Учебное пособие «Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста» составлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовленности обучающихся по ООП ФГОС ВПО по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профили «Физическая культура» и «Физическая культура и Дополнительное образование (спортивная подготовка)», и 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» профиль «Физическая реабилитация». Основное содержание пособия «Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста» составляют актуальные вопросы, посвященные теоретическим предпосылкам организации физического воспитания подрастающего поколения в дошкольных образовательных организациях и в условиях семьи; обоснованию цели и задач физического воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка; средствам, методам и формам организации физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста; планированию и контролю в физическом воспитании как необходимым предпосылкам для оптимизации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных организациях. Пособие предназначено для студентов физкультурных вузов, а также может быть полезно воспитателям дошкольных образовательных организаций.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
Развитие личности ребенка в период от рождения до семи лет сопровождается многогранными изменениями, в связи с чем возникла необходимость выделить определенные этапы и их закономерности.
В науке проблемой возрастной периодизации занимались Аристотель, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Штрац, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский и другие авторы.
Так Л. С. Выготский предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в развитии. Опираясь на эту теорию, можно выделить следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст [30].
Исследования Д. Б. Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество — эмоциональное общение; ранний возраст — предметная; дошкольный возраст — игра). Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития [30].
Физиологи условно развитие ребенка разделяют на несколько периодов:
— этап внутриутробного развития эмбриона — первые 12 недель беременности;
— этап развития плода;
— неонатальный период (новорожденный) — от 0 до 28 дней;
— грудной возраст (младенческий) — с 3–4-й недели жизни до 12 месяцев;
— преддошкольный возраст (ранний возраст) — от 1 года до 3 лет;
— дошкольный — от 3 до 6 (7) лет [30].
В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). На основе этого в структуру дошкольных образовательных организаций входят ясли и детский сад, которые в свою очередь делятся на группы:
3 мес. — 1 год — I группа раннего возраста;
1–2 года — II группа раннего возраста;
2–3 года — I младшая;
3–4 года — II младшая;
4–5 лет — средняя;
5–6 лет — старшая;
6–7 лет — подготовительная [30].
Отражая ступени биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению физкультурных занятий (составлению программ, подбору и дозировке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т. д.). Так учебно-воспитательный процесс в дошкольных образовательных организациях строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.
Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т. д.
Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и в условиях семейного быта), а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т. п., улучшают деятельность сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ, повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
Наиболее общими задачами физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста являются:
Оздоровительные задачи: а) повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям; б) укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование навыка поддерживать правильную осанку (т. е. удерживать рациональную позу во время всех видов деятельности) и укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц; в) содействие повышению функциональных возможностей органов и систем организма. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т. д. Занятия физическими упражнениями, придавая естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействуют тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.
Образовательные задачи: а) формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. В раннем и дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений, формирование двигательных умений осуществляется параллельно с воспитанием физических качеств; б) формирование устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями, так как это наиболее благоприятный период для формирования устойчивой потребности и положительной мотивации к организованной и регулярной двигательной деятельности. При этом необходимо соблюдать ряд условий: обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность; положительно оценивать выполненные задания; внимательно относиться к ребенку и поощрять его усилия и т. д.; в) сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности, что позволит расширить их познавательные возможности, умственные способности, расширит кругозор.
Воспитательные задачи: а) воспитание физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей. В раннем и дошкольном возрасте процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечить комплексное воспитание всех физических способностей; б) воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и другие); содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться должны комплексно. Только таким образом ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.
Для эффективной реализации специфических задач физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста необходимо опираться на объективные закономерности и строить процесс физического воспитания с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей ребенка.
1. Приведите примеры возрастной периодизации.
2. В чем сущность гармонического воспитания личности ребенка раннего и дошкольного возраста, его составляющие?
3. Каково место и роль физического воспитания в системе гармонического воспитания детей раннего и дошкольного возраста?
4. Какова социальная роль физического воспитания в направленном воздействии на физическое развитие индивида, в его физическом (физкультурном) образовании, упрочнении и сохранении здоровья?
5. В чем проявляется единство целей, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей?
6. В чем состоит цель, преследуемая в процессе физического воспитания, и как конкретизируется она в основных задачах (оздоровительные, образовательные, воспитательные)?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других