Украшения строптивой. От пяти пар сережек до международного бизнеса

Таня Либерман, 2019

Как превратить пять пар сережек в международный бизнес? Взять немного храбрости, помножить на хороший вкус и отчаянную работоспособность, сдобрить все это чисто женской интуицией, и вуаля! – перед вами интернациональный бренд украшений JerusalemBazar. Его создательница Таня Либерман прошла путь от тюменской девочки, которую не взяли ни в один глянцевый журнал, до хозяйки международной сети магазинов с командой в три десятка человек. В своей книге она рассказывает, как вопреки факапам партнеров, нападкам хейтеров и бурной личной жизни преуспеть по всем фронтам!

Оглавление

Из серии: Wonderclub. Ты можешь больше, чем кажется

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Украшения строптивой. От пяти пар сережек до международного бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Иди туда, где страшно

Сколько страхов у начинающих бизнесменов — не сосчитать.

Забавно: почему-то детей рожать не боязно, а вот магазин открыть — у-ух как страшно. Но ведь ребенок — точно на всю жизнь, его не закроешь, если он не оправдал ожиданий, а с бизнесами пробовать и экспериментировать можно сколько угодно! Ну ладно, на сколько денег хватит.

Тем не менее я сталкиваюсь с этим постоянно: люди боятся. Находят сто отговорок не начинать, вместо того чтобы искать возможности для старта. И дятлами стучат в голове комментарии «доброжелателей».

Тук-тук: «Невозможно сделать бизнес без инвестиций! Не накопила миллион — работай на дядю. Накопила — профукаешь, лучше машину купи».

Тук-тук: «Да зачем что-то начинать? Все ниши уже заняты — приткнуться некуда, конкуренты сожрут, клиенты проигнорируют».

Тук-тук: «Ты кто такая вообще? Как собралась управлять бизнесом без образования? Ни знаний, ни умений, всю жизнь у мужа на шее».

Тук-тук: «Погрязнешь в работе! Нереально найти сотрудников, которые будут делать твое дело лучше тебя! Все воруют, все рукожопы, все украдут идеи и откроют свой бизнес!»

Тук-тук: «Какой еще “свой уютный магазинчик”? Ты знаешь, сколько это стоит? Неподъемная аренда!»

Тук-тук: «Засмеют! Ведь если не получится, придется закрыться! Половина одногруппников уже топ-менеджеры, а ты тортики печь собралась. Стыдоба».

Тук-тук: «А зачем рожала? Чтобы потом бизнесом заниматься? Дети на няне, муж уйдет к любовнице, мама помогать не будет! Подумай дважды!»

Тук-Тук: «Что? Ты в своем уме вообще? Создать бизнес и уехать в другую страну? Оставить все вот так, без присмотра? Все развалится!»

Что делать с этим дятлом — главный вопрос начинающего предпринимателя и первое испытание на прочность. Если вы сможете противостоять стереотипам и собственным страхам, дивный новый мир малого — или не столь уж малого — бизнеса распахнет двери и сделает вас счастливой самореализовавшейся девочкой.

Море, дреды и три серебряных колечка

В четыре года я хотела стать балериной. Когда исполнилось восемь — учительницей русского языка и литературы. В четырнадцать мечтала о карьере модели, а в восемнадцать определилась окончательно: хочу работать в глянце. Vogue стал моей мечтой и целью, ни о каком бизнесе, магазинах, командах, конкурентах я даже не думала.

В Тюмени, где я окончила факультет журналистики, глянцем особо не пахло (да простят меня светские дамы из редакции «Стольника»). После четвертого курса я решила валить. Свалилось, правда, недалеко, за 300 км — в Екатеринбург, где глянца тоже не нашлось. Еще полтора года спустя я ехала в Москву на старом «Пежо», багажник которого был буквально под завязку забит коллекцией журналов Vogue из разных стран мира. Сутки за рулем — и съемная комната на проспекте Космонавтов приняла меня в свои объятья.

Я не могла и представить, что буквально в двух трамвайных остановках от этой комнаты через шесть лет открою магазин с коллективом в 25 человек и ежемесячным оборотом в несколько миллионов рублей.

Казалось, жить можно только в корпоративном мире на стабильной фиксированной зарплате. Страшно же. А чем за квартиру платить? А вдруг не получится и засмеют? А где брать клиентов, ниша же занята? Тук-тук!

Зачем даже думать о бизнесе?

И я принялась обивать пороги издательских домов, которые выпускали мои любимые журналы. Hachette Filipacchi Shkulev, Independent Media, Conde Nast, «Парлан», «CK Пресс» — я побывала везде! Самое успешное собеседование у меня состоялось в Conde Nast. Журнал Glamour искал тогда бренд-менеджера, и я блистала в разговоре с маркетинг-директором. Вышла — нет, вылетела — из кабинета на крыльях успеха, а в лифте столкнулась с Аленой Долецкой и проехала в ее компании целых два этажа!

Надо ли говорить, что для меня, девочки из Тюмени, покупающей Vogue на продуктовых рынках, эта поездка казалась ЗНАКОМ! Все должно было свершиться!

Но… нет!

Мне даже не перезвонили.

Не оставляя попыток приблизиться к миру моды и красоты, я устроилась в компанию «Подиум». Правда, на должность, максимально далекую от мечты: персональным ассистентом генерального директора, то есть секретаршей. Заказ билетов на самолет и букетов на дни рождения родственников шефа ни на шаг не приближал меня к цели. Но работа дала мне одно важное преимущество — время для блога.

Старая добрая «жежешка». Моя отдушина, трибуна, подиум, с которого я вещала из офиса «Подиума»! Я ежедневно писала обо всем, что со мной случалось. И хотя ничего особенного не происходило, писала я зажигательно. Поэтому меня читали. Более того — меня до сих пор читают (привет, я знаю, это ты), а прошло уже почти 15 лет.

Бывает, судьба совершает крутой поворот, и все меняется.

Иногда даже не твоя судьба.

Именно так случилось со мной. Летом 2009 года мои друзья Александра и Владик переехали в Тель-Авив: Владик — трудиться спецкором НТВ на Ближнем Востоке, Саша — сибаритствовать в двухэтажном пентхаусе с видом на Средиземное море.

На тот момент Израиль и так был для меня знакомым направлением — с фамилией Либерман все дороги обычно ведут не в Рим, а в Иерусалим, — а тут и вовсе стал вторым домом. Я приезжала в гости к друзьям, бродила по старым рыночкам, покупала прикольные аксессуары… В какой-то момент в голову пришла идея продавать их в Москве — в России мне ничего подобного не попадалось.

Кстати, именно с Сашей я впервые поделилась идеей открыть в ЖЖ магазинчик украшений из Израиля. На что она ответила: «Чушь какая. Не занимайся ерундой».

П — поддержка! Но мне уже так хотелось представить находки своей аудитории в «Живом журнале», что остановиться было невозможно.

В конце концов, я не собиралась создавать империю украшений, открывать магазины в разных странах, нанимать два десятка сотрудников и платить пенсионные взносы. Я просто хотела, чтобы у московских девочек появилась возможность носить эти удивительные сережки.

Вернувшись с этой мыслью из очередной поездки, я аккуратно выбрала из шкатулки самое волшебное из приобретенного — и выложила в ЖЖ с предложением купить.

Если честно, я особенно не помню своих чувств, когда случился первый заказ. По-моему, купили бусы с бирюзовыми бусинами, которые я доставила на том самом старом «Пежо». В общем, закрутилось.

Я попросила друга-фотографа сделать дерзкие снимки на фоне белой стены и позировала с густо накрашенными бронзатором щеками. Денег на студию и визажиста у меня не было. Леня смеялся над моими модельными и бизнес-потугами, но ответственно заливал картиночки с максимально хипстерской обработкой. Фото взрывали ЖЖ, куда я постила их — каюсь — в рабочее время.

Я днями напролет переписывалась с заинтересованными френдами, а после работы мчалась к метро или в «Старбакс», чтобы передать запакованные в крафтовый конвертик украшения. Вместе с покупательницами мы пили карамельный капучино и болтали обо всем на свете. Клиентки оставались довольны: украшения вживую выглядели лучше, чем на фото.

«Таня, я обожаю свои новые сережки. Надела и не планирую снимать!»

«Когда я открыла пакет, была в восторге: они выглядят круче, чем в ЖЖ!»

«Было так приятно познакомиться и пообщаться! Спасибо за вашу красоту».

Полный телефон таких сообщений.

Взаимные чувства: я была влюблена в своих клиенток, свои украшения и летала по Москве на крыльях этой влюбленности.

Всю первую партию из шкатулки разобрали быстрее, чем я спланировала следующую поездку. Останавливаться не хотелось. Любой предлог я теперь использовала, чтобы забронировать билет Домодедово — Бен-Гурион.

На второй раз в моем кошельке лежали 15 тысяч рублей — выручка с предыдущих продаж. Я собиралась на первую осознанную закупку.

Блошиный рынок, расположенный на площади Дизенгоф. Торговцы раскладывают антикварные ложки, фамильные сервизы, кружевные платья и горы серебра. Шумные туристы готовы торговаться до последнего. Гирлянды с огоньками под куполами тента приветливо подмигивают, а солнце играет на хрустальных бокалах у бородатого дедульки. Пахнет зимним Тель-Авивом — тем самым, в который я влюбилась без памяти, — смесью апельсинов, мяты и старых книг.

И я — вся такая в винтажной оранжевой юбке в пол, с тюрбаном на дредах, со стаканом холодного кофе в руке — лавирую между рядами, выбирая колечки.

Это вам не чай шефу таскать и сидеть в приемной с видом на пыльную Ленинградку! Каждому торговцу я рассказывала, что начинаю новый бизнес, хочу продавать украшения. Кто-то радостно кивал и делал скидку молодой бизнесвумен, кто-то смеялся: «Ну-ну, сочиняй…» Но в целом меня окутывала завораживающая атмосфера и предвкушение чего-то нового и волшебного. Забегая вперед, скажу: это ощущение не покидает меня до сих пор — я его испытываю каждый раз, создавая новую коллекцию украшений JerusalemBazar.

Напоследок я сфотографировала веселую морщинистую торговку с яркой помадой. Назвала этот снимок «Кем я хочу стать, когда вырасту». И хотя все сложилось гораздо круче стола с побрякушками на воскресном рынке, это фото — до сих пор мой талисман.

Пятнадцать тысяч рублей были инвестированы в уникальные украшалочки из Израиля. Аксессуары я разложила на дерматиновом диване в съемной однушке на улице Мишина. Вот-вот должны были прийти гости — ведь за неделю до этого я пригласила в ЖЖ всех своих читательниц, неравнодушных к моим аксессуарам, на мероприятие, которое назвала «домашним базаром».

Кем я хочу стать, когда вырасту. Мой талисман

Ноябрь 2, 2009

02:07 pm.

Жду в гости на домашний базар!

Я привезла много браслетов, колец, сережек и подвесок для своей виртуальной лавки и приглашаю вас всех в гости на мини-базар.

Восьмого ноября у вас есть возможность первыми купить израильские побрякушки.

Поэтому я пока выкладываю фотографии только некоторых украшений: полная версия в воскресенье.

Три часа дня, метро Динамо, девочки, выражайте желание поприсутствовать в комментариях — я вышлю полный адрес))

Как мне хватило духу организовать это мероприятие — до сих пор не понимаю. Решилась бы я на такое сейчас? Страшно же! А вдруг не придут? А вдруг придут, но им не понравится? Засмеют?

Тук-тук.

Тогда страха не было, ведь я только играла. «Я просто привезла украшения. Просто пригласила девочек», — уговаривала я себя, стоя посреди комнаты и в очередной раз прокручивая сценарий встречи с первой гостьей. Я поменяла музыку, подбирая самую подходящую композицию Bad Romance Леди Гаги. Поправила икеевское покрывало, на котором лежал мой прекрасный товар.

Минуты тянулись медленно, но, когда длинная стрелка перевалила за 12, в дверь позвонили.

Первая девушка смущалась, кажется, не менее моего и глазами будто бы вопрошала: «А как это вообще делается?» Мы обе впервые были на самодельной домашней выставке-продаже, и это нас сблизило. Преодолев момент неловкости, мы с клиенткой быстро разговорились и занялись примеркой сережек с голубыми бусинками.

Дверь снова робко открылась, и в квартиру заглянули еще две симпатичные девчонки — подружки. И это были не последние гости! Воодушевление захлестнуло меня, и весь оставшийся вечер я веселилась, делала комплименты и без устали продавала украшения.

Они пришли! Они покупали! Они смеялись, но не надо мной, а со мной, от радости и доброй атмосферы, витавшей в тот день в тесной квартире.

Чтобы начать, нужно просто начать

Этот мини-базар в съемной квартирке стал вехой в развитии JerusalemBazar. Именно тогда я поняла три основы большого маленького дела.

Первая. Чтобы начать, нужно просто начать. Стартовать можно даже не с малого, а с микроскопического. Главное — делать шаги. Двигаться вперед. Вы когда-нибудь наблюдали за младенцем, пытающимся ходить? В бизнесе то же самое: сначала не понимаешь даже, как просто стоять, но, если не останавливаешься, появляется шанс вырасти в человека, способного пробежать марафон.

Проще говоря, если нет денег и смелости сразу открыть сеть кондитерских, — продай один торт собственного изготовления. Нет средств на собственный пошивочный цех? Сшей платье дома. И этот шаг будет важнее миллиона бизнес-планов.

Второе, что я осознала: ниша всегда открыта, если стремишься делать свое дело круче всех, быть интереснее и полезнее клиентам. Даже если тысяча других бизнесов уже продает подобный продукт, для искреннего сервиса всегда есть место. Мне хотелось радовать людей. Я старалась сделать для них доступным то, что мне самой казалось красивым. И это работало.

Это продолжает работать по сей день.

И, наконец, третье мое открытие: чтобы не было так страшно, я рискую только тем, что готова потерять. К примеру, мне бы было ужасно жалко профукать 15 тысяч рублей (приличную сумму по тем временам), но я смогла бы встать и пойти дальше после этой потери. Кроме того, можно терять деньги, наработки, иногда даже самооценку, но самое главное — никогда не терять надежды.

С этого мини-базара в съемной квартире начался JerusalemBazar. 8 ноября 2009

Винтажная юбка и тюрбан на дредах — идеальный прикид бизнесвумен

Дерзкая фотосессия на фоне белой стены взорвала ЖЖ

Оглавление

Из серии: Wonderclub. Ты можешь больше, чем кажется

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Украшения строптивой. От пяти пар сережек до международного бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я