Гурджиев. Посвященный проходимец

Танит Ло, 2017

Эта книга наполовину является конспектом двух самых известных книг, излагающих учение Гурджиева на русском языке учеников Георгия Ивановича Гурджиева Петра Демьяновича Успенского и Джона Голдофина Беннета, а остальное размышления автора на разные темы. Более краткого и подробного изложения учения Гурджиева на данный момент на русском языке нет. Книга легко написана и рассчитана на неподготовленного читателя, хотя те, кто знаком с учением Гурджиева не понаслышке, могут взглянуть на некоторые вещи по-новому. К достоинствам книги можно отнести сжатость и структурированность изложения и, конечно же, непредвзятость по отношению к столь неоднозначной личности, как Георгий Иванович. И как-бы шутливое название это отражает. Об авторе. Локшина Татьяна Святославна. Закончила в 1975 году МФТИ (Физтех). Специальность – физика взрыва (физика и механика химических процессов). Работала много где – на биофаке МГУ, в МВТУ им. Баумана и других местах. Занималась авторским костюмом. Спонтанными энергетическими танцами. В настоящее время писательница. Написала около десяти романов, пару пьес и штук пятьсот рассказов. В основном в жанре мистический реализм, эзотерика и юмор (см. proza.ru, Танит Ло, Таня Устоева).

Оглавление

Из серии: Великие посвященные XX века

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гурджиев. Посвященный проходимец предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава первая

Начало

«Ленин умер, но Дело его живет»…

Фраза времен социализма.

Понять, кто такой Георгий Иванович Гурджиев очень легко, ежели веришь, что Существуют наши Братья по Разуму, которые живут на Сириусе. Или еще где. Возможно, на Орионе. И они шлют нам всем Вибрации Любви и Добра, которые особо Развитые и Продвинутые представители рода человеческого впитывают и передают дальше. И нас этому готовы учить. Челленджеры их зовут, интернет пропитан ихними посланиями. Тогда сразу становится ясно, что он тоже ихний посланник, который радеет о судьбе Человечества и о нашей с вами Эволюции. Но, подозреваю, что верящих в это мало и приходится выдвигать другие версии. Не такие Возвышенные. Понять Гурджиева сложно, если вам не слишком близок Образ Ходжи Насреддина. Для более продвинутых в Эзотерике скажу по другому. Гурджиев жил и работал по двум картам Таро. Маг и Шут одновременно. Те, которые изучали Древо Сефирот, знают, что именно эти карты ведут в Кетер. Туда, куда и стремятся все эзотерики. Известно, что Гурджиевские группы обычно избегают публичности, не считают нужным обращать в свою веру, почти невидимы в нашем мире и ведут обычную жизнь, занимаясь интенсивной внутренней работой. По слухам, Гурджиев изучал древнейшие тексты. Занимался практикой ламаизма, в монастырях учил древнее знание и вроде изучал сибирский шаманизм. Чем больше узнаю про Гурджиева, тем больше понимаю, что в ближайшие годы все больше и больше людей начнут привлекать его идеи. Сама впервые услышала это имя лет пять назад. Ко мне в гости пришел приятель помочь с компьютером и сразу скачал на рабочий стол суфийские притчи Идриса Шаха, а потом как-то невзначай сказал что-то про Гурджиева. Уже не помню, что именно, но имя запомнилось. Потом уже узнала, что у Гурджиева репутация самого скандального эзотерика двадцатого века. Не считая, конечно, Блаватской и Алистера Кроули. Которого, по слухам, Гурджиев таки спустил с лестницы за «фривольные» разговоры со своим несовершеннолетним родственником. Или учеником. Тут мнения разделяются. Как известно, Кроули прославился своими сексуальными экспериментами, а Блаватская — сомнительными появлениями писем Махатм. Ну, а Гурджиев простым рабоче-крестьянским хамством и своеобразными отношениями с деньгами. С чужими деньгами. Но, несомненно, по степени воздействия на окружающих, Гурджиев оказался на первом месте. Тут никто не смог с ним сравняться. Чем именно он владел — гипнозом, техниками типа НЛП или просто «магнитом мудреца», неизвестно. Джон Беннет писал, что Гурджиев предпринимал все возможное и невозможное, чтобы не быть возведенным в культ. Тот мощнейший эффект, который он производил на каждого, кто с ним встречался, Гурджиев называл тзаврнобар-но — то же самое, что и авестийское хвареио — «печать высшего существа» или «царская аура». Одним из методов, которые использовал для предотвращения личного поклонения ему, было его скандальное поведение. То, что Гурджиев был Посвященным, даже не обсуждается. Он «творил» чудеса. Лечил людей чуть ли не наложением рук. И от алкоголизма, и от наркомании и просто от текущих болезней. И, несмотря на все сплетни, привлекал к себе невероятно образованных и интеллигентных людей. И один из первых среди них — это Петр Демьянович Успенский. Человек, что сумел изложить Учение Гурджиева лучше него. Так считают многие. Читать самого Гурджиева невозможно. Его теории насчет Луны и Луча Творения возвышенны и абсолютно неясны. Так что фактически изучать Гурджиева можно лишь по книге Успенского «В поисках Чудесного», Джона Годолфина Беннета «Гурджиев. Путь в новый мир» и «Драматическая Вселенная», ну и записям лекций самого основателя Четвертого Пути и многочисленным воспоминаниям учеников и журналистов… Итак, что же это такое — ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ? Начнем с конца. Это теория, что Работает. Теоретически неясно как, но практически — таки да. Это знают многие, правда каждый понимает по-своему. Последователей много и у каждого своя версия. Известно, что Гурджиев называл себя «Учителем Танцев». И, по моему мнению, это один из самых важных моментов в его Работе. Именно так называл он Практику, что предлагал своим ученикам. Кстати, в это время многие обратились к осознанию важности Движения для Познания Реальности. Не только Наш Герой. В Германии Штайнер ввел занятия Эвритмией. И придавал им колоссальное значение. Айседора Дункан в Америке исполняла танцы, копируя движения, изображенные на античных вазах. Специально поехала с братом в Грецию и часами срисовывала грациозных танцовщиц. Даже замок себе разрушенный прикупила для проникновения в местный менталитет. Был в то время и такой Институт музыки и ритма Эмиля Жак-Далькроза. И Карл Юнг писал о том, что Бессознательное можно выводить наружу с помощью спонтанных движений. А в России Мейерхольд увлекал своих учеников «биомеханикой», именно так называя свои упражнения. Да и Станиславский со своей системой тоже не отставал. Так что идеи важности Движений для раскрытия внутренней сути человека порхали в воздухе. Но к танцам Георгий Иванович Гурджиев приступил не сразу. Его слава началась со знакомства с Успенским. Сам Петр Демьянович был к тому времени довольно известным человеком. Журналист и писатель, математик по образованию, таролог и оккультист. Он уже съездил в Индию и позже ознакомился с учением Штайнера. И вот «случайное знакомство» в кафе. Сомнение «до» и полный восторг «после». И так Гурджиев действовал на всех. Покорял с Первого Взгляда. Чье бы интервью вы не прочли, все одно и тоже… Джон Беннет писал:

«Еще одной предосторожностью с его стороны было то, что он использовал множество форм выражения своих идей, причем что-то всегда оставалось недосказанным, а иногда и обманчивым. Таким образом ни у кого нет права утверждать: „Вот учение, которое мы получили от Гурджиева. Оно целостно, убедительно и неизменно. В нашу задачу входит передать вам именно это“. И все же, к сожалению, некоторые последователи Гурджиева придерживаются такой точки зрения. Гурджиев не оставил после себя ни организационной базы, ни однозначного учения, ни официального наследника. Он оставил лишь небольшую группу любящих и преданных ему учеников, которые обязались сохранять его работу в том виде, в котором они ее получили и передавать ее людям, способным принять ее без каких-либо оговорок или добавлений из других источников.» [1]

И далее Беннет продолжает, что учение основывается не столько на каких-то посторонних источниках, сколько на тех, из которых сам Гурджиев черпал свои мысли и добавил:

«По моему глубокому убеждению, идеи Гурджиева можно понять в полной мере, только выстраивая связи с их источниками, или Учителями Мудрости, как я их называю. Причем значение самих идей для всего мира в большой степени определяется тем, что они представляют собой часть великого и согласованного действия, которое, как я уверен, разворачивается сегодня, чтобы составить у человечества новое представление о человеке, вселенной и Боге. Именно так Гурджиев рассматривал свою миссию.» [1]

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гурджиев. Посвященный проходимец предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я