Гурджиев. Посвященный проходимец

Танит Ло, 2017

Эта книга наполовину является конспектом двух самых известных книг, излагающих учение Гурджиева на русском языке учеников Георгия Ивановича Гурджиева Петра Демьяновича Успенского и Джона Голдофина Беннета, а остальное размышления автора на разные темы. Более краткого и подробного изложения учения Гурджиева на данный момент на русском языке нет. Книга легко написана и рассчитана на неподготовленного читателя, хотя те, кто знаком с учением Гурджиева не понаслышке, могут взглянуть на некоторые вещи по-новому. К достоинствам книги можно отнести сжатость и структурированность изложения и, конечно же, непредвзятость по отношению к столь неоднозначной личности, как Георгий Иванович. И как-бы шутливое название это отражает. Об авторе. Локшина Татьяна Святославна. Закончила в 1975 году МФТИ (Физтех). Специальность – физика взрыва (физика и механика химических процессов). Работала много где – на биофаке МГУ, в МВТУ им. Баумана и других местах. Занималась авторским костюмом. Спонтанными энергетическими танцами. В настоящее время писательница. Написала около десяти романов, пару пьес и штук пятьсот рассказов. В основном в жанре мистический реализм, эзотерика и юмор (см. proza.ru, Танит Ло, Таня Устоева).

Оглавление

Из серии: Великие посвященные XX века

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гурджиев. Посвященный проходимец предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава вторая

Первая встреча

«О любви не говори — о ней все сказано».

Фраза из песни.

Итак, как говорится, из песни слово не выкинешь. Начнем с начала. Вот и Встретились Два Одиночества. Что поражает, когда читаешь описание Первой Встречи Успенского и Гурджиева. Амбивалентность. В психоанализе этим термином обычно называется сложная гамма чувств. Однополярность же — то есть либо положительные либо отрицательные чувства рассматриваются как идеализированные. В клинической же психиатрии амбивалентностью считают чувства, меняющиеся регулярно. Вечером пациент испытывает к кому-то положительные чувства, а с утра уже отрицательные. В психоанализе же такие перемены называют Расщеплением Эго. Гурджиев вызывает у Петра Демьяновича сразу два противоположных чувства. Доверие и сомнение. Ясно осознанное ощущение, что ему нагло врут. И ощущение абсолютной искренности. Что это значит? Искушенный образованный журналист с первого взгляда подпадающий под влияние непонятного восточного проходимца. Успенский со всем талантом писателя абсолютно точно описывает поведение мошенника, который убеждает его в неких больших тратах на Работу и о гонорарах в тысячу рублей, которые ему якобы платят ученики. Детская неубедительная ложь. Успенский недоумевает, в чем смысл этого вранья и не дает нам ответа. Но, тем не менее, настолько уже верит Гурджиеву, что сразу готов сам изыскивать деньги на Работу, смысл которой непонятен. Но Чувствует, что Смысл существует. Что все это означает? Если бы речь шла о «невинной девушке», то ясно — это Любовь с Первого Взгляда. Но тут. Два взрослых мужчины и детская Игра. Мужчин, явно не склонных к гомосексуальности. Вдруг у них разговор заходит о Химии. Причем, слово Химия явно выделено, типа это не обычная химия. А какая? Но мы то, люди двадцать первого века, поднаторевшие в психоанализе и глубинной психологии, уже можем догадаться. Речь идет об Алхимии. О Психологической Алхимии, о которой много пишет Карл Юнг. МАГНИТ МУДРЕЦА. Вот чем владеет Гурджиев, называя его мудреным и непонятным словом тзаврнобар-но. Но действие его известно. Для того, чтобы получить Философский Камень, нужен Магнит Мудреца. Это написано почти во всех трактатах по Алхимии. Иногда выражаясь несколько витиевато — «чтобы получить философский камень, нужно его иметь». Уже в конце своей жизни Успенский намекает, что Свою Тайну Гурджиев так никому и не открыл. Естественно — Алхимики никогда Открыто не говорили об Этом. Только сейчас психология подобралась к объяснению многих вещей. И Работа учеников Гурджиева — это Великое Деланье Алхимии. Процесс Трансформации обычного человека в Бессмертного, говоря напыщенным мистическим языком. Или, по простому, человек с помощью Учителя взламывает свою Эго структуру и Обретает Самость. Об этом много пишет Карл Юнг в своей работе «Трансцендентная функция». И Гурджиев делает именно это. Пытается «перестроить» психическую структуру личности. Учит, как это делать. Но в отличие от европейских Учителей и пророков, взывающих к Высокой Нравственности и Бескорыстной Любви к Человечеству, предлагает Свою Методику. Где колоссальное внимание уделяется не Душе, а Телу. И говорит о Законе Трех. О трех функциях. Активной, пассивной и нейтральной. Той, что должна объединить первую и вторую. Иногда эту штуку называют Диалектикой. А иногда Троицей. Отец, Мать и Сын. Древний Египет. Все это пошло оттуда. Исида, Озирис и их сын Гор. Египетские Мистерии. Которые постепенно превратились в греческие. Дионисийские. Или Мистерии Деметры. Что мы знаем о них? Почти ничего. А ведь они занимались тем же самым. Превращением Человека в Бессмертного. Но об этом позже. Итак, чего добивался Гурджиев, когда явно Врал и вводил в заблуждение. Многие задавались этим вопросом. И только потом понимали, в чем смысл этого действа. А смысл в том, чтобы Передать управление Интеллектуального Центра Эмоциональному. Посредством шока. Чтобы человек перестал Мыслить Разумом, а попытался Нусом. Именно этим смешным словом древние греки означали Высший Разум. Смотрим Википедию:

«И действительно, он — тончайшая и чистейшая из всех вещей; он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу. И над всем, что только имеет душу, как над большим, так и над меньшим, господствует Ум. И над всеобщим вращением господствует Ум, от которого это круговое движение и получило начало. И все, что смешивалось, отделялось и разделялось, знал Ум…». «Как должно было быть в будущем, как [раньше] было, [чего ныне уже нет], и как в настоящее время есть, порядок всего этого определил Ум. Он [установил] также это круговое движение, которое совершают ныне звезды Солнце, Луна и отделяющиеся воздух и эфир. Само это вращение производит отделение [их]. Отделяется от редкого плотное, от холодного теплое, от темного светлое и от влажного сухое…».

В этом тексте Анаксагора Нус одновременно характеризуется и как сознательная, целесообразно действующая духовная сила (он обладает «совершенным знанием», определил порядок всего) и как чисто механическая сила (отделение воздуха и эфира, отделение редкого от плотного и т. д., которое производится «самим вращением»). Итак, Если человек оказался способен перейти к такому способу мышления, то Гурджиев брал в ученики, а нет — значит нет. Успенский оказался способен. Очень интересно читать его описание своих чувств и эмоций после общения с Гурджиевым. Как хотелось петь и радоваться жизни, как ребенку. Спонтанность. Именно таким словом означают это свойство. Крайне редкое в наше время у европейца. Помните — «будьте, как дети и тогда войдете в Царствие Небесное». Это все о том же. Об обретении Бессмертия. Но что же такое это самое Бессмертие, о котором так много разговоров. Об этом немного попозже. Быстро только кошки родятся…

Оглавление

Из серии: Великие посвященные XX века

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гурджиев. Посвященный проходимец предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я