Шёпот джунглей, или Тропою долгожителей

Т. Г. Гончарова, 2022

История экспедиции в Эквадор, участники которой преодолевают опасности джунглей Амазонии, сталкиваются с непредсказуемостью местных индейцев и переваливают через горные вершины Анд. Исторические события переплетаются с реальностью. Следуя тропою инков, путешественники ведут поиск знаний, необходимых для запуска механизма самоисцеления человека и способов обретения долголетия. Древняя земля хранит множество тайн, нераскрытых и по сей день.

Оглавление

Глава 1. Полёт в Амазонию

Сотни лет Амазония оставалась загадкой для человечества, которую на протяжении всего этого времени пытались разгадать географы, историки, охотники за сокровищами. До сих пор, во времена сотовой и спутниковой связи, самолётов и космических кораблей, остаётся она белым пятном на карте.

Сама Амазонка берёт начало как маленький ручеёк высоко в Андах, на высоте свыше 5 тысяч метров. Петляя в горах, она объединяется со множеством речушек, спускается в Амазонскую низменность и преодолевает около 7 тысяч километров в своём пути до Атлантического океана. Набирая силу и могущество, превращается в самую большую реку мира. Извиваясь, она течёт на восток через Перу, Колумбию и Бразилию. Она имеет глубину до сотни метров, а ширина дельты Амазонки достигает трёхсот километров.

Ни одно место на Земле так не привлекало путешественников, так не манило к себе, пусть и на гибель, как Амазонка. Никакие рассказы о громадных змеях толщиной с дерево, стаях пираний, за минуту обгладывающих тушу быка, огненных муравьях, заедающих человека насмерть, не могли остановить искателей приключений.

Больше всего очаровывал людей образ страны Эльдорадо, о которой испанские конкистадоры слышали от аборигенов. По их рассказам, золото было в ней в таком изобилии, что индейцы покрывали свои тела с ног до головы золотым порошком и сверкали на солнце. Да и сами конкистадоры, по их рассказам, видели в джунглях чудесные города, сияющие белизной, с высокими храмами, украшенными разноцветными фресками и необыкновенными изящными поделками.

Однако каждая экспедиция, пытавшаяся отыскать Эльдорадо, заканчивалась плачевно. Гаспар де Карвахаль, доминиканский монах, чей отряд тоже искал это царство, писал в своём дневнике о страшном голоде и болезнях, которые преследовали путешественников. Положение было столь плачевным, что приходилось есть кожаную одежду и ремни, готовя их с душистыми травами. Они настолько ослабли, что не могли стоять на ногах.

Никто и предположить не мог, что в джунглях возможна смерть от голода, однако это оказалось более чем реальным. В сельве сложно найти что-либо съестное, всюду плесень, а термиты с муравьями начисто объедают всю органику на земле и стволах деревьев. Здесь не найти даже падали. В ходе этой экспедиции от болезней и голода погибло больше людей, чем от рук индейцев. После этого Амазония зарекомендовала себя диким краем, где вечно грозит опасность смерти от множества причин.

Но более всего нашумело в своё время исчезновение английского путешественника Перси Гаррисона Фосетта, который посвятил изучению Амазонии всю жизнь. Он ушёл в свою восьмую, последнюю, экспедицию в 1925 году вместе с сыном Джеком и его другом Рейли Раймелом. Экспедиция так и не вернулась. Фосетт был убеждён, что в Амазонии до инков существовала более высокоразвитая, никому не известная цивилизация, настолько старая и сложно устроенная, что информация о ней должна была полностью перевернуть наши представления о прошлом Южной Америки.

Весь мир наблюдал за этой экспедицией, получая новости по телеграфу.

Перси Фосетт планировал добраться пешком до самых труднодоступных мест, прорубаясь сквозь джунгли. Имея колоссальный опыт выживания в таких условиях и учитывая опыт предыдущих экспедиций, он считал, что только небольшой отряд имеет хоть какие-то шансы остаться в живых.

На протяжении пяти месяцев приходили доставляемые индейцами-посыльными сообщения, которые посредством телеграфа передавались во все уголки планеты.

Экспедиция захватила каждого, кто мечтал о путешествиях. Потом сообщения перестали приходить. Прошёл год, другой, а любопытство публики всё росло и росло. Что случилось с экспедицией Фосетта? Может быть, индейцы захватили их в заложники? Или все умерли от голода и болезней? Вокруг этого было рождено много легенд, написано огромное количество книг. В результате на поиски Фосетта отправилось больше поисковых экспедиций, чем на поиски самого Эльдорадо за несколько столетий.

Некоторые поисковые партии в отчаянии возвращались назад. Некоторые погибли так же, как и их предшественники много веков тому назад: от голода и болезней. Многих убили индейцы. Были и такие, кто, уйдя искать Фосетта, так же как и он исчезали в джунглях. Поскольку многие группы отправлялись в путь тайно, без всякой огласки, до сих пор нет точных данных, сколько же их погибло. Амазония оставалась непреклонна в своей жестокости.

Нам было интересно самим взглянуть на этот неприветливый край. Знакомство с ним началось с аэропорта Пуйо в Республике Эквадор, в двухстах километрах от Кито, куда мы прибыли в составе экспедиции, организованной клубом путешественников «Ветер Свободы».

Команда наша была абсолютно разношёрстна и состояла из 8 человек. Даниил и Елена были оперными певцами из известного театра, ещё одна пара, Ольга с Александром, были из небольшого северного городка. Плюс мы двое, молодая девушка Ольга и проводник Виталий. Все жаждали приключений и никого не смущала подписанная накануне отъезда расписка о снятии с организаторов ответственности за наши жизни. Нас предупредили, что путешествие будет опасным, и за свою жизнь мы отвечаем сами.

Безусловно, результат экспедиции зависел от того, предоставят ли нам надёжного проводника и переводчика, которого индейцы захотят принять.

В день отлёта мы познакомились с проводником Луисом, который нам рассказал, что несколько раз возил группы к этому племени и всё обходилось без каких-либо происшествий. И предупредил нас, чтобы мы не вступали с индейцами в споры, были предельно вежливы и по возможности щедры.

Планировалось, что в рамках экспедиции мы познакомимся с бытом и традициями индейцев племени гуарани, не так давно вышедшем на контакт с цивилизацией. Для этого нужно было несколько дней пожить у них.

В аэропорту нас ждал небольшой легкомоторный самолёт вместимостью 4–5 человек. Полёт в глубину амазонских джунглей должен был занять около часа. Все вместе за один раз мы не помещались, поэтому пришлось лететь двумя партиями.

Летели на небольшой высоте, позволяющей рассмотреть бескрайние и на первый взгляд необитаемые джунгли, и многочисленные петляющие притоки Амазонки. На многие десятки километров не было признаков жизни цивилизованного человека, не было дорог, и не встречалось каких-либо строений. Поэтому когда в непроходимых джунглях неожиданно возник полуразрушенный временем остов какого-то завода, у нас возник вопрос, откуда здесь он, и чем могли заниматься тут люди. К тому времени мы довольно свободно владели испанским языком и могли расспросить об этом пилота.

Он нам рассказал, что в 1970-х годах нефтяная компания построила тут завод по переработке нефтепродуктов. Завезли сотрудников, которые обеспечивали бесперебойную работу завода. Несколько месяцев не было никаких проблем. Но однажды у вождя одного из индейских племён, обитающих неподалёку, заболел ребёнок, и он попросил руководителя завода доставить ребёнка в больницу имеющимся на базе вертолётом. Сам ли руководитель посчитал это нецелесообразным, или вышестоящее руководство отказало в просьбе, неизвестно. В результате без медицинской помощи ребёнок умер. Наутро после этого все сотрудники завода были убиты. Эквадорские власти направили военных для усмирения индейцев и наказания виновных. Однако никого из племени застать не удалось, все ушли в сельву. Ещё несколько раз завозили сотрудников, но через некоторое время всё оканчивалось плачевно, и в живых никого не оставалось. Нефтяной компании пришлось свернуть разработку и бросить завод.

В настоящее время на территории Эквадора живёт более сотни индейских племён, многие из которых ещё не вышли на контракт с цивилизацией. У них до сих пор натуральное хозяйство, как в древности. Некоторые согласны принимать гостей, как племя гуарани, в которое мы направлялись. Но есть и такие, которые агрессивно настроены против вмешательства цивилизованного человека.

Немаловажною роль при этом сыграл и сам «цивилизованный человек». У индейцев ещё живы в памяти времена каучуковой лихорадки прошлого века. В прессе эти события широко не освещались, однако, по воспоминаниям путешественников того времени, зверства на каучуковых плантациях творились неимоверные. Были предоставлены неопровержимые доказательства, подтверждающие, что Перуанская Амазонская Компания осуществляла геноцид в попытке подавить и обратить в рабство (это в XX веке!) местное население. Людей морили голодом, обезглавливали и кастрировали, избивали и поджигали, топили и скармливали собакам. По свидетельствам очевидцев, зачастую из-за невыносимого запаха разлагавшихся трупов приходилось покидать отдельные участки.

Поэтому даже дружелюбно настроенные индейцы стали относиться к путешественникам враждебно.

В то время, когда Фосетт организовывал свою экспедицию, он надеялся, что сможет прокормить себя, питаясь дарами природы, и не будет представлять угрозы для враждебно настроенных племён. Вьючных животных тоже нельзя было брать с собой из-за отсутствия пастбищ и нападений насекомых. Поэтому экипировка сводилась к минимуму. Для этих мест, считал он, не может быть проводников — страну никто не знал. Однако он надеялся установить дружеские отношения с дикими племенами, которые могут встретиться на пути, даже если это будут людоеды.

Его сын Джек со своим другом Рейли Раймелом тоже были физически и морально подготовлены к экспедиции, на которую сам Перси Фосетт возлагал большие надежды. Он не сомневался, что им удастся отыскать затерянный город, даже несмотря на страшные находки. Он писал об экспедиционном отряде в количестве восьмидесяти человек, убитых отравленными стрелами. Описывал путешественников, которых находили зарытыми по пояс в землю: их оставляли на растерзание огненным муравьям и пчёлам. В журнале Королевского географического общества Фосетт сообщал, что «… извращённая политика, породившая работорговлю в XX веке и открыто поощрявшая истребление индейцев-аборигенов, многие из которых отличаются весьма развитым умом, побудила индейцев к кровавой мести чужеземцам и представляет собой одну из величайших опасностей при изучении Южной Америки».

Похоже, за сотню лет в отношениях между индейцами и белым человеком мало что поменялось. Об откровенно недружелюбных и агрессивно настроенных племенах мы узнали от нашего проводника.

По соседству с племенем гуарани живёт племя шуар. Древнее искусство шуаров — высушивание голов врагов до размера яблока. Такие головы называются «тсантсы». Чехословацкие путешественники И. Ганзелка и М. Зигмунд в конце сороковых годов прошлого века несколько недель прожили в племени шуар и очень подробно описали всевозможные обряды этого племени, в том числе и изготовление тсантсы.

С черепа жертвы чулком снимается кожа вместе с волосами, зашиваются глаза и рот, и всё это высушивается над углями до размера яблока. Затем при помощи костяной иглы наполняют кожу горячей галькой и песком. Пока кожа сжимается, пальцами ей придают форму, добиваясь при этом удивительного портретного сходства. Как говорят, до сих пор можно купить на черном рынке настоящую тсантсу за 3–5 тысяч долларов. А ещё страшнее, что можно заказать тсантсу своего врага.

Стремясь запретить шуарские обряды высушивания голов хотя бы на окраинных территориях, эквадорское правительство предприняло в своё время карательную экспедицию. Оно направило к шуарам отряды солдат с приказом захватить несколько «дикарей», чтобы казнить их в целях устрашения остальных. Вполне естественно, что в результате этого акта всё стало только хуже. Весть о карательной экспедиции с быстротой молнии облетела всю территорию эквадорского бассейна Амазонки, и с тех пор опознавательным знаком «нарушителей мира» среди шуаров стал цвет хаки — цвет солдатской формы.

Рассказывают, что вскоре после этого к шуарам отправились двое, немец со шведом, и пропали. Через некоторое время у одного антиквара в Гуаякиле появилась тсантса со светлыми волосами. По шраму на щеке определили, что это голова пропавшего шведа. А немец до сих пор значится в числе пропавших без вести.

О двух других племенах, парантинин и каничана, поговаривали, что они людоеды. Тем временем, слушая рассказы проводника и пилота, мы подлетали к селению индейцев гуарани.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я