Великие Имена Кавказа

Тайгиб Ашаханов, 2023

В наше время экологических и нравственных катастроф крайне важно сохранить ледниковую чистоту и родниковое начало национального достоинства. Это относится ко всему Кавказу. И лучший стимул – образ людей, которые стали частью не только кавказской, но и мировой исламской истории.

Оглавление

Шейх Мансур

«Гроза империи»

«Одним из страстных и настойчивых стремлений шейха Мансура было соединить в одно все горские народы».

Н. Берзедж

К концу XVIII века царизм притеснял народ, истреблял горцев, а любое проявление их недовольства жестоко подавлял. У горцев не было сильного лидера, способного оказать притеснителям сопротивление, пока над аулом под названием Алды не взошла звезда надежды.

В 1760 году в плоскостной Чечне, в бедной крестьянской семье родился мальчик, нареченный именем Ушурма, будущий имам Мансур. Он призывал народ встать под священное знамя газавата, и горцы пошли за ним, связав с именем имама свои мечты о свободе. За короткий срок ему удалось собрать более двадцати тысяч человек. Шейх Мансур сознательно положил жизнь на алтарь служения своему народу. Он возглавил походы против русских, полностью отдавая себе отчет о мере ответственности, пренебрегая тяготами и лишениями. Главной целью имама было объединить все горские народы, чего панически боялась царская Россия. Шейх побуждал горцев к активной борьбе с царизмом, стали это стало серьезной преградой на пути покорения Кавказа. Основными своими целями он ставил борьбу с рабством, феодалами, кровной местью и в целом искоренение горских адатов, противоречащих мусульманским законам.

Движение Мансура быстро распространялась среди народов Северного Кавказа. Люди с разных сторон стекались слушать проповеди шейха. Его речи были словно бальзам на душу. Шейх не знал грамоты, но владел необыкновенным даром слова. Он выступал с идеями равенства и социальной справедливости. Провозглашая равенство всех перед Аллахом, Ушурма призывал устранить сословные деления среди горцев Кавказа и объявить их незаконными. Он также выступал против воровства, пьянства и курения, а в аулах его помощники собирали подать на содержание бедных людей, вдов и сирот.

История сохранила следующее воззвание шейха Мансура: «Всем общинам, мусульманам и мусульманкам, всем верующим на Востоке и Западе, вечное спасение да будет с вами все ночи и дни! Знайте, о верующие, развращенность, привычка к спиртным напиткам и употребление табака сделали наших вождей небрежными. Сейчас явился человек, чтобы наставлять людей на верный путь. Покайтесь и внемлите доброму совету раньше конца вашей жизни; во славу Бога, как он сказал: «Только те, кто кается, кто верует и делает доброе дело, только те блаженны». Наполните сердца ваши страхом Божьим. Молите прощения за все ваши ссоры и раздоры, ваши злословия и сплетни. Будьте справедливы к тем, кто оскорблен. Прощайте преступников во славу Бога. Не плачьте, не сокрушайтесь над умершими, не одевайтесь в траур ради умерших. Не пейте алкоголь, не курите. Возвратитесь к Богу, творите милосердие. Мы пренебрегали законами Бога. Подчинимся Его законам, отбросим все, что Он нам запретил, и подготовим себя к битве. Бог сказал: «Бейтесь с неверными, уничтожайте многобожие». Не отпускайте того, кто обращается к вам с грустью, кто разочарован, и старайтесь вырвать своих ближних, братьев и сестер из рук врагов. Будьте милосердны и дайте немного от вашего добра для Божьего дела, по Божественному слову. Тот, кто подает на Божье дело, уподобляется зерну, которое дает семь колосьев. Сила исходит только от Бога, Всевышнего и Всемогущего. Бог посылает победу тем, кто прославляет религию, и покидает того, кто от нее отворачивается. Да пошлет Он нам торжество над неверными!»

После проповедей шейха Мансура люди стали добрее друг к другу, они прощали кровников, почти все соблюдали пост, ходили в мечети, жили интересно. И если бы не притеснения со стороны царской России, народ вообще не знал бы горя.

Очевидно, царский двор не желал мира на Северном Кавказе. Он настраивал покоренные им мусульманские народы против горцев под предводительством Мансура.

Так, муфтий волжских татар Мехмет Джан, который одновременно был председателем Оренбургского Духовного Управления (созданного в царствование Екатерины Второй), по требованию русских властей публично выступил против шейха Мансура, называя его «лжепророком». Иначе отнеслись к шейху Мансуру крымские татары. Этот народ русские покорили всего четыре года назад перед этими событиями на Кавказе. Новые хозяева края подвергали крымских татар всевозможным преследованиям, вплоть до принудительного выселения почти 3/4 части общего населения Крыма в Турцию. Но Мансур готов был принять все, что предопределил ему Аллах.

Если имама Шамиля можно сравнить с Халидом бин Валидом (да будет доволен им Аллах), то шейха Мансура можно сравнить с Саллахудином, потому что благородства как у первого, так и у второго было не отнять.

Горцы не стали мстить пленным за злодеяния, которые учинили каратели в селении Алды, — шейх Мансур категорически запретил это делать. На следующий день в ставку русских на противоположном берегу Сунжи с миром явились горцы. Двое из них тащили на носилках плененного раненого офицера — это был Багратион. Русские удивились благородному жесту «мятежников» и спросили: «А что, Мансур отдает офицера без выкупа?» «Я за настоящих мужчин выкуп не беру», — ответил горец, и вместе со своими товарищами ушел. Русские были потрясены, когда узнали, что перед ними находится сам Мансур.

Время шло быстро. Мансур женился, и у него родились дети. Он понимал, что народ видит в нем своего освободителя. Однако война делает людей несчастными и нет ей конца. Противник слишком сильный и агрессивный. После многочисленных сражений, где чередовались победы и поражения, 22 июня 1791 года Мансура пленят. Под усиленной охраной его отправят в Санкт-Петербург. Из Петербурга 15 октября 1791 года шейха отвезут в Шлиссербургскую крепость, где он покинет мир 13 апреля 1794 года. Страшные тюремные условия, тоска по воле сделали свое дело. Мансур заболел быстротекущей чахоткой и скоропостижно скончался. Тело его было погребено ночью на Преображенской горе.

Так угас в беде, в жгучей тоске по родине и свободе величайший поборник независимости Северного Кавказа. Его враги не сумели оказать должную честь его пламенному патриотизму и высоким духовным и нравственным качествам. Тем не менее, среди северокавказских народов не угасла память о Мансуре.

Этот человек был величайшим идеалистом и ушел из мира таким же бедным, каким пришел. «Я не амир и не пророк и никогда таковым себя не называл», — так говорил о себе скромный душой и величественный внешностью выходец из гор и уроженец берегов Сунжи, который начал свой путь призыва и борьбы в ауле Алды и закончил его в крепости Анапа. Конец жизни, как и вся жизнь великого предводителя горцев, чем-то похожа на брата по вере и собрата по деятельности «Льва Пустыни» — Умара аль-Мухтара.

Когда второго повели на виселицу, его спросили:

— Ты воевал против Италии? — Да.

— Ты побуждал людей воевать против Италии? — Да.

— Ты осознаешь наказание за твои дела? — Да.

— Сколько лет ты воюешь против Италии? — Уже 20 лет.

— Ты сожалеешь об этом? — Нет.

— Ты понимаешь, что тебя казнят? — Да.

И судья говорит ему:

— Я опечален, что у такого человека такой конец.

На эти слова Умар аль-Мухтар ответил ему:

— Наоборот, это лучший из путей расставания с моей жизнью!

После этого судья хотел выселить «Льва Пустыни» и вынести оправдательный приговор взамен на то, что он обратится к муджахидам с призывом остановить войну против Италии. Тогда Умар аль-Мухтар сказал свои знаменитые слова: «Палец, который свидетельствует в каждой молитве, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его Посланник, не может написать несправедливое слово!»

Также, когда на суде Мансуру предлагали в обмен на свободу признать свою борьбу «злодейством по принуждению», Мансур категорически отвечал: «Если я смогу вырваться на свободу, то тут же примусь за борьбу с еще большей силой». Да помилует Аллах первого имама Кавказа Ушурму из Алдов.

Однако ни при шейхе Мансуре, ни при имаме Шамиле народы Кавказа не смогли перешагнуть через местнические и национальные интересы и устремления. Во время Имамата шейха Мансура за ним последовали в основном адыги и кабардинцы и только незначительная часть дагестанцев и нахов. При Имамате Шамиля кавказские народы тоже были разделены на противников и сторонников Имамата. Потому на стороне царских войск воевали против имама Шамиля выдающиеся люди из самых разных народов. Сумей тогда кавказские народы объединиться вокруг шейха Мансура, как это произошло ранее при том, о ком мы расскажем далее, кавказцы с такой же легкостью одержали бы победу над оккупационной армией русских. Об этом далее…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я