Пишу и продаю. Копирайтинг для социальных сетей с нуля

Тамара Чакрян

Тамара Чакрян – копирайтер-маркетолог, третий год она помогает развивать бизнес в соцсетях.Эта книга для тех, кто хочет понимать, как вести аккаунт и выстраивать коммуникацию так, чтобы продавать. Она для новичков и содержит примеры из разных сфер бизнеса.Книг по копирайтингу много, но эта затрагивает все тексты, которые нужны в работе с соцсетями. С ней вы научитесь составлять контент-план, выстраивать стратегию, писать тексты и создавать офферы.Так как же писать для коммерческого аккаунта?

Оглавление

5. Шаги написания постов и структура каждого из них

Что делать, если сложно или боязно начать писать?

Такое состояние называют «страх чистого листа». Видите, ему даже название придумали, потому что вы не одни такие. Пусть уже один этот факт взбодрит вас.

Как лечится?

Это как раз тот случай, когда нужно просто начать.

Сложно писать сразу пост? Откройте заметки или блокнот, что вам удобнее, и начните писать обо всем вокруг: что вы видите, о чем думаете. Одним словом — переносите мысли на бумагу. Такую технику называют фрирайтинг. В переводе с английского — «свободное письмо». Результат фрирайтинга для постов в Инстаграм не советую использовать, потому что текст будет без цели, а нам такое не надо. Написанное даст вам понимание, что это в принципе возможно — напечатать страницу текста. Вот в чем цель фрирайтинга.

Если и это сложно, то наговорите свой текст в аудио, а потом просто его расшифруйте, то есть перепишите на бумагу.

Не бойтесь чьего-то осуждения. Оно тоже здорово тормозит. Подумайте: чтобы получить обратную связь, пусть даже и негативную, нужно для этого хоть что-то сделать. А вы еще не сделали, а уже боитесь.

Советую также выделить определенное время для написания текстов. Такое время называют «писательский час». Подумайте, когда вам проще всего будет уделить 40—60 минут для работы над постом. Одним проще писать утром, другим — ночью. И пообещайте себе, что каждый день строго в определенное время вы будете проводить работу над текстом. Далее вы будете тратить на написание еще меньше времени.

Как видите, в борьбе со страхами и неуверенностью в результате помогает не мотивация, а дисциплина.

Из этой главы вы узнаете о видах постов и о том, как их писать. По продающим постам в этой книге будет отдельный большой раздел.

Какие бывают виды постов?

Посты условно делят на новостные (информационные), развлекательные, полезные, продающие.

Примеры:

• развлекательных:

— Интерактивы — пост с просьбой совершить какое-либо действие

— Юмор, мемы

— Челенджи — жанр интернет-роликов, в которых блогер выполняет задание на видеокамеру и размещает его в сети, а затем предлагает повторить это задание своему знакомому или неограниченному кругу пользователей.

— Поздравления с праздниками

— Истории из жизни

• новостных:

— Новости об изменении условий работы

— О доставке

— О новостях в вашей сфере: выставки, конференции

• полезных:

— Экспертные посты, демонстрирующие ваш профессионализм, знания в теме

— Лайфхаки — полезные советы

— Инструкции

— Обзоры

• продающих:

— Акции, скидки

— Описание услуги, товара

— Отзывы, видео и фото отзывы от клиентов

— Анонс услуги, продукта

— Продающие кейсы. Кейс — описание работы над каким-либо проектом

— Продающий сторителлинг.

Но! Даже пост, скажем, с инструкцией, может продать.

Сразу хочу вам посоветовать сильно не отвлекаться на разницу между постами — ничего страшного, если вы развлекая рассказали о новой упаковке.

Шаги написания любого поста

1.Первым делом продумайте в голове конкретную тему.

Тема должна быть с учетом интересов вашей целевой аудитории, не ваших. Запомните, что в одном посте раскрываем только одну мысль. Если же хочется подробно расписать несколько мыслей, то напишите 2—3 отдельных поста, или обобщите в одну тему.

2. Определите цель текста. Каждый пост должен вызвать какую-либо интеракцию2, реакцию. Например, его должны сохранить, прокомментировать, написать вам в Директ, отправить другу, поставить лайк, подписаться. Также текст должен, например, объяснить, рассказать, вызвать спор, вызвать сочувствие, развеселить.

«Грех» писать без цели называют красивым словом «графомания». А означает оно — писать ради пера. Но в Инстаграм так делать не нужно. Нужно держать в уме: «Что я хочу, чтобы человек сделал после прочтения текста?»

3. Выделяем основные мысли, которые хотим донести, в тезисы — из них потом будет строиться текст.

Так, вы наглядно сможете увидеть логику мыслей, последовательность изложения. Возможно, какой-то информации будет не хватать, тогда нужно будет ее найти и обработать.

У вас получится такой план:

Тема:

Цель:

Основная часть

— тезис 1

— тезис 2

— тезис 3

Вывод (открытый вопрос по теме)

4. Начните писать по плану, используя нужную структуру

5. После написания дайте тексту отлежаться как минимум 15—20 минут и еще раз его прочтите. Проверьте логику повествования, ошибки. Уберите лишние слова и фразы, местоимения, сложные обороты. У нас будет отдельная глава о редактировании, поэтому пока не останавливаемся на этом.

Структуры постов

1. Полезный пост — это объяснение сложной информации, обучение. Цель — показать свою экспертность, дать полезную информацию по вашей теме.

Например, если косметолог напишет пост о типах кожи — это полезный пост. Если магазин напишет о том, как выбрать свитер из своего ассортимента по типу фигуры — тоже полезный.

Важно: не пишите заумным языком даже экспертные посты. Если тема сложная, повествуйте от общего к частному. И обязательно приводите простые бытовые примеры. Например, если вы психолог и хотите рассказать о созависимых отношениях, то сперва объясните, что это такое, дальше — какие бывают созависимые пары, и так далее.

Инстаграм — это социальная сеть, значит, писать нужно так, будто общаетесь с друзьями, знакомыми.

Есть такой лайфхак: напишите пост и дайте почитать его 13-летнему ребенку или пенсионеру, и если им все понятно, то вы справились с задачей!

От некоторых блогеров и экспертов ждут более глубокой подачи и формулировок. Но в большинстве своем пользователь читает посты на ходу, и у него времени вникать в сложные тексты.

Как писать?

Используйте общую структуру.

Цепляющий заголовок, который заставит подписчика развернуть и прочитать весь пост. О заголовках мы еще будем говорить в отдельной главе.

Правильный уход за каждым типом кожи зимой

Лид — первый абзац, который «продает» остальной текст. Он должен отражать пользу поста, кратко рассказывать о чем будет идти речь.

Зимой кожа особенно нуждается во внимании. Сухой воздух батарей, мороз и ветер могут обезвожить ее. Я расскажу как ухаживать за каждым типом кожи в это время года.

Основная часть — раскрывает тему поста, дает пользу или приводит аргументы — в зависимости от вашей темы.

Для жирной кожи…

Для сухой кожи…

Нормальная кожа также нуждается..

Заключение — кратко подытожьте написанное, а также рекомедую заканчивать пост вопросом по теме.

Как видите, ничего сложного. Просто выполняйте все рекомендации!

Мне интересно, вы как-то дополнительно ухаживаете за кожей зимой? Пишите в комментариях свои лайфхаки.

2. Новостной пост, он же — информационный, информирует читателя о событиях в вашей компании, сфере. Цель — показать читателям, что вы тоже в теме, например, если собираетесь на профильную выставку или конференцию. Или банально рассказать об изменении условий доставки или графика работы.

Как писать?

Используйте следующую структуру:

Суть

31.01—01.02 состоится Международная конференция IMCAS World Congress 2020 по дерматологии, пластической хирургии и эстетической науке в Париже, Франция

В чем польза

Ежегодная выставка дает практические навыки от всемирно известных специалистов

При чем тут вы

Мы стараемся не пропускать такие масштабные выставки. Потому что хирургия не стоит на месте, и, чтобы давать клиентам самое лучшее, наши специалисты посещают все важные выставки и семинары.

Суть

Изменились условия доставки косметической продукции зимой

В чем польза

Из-за похолодания косметика может испортиться, а стеклянная тара, в которой поставляются некоторые средства, может и вовсе лопнуть.

При чем тут вы

Опыт показывает, что нельзя пренебрегать температурными условиями. Даже если приходится доплачивать. Теперь все заказы мы отправляем «теплом»..

Как видите, о вас написано в самом конце. Так, читатель уже понимает о чем идет речь, оценивает важность поста, а упоминание о вас придает вам авторитета.

Где брать информацию:

Следите за новостями в своей сфере на профильных порталах и сайтах. Если расскажете о выходе новой краски для волос, при условии, что вы планируете работать с ней — это уже будет плюсом для вас.

3. Развлекательный пост, цель которого — вызвать эмоцию, действие.

Как писать?

Структура очень зависит от контекста. Если эта игра, челлендж, конкурс — просто пропишите условия, обозначьте даты проведения и подведения итогов, приз, и добавьте призыв к действию.

Как описать товар

Так как моя книга для предпринимателей, то я делюсь с вами примерами описания товаров и услуг.

Товар решает какую-то проблему. Опишите какую, и полдела сделано.

Дочка обрадуется новой игрушке.

Пуховик цвета хаки не маркий, и в то же время стильный.

Губы зимой так трескаются, а этот бальзам их защитит.

Просто поделитесь опытом, сценариями использования.

Эту джинсовую юбку хорошо дополнит водолазка цвета хаки.

Сумку можно носить на поясе или перекинуть через плечо.

С этим платьем будет здорово смотреться высокий конский хвост.

Ниже уже опишите характеристики: ткань, размер, состав.

Всегда добавляйте к таким постам столбиком «адресный блок» (просто напишите его один раз, а потом копируйте и вставляйте в каждый пост):

— Где купить/куда могут отправить

— Часы работы (если важно)

— Призыв купить и как это сделать (пишите в Директ, в мессенджер по ссылке в шапке профиля, плюсуйте в комментариях)

Вовлечение

Ну, нет какого-то специального слова или магического заклинания, которое просто прорвет плотину молчания ваших подписчиков. Правда. Можно, конечно, матюкнуться уже в заголовке, но, я думаю, вы ждете другого вовлечения.

Но создать благоприятную среду для вовлечения подписчиков и, так сказать, приоткрыть дверь — нужно.

Прежде всего, стоит выбрать действительно интересную тему. Выбрать ее помогут анализ целевой аудитории, комментарии подписчиков, и так далее.

1. Обращайтесь к аудитории напрямую и обязательно задайте открытый вопрос3 в конце. На все комментарии отвечайте также открытым вопросом. Например, рассказали о процедуре, попросите клиентов поделиться отзывами. И у каждой подписчицы спрашивайте, почему именно понравилось или нет. Во-первых, комментарии тоже читают. Во-вторых, это и создает вовлеченность — в комментариях вы ведете диалог с конкретным подписчиком, а не с всей аудиторией.

2. Интерактив — просьба к подписчикам выполнить какое-либо действие — это тоже способ вовлечения. Например,

— опрос. «Выбираем синюю или зеленую упаковку для наших тортиков? Вам нравятся тканевые или плетеные сумки на лето?»

— просьба поделиться мнением. «Кто покупал нашу школьную форму? Как себя вела ткань при стирке?»

Проводите интерактивы и в сторис — здесь это выглядит легко, нативно.

3. Провокация. Если знаете, что сможет вызвать волну реакции у ваших подписчиков, то смело затрагивайте эту тему. Чтобы себя обезопасить, пишите от третьего лица.

Если говорить в общем, то самые актуальные темы — это похудение, отношения, экономия, сравнение (до/после), общество (поведение детей, окружающих), дети (прививки, воспитание), события в мире и другие. Если можете связать их со своим бизнесом — используйте.

4. Интрига — закончите пост на самом интересном месте и спросите, интересно ли узнать, что было дальше?

Какого объема должен быть пост?

В пост Инстаграм умещается 2200 знаков. Статистика по вашему профилю покажет, какой диапазон самый читаемый у вас. Такую статистику вы получите через сервисы анализа. У моих клиентов-экспертов это чаще 1500—1700 знаков с пробелами. А если это магазин одежды, домашних товаров, то 1500 — это самый максимум.

Объем зависит и от вида поста. Это может быть короткая заметка или цитата, а может — пост-статья.

В любом случае я призываю вас работать на качество и не загонять себя в рамки.

Чек-лист для самопроверки

Дайте тексту отлежаться некоторое время и проверьте себя по списку вопросов.

1.Ваш текст на одну тему? Какую?

2.У поста есть цель? Сформулируйте ее.

3.Присутствует ли логика повествования?

4.К посту нельзя «прицепиться»: все сложные слова расшифрованы.

Если хоть на один пункт вы ответили отрицательно, то подтяните его — учитесь с самого начала делать все как следует.

Задание

Напишите по одному посту каждого вида, кроме продающего. Рекомендую начать писать по плану — так у вас выработается привычка структурировать информацию.

Проверьте каждый пост по чек-листу.

Да, писать по плану кажется муторным и сложным. Но вдумайтесь: без системы, пока вы пишите, удаляете, пишете, удаляете — вы потратите больше времени, чем если знать о чем писать. А с опытом научитесь писать и быстро, и без переделок. Обещаю!

Примечания

2

Интеракция, взаимодействие — действия пользователей с контентом: лайки, комментарии, репосты, сохранения.

3

Открытый вопрос — вопрос, на который отвечают развернуто. На закрытый отвечают «да», «нет». Есть еще альтернативный вопрос — когда вы даете варианты ответов и просите выбрать.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я