Башир–шейх аль-Яхсави. История Кавказа и селения Эндирей

Багаутдин Аджаматов

Освободительная борьба народов Северо-восточного Кавказа выдвинула на политическую арену ряд выдающихся личностей, которые сочетали в себе полководческий талант и являлись одновременно духовно-религиозными лидерами. Они поднимали народные массы на справедливую войну, на защиту родной земли и мусульманской веры от посягательства внешнего врага.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Башир–шейх аль-Яхсави. История Кавказа и селения Эндирей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Багаутдин Аджаматов, 2020

ISBN 978-5-4498-8556-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

БАГАУТДИН АДЖАМАТОВ

ИСТОРИЯ КАВКАЗА И СЕЛЕНИЯ ЭНДИРЕЙ БАШИР—ШЕЙХ АЛЬ—ЯХСАВИ

Москва-2020

Аджаматов Б. А.

История Кавказа и селения Эндирей.

Башир-шейх аль — Яхсави.

© Б. А. Аджаматов, 2020.

ДЖАМБУЛАТ ШАПИЕВИЧ САЛАВОВ — Глава МО «Хасавюртовский район» РД.

В становлении и развитии Дагестана как государства историческая роль принадлежит и выходцам из поселений Хасавюртовского района, таких как Эндирей, Аксай, Костек и другие. Это не только политические деятели, революционеры, деятели искусства — поэты, писатели, но и ученые богословы — алимы, шейхи и устазы. Шейх Абу Башир аль-Яхсави (Башир из Аксая) — один из непререкаемых авторитетов в золотой цепи накшбандийского тариката, оставивший после себя величайший след в истории Северного Кавказа. Башир-шейх сумел создать мощное и влиятельное братство, которое позже оформилось и действовало как «Аксайская линия». В него вошли такие яркие алимы и шейхи как Усман-хаджи из Лаха-Невре, Хожа-Ахмед из Аксая, Элах-Молла из Чанти-Юрта, Герихан-Хаджи из Костека и другие.

Башир-шейх (Абу-шейх) родился в с. Эндери в 1810 году. Позднее он переселяется в село Аксай (Ташкичу), где выходит в народ с чистой душой и искренним намерением проповедовать Ислам. Он не только проповедовал, но и на живом примере показывал, какие деяния угодны Всевышнему Аллаху, и чего должен остерегаться истинный мусульманин. Искренняя и глубокая вера в Аллаха, уважение и терпимость ко всем людям, невозмутимая богобоязненность пронизывали все его проповеди, речи и молитвы Башир-шейха.

Он был и одним из лидеров народно-освободительного движения — наибом имама Шамиля. Башир-шейх принимал самое активное участие на стороне восставших горцев. О его храбрости, ратных подвигах на полях сражений в народе ходили легенды. Целью всей его жизни было служение Всевышнему Аллаху, и до последних дней своих он был предан этой цели, как истинный праведный муъмин. Село Аксай, где похоронен этот великий шейх и его потомки, считается священным местом у мусульман всего Северного Кавказа. Жизнь и деятельность этой выдающейся личности мало изучена и издание данной книги — первый шаг к восстановлению исторической справедливости по отношению к Башир-шейху аль Яхсави.

Сердечно признателен автору Багаутдину Аджаматову за освещение исторического и исламского наследия нашего земляка — величайшего духовного лидера мусульман Северного Кавказа Башир-шейха аль — Яхсави.

МУРАТ МАГОМЕТОВИЧ ЗЯЗИКОВ — Президент Республики Ингушетия (2002—2008). Генерал-лейтенант. Доктор философских наук. В настоящее время заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном Федеральном округе (с октября 2012г).

Изучая наследие наших великих шейхов — эвлия, я выяснил, что Абу из Аксая (Башир-шейх) оставил величайший след в истории народов Северного Кавказа. Он воспитал целую плеяду известных ныне шейхов. Божественный свет для него открылся в самое тяжелое время для России, Чечни и всего Кавказа. В те времена, в середине 19 столетия были серьезные попытки испортить национальное согласие между народами Кавказа, посеять вражду и ненависть. Для этого прибегали к одному из действенных инструментов — религии. Сначала ссорили народы, затем противопоставляя их веру. А потом вносили в религию элементы не свойственные данной религии с целью девальвировать те или иные ценности.

Перед Абу была поставлена серьезная и чрезвычайно ответственная задача — очистить учение ислама в золотой цепи Накшабандия от ненужного вредоносного идеологического налета. Он с этим блестяще справился в ту пору. Это были непростые времена. Но слово великого шейха было убедительным, его дела и поступки становились примером для мюридов, которые сегодня живут практически в каждом региона юга России. Более того, он воспитал и оставил после себя блистательную плеяду шейхов, которые своими благородными делами вписали свои имена в историю Кавказа и России.

АТАЙ БАШИРОВИЧ АЛИЕВ — Председатель Правительства РД (2004—2006 гг.), представитель РД в Федеральном Собрании РФ (2006—2007 гг.).

Ислам — религия мира, и ценности его должны служить для решения консолидации общества, сохранения единства и стабильности, преодоления сепаратизма, упрочения мира и согласия. Важно добиться объединения усилий государства и религиозных мусульманских организаций.

Исламское мировоззрение в самое трудное время помогало сближению и сотрудничеству всех народов Северо — Восточного Кавказа, способствовало сохранению независимости, достижению больших успехов в развитии образования, естественных наук, медицины, культуры и других сфер общественной жизни.

Среди тех, кому принадлежит особая роль в распространении и укоренении света ислама в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Кабарде, Северной Осетии, является шейх накшбандийского тариката Башир-шейх аль — Яхсави. Он был духовным лидером и непререкаемым авторитетом для многих тысяч мусульман.

Велика его роль в национально — освободительном движении горцев Дагестана и Чечни. О его ратных подвигах на полях сражений, народ слагал стихи и песни. Особо необходимо отметить вклад Башира-шейха аль-Яхсави в укрепление дружеских, братских отношений между народами Кавказа.

К большому сожалению, жизнь и деятельность этой выдающейся личности, славного сына Кавказа, о котором очень лестно отзывались его современники — многие видные ученые-богословы на мусульманском Востоке, на сегодняшний день не изучены в должной мере. Издание данной книги — это один из первых, весомых шагов к торжеству исторической справедливости в отношении Башир — шейха аль-Яхсави.

САЛАХ МИТАЕВИЧ МЕЖИЕВмуфтий Чеченской Республики.

Мусульмане Чечни придерживаются двух тарикатов: кадарийского и накшбандийского. В золотой цепи Накшабанди есть такие непререкаемые авторитеты, как Абу из Аксая. Он не только вырастил большое количество богословов и шейхов, а выстроил эффективную и высоко организованную систему внутри братства. Эта модель прекрасно функционирует даже по прошествии многих лет и десятилетий с момента погребения самого шейха. И в этом нет ничего удивительного, ибо нигат (намерение) великого шейха было правильным и мысли направлены только на благие деяния.

Из воспоминаний его современников до нас дошло, что Абу был наделен Всевышним исключительно высокими возможностями. Аллах даровал ему полномочия наделять Божественным светом своих учеников. Абу из Ташкечу за свои проповеди, за миротворческую деятельность принес большие жертвы. Царская администрация, напуганная растущей популярностью и могуществом Башир-шейха, под разными предлогами заключают его в тюрьму. Но он возвращается и продолжает богоугодные дела.

За свою непродолжительную жизнь он сумел многое. В нашем крае с удовольствием наряду со многими его поступками вспоминают такой примечательный случай. Однажды в Аксай по делам приехал один житель Чечни. По дороге вышло из строя колесо подводы этого путника. Расспросив в селе, он узнал, что Абу может починить его поломку. После слов приветствия гость спросил, может ли Абу помочь с колесом для подводы. Абу ответил, что поможет, но цена его услуги огромна. Путник удивленно спросил, сколько это будет стоить. На что Абу ответил, это будет стоить одной твоей просьбы ко Всевышнему, чтобы Он ниспослал свою милость. Путник воспринял, что шейх шутит. Но когда до него дошло, что это отнюдь не шутка, он стал несколько раз повторять свою молитву. Абу резко остановил его речь и заметил, что одна просьба это цена одного колеса. Вот таким нам запомнился Башир — шейх из Аксая. Мы глубоко чтим его и потомков шейха, которые неуклонно продолжают дела своего великого предка. Я никогда не проезжаю Аксай, не посещая зиярат этого приближенного нашего Великого Аллаха.

ХОЖ-АХМЕД ХАДЖИ КАДЫРОВ — председатель Совета Алимов Северного Кавказа.

С домом Башир-шейха у наших предков сложились весьма дружеские отношения еще в стародавние времена, при жизни моего дедушки Абдулкадыра. Наши предки были долгое время кадиями и имамами села. Они всегда жили в атмосфере, где листали священный Коран и произносили имя Аллаха, Пророка Муххамада, да благословит его Аллах и приветствует. Наши предки часто приезжали в Аксай. Бывали в доме Абу.

По воспоминаниям, дошедшим до нас, это был человек, наделенный ярким светом, даром предвидения. Естественно, все это могло бы стать только результатом его искренних намерений, результатом чистоты его помыслов и поступков. Это истинный праведник, живший по сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует! Сегодня в Чечне и других субъектах юга России у него огромное количество мюридов. Они дружны между собою и с братьями других тарикатов и вирдов. Так завещал их устаз Абу. Если ты хочешь обрадовать своего устаза, относись с большим уважением к представителю другого тариката, другого вирда, — учил Башир-шейх.

Специальным вирдом он возложил на все братство Аксайской линии, чтобы мюриды всегда пребывали в состоянии омовения, а если по той или иной причине, омовение нарушено, тут же следует повторить. Это очень важный момент для верующего, ибо только в состоянии омовения ты находишься под защитой Аллаха и Его ангелов.

Аксай, где похоронен этот великий эвлия и его потомки, считается священным местом у мусульман всего Кавказа, не только Чечни и Дагестана. У меня долгое время хранился посох, принадлежавший Апти-шейху, сыну Башир-шейха. Брал его с собой пять раз в день в мечеть во время молитвы. Но годы мои тоже немалые. Все под Всевышним ходим. Недавно этот дорогой для меня посох я передал потомку шейха — Саид Магомеду, сыну Вахи, нашему телеведущему.

БЕРДЫЕВ ИСМАИЛ-БЕК АЛИЕВИЧ — Председатель Конгресса мусульман Северного Кавказа.

Башир-Шейха называют в научно — религиозных кругах Абу Яхсави. Он был великим эвлия. Что значит эвлия? Это человек приближенный ко Всевышнему, которого Великий Аллах выделил из числа остальных братьев. Он его избранник. Таковых немного. На нем величайшая ответственность, соответственно, он наделен серьезными полномочиями и возможностями. Таков был Башир-шейх. В народе в разных регионах страны по сей день жива память про Абу Яхсави. И это неслучайно.

Это результат его самоотверженного труда, глубокой веры и чистого имана. В нем было яркое свечение. Этим светом он исцелял людей, воспитывал, наставлял на путь истинной веры. Он был чрезвычайно скромным и неприхотливым в жизни, но весьма требовательным в вопросах следования по пути Аллаха. На него была возложена миссия очищения ислама от лживых и ложных учений. Ведь в те годы тоже предпринимались попытки исказить суть ислама, как это было в наше время. Абу Яхсави был ответственен за представителей тариката накшбандия.

Он тогда сумел создать мощное и влиятельное братство, которое позже оформилось как влиятельная «Аксайская линия». В эту золотую цепь вплетены такие яркие алимы и шейхи, как Элаха-Мулла из Чанти-Юрта, Усман-Хаджи из Лаха-Невре, Хожа-Ахмад из Аксая, Герихан-Хаджи из Костека и другие. Сегодня в этой цепи обозначены более тридцати шейхов, эвлия. Большинство из них воспитаны самим Башир-шейхом, а позже — его сыновьями. Я состою в близкой дружбе с потомками шейха. Особенно теплые отношения сложились с Саид — Магомедом Башировым, который много лет работает на телевидении. Знал его еще с 90-х годов, когда он работал в Останкино на телеканале «ТВ-Центр». Талантливый и вечно ищущий журналист. Под стать своим предкам всегда стремится к правде и справедливости. Он уверен, что быть потомком славных предков — это почетно, но это накладывает на потомка и большую ответственность. Иншаллах, благо в нашем крае постоянно будет расти, поскольку мы всегда в молитве наших великих устазов.

ГАЦАЛОВ ХАДЖИ-МУРАТХАРУМОВИЧ — муфтий Республики Северная Осетия Алания.

Башир-шейх, как и на всем Кавказе, весьма уважаем в Осетии. Так уж судьбе было угодно, чтобы он во Владикавказе отбывал срок заточения в пору царского самодержавия. Дело в том, что шейх выстроил цельную и весьма эффективную систему своего братства, соответственно, имел огромное влияние на представителей тариката накшбандия. Он вырастил сильных и влиятельных алимов, довел их до уровня эвлия. Его слово имело сильное влияние. В этом нет ничего случайного. Он был убедительным.

Свои проповеди шейх подтверждал собственными делами, подавая пример окружающим. С каждым днем росло могущество шейхов Аксайской цепи. Они жили в тесной дружбе с братьями всех вирдов и тарикатов, которые были на единственно верном пути Ислама. А это вызывало высокую нервозность в кругах царской канцелярии. Здесь опасались, что потенциал шейха может быть использован и в политической борьбе, от чего сам шейх был далек. Однако чиновники режима таких людей держали под пристальным своим вниманием и не упускали повода изолировать их от уммы. Так, Башир-шейх провел в нашем крае несколько лет. С тех пор прошло много лет, но память о нем жива. Его уважают и почитают, да возвысит его Аллах в святости!

ОЗДЕАДЖИЕВ МУХТАР МУСАЕВИЧ — депутат Народного Собрания РД.

В 1875 году ушел из жизни выдающийся религиозный деятель, участник Кавказской войны и ближайщий сподвижник имама Шамиля, шейх накшбандийского тариката — Башир аль — Яхсави (Абу Аксайский). После событий в Гунибе 1859 года накшбандийский тарикат стал понемногу угасать, пока его с новой силой не стал распространять Башир аль — Яхсави, который получил иджазу от Умалат-шейха Костекского, ученика муршида-Мухаммада Ярагского.

Начиная с 1860 года, Башир-шейх начал возрождение учения накшбандийского тариката, распространяя его в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Осетии, Кабарде, Балкарии, Ногае, Крыме и других регионах. Из всех этих мест по сей день приходят много людей к зиярату Башир-шейха.

И ныне живущие и грядущие поколения, должны знать и помнить славного сына Кавказа, одного из руководителей освободительного движения горцев и духовного наставника Башир — шейха аль-Яхсави. Каждое свое слово и поступок он соизмерял с Кораном и Сунной пророка Мухаммада (с.а.в.).

Велики его заслуги в распространении и укоренении исламских приоритетов и ценностей, в развитии наук и образования, укреплении братских отношений между нашими народами.

АЛИШЕВА ШЕЙИТ-ХАНУМ АРСЛАНАЛИЕВНА народный поэт Дагестана.

Великий суфий Идрис Шах писал: — «У Всевышнего Владыки есть святые, которых Он избрал из среды народа и думы их отторг от привязанностей ко всему земному, от привязанностей души к плотской страсти! Каждого одарил степенью величия и для них открыл дверь в сокровищницу тайных знаний». —

Одним из таких святых и одаренным Всевышним степенью величия и был, и есть Башир-шейх из Аксая. Нур таких святых веками не гаснет, он пронизывает столетья и доходит до человечества озаряя души и оберегая Веру!

«Океаном мудрости» и «Кладезью знаний» называли его не только на родине, но и далеко за ее пределами.

Душа не принадлежит миру сотворенному, а исходит из мира Творца, она одарена бессмертьем и вечностью.

Выход книги о величайшей личности Башир-шейхе аль-Яхсави, Луч от Его Нура в каждое сердце, еще один Глас — Призыв к миру и единству, согласию меж родом человеческим, созданным самим Аллагьу Таала!

В издании этой книги, о сборе материалов, как исторических и изустных, кстати, и многих других книг, изданных Багаутдином Аджаматовым, я вижу настоящего историка, мусульманина, патриота, достойного сына народа.

В поисках духовных ценностей он словно археолог в раскопках: в золотых приисках, неустанно это огромный труд, где и мудрость, и терпение и понимание необходимости возврата, и воссоздание духовной памяти народа.

Я благодарна ему и желаю здоровья и сил творческих.

И Всевышний помогает и поддерживает того, — кто ищет истину!

АБДУЛЛАТИПОВ АБДУЛ-КАДЫР ЮСУПОВИЧпрофессор, доктор филологических наук. Заслуженный деятель науки РД и РФ.

Исследование известного краеведа и историка Б.А.Аджаматова посвящено подвижнической деятельности одного из выдающихся лидеров горцев Северного Кавказа в период борьбы его народов с царизмом в XIX веке, родоначальника целой династии шейхов в регионе — Башир-шейха из Эндирея. В монографии основательно описана жизнь и бурная общественная деятельность мудрого предводителя и наставника борцов за свободу — Башир-шейха.

В своём исследовании Б. Аджаматов опирается на многочисленные документальные материалы, обнаруженные в архивах Дагестана, Чечни и других регионов, а также на публикации, воспоминания старожилов, касающихся в той или иной степени Башир-шейха. В своём труде автору удалось использовать редчайшие материалы по теме. Книга Б. А. Аджаматова является по своему духу и содержанию новаторским исследованием, проливающим новый свет на историю борьбы народов Северного Кавказа с царизмом. При издании ею заинтересуются историки, филологи и все те, кто интересуется историей родного края.

АКАВОВ ЗАБИТ НАСИРОВИЧ профессор, доктор филологических наук.

Откровенно скажу: не без внутреннего волнения пишу эти строки. Тому есть веские причины, и исход их — во мне.

Оглядываясь в прошлое, в пережитое за более полувека сознательной жизни, нахожу, что оно капитально, то есть главным образом, связано было с единственным желанием и стремлением познать и передать читателям тайну изреченного моими героически и страдальчески почившими в одновременно золотом и трагическим прошлом знаменитыми предками-соотечественниками-земляками (мулла Муса Акав ал-Яхсави, Очар Хаджи, Дели Осман, Батыр Умалат, Юсуп-кадий Аксаевский (Клычев), Хасайбек Уцмиев, Магомед-эфенди Османов, Джантемир Османов, Манай Алибеков, Нухай, Зайналабит, Абдулгамид и Абдулазим Батырмурзаевы, Багавдин Астемиров и Алимпаша Салаватов, Абдулвагаб Сулейманов и Алевдин Сатыбалов, Абдулла Магомедов и Абдулла Баширов, Абдулвагаб-Хаджи Дыдымов и Темирсолтан-кадий, Гамид Рустамов и Шарип Альбериев и многие, многие другие) боговдохновенного слова, осмыслением их духовности, её смысла в разных — исторических, социальных, философских, художественно-литературных, культурологических, психологических, этнических, этнологических и т. п. — семантических и стилистических положениях.

А вот что составляет упомянутое выше мое «внутреннее волнение» — это отсутствие в моих исследованиях должного, даже, к глубокому сожалению, какого-либо внимания к ценнейшему пласту в культуре и культурно-исторической памяти своей малой родины, — религиозно-философская проблематика, а отсюда и самостоятельная и актуальная в условиях культурной и духовной деградации современной техногенно-потребительской цивилизации тема — напоминание молодому поколению о священных объектах и священнослужителях, вызывающих особое — бережное и благоговейное — отношение со стороны местного населения. Да, непростительный исследовательский пробел, хотя, как и весь народ, безмолвно, безмятежно их почитал и почитаю.

Вместе с этим хочу выразить свою искреннюю благодарность Багаутдину Аджаматову, побудившему, «заставившему» меня, пока только взяться за «перо», чтобы высказать несколько слов о задуманном и, кстати, великолепно им же реализуемом проекте научно-популярного описания и, таким образом, возрождения духовности, в частности опираясь на деятельность известного не только в среде яхсайцев, не только известного в памяти народов Северного Кавказа, а широко известного и почитаемого на всем аравийском Востоке шейха Башира из Яхсая и его последователей.

Есть благодарная память и любовь народная, которая представляет собой, как и их зияраты, доподлинно историческую реальность и константу, постоянную духовную, нравственную и этноментальную величину в культурном пространстве Яхсая и яхсайцев.

Мой современный Яхсай окружают (как будто сторожат и охраняют) четыре кладбища — вместе с зияратами сакральные, то есть священные территории, под которыми, как известно, понимается сознательно выделяемая часть культурного ландшафта этноса, играющая важную роль в формировании и функционировании его традиционного мировоззрения; в процессах этнической самоидентификации; в культурном, демографическом и социально-экономическом воспроизводстве.

Но у Яхсая есть никем ещё не отмеченный, но при упоминании которого, наверное, заставит содрогнуться даже окаменевщие сердца, сакральный объект — скособочившиеся сваи разрушенного моста через Яхсай-сув («орус кёпюр»). Эти сваи, каждый из которых почти в десять человеческий обхват, — представьте! — сооружены из надмогильных памятников наших — яхсайцев — предков, похороненных в Старом Яхсай-шахаре (где сейчас расположено село Тухчар Новолакского района), но — к великому горю! — не оплаканных… Их бессмертные души, наверное, витают над нами, по-видимому, вглядываются в нас в — неужели тщетном?! — ожидании покаяния за наши атеистические кощунства, грехи; в надежде, что у нас пробудится сознание, чтобы всем народом — выходцами из Старого Яхсая — будет прочитана молитва за их упокой и безмолвные стенания…

Баракалла вам — Багаутдин Аджаматов и Азнаур Аджиев (Министр печати и информации РД (2013 — 2016гг)), — за то, что вы «понудили» меня к перу.

АТАЕВ АЛЕВДИН РАШИТХАНОВИЧпрофессор, доктор медицинских наук, зав. кафедрой травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии ДГМУ.

После ломки социалистических идей и ценностей, которыми несколько десятилетий жило наше общество, в сердцах и душах людей образовался вакуум, который стал заполняться идеями, чуждыми для наших народов, ведущими общество к разложению и деградации. Сэкранов телевизоров, газет и журналов на нас хлынул поток информационной грязи, пробуждающей в неокрепшем сознании подрастающего поколения, самые низменные инстинкты. Идеологическая диверсия против нашей страны, наших народов, в самых изощренных формах продолжается и сегодня.

Мощным противодействием всему этому выступает религия. Трудно себе представить, что происходило бы при такой массированнойидеологической атаке наших врагов, если бы людей не сдерживала вера в Единого Творца, вера в Судный день, вера в справедливое воздание каждому по заслугам.

Говоря о необходимости уделения большого внимания духовной состовляющей нашей жизни, мы не должны забывать тех, кто является в этом отношении образцом для подражания. Одним из таких личностей является Башир-шейх из Аксая. Он оставил после себя яркий след и добрую память в сердцах многих людей. С чувством глубочайшего уважения вспоминают о нем в самых различных уголках Северного Кавказа.

Активный участник и один из лидеров освободительного движения, известный религиозный деятель, шейх накшбандийского тариката — Башир-шейх оставил после себя богатое духовное наследие. «Океаном мудрости» и «Кладезью знаний» называли его не только на родине, но и далеко за ее пределами. Грядущие поколения должны знать о такой великой личности как Башир-шейх, воспитываться на его примере.

МАГОМЕДОВ МАГОМЕД-АМИН ИСАЕВИЧ — Председатель местного общественного Совета п. Тарки (РД).

Божественным откровением, даровавшим человечеству вероучение ислама, является Коран. Моральные принципы Корана основаны на любви, милосердии, сострадании, скромности, самопожертвовании, уважении и мире. Истинный мусульманин, следующий этим божественным повелениям, всегда чрезвычайно уважителен, милосерден, справедлив и честен. Он несет миру любовь, умиротворение, гармонию и радость в жизни.

В священном хадисе говорится: — «Любите ли вы своего Создателя — Всевышнего Аллаха? Если да, то, любите прежде всего людей, — своих собратьев».

Первое к чему призывает Коран — это мир. Когда рядом с мусульманином живет не мусульманин, нельзя дать ему почувствовать, что к соседу мусульманину уважение больше, чем к нему.

— «Ислам в переводе с арабского означает «предание себя Богу» и имеет тот же корень, что и слово «мир». Аяты Корана призывают людей следовать нравственным заповедям Ислама, как модели вероучения, которое принесет в мир людей милосердие, сострадание, спокойствие и взаимопонимание.

Несмотря на то, что легендарный герой освободительного движения горцев, наиб имама Шамиля Башир-шейх прославился своими подвигами на полях сражений, он не был сторонником войны. Самым большим подвигом считал он спасение жизни человека. Огромен его вклад в примирение враждующих сторон. Десятки непримиримых кровников принудил он к миру и прощению. Десятки и сотни спасенных жизней на его счету. Он делал все, чтобы избежать кровопролития.

Но, защита Отчизны, родной земли во все времена и у всех народов, были священным долгом. И когда дипломатическими методами, путем переговоров, не удавалось избежать столкновения, он своими пламенными речами поднимал соплеменников на справедливую борьбу, и был бесстрашен на поле битвы. Рассказы о его храбрости, обрастая легендами, распространялись далеко за пределами родного края.

Целью его жизни было служение Всевышнему Аллаху. Слово Божие он нес людям. И ничто, никакие преграды, тяготы и лишения, не могли его заставить свернуть с выбранного пути. Никогда не зарастет тропа к его зиярату. Паломники из самых различных уголков нашей страны стекаются в старинное кумыкское село Аксай, чтобы почтить память великого сына Кавказа Башир-шейха.

ВАЛИЕВ ЗАЛИМХАН ВАЛИЕВИЧПредседатель местного общественного Совета п. Кяхулай (РД).

Многие годы официальная историческая литература не освещала жизнь и деятельность Башир-шейха аль Яхсави — выдающегося религиозного деятеля, оставивший яркий след в истории всего Северного Кавказа. Обладая непоколебимой силой духа и верой, он своим проникновенным словом и примером личной отваги, поднимал тысячи горцев на священную борьбу за независимость родины. Духовное наследие, оставленное этой величественной личностью, это бесценный дар Всевышнего Аллаха народам Кавказа.

Обращаясь к своим соплеменникам в годы жестоких испытаний, он говорил:

— «Мужчина — является не только сыном своего отца, он также сын своего народа. И не исполнивший сыновий долг перед своим народом, считается не исполнившим долг перед родителями. И такому человеку харамом является Рай. Неужели вы не знаете, то, что говорил наш любимый пророк Мухаммад (мир ему) о наказании, которое ждет бежавшего с поля боя.

Убежав в чужие края, куда вы убежите от себя, от своей совести, от Всевидящего Творца?! В каких бы далеких краях мусульманин не находился, он должен вносить свой вклад в дело распространение и укрепление ислама, делать все для приумножения славы и силы своего народа.

В братской дружбе народов — наша сила. Мусульманину запретны кровь, жилище, имущество, земля другого мусульманина.

Гнев Аллаха ожидает того, кто это нарушит, как ждет гнев Аллаха и того, кто не стремится защитить свою честь, свою землю, своих близких. Неужели вы не боитесь Аллаха?

Бояться людей, себе подобных грех! У нас у всех одна задача — прожить свою жизнь таким образом, чтобы обрести довольство Аллаха. Все остальное суета и дорожная пыль.

Вся мусульманская Умма — это один, единый организм. Мы обязаны — быть рядом в трудную минуту».

Эти слова, сказанные в назидание, никогда не потеряют свою актуальность.

БАШИР — ШЕЙХ ИЗ ЭНДИРЕЯ

(АБУ АКСАЙСКИЙ)

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Освободительная борьба народов Северо-Восточного Кавказа выдвинула на политическую арену ряд выдающихся личностей, которые сочетали в себе полководческий талант и являлись одновременно духовно-религиозными лидерами. Они поднимали народные массы за справедливую войну, на защиту родной земли и мусульманской веры от посягательства внешнего врага.

То, что движение горцев имело религиозную оболочку и возглавлялось мусульманским духовенством, не было случайностью, а обуславливалось историей Дагестана и Чечни, где сознание населения было религиозным. Поэтому во главе движения горцев и могли стать духовные лица. Как отмечал Н. Самурский, «из среды духовенства вышли Шамиль, Кази-Магомед и другие вожди в борьбе за национальную свободу. Народные предания хранят десятки исторических имен представителей духовенства, геройски павших в этой борьбе. Духовное лицо в Дагестане — это не только священник, но и судья, учитель, военный вождь, борец за свободу и независимость» (Самурский Н. (Эфендиев) Дагестан. Москва: Госиздат, 1925, с. 128).

Одним из таких выдающихся личностей, оставивших яркий след в истории всего Северо-Восточного Кавказа, является шейх накшбандийского тариката Башир-шейх аль-Яхсави. Он оставил после себя целую плеяду шейхов так называемой «Аксаевской линии», которые сыграли огромную роль в духовной жизни Дагестана и Чечни. Башир-шейх был одним из видных религиозных и политических деятелей 19-века. Являясь активным участником народно-освободительного движения горцев Северо-Восточного Кавказа и духовным лидером мусульман (устазом), он несомненно, сыграл очень большую роль в происходивших в тот период на Кавказе событиях, внес огромный вклад в дело борьбы горских народов за свободу и независимость.

В книге Я.З.Ахмадова и Э.Х.Хасмагомедова «История Чечни в 19—20 веках» говорится о том, «особое место среди последователей накшбандийского тариката в Чечне занимали и занимают до сих пор так называемые „Аксайские“ (кумыкские) шейхи».

Основателем первого «Аксайского» вирда является Башир-шейх (в быту известный под именем Абу-шейх)… Башир-шейх был учеником-мюридом Умалат-шейха Костекского, который в свою очередь получает право на наставничество-иджазу у своего устаза — известного дагестанского проповедника Мухаммада Ярагского. (Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых («Нузхат ал-азхан фи тараджим улама. М., 2012. С.142 Дагистан»); Ахмедханов С., Духаев А. Праведные предки. Эпоха шейхов. Грозный, 2007. С.98,114).

Имена Башир и Абу не являются собственными именами, а являются прозвищами, данными в знак уважения. Абу (отец) — обращение к уважаемому, почетному лицу, старшему в роду. Согласно преданию, имя «Башир» ему дал Умалат-шейх. Когда Умалат-шейху было дано «указание свыше» дать ученику право на наставничество, т.е. иджазу, тот от радости закричал — «Башир! Башир! — «Башир в переводе с арабского означает — новость (радостная, благая весть). И это имя было закреплено за ним после этой новости. Считается, что настоящее имя его было-Уллубий.

Учения Башир-шейха (Абу) придерживались следующие шейхи: Упа (Усман-хаджи) Хантиев из Лаха-Невре (Современный ислам России в лицах и деяниях. Энциклопедия. М., 2009. С.655), Хож-Ахмад Мусаев из Аксая, Элах-МоллаДебиров из Чанти-Юрта (Акаев В.,Солтанмурадов М. Накшбандийский шейх Элах-Мулла: духовная деятельность и жизненные коллизии//журнал «Вайнах». 2013. Июнь. №6. С.65), Герехан-Хаджи ал-Костеки, Апти-шейх, Арип-шейх, Саид и Халид Башировы из Аксая, Сугаип-Мулла (Х1айба) Гайсумов из Шали (Акаев В. Х., Солтанмурадов М. Д. Сугаип-Мулла Белгатоевский: жизнь, деятельность и религиозно-философские воззрения//Вестник академии наук Чеченской республики. 2011. №5 (15). С.148—155), Абдул-Азиз (Докка) Шаптукаев из Старого-Юрта, Дени-шейх (Деда) Арсанов из Зебир-Юрта. Сулейман (Солса-Хаджи) Яндаров из Урус-Мартана, Абдул-Вахаб-Хаджи Дыдымов из Аксая, Исак-Мулла (Аки) Чапанов из Верхних Ачалуков, Ибрагим-Хаджи Мустапаев из Гойты, Ахматуко-Хаджи Батукаев из Шаами-юрта, Хаки Джанхоев из Урус-Мартана, Эламирза Эльдаров из Урус-Мартана, Кана-шейх Хантиев из Нижнего-Наура (младший брат Усмана-хаджи) (Современный ислам России в лицах и деяниях. Энциклопедия. М., 2009. С. 653), Юнус-шейх Гамавов из Баммат-юрта (Хасавюртовский район РД). Исхак-Хаджи Юсупов и Арслахан-Хаджи Айдаров из Гючюк-Юрта (с. Кизляр Моздокский район Северной Осетии), Идрис-Хаджи Дазаров из Мескер-Юрта. Мустапа-Хаджи (Датай) Ибрагимов из Бота-Юрта (Хасавюртовский район РД), Эльбуздук-мулла Темуркаев из Ногай-Мирзин-Юрта, Арсанукай (Амай) Хидирлезов из Герменчика (Бабаюртовский район РД) (Макатов И. А. Религиозные группы Амая и Кунта — хаджи. Махачкала, 1965.С.20; Акаев М. Яхсай шайыхлар («Аксайские шейхи», на кум. яз.) // Журнал «Тангчолпан», №6. 1994. С.94), Далха Баширов из Аксая (сын Апти-шейха), Баудин Арсанов из Зебир-Юрта (сын Дени-шейха), Абаз Гайсумов из Шали (сын Сугаипа-Муллы), Абдул-Хамид Яндаров из Урус-Мартана (сын Солса-хаджи), Абдула Баширов из Аксая (сын Апти-шейха), Мудар-шейх Арсамирзаев из Новых-Атагов, Селимсолтан-Мулла Мусаев (чеченец, зиярат в Аксае), Алаутдин Темирбулатов изселаТарки (Махачкала РД), (Макатов И. А. Указ. соч. С.20—22), Абубакар-мулла Нальгиев из ингушского Али-Юрта, Ахмад Ахматукаев из Шаами-юрта (сын шейха Ахматуко-хаджи Батукаева), Абдурахим Ахметханов (сын Кана-шейха Хантиева), Алаутдин Абдулхаликов из Мескер-Юрта, Абдулмежид Мукуев из Закан-Юрта, Идрис-Шейх Тобаев из Гойты, Эдилсултан-мулла Тавсултанов из Али-юрта, Магомед-мулла Шамаев из Комарово (чеч.-1амт1а-Отар), Бексултан Пайзутдинов из сел. Верхнее-Казанище Буйнакского района РД и др.

В статье Абдул-Азима Дыдымова — Хаджиева («Слово об Аксайских шейхах»// Газета «Свобода». Грозный, №25 от 24—30 июня 1994 г.), автор сообщает об «исключительной роли» в распространении тариката «накшбенди (в Чечне) — шейхов из Ташкичу (ныне Аксая): Абу-шейха (Башир-шейх), Хожа-Ахмада, Апти-шейха (сына Башир-шейха), Абдулвагаб-Хаджи», у которых учились муталимы не только из Чечни, но и «со всего Северного Кавказа». Башир-шейх имел своих последователей в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Кабарде, Балкарии, Карачае, Караногае, а также среди татар Казани, Астрахани и Петербурга.

Он был одним из лидеров народно-освободительного движения, наибом имама Шамиля. Легенды ходили о его храбрости, ратных подвигах на полях сражений. Башир-шейх принимал участие на стороне восставших горцев против царских войск в 1831 году при штурме Чирюрта.

Адам Духаев в книге, изданном Архивным управлением Правительства ЧР «Поэт, провидец, мученик», пишет о том, что Башир-шейх принимал участие в осаде крепостейБурная, Внезапная, городов Дербент и Кизляр. (Адам Духаев. Поэт, провидец, мученик. Нальчик: ООО «Печатный двор», 2014. С.7).

Исторический документ свидетельствует о том, что «… в 1831 году генерал Эммануэль (с отрядом численностью 3 тыс. человек и 8 орудиями артиллерийскими), преследовавший горцев, потерпел поражение. Сам ранен пулею в левый бок, сын его в ногу, казачий полковник Ушаков убит и до 17 офицеров убито и ранено, нижних же чинов 500 человек, потеряна пушка и 2 зарядных ящика с патронами. Никогда не бывало, чтоб в таковых маловажных операциях, какова была последняя, и с таким количеством войска, были разбиваемы русские под предводительством полного генерала». (Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф.1, 1, д. 3976, л. 1—2 с об.).

Чтобы взять реванш, царское командование на Кавказе осенью 1831 года направляет в район Эндирея внушительные военные силы во главе с генералом Вельяминовым. Изнуренное в ходе предыдущих сражений горское ополчение во главе с Гази-Магомедом, Гамзат-Беком, Ташав-Хаджи и Абу (Башир-шейхом) в январе 1832 года решило закрепиться в старинной крепости на горе Гебек-Кала, вотчине последнего.

16 января 1832 года генерал Вельяминов начал штурм, но, — «встретив ожесточенное сопротивление, — был вынужден отступить» — пишет М. Гасаналиев.-«После этого генерал в течении двух дней приводил отряд в порядок, пополнил запасы продовольствия и боеприпасов и 18 числа повел свои отряды на штурм. При этом одна колонна шла на позиции мюридов с фронта, другая с тыла. Началось ужасное побоище. Чтобы не допустить применение артиллерии, горцы пошли врукопашную. Бой продолжался до тех пор, пока вторая колонна, не нанесла удар горцам с тыла. Создалась угроза окружения, что заставило имама отвести мюридов» — (Гасаналиев М. Первая Кавказская война 1817—1864гг. Махачкала, 2011.С.195—196).

Ряд исследователей, в том числе Адам Духаев, Саламбек Магомедов, Хава Дураева (Дураева Х. Башир-Шайх (Абу) //Газета «Даймохк». №29 18.03.2014г) считают что в упомянутых боях Башир-шейх был ранен и на всю жизнь остался хромым.

Согласно утверждению С. Магомедова и ряда других исследователей, после смерти имама Гамзат-Бека, при обсуждении кандидатур на должность имама Дагестана и Чечни, ряд авторитетных лиц предложили избрать имамом Башир-шейха. Но он отказался. Поблагодарил собравшихся, и сказал им, шутя: — «Что скажут русские, увидев хромого имама? Подумают, что у горцев не осталось здоровых воинов». —

С. Магомедов также пишет о том, что Башир-шейх принимал участие в ичкеринском сражении 1842 года и в сражении за Дарго в 1845 году. Ссылаясь на утверждение старожила села Дарго Бауди-муллы Бийтимирова, и ряд других источников, он пишет, что «единственным, кто прорвался через окружение к осажденным в Дарго горцам, был Башир-шейх», а также, что «в 1843 году имам Шамиль гостил у Башир-шейха».

Известный ученый — богослов, шейх Мухажир-хаджи Акаев в статье «Аксайские шейхи», опубликованной в журнале «Тангчолпан» (на кум. яз), пишет, что «мюриды, скрывая настоящее имя, называли Башир-шейха Абувум или Абу-шейх.

Башир-шейх родился в 1810 году, в древнем селении Эндирей. Происходил из фамилии Аджиев по имени седьмого предка который был алимом и хаджой (совершивший хадж в Мекку и Медину). Отец Абу жил и умер в селе Эндирей, как и его предки. Сестра Абу Женнет-Абай тоже была в сане эвлия и тоже похоронена в селении Эндирей. Могилы отцов и родственников Башир-шейха также находятся в селе Эндирей

Ряд исследователей считает, что Башир-шейх и наиб Шамиля Ауховского округа Уллубий-мулла это одно тоже лицо. К такому выводу приводит сопоставление многих фактов и событий из жизни Башир-шейха и Уллубий — муллы. Такого мнения придерживается и историк С. Магомедов и другие.

Дагестанский ученый Юсуп Дадаев в своей книге «Наибы и мудиры Шамиля», говоря об Уллубие-мулле, пишет: — «Во главе ауховского участка Шамиль поставил очень храброго и доблестного Уллубия, которого хорошо знал еще юношей, когда они вместе учились у Саида Араканского, потом проходили учебу в медресе селения Чиркей.

Уллубий создал четкую военную структуру в своем мудирстве. Даже царские генералы признавали, что Уллубий был одним из первых в создании стройной системы вооруженных сил имамата. За храбрость Шамиль награждает Уллубия медалью и орденом. На ордене Уллубия была высечена следующая надпись: «Это один из выдающихся наибов Шамиля, Великого Султана, прославленного покровителя правоверных. Да продлит Аллах Всевышний его государство».

Чеченский исследователь Хамид Мусостов пишет: — «Когда на Кавказ царем был направлен князь Барятинский, он послал к Башир-шейху человека с вестью, что хочет встретиться и поговорить с ним. Зная, что Башир-шейх имеет большое влияние на умы и сердца мусульман, он пытался склонить его к прекращению кровопролитной борьбы. На утверждение Барятинского, что Кавказ принадлежит России, Башир-шейх ответил:

«И до тебя были генералы, которые грозились покорить Кавказ. И многие из них погибли. Ваши действия только разжигают жестокость. Многие обычаи, которые не чужды для русских, для нас не приемлемы. Все люди перед Богом равны. Мы понимаем язык мира, а не войны. И вам и нам нужен мир. В делах миротворческих я всегда помощник, но ни от тебя, ни от других военачальников мы не видели ничего, кроме жестокости… Нет человека, который не желает отомстить вам. Правда то, что вы не напугали наш народ, только усилили неприязнь к себе».

Долго разговаривали Башир-шейх и царский военачальник. Барятинский был удивлен красноречием и мудростью собеседника. После этой встречи они больше никогда не увидятся. Пройдет время и Барятинский скажет своему адъютанту: — «Если бы не нужно было сменить религию, я стал бы учеником Башир-шейха. Это великий человек».

— Об этом факте говорится и в работах других авторов.

— «Мы располагаем весьма скудными источниками о периоде наибства Башир-шейха (Абу) — пишет Адам Духаев — Есть письмо, написанное Шамилем наибу Баширу о порядке управлении наибством, не ранее апреля 1845 года и не позднее июня 1850 года. Но существует мнение, что оно было адресовано наибу багулальцев Баширбеку из Казикумуха. Как известно, середине 40-х годов 19 века Баширбек, за связь с царскими генералами, был смешен с должности наиба, а чуть позже взят в качестве учителя Гази-Магомеда, сына Шамиля, и жил в Ведено. Погиб в Чечне и враги отрубили ему голову. В связи с этим, более подходящим адресатом письма нам кажется наибБашир-шейх, как раз, активизировавшийся в указанные годы и получивший от Умалата из Костека иджазу шейха».

Шамиль писал: — «От повелителя правоверных Шамиля его любимому брату наибу Баширу мир вам многократный. А затем. О, благородный брат, никогда не думай, что я помышляю (поступать) относительно тебя, поверив словам доносчиков, клевещущих на тебя. Я (достаточно) испытал на себе деяния людей с давних пор и понял, что многие из них поступают как собаки, волки, лисы и дьявол искуситель. Приободрись, распоряжайся в своем вилайяте, руководствуясь высокочтимым шариатом. Запрещай им неприличные дурные поступки и распутство. Избавь себя и семью свою от того, что ненавистно твоему Господу — и люди будут довольны тобой. Об остальном тебе скажет податель сего письма. И мир».

Кто же если не шейх, может руководствоваться шариатом, запрещать людям дурные поступки и распутство, Уж не каждый наиб был способен на это. И к тому же, со словами «любимый благородный брат» Шамиль обычно обращался к праведникам, проповедавшим тарикат» (Адам Духаев. Поэт, провидец, мученик. Нальчик: ООО «Печатный двор», 2014. С.13—14).

В начале 1855 года Башир-шейх тайно поехал проповедовать тарикат на кумыкскую плоскость, где был выслежен и арестован начальником Кабардинского полка генерал-майором бароном Леонтием Павловичем Николаи. Имам Шамиль в своем письме к генералу ходатайствует об его освобождении: — «От князя (эмира) мусульман Шамиля к начальнику русских генералу барону. Мы слышали, что вы собрали бедные семейства, которые вышли из Джара для пропитания своих семейств; это неприлично с вашей стороны. И также мы слышали, что вы посылаете наших абреков, которые находятся у вас в руках, в Сибирь. По этому делу вы не обманываете меня, а обманываете сами себя, и с этим вы пошлете ваших пленных в гроб; у вас есть Сибирь, а у нас есть гроб».

Последнее слово мое: — «Если вы передадите всех пленных абреков, начиная от Башира, в таком случае вы получите своих пленных, и я буду ожидать от вас ответа, имеете ли вы намерение отдать наших и взять своих. И я прошу вас выбирать из двух одно: возьмете ли ваших пленных или же оставите здесь, на что жду от вас скорого ответа. Рамазана 8-го дня 1271 года (10 мая 1855 года)» (Русская старина. СПб., 1882. Т. 36. С.279—278).

После того, как его верный наиб стал шейхом — духовным наставником, имам Шамиль сказал: — «Я не могу рисковать такими людьми — учеными, шейхами». — И попросил Башир-шейха заниматься проповеднической деятельностью в Чечне и на Кумыкской плоскости. Имам Шамиль, согласно преданию, изрек и такие слова: — «Я не удивился бы, если бы услышал, что все жители Аксая попадут в Рай из-за бараката Башир-Шейха». —

Существует мнение. И оно небезосновательно, что на мировоззрение Льва Николаевича Толстого, повлиял в немалой степени Башир-шейх. Что именно после их встреч и обстоятельных бесед, отношение великого русского писателя к исламу в корне изменилось. Посещая неоднократно Аксай и встречаясь с его авторитетными лицами, он естественно не мог упустить возможность встречи с духовным лидером мусульман, с которым искали встречи и Барятинский, и другие известные лица. Многие хотели понять, в чем же сила его влияния на умы и сердца горцев. Рассказывают, что Башир-шейх подарил Л.Н.Толстому какую — то книжку, с которой писатель до конца жизни никогда не расставался.

Необходимо сказать о том, что Л.Н.Толстой хорошо знал кумыкский язык. Он не только владел бытовым языком, но и читал и писал по кумыкски. Об этом он пишет в своих письмах. (Аджаматов Б. А. Чудеса, сенсации, факты. Махачкала: «Радуга-1», 1999.).Вряд ли человек настолько хорошо мог овладеть языком, если не имел бы тесные взаимоотношения с представителями народа, говорящего на этом языке.

О Башир-шейхе упоминается во многих исторических документах, научных трудах отечественных и зарубежных исследователей, в архивных материалах, научно-популярных книгах, в трудах известных религиозных деятелей, в работах современных исследователей, в очерках и статьях опубликованных в различных республиканских и местных изданий (газет, журналов), в публикациях краеведов, в рассказах передаваемых и поколения в поколения старожилами сел Дагестана, Чечни и других регионов страны.

Необходимо отметить большой вклад известного чеченского историка Адама Духаева в раскрытии многих интересных страниц прошлого Чечни, Ингушетии и Дагестана. С большим интересом читаются все его книги, посвященные видным исламским деятелям: ученым-богословам, шейхам, устазам. Серьезным событием в духовной жизни Чечни стал выход в свет в 2016 году его книги «Эпоха шейхов», в которой описывается жизнь и деятельность шейхов накшбандийского тариката, последователей Башир-шейха (Адам Духаев. Эпоха шейхов. Нальчик: ООО «Печатный двор», 2016).

Очерки о Башир-шейхе опубликованы в книгах Аджаматова Б. А.«Святыни Дагестана» (Аджаматов Б. А. Святыни Дагестана. Махачкала: «Эпоха», 2005.С.177—178), Бийтемирова А.«Яхсай сувну агъымы» (Бийтемиров А. Яхсай сувну агъымы» (кум. яз). Махачкала: «Радуга-1», 2010. С.220—224), Хашимова М. «Яхсай ва яхсайлылар», (Хашимов М. «Яхсай ва яхсайлылар», Махачкала: Респ. газет.-журн. тип., 2004. С.43), а также в газетах (помимо указанных выше): газета «Свобода» (Слово об Аксайских шейхах). Грозный, №25 от 24—30 июня 1994 г.; газета «Даймохк» (Дураева Х. Башир-шейх (Абу)), №29 от 18 марта 2014г.; газета «Неделя Кизилюрта» (Не хлебом единым). №39 (646), 24 октября2014г.; ЧР, Шалинская районная газета «Зама» (Время) (Магомедов С. Башир-шейх из Эндирея (Абу Аксайский), №55—56 (8636), 16 июня 2014г.; газета «Неделя Кизилюрта» (Башир-шейх из Аксая — великая личность), №29 (586), 2 августа 2013г.; журнале «Вайнах» (Мусостов Х. Ташкичуьра шайхаш («Шейхи из Ташкичу»), №6. 2007. С.34.

В 2013 году в книге — сборнике были впервые опуликованы поэтические произведения, созданные тремя аксаевскими авторами — Абушем, его сыном Рашитханом и внучкой Нурьян Карамурзаевыми. В данный сборник вошло и поэтическое произведение Рашитхана Карамурзаева (1904—1989), посвященное аксаевским шейхам (Карамурзаевы А., Р. И Н. Произведения / Составитель, автор предисловия, транслитерации с аджама на кириллицу и комментариев к тексту — Г.М. — Р. Оразаев. Махачкала, 2013. С. 158—184). Данное произведение размером в 631 строк ранее публиковалось на страницах газеты «Ассалам». Стихи посвященные шейхам из Аксая написаны также народным поэтом Дагестана Магомедом Атабаевым, Абдулазимом Магомедовым, Салимахан Эсенболатовой и другими авторами.

Немало интересной информации получено автором у жителя у жителя селения Верхние Казанищи Буйнакского района РД — Малика Бексултановича Пайзутдинова 1957 г.р. (сына тарикатского шейха Бексултана Пайзутдинова), уроженца Махачкалы Сапиюлы Абдулатиповича Баширова 1957г.р., жителя селения Шушановка Кизилюртовского района РД — Абдулбари Атаева, жителя селения Костек, потомка Костековских шейхов (Абубакара — хаджи, Шамсудина хаджи и Солтан-Махмуда) Гаджи Солтан-Махмудовича Абакарова, жителя селения Костек, потомка брата Умалат-шейха — Алимхана Гебекова, потомков Башир-шейха: жителя селения Аксай Магомедамина Баширова, жителя г. Хасавюрт Чатаева Арслана Махмудовича 1956 г.р., жительницы г. Хасавюрт Фатимы (Беллы) Якубовны Аджиевой 1939 г.р. и других.

Очень много ценной, документальной информации из Центрального государственного архива РД, Архивного управления Правительства ЧР, а также ряда других федеральных и региональных архивов и библиотек предоставил потомок Башир-шейха — Магомед Саид-Эмиевич Баширов 1980 г.р., житель селения Мескер-юрт Шалинского района ЧР. Эту информацию он получил в результате многолетнего поиска, запросов в самые различные инстанции, за что автор выражает ему самую искреннюю признательность.

Имеется немало научно-популярной, краеведческой и иной литературы, различных документальных и иных источников, архивных материалов, повестей и рассказов об известных религиозных и политических деятелях того периода, в которых упоминается Башир-шейх и его последователи:

Ахмедханов С., Духаев А. Праведные предки. Эпоха шейхов. Грозный, 2007. С.98,114; Акаев В.,Солтанмурадов М. Накшбандийский шейх Элах-Мулла: духовная деятельность и жизненные коллизии//журнал «Вайнах». 2013. Июнь. №6. С.65; Акаев В. Х., Солтанмурадов М. Д. Сугаип-Мулла Белгатоевский: жизнь, деятельность и религиозно-философские возрения//Вестник академии наук Чеченской республики. 2011. №5 (15). С.148—155; Современный ислам России в лицах и деяниях. Энциклопедия. М., 2009. С. 653);Макатов И. А. религиозные группы Амая и Кунта — хаджи. Махачкала, 1965.С.20; Акаев М. Яхсай шайыхлар («Аксайские шейхи», на кум. яз.) \\ Журнал «Тангчолпан», №6. 1994. С.944; Джанаев А. К. Народы Терека в российской революции 1905—1907 гг. Ордженикидзе, 1988. С.96; Тимур Музаев. Союз горцев. Русская революция и народы Северного Кавказа, 1917-март 1918г. Научное издание. Архивное управление ЧР. Москва: «Патрия», 2007; Энциклопедия. Современный Ислам России в лицах и деяниях. Москва: «Барс», 2009.; А. Сагов. Дени — шейх Арсанов // шейхи Дени и Баудин Арсановы. Сост. Р. Ш. Албагачиев. Нальчик: ООО «Тетраграф», 2013. С. 63; Адам Духаев. Плеяда шейхов из Надтеречья. с. Лаха-Невре, 1997. С. 28—29; Русская старина. СПб., 1882. Т. 36. С.279—278; ЦГА РД, ф. 248, оп.1, 131; ф. 249, оп.1. д.1, л. 175—184;Эди Исаев. Зияудин Терлоев. Зураб Исаев. Из особой папки Сталина. М.: «Молодая гвардия», 2004. С.37; Сулаев И. Х. Государство и мусульманское духовенство в Дагестане: история взаимоотношений (1917—1991 гг.). Монография. С.120; Современная религиозная жизнь России: Иудаизм, Ислам, бахаузм, Буддизм, Зароаструзм, индуизм, Сикхизм. М.: «Логос», С.154; Алексей Головлев. Очерки о Чечне: природа, население, новейшая история. М.: «Вектор», 2007. С.72; Деминцева Е. Б.Ислам в Европе и России. М.: Изд. дом «Марджани», 2009. С.220; Аджиев М. Э. Мы из рода половецкого. М., 1992. С.35;

Заза Ментесашвили. Ислам и Северный Кавказ. Тбилиси, 2005. С.877; Емельянова Г. М. Радикальный ислам в странах бывшего Советского Союза. М., 2009.С.82—112;

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Башир–шейх аль-Яхсави. История Кавказа и селения Эндирей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я