Организация исследовательской деятельности в школе. Практическое руководство для учителей и родителей

Тамара Шулакова

Пособие посвящено внедрению исследовательской деятельности в школе. Предложены и охарактеризованы пути ее организации, показаны конкретные приемы работы, которые позволят достичь необходимых результатов. Большое место занимает методология исследовательской деятельности, основанная на личном опыте работы учителя. Пособие направлено на повышение уровня компетентности педагогов по вопросам проектно-исследовательской деятельности. Предназначено для учителей, родителей и учащихся.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация исследовательской деятельности в школе. Практическое руководство для учителей и родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Технология исследовательской деятельности

Первое, о чем необходимо договориться, это о понимании значения самого термина «исследовательская деятельность» (ИД). Существуют различные определения. Учебно-исследовательская работа (УИД) является одной из видов интеллектуальной деятельности учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке.

Исследование — «…особый вид деятельности, порождаемый в результате функционирования механизма поисковой активности и строящийся на базе ее исследовательского поведения».

Исследовательская деятельность — это процесс реализации творческих идей, который можно представить в виде нескольких этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Что же это за этапы?

Ученые выделяют:

1. Подготовительный;

2. Планирование деятельности;

3. Работа с литературой;

4. Исследование;

5. Написание и оформление работы;

6. Подготовка защиты и выступление.

2.1. Подготовительный период

С чего следует начать работу? Ученые рекомендуют:

1. Заинтересовать обучающихся в выполнении исследовательской деятельностью;

2. Выявить интересующую проблему;

3. Определить и обосновать актуальность;

4. Определить объект и предмет исследования;

5. Выбрать тему будущей работы;

6. Сформулировать цели и задачи;

7. Выбрать вид работы.

Работа начинается с выявления обучающихся, способных заниматься исследовательской деятельностью. Не стоит скрывать того, что не каждый ребенок хочет, а главное, может заниматься данным видом деятельности.

В этом может помочь НОУ (научное общество учащихся), банк данных в методическом кабинете, где есть списки этих учащихся. Педагогу необходимо учесть такие факторы, как эмоциональная восприимчивость, достаточность знаний, умений и навыков у обучающегося.

Итак, умный, перспективный, умеющий себя показать, преподнести учащийся, но НЕ ХОЧЕТ… И что тогда?

Далее, необходимо замотивировать обучающегося.

Мотивировать — значит заинтересовать, суметь объяснить обучающемуся, какую пользу могут принести ему занятия исследовательской деятельностью.

Эта польза должна быть значимой для конкретного ребенка, опираясь на его конкретные интересы и запросы.

Вот только некоторые мотивы, побуждающие детей заниматься исследовательской деятельностью:

• стремление углубить свои знания по определенной теме, предмету

• общение с интересными людьми

• связь с будущей профессией

• желание получить опыт публичных выступлений

• возможность поступить в вуз (грамоты, призы, дипломы).

• освоение в процессе работы компьютером (в мое время их было мало).

Предлагала детям, зная, что интересует его; в какой семье могут заинтересоваться и поддержать; есть старшие братья и сестры, которых я учила и уверена в них и т. д.

Следующий шаг — выбор проблемной области, которая интересует юного исследователя. Кроме того, как писал Г. Лихтенберг: «Следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего еще никто не видел и над чем еще никто не думал» А ученые подсчитали, что за свою жизнь человек решает порядка миллиона проблемных ситуаций. Получается, чтобы комфортно жить, в школе придется научиться все их решать. Так на это уйдет как раз вся жизнь, даже больше.

Проблемные ситуации окружают повсюду, даже может быть в привычных обыденных ситуациях, то, что мы считаем аксиомой. Как произошло с Аристотелем, который в одном из своих трактатов написал, что у мухи восемь ног, и это не ставилось под сомнение почти два тысячелетия, пока кому-то не пришло в голову пересчитать ноги у мухи. Их оказалось шесть. Вот что значит авторитет ученого!

Но самое трудное в проблемной ситуации — выйти на исследовательский путь, найти вопрос, требующий ответа, выйти на проблему? Проблема — некая противоречивая ситуация, требующая разрешения.

Например, Катя приносит огромную ручку. Все удивлены, восторженны. А я…. А мне…. И вдруг Ваня: «Как ею писать? Тяжелая! Буквы в разные стороны пойдут!» А у тебя?… И пошло…

Проблема? Да. А какая должна быть ручка и почему?

Примеры проблем из исследовательских работ:

«Компьютер и здоровье»

Тема. Развитие науки и техники (Окружающий мир 4 класс)

Дискуссия: «Компьютер — друг или враг?»

Мозговой штурм, плюсы и минусы.

Вывод: вред здоровью.

(Использовался один из методов ТРИЗ: Как минусы превратить в плюсы?)

«Парадоксы дыхания»

Тема. Дыхание.

Как мы дышим? Ртом, носом. Одни 17 раз в минуту, а другие — 24, а йог — 1раз и продолжительность жизни его выше. Почему? Проблема?

«Роль углекислого газа»

Работая над темой «Дыхание», Маша сообщила, что для организма необходим углекислый газ. Она об этом прочитала.

На уроках физкультуры: «дышите глубже». Оказывается — вредно. Проблема?

• «Последние дикие земли севера»

Экологическая неделя. Экологическое состояние Ухты, Республики Коми — желает быть лучше. Неужели нет в Республике экологически чистых мест? Где они? В чем их достоинство, достопримечательность?

«Секреты таблицы умножения»

Случайная реплика учительницы моей внучке: «Лера так быстро выучила таблицу, наверное, знает какие-то секреты в запоминании? А может и правда они есть?»

«Тайны таблицы Пифагора»

Таблица умножения или таблица Пифагора?

«Ухта — жемчужина Севера!»

Участвуя в конкурсе сочинений «Я сегодня Магеллан», в проекте «Люблю тебя мой край родной», часто встречал метафору «Ухта — жемчужина севера». А как появилась она?

«Земляк — солдат Победы»

9 мая. Какой вклад можем внести в празднование Дня Победы? Предложение поздравить ветеранов и встретиться с ними. Столкнулись с проблемой: «Кого поздравлять? Сколько их и кого приглашать?»

«Своя ноша не тянет»

Бабушка (это я) отказалась нести тяжелый портфель внучки. На вопрос: «Как ты носишь такую тяжесть?» Ответила: «Нисколько не тяжело, нормально!»

Так родилась тема: «Своя ноша не тянет».

Далее, область исследования сужается до темы исследования. Тема — ракурс, в котором рассматривается проблема.

Как определиться с темой?

Использовала такие варианты:

1. Определяется из возникшей проблемы.

2. Может «родиться» из вопросов, возникающих при обсуждении чего-либо.

3. Вытекает из докладов и сообщений обучающихся, наиболее интересных сочинений и заданий, требующих дальнейшей разработки.

4. Можно пойти другим путем: предоставить ребенку готовый список тем.

Так в школе №1205 «Начало» г. Москва разработано более ста пятидесяти тем по проектно-исследовательской деятельности, которые находятся в библиотеке.

5. Позволить подумать ему самому, ориентируясь на собственный вкус и личные интересы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация исследовательской деятельности в школе. Практическое руководство для учителей и родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я