В настоящих методических рекомендациях представлены основные подходы к разработке учителем рабочих программ по учебному предмету, курсу или модулю. Дается нормативное обоснование основных требований к структуре и содержанию рабочей программы с учетом требований ФГОС общего образования. Приводятся примеры оформления отдельных разделов рабочей программы: титульного листа, пояснительной записки, тематического и поурочного планирования. Даны рекомендации по экспертизе разработанных программ. Представляет интерес методика оценки качества рабочих учебных программ педагогов. Практическое значение имеют методические рекомендации по подготовке рецензий на рабочие программы. Пособие ориентировано на учителей и представителей администрации общеобразовательных учреждений, методистов, студентов педагогических вузов и колледжей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рабочая программа педагога. Методические рекомендации для разработки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Рабочая программа учителя: нормативно-правовое обеспечение
Одна из ведущих ролей в процессе модернизации общего образования принадлежит федеральным государственным образовательным стандартам, поэтапно вводимым соответствующими распоряжениями Правительства в образовательных учреждениях Российской Федерации, а именно:
1. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с последующими изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241 и от 22 сентября 2011 г. № 2357 ).
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Вводимые ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательной программы общеобразовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию1:
1) требования к результатам освоения основной образовательной программы;
2) требования к структуре основной образовательной программы, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
3) требования к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Таким образом, стандарт должен быть положен в основу деятельности работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы с учетом особенностей развития каждого региона Российской Федерации, отдельного образовательного учреждения, с обязательным учетом запросов участников образовательного процесса.
Пунктом 5 статьи 14 «Общие требования к содержанию образования» действующего Закона Российской Федерации «Об образовании» установлено, что образовательная программа (образовательные программы), определяющая содержание образования определенного уровня и направленности в конкретном образовательном учреждении, разрабатывается, принимается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно (п. 5 в редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ).
Основная образовательная программа разрабатывается образовательным учреждением на основе примерной основной образовательной программы.
Примерная учебная программа — документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана.
Разработка примерных учебных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (статья 28 действующего Закона РФ «Об образовании»).
Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №121965-6 (проект внесен на рассмотрение в Государственную думу в октябре 2012 года) делает возможным дополнительно привлекать уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации к разработке примерных основных общеобразовательных программ. Делается это для более полного учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей системы образования в регионах (см. пункт 6 статьи 13 «Образовательные программы», глава 2 «Система образования»).
Примерные основные образовательные программы проходят экспертизу и включаются в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. По действующему законодательству Российской Федерации примерные программы носят рекомендательный характер.
Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса2
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рабочая программа педагога. Методические рекомендации для разработки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других