отношение к интеллектуальному развитию ребенка, мы с тобой знаем на примере ЗПР.

В продолжение темы интеллекта, хочется обратить твое внимание на тот факт, что интеллект — это понятие хоть и конкретное, но все же собирательное. Вот и давай, для полноты картины, его немного разберем.

В стандартном понимании существует два типа интеллекта — умственный и эмоциональный.

Об одном из них я рассказала выше, освещая теорию Ж. Пиаже. Об эмоциональном мы погорим в следующей главе.

Но, на мой взгляд, взявшись за труд обогатить твои знания в этом вопросе, было бы совершенно неправильно обойти теорию Гарднера «множественного интеллекта».

Американский психолог, профессор Гарвардского университета Говард Эрл Гарднер, более 20 лет занимаясь исследованием одаренных людей и людей с поражениями мозга, параллельно исследуя то, как человек воспринимает мир и информацию, какая у него мотивация к действиям и как он принимает решения, в 1983 году открыл свою теорию «множественного интеллекта». Проводя свои научные наблюдения, он выявил, что сводить определение интеллекта ребенка к простой проверке IQ очень недостаточно. Гарднер выделил и описал 8 типов интеллекта:

Логико-математический интеллект. Этому ребенку нравятся всякие головоломки (например, сложи узор по образцу), игры, в которых ставятся всякие эксперименты и присутствуют логические задачки. Он рано выучивает геометрические фигуры и цифры. Впоследствии хорошо считает и решает примеры, ему легко удается устанавливать причинно-следственные связи и оперировать абстрактными понятиями.

Лингвистически-вербальный интеллект. Такой ребенок рано начинает говорить, любит, когда ему читают, способен почти дословно пересказать услышанный текст, легко учит стихи. Ему нравится принимать участие в театрализованных сценках и спектаклях, может запомнить почти все роли других участников. Любит рассказывать разные истории, у него, как правило, большой словарный запас. Рано начинает читать и писать, а впоследствии ему с легкостью даются изложения и сочинения, он также умеет хорошо изъясняться устно, что-то объяснять и произносить убедительные речи. Он быстро осваивает иностранные языки.

Визуально-пространственный интеллект. У такого ребенка хорошо развита зрительная память и пространственное мышление, он быстро ориентируется на местности, также быстро усваивает понятия «право-лево», «верх-низ», правильно оценивает расстояния. Этому ребенку нравятся игры с применением карт, пространственных планов и различных схем. Любит создавать постройки и рисовать вымышленные схемы и карты, а впоследствии решать геометрические задачи. У него также развито воображение, поэтому он часто увлекается творчеством, чтобы выразить свое видение окружающего мира, подчеркивая детали, которые другие, в окружающем пространстве, могут даже не заметить. Он умеет представлять информацию через образы, картинки и схемы. Ребенок с легкостью запоминает не только предметы, как, где и что расположено, но и лица людей.

Телесно-кинестетический интеллект. Этому ребенку нравятся подвижные, спортивные, акробатические, а также пальчиковые игры. Другими словами, у него хорошо развита крупная и мелкая моторика, он раньше других осваивает самокат, велосипед, лыжи, коньки и т.п., ему с легкостью даются разные поделки (лепка, аппликация, оригами и т.п.). Он любит танцевать, быстро и точно способен разучивать танцевальные движения, а впоследствии хорошо и красиво передавать эмоции с помощью тела. У ребенка хорошая физическая выносливость и координация, он получает удовольствие от тонкой и сложной работы мускулатуры.

Межличностный интеллект. Уже в младенчестве такой малыш сразу реагирует на изменение мимики лица матери и ее тона голоса. Подрастая, чутко воспринимает и жесты значимого для него взрослого. По мере того, как такой ребенок подрастает, увеличиваются и его способности считывать чувства других людей. Сначала он обращает внимание на четкие эмоциональные реакции окружающих и задает взрослым уточняющие вопросы (например, — «этот мальчик плачет, потому, что ему мама конфету не купила?»), затем начинает оценивать более сложные эмоции. По мере взросления научается быстро определять настроение людей, чувствует их состояние, а впоследствии их желания, намерения и мотивы поступков. Если развитие ребенка происходило в благоприятной среде, он рано становится эмпатичным, внимательным и заботливым к близкому окружению. В последующем умеет хорошо сглаживать или полностью разрешать конфликты, поскольку видит ситуации с разных точек зрения. Одним словом, чувствуя людей, хорошо в них разбирается. Такое социальное мышление делает его весьма харизматичным человеком. Но если условия, в которых рос и воспитывался такой ребенок были неблагоприятными, он становится умелым манипулятором, играя на слабостях и склонностях людей, заставляет их удовлетворять исключительно свои потребности и интересы. Поэтому психологу стоит очень внимательно отслеживать эти моменты и вовремя (подчас вместе с социальным педагогом и другими ответственными органами) работать с взрослым окружением такого ребенка.

Интраперсональный (внутриличностный) интеллект. Ребенок с таким типом мышления склонен к созерцанию. Ввиду того, что он часто погружен в свой внутренний мир, может казаться чересчур замкнутым или даже угрюмым. Ребенок любит отстраненность, и это очень заметно на прогулке и в свободной деятельности детей в пределах группы (не путай с тревожностью и застенчивостью). Еще одна его черта — это организованность и умение с ранних лет следовать установленным правилам. Такого ребенка не нужно обучать эмоционально-волевому контролю, он научается этому сам и достаточно рано. У него достаточно развита концентрация и сосредоточенность, ему с самого детства присуще желание учиться, так как становятся интересны разнообразные сферы. Малыш раньше сверстников начинает задавать весьма философские вопросы, которые почти всегда начинаются со слов или фраз «почему», «а зачем», «для чего» — так развивается его осознание себя и своего места в мире. Он любит упорядочивать пространство вокруг себя, а в последующем и себя самого, стремясь к самосовершенствованию. Такая глубокая осознанность, способность к рефлексии и умение безошибочно соотносить свое эмоциональное состояние с окружающей обстановкой, делают его потрясающим интуитом. А высокий порог самоконтроля и стремление к развитию, позволяет ему достигать высоких высот в жизни. Конечно, не все они становятся великими, из-за различного врожденного интеллектуального потенциала. Но ввиду того, что еще в детстве такой ребенок способен объективно оценить свои сильные и слабые стороны, свои истинные стремления и желания, эти люди со средними показателями, но с развитой самодисциплиной и упорством, всегда умеют правильно выбрать направление профессиональной деятельности, и поэтому способны на гораздо большее, чем остальные.

Музыкальный интеллект. Уже в младенческом возрасте, ребенок прислушивается к звукам музыки и эмоционально на нее реагирует. Он с самых ранних лет любит слушать детские песни, быстро их запоминает и по мере того, как начинает говорить, почти правильно их воспроизводит, т.е. поет. Он вообще любит музыку и умудряется слышать ее даже в обычных технических и природных шумах (стук колес электропоезда, вой ветра и т.п.). Ребенок хорошо различает звуки и ритм, а в последующем начинает чувствовать эмоциональную выразительность музыкальной композиции, далее способен к глубокому анализу любого музыкального произведения. Еще малышом, с восторженным интересом тянется к любому музыкальному инструменту, стремясь его не только потрогать, но и попытаться извлечь из него звуки, а музыкальные игрушки предпочитает остальным. Позднее ребенку легко дается обучение игре на музыкальных инструментах.

Натуралистический (природный) интеллект. Такому ребенку нравится наблюдать за животными, кормить уличных птиц и зверей. Он с большим удовольствием ухаживает за комнатными растениями и копается в огороде. Любит слушать истории и рассказы о загадочных местах на планете, связанных с природными явлениями и экзотической флорой и фауной. Его вообще интересует устройство окружающего мира. Он с восторгом принимает участие во всех экспериментах природного характера, а далее различных природоподобных технологий. Отдых на природе надолго заряжает его положительными эмоциями и впечатлениями. Малыш с большим упорством способен собирать грибы и ягоды, а из отпуска может привезти домой собранные камушки, ракушки, шишки и прочие природные прелести.

Как ты уже понял, такая подсказка, как преобладающие типы интеллекта22 у ребенка, служит прекрасным ориентиром при выборе способов и методов обучения.

Кроме того, через непосредственный интерес воспитанника, связанный с его ведущим типом интеллекта, педагог сможет легко и без замысловатого принуждения способствовать его общему, всестороннему развитию.

Приведу один пример. Мальчик, почти достигший пятилетнего возраста, с выраженным визуально-пространственным интеллектом, любящий рисовать, совершенно не умел и не хотел осваивать азы математики (ФЭМП). Дело доходило до того, что он на этих занятиях часто отсиживался в туалете. Жалобы воспитателей маме ребенка на его недостойное поведение, только ухудшили ситуацию.

Пришлось экстренно подключаться к образовавшейся проблеме.

Экспресс диагностикой методом опроса, анализа продуктов творчества и наблюдения за ребенком, мной были точно выявлены интересы и способности мальчика.

Так началась моя работа по формированию необходимых навыков этого воспитанника.

На дворе стояла осень, и я поинтересовалась сможет ли он нарисовать осеннее деревце (подробности наших бесед я упускаю, освещая только суть). Мальчик с удовольствием приступил к работе. По ходу того, как он рисовал ствол и ветки дерева (я конечно нахваливала его рисунок, подстегивая интерес к нашему занятию), я аккуратно расспрашивала умеет ли он считать и до скольки. Выяснив результат, я сказала, что он замечательный художник и поэтому я усложню ему задание. На этом дереве нужно нарисовать два красных листочка и три желтых, затем попросила, чтобы на его дереве всего оказалось восемь листочков (с зелеными вместе), так как остальные уже успели опасть.

По окончании занятия я передала ему рисунок и предложила, чтобы мальчик дома дорисовал на нем остальные недостающие детали, так как собираюсь разместить этот шедевр на общесадовской выставке, посвященной осенней поре.

Так были выстроены мои занятия (впоследствии он сам придумывал, что будет рисовать, а я умело подстраивала к его творчеству свои арифметические задания), пока ребенок не научился хорошо считать.

По мере того, как мы так замечательно играли, я стала хвалить его и за способность правильно и быстро считать, и стала потихоньку предлагать мальчику решать примеры непосредственно с цифрами. Радости ребенка не было предела, когда он сам осознал, что хорошо справляется со всеми математическими заданиями.

Вот так, через его ведущий интеллект и соответствующий этому ресурс был без особых усилий сформирован необходимый для ребенка навык.

В заключении главы, хочется отметить, что развитие интеллекта имеет зависимость от таких факторов, как генетическая предрасположенность (потенциал, получаемый ребенком от его предков) и окружающая среда (совокупность физических, материальных, воспитательных, социальных, духовно-нравственных и прочих условий, в которых ребенок растет, воспитывается и обучается).

И если генетический фактор неумолим, то окружающая среда во многом является динамическим образованием.

Окружающая ребенка среда должна обеспечивать максимальные возможности для его развития (читай первую главу).

Следовательно, именно она и должна стать полем наших действий, а вернее, некоторые ее слагающие.

Как уже упоминалось, окружающая среда — это совокупность всех внешних факторов, влияющих на индивида. Поэтому психолог не в состоянии изменить или сформировать все ее компоненты. Однако те, на которые психолог вправе оказать влияние, должны быть трансформированы (говоря о трансформации, речь идет о консультативной практике), либо созданы, с его непосредственной помощью, в образовательном пространстве ДОУ.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самоучитель для начинающих психологов ДОО, или Руководство к действию. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

21

По Ж. Пиаже, интеллект — это высший способ уравновешивания субъекта со средой, отличающийся универсальностью.

Г. Айзенк считает, что интеллектом является универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью.

(Взято с портала психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/kip/2007/n3/Nguyen_full.shtml).

22

Гарднер утверждает, что обычно у человека хорошо развиты несколько типов интеллектов, но некоторые из них могут сильно отставать от «главных». Из-за этого люди, которые блестяще показывают себя в одной дисциплине, порой не всегда в состоянии освоить даже школьную программу в другой.

(Взято с сайта: https://skillbox.ru/media/education/teoriya-mnozhestvennogo-intellekta-govarda-gardnera/).

Теория Гарднера лишний раз подтверждает, что не стоит торопиться делать какие-либо выводы и, более того, приписывать ребенку общее отставание в интеллектуальном развитии, не пытаясь более глубоко разобраться в возникших у него трудностях. Задача психолога, найти необходимый ресурс и через него суметь раскрыть, казалось бы, совсем неспособного воспитанника. Дать ребенку необходимую опору, в виде его значительности и вооружить устойчивым желанием развиваться в нужном направлении.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я