Злой шаман Махаха разбудил ледяного великана Вендиго, и теперь над всеми народами Севера нависла смертельная угроза. Ведь Вендиго – дух стужи и голода. Дети шамана инуитского рода Кыйота пытаются спасти свой народ. Мифы, легенды и современная интерпретация слились в сказочную повесть, перенося читателя за Полярный круг, в бескрайнюю снежную пустыню. Здесь живут настоящие люди, духи их предков, животные и волшебные существа, олицетворяющие силы природы, в гармонии и тесной связи друг с другом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полярные краски. Сердце ледяного великана предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 9
Тропа уводила детей в самое сердце леса. Вдоль неё росли удивительные сияющие цветы, напоминающие ромашки. Их бледное свечение освещало путь, и даже в глубинах чащобы, где столетние сосны макушками касались свода купола и заслоняли собой солнце, благодаря цветочным огонькам невозможно было сбиться с пути. Да и звёзды через купол сияли в тысячу раз ярче, пронзая тонкими лучами густые хвойные лапы.
— Как же нам найти царицу? — спросила Куйнапа.
Уйагалык озирался в поисках зверя или птицы, он хотел спросить их о том же. Но казалось, что вокруг ни души. Пышные сосновые ветви, как тяжёлые плотные кулисы, закрывали собой весь лес справа и слева от тропы, свернуть с неё путники не решались.
Тропинка становилась уже и уже, завершившись в центре небольшого луга, по краям которого, упираясь ветвями друг в друга, словно обнявшись, теснились гигантские сосны. Лёгкий ветерок покачивал кроны, и дети слышали тоскливый скрип вековых стволов. Воздух дурманил липким ароматом смолы и лесных трав.
Нижние ветви самого огромного дерева медленно раздвинулись. И путники увидели женщину, вросшую в дерево, или скульптуру, искусно вырезанную в стволе. Невероятно пышные юбки её платья охватывали весь диаметр дерева, а оборки сливались с корнями.
Длинные пышные ресницы хвойных иголок учащённо захлопали, веки приподнялись, и сквозь древесную кору на детей смотрели два светящихся янтарных зрачка. Никаких сомнений, это была Анылги — царица Вечного леса. Губы древа-женщины не шевелились, но все услышали тихий певучий голос:
— Приветствую вас, дети моего друга. Кавак был смелым и добрый человеком. Он ни раз спасал мой лес от южан. Отчего и я решила ему помочь. Когда Кавак пришёл в последний раз и попросил сохранить бубен для вас, я не знала, на какую опасность обрекаю себя и своих подданных. — Нижние ветки царицы сосен немного приподнялись, указывая на соседей, и деревья бесшумно закачали ветками.
Дети, переполненные трепетным благоговением, молча стояли перед царицей. Не смея произнести ни слова, они почтительно поклонились Анылги и остальным деревьям в знак приветствия и уважения.
— Злой дух Махаха пришёл с людьми с юга, он требовал бубен и грозился сжечь весь лес. Они подожгли северные границы и стали дожидаться, что огонь уничтожит и нас. Тогда я взвыла от горя и отчаяния и призвала огромного ледяного великана Вендиго на помощь. Он согласился помочь и воздвиг магический ледяной купол. Но, уходя, он похитил мою дочь Напак. Я прошу вас, помогите мне вернуть её, освободить из плена великана. Вендиго забрал Напак к себе на вершину горы, что на самом севере. У него ледяное сердце, он не знает ни любви, ни радости, поэтому ледяной стужей убивает всё живое на своём пути.
Крупная полярная сова слетела с верхних веток царственного древа. В цепких когтистых лапах она держала мешок.
— Лови, Уйагалык! — проухала сова, разжимая сильные пальцы, и её ноша стремительно понеслась вниз. Мальчик протянул руки и ловко подхватил мешок.
— Спасибо, — прокричал Уйагалык по-совиному.
Паналык и Куйнапа переглянулись, они впервые слышали, как человек разговаривал на птичьем языке.
— Примите в дар от меня и эти орехи. Они смогут утолить даже самый сильный голод. — После слов царицы вторая сова с небольшим ситцевым кульком в когтях спустилась к детям и положила его на землю перед Паналыком.
— Благодарим тебя, царица Анылги, за помощь и дары. Мы ищем нашего отца и, если встретим твою дочь, сделаем всё, что в наших силах, чтобы освободить её, — пообещал Паналык.
— Спасибо, я буду ждать от вас вестей, — глухим голосом, уходящим по корням глубоко в землю, сказала Анылги, и пушистые густые ветки сомкнулись, скрыв царицу. — Прощайте…
Паналык молча кивнул, подавая знак брату и сестре, застывшим от изумления.
— Идём, нам пора! — прошептал он сквозь зубы.
Куйнапа вздрогнула, огляделась, убеждаясь, что всё это не сон.
— До свидания, спасибо, — улыбаясь, помахала рукой Куйнапа на прощание.
Дети поспешили по знакомой тропе обратно к оленям. Они шли молча, каждый думал о своём. Внезапно купол озарился нежным розовым светом. Как парное молоко он растекался по стенам.
— Рассвет! — обрадовалась Куйнапа.
Лес редел, и вот уже показались оставленные нарты. На мгновение сердце Уйагалыка сжалось от страха, он тревожно вглядывался в даль. Глаза, научившиеся за долгие зимы различать сотни оттенков белого, никак не могли привыкнуть к яркой зелени. Вскоре мальчик всё же увидел копытных друзей, и тревога сменилась неудержимой радостью.
— Олени на месте! Вьит, — лихо присвистнул юный оленевод.
— Уйагалык, невероятно, ты знаешь языки птиц и зверей, — восхитилась Куйнапа. — Ты шаман?
— Не знаю, — задумчиво произнёс мальчик и развязал мешок. Уйагалык достал отцовский бубен, и взгляды детей устремились на семейную реликвию.
— Сягуякъ! — торжественно произнёс он. — Бубен.
— Бабушка Апая рассказывала, что обод шаманского бубна сделан из ветки Космического Древа, которую первый шаман нашего рода подобрал в Середине Мира. Только самые могущественные шаманы могут отыскать туда дорогу.
Бубен был идеально круглым, по краям обода обшит белым мехом.
— Неужели медвежий? — засомневалась Куйнапа.
Уйагалык скривил губы в ухмылке и пожал плечами.
К ободу за плетёные кожаные нити были подвязаны перья, по форме и цвету напоминающие совиные, только гораздо крупнее. Шириной бубен был не меньше вытянутой руки мальчика. Уйагалык медленно провёл ладонью по обтяжке.
— Похоже на кожу желудка моржа. — Он вопросительно посмотрел на старшего брата.
Паналык одобрительно кивнул. Верхняя сторона обтяжки была полностью покрыта рисунками. На одной части бубна изображены Отец Солнце и Мать Земля, птицы и звёзды. В центре — огромное дерево, уходящее корнями в тёмный мир, где можно распознать силуэты волков, медведей и магические символы. Некоторые из них показались девочке знакомыми. Не их ли она видела на воротах ледяного купола? В центральной части изображены люди, собаки и олени.
Несмотря на свой внушительный размер, бубен был почти невесом. На внутренней его стороне вырезаны остриём ножа знаки, означающие воду, снег, землю, — их знал каждый инуит.
— Тут что-то ещё! — Уйагалык заглянул в мешок.
Мальчик вытащил деревянную колотушку, обмотанную цветной тряпицей. По способу изготовления колотушка сильно отличалась от бубна. Палка немного изогнута, а ударная часть выполнена из неизвестного мягкого материала.
— Наши люди никогда не используют ткани, — пояснил юный шаман.
— И правда, странно! — согласился Паналык.
— Надо торопиться в стойбище! Мама скоро начнёт волноваться! — начала переживать Куйнапа.
— Расспросим её об отце, даже если ей это не понравится. Оставим оленей, пополним запасы еды. Возьмём собачью упряжку и поедем к высоким горам на север, — планировал старший брат. — Ты, Куйнапа, останешься с мамой и бабушкой.
— Нет! Ни за что! — возмутилась девочка, для убедительности вытянув из-за пояса кинжал Паналыка, потрясла им перед носом брата. — Ага! Это видел? Ты обронил его! И что? И не заметил! Что бы ты без меня делал? Я пойду с вами, я тоже хочу помочь найти отца и освободить царевну Напак.
Паналык беспомощно похлопал себя по поясу. Инуиты с малого возраста всегда держат при себе, повязав на ремне, нож. Откусить вяленое или сырое мясо сложно, они захватывают маленький кусочек зубами и отрезают его ножом прямо перед ртом, а потом жуют.
Климат на Севере суровый, зимы долгие, нет растительной пищи с витаминами и минералами, нужными человеку. Морепродукты и сырое мясо богаты витаминами, это помогало людям выжить и не болеть от нехватки полезных веществ, к тому же отпадала нужда добывать соль. Нож — очень важный предмет для инуита. Найти такой кинжал — большая удача. Но, потеряв оружие, охотник может навлечь на себя беду.
Люди Кыйота и другие народы Крайнего Севера убеждены, что дух человека не возвышается над духами животных. Поэтому охотники всегда выполняли ритуалы после поимки дичи. Они считали, что добыча сама приходит к человеку, чтобы спасти его от голодной смерти. А после охоты люди должны выпустить его дух: для этого они бросают часть добычи обратно в море, лес или просто на снег.
«Весь ужас состоит в том, что наша пища целиком состоит из душ!» — эту поговорку знал каждый инуит с рождения. Для охотника было очень важным расположение духов. Паналык не спорил с сестрой, выхватил кинжал и сквозь зубы выдавил из себя слова благодарности:
— Спасибо! Ладно, если так хочешь — поедешь с нами. Только я не за себя беспокоюсь! Вендиго — дух голода и стужи, это ледяной великан высотой с гору. Я не знаю, как мы сможем найти отца или вызволить дочь царицы сосен Напак. Вендиго может заморозить нас насмерть своим дыханием. В этом ли твоё предназначение, сестрёнка? Обещай, ты подумаешь в дороге над моим предложением: остаться с матерью и бабушкой.
— Посмотрим, что они нам расскажут, — добавил Уйагалык.
Куйнапа расплылась в победной улыбке.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полярные краски. Сердце ледяного великана предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других