В книге рассматриваются теоретические аспекты основных понятий, сущности и содержания внутреннего контроля. Уделено внимание созданию, оценке и развитию систем внутреннего контроля в общих центрах обслуживания с учетом специфики их деятельности. Книга может быть интересна специалистам в области внутреннего контроля, внутренним и внешним аудиторам, бухгалтерам-экспертам, преподавателям экономических вузов, аспирантам, студентам, а также всем интересующимся проблемами организации и методического обеспечения внутреннего контроля в российской практике.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Система внутреннего контроля в общих центрах обслуживания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Одним из инструментов повышения эффективности управления организацией является построение качественной системы управления рисками и внутреннего контроля. Такие системы созданы во многих компаниях, но они не всегда отвечают современным требованиям и эффективно противодействуют существующим угрозам. На многих предприятиях, особенно малых и средних, зрелость систем внутреннего контроля находится на неприемлемо низком уровне.
Общие требования по наличию эффективной системы внутреннего контроля в организациях стали разрабатываться с 80-х гг. прошлого столетия с изданием международной концепции COSO. Позднее появились другие концепции для различных групп пользователей, а COSO претерпела изменения в соответствии с меняющейся бизнес-средой. В последнее время наблюдается повышение интереса к данной теме.
Ряд банкротств крупных корпораций в начале ХХI в. привел к повышению требований к внутреннему контролю на законодательном и нормативном уровне. Так, например, в США в 2002 г. был издан Закон Сарбейнса-Оксли, устанавливающий требования к наличию в корпорациях эффективного внутреннего контроля, а в требованиях регуляторов фондового рынка и фондовых бирж появилось условие необходимости наличия внутреннего контроля для допуска бумаг в котировальный лист биржи.
В России многие положения международных концепций и правил нашли отражение на законодательном и нормативно-методическом уровне. Например, в закон «Об акционерных обществах» внесены положения о системах управления рисками и внутреннего контроля публичных обществ, требования российских бирж по внутреннему контролю для эмитентов, ценные бумаги которых допущены к торгам, аналогичные требованиям мировых торговых площадок, а Банком России издан Кодекс корпоративного управления, устанавливающий рекомендации к системам управления рисками и внутреннего контроля для крупных компаний, введены в действие Международные стандарты аудита, устанавливающие в том числе и требования к организации внутреннего контроля аудируемых лиц.
Одной из главных целей внутреннего контроля является представление достоверной финансовой отчетности, что предполагает особые требования к его организации при ведении учета. Такие требования в общих чертах установлены законодательством, но полноценная методическая база осуществления внутреннего контроля, учитывающая особенности учетного процесса, отсутствует.
С конца прошлого века одним из способов повышения эффективности бизнеса в западных компаниях стал перевод обеспечивающих функций всех предприятий одной группы в отдельную организацию или филиал — общий центр обслуживания (далее — ОЦО). В первую очередь, это коснулось учетной функции. В нашей стране ОЦО стали открываться с начала 2000-х, и наиболее активно — с 2008 по 2014 г.
ОЦО отличаются спецификой технологических процессов, связанных с особенностями ведения бизнеса. Это обусловлено такими факторами, как территориальная обособленность ОЦО от своих клиентов, разделение процесса движения документов и информации между разными хозяйствующими субъектами, повышенные требования к квалификации персонала и ИТ-сопровождению учета и т.д. Специфика деятельности ОЦО порождает характерные риски, снижение которых должно обеспечиваться построением эффективной системы внутреннего контроля.
В связи с этим целью настоящего исследования стала разработка теоретических и практических аспектов внутреннего контроля в общих центрах обслуживания российских компаний.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих основных задач:
— развитие терминологии внутреннего контроля на основе анализа отечественных и зарубежных научных источников, международных концепций и регулирующих документов;
— уточнение определений контрольных процедур и разработка принципов их оптимального соотношения на основе анализа имеющихся подходов к терминам и классификации;
— развитие методологии внутреннего контроля, в том числе на уровне процессов и операций, направленной на развитие систем внутреннего контроля;
— разработка модели финансовой отчетности типичного ОЦО на основе анализа рынка аутсорсинга обеспечивающих функций на территории РФ;
— выявление основных рисков деятельности ОЦО с учетом степени их значимости, разработка мер по их снижению;
— определение методов оценки системы внутреннего контроля ОЦО с учетом специфики их деятельности.
Теоретическая значимость работы состоит в развитии методики организации систем внутреннего контроля в общих центрах обслуживания, способствующей повышению эффективности их деятельности.
Практическое значение исследования заключается в применении разработанных авторами предложений по совершенствованию процедур внутреннего контроля в общих центрах обслуживания российских компаний.
Настоящее исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические основы внутреннего контроля с учетом результатов анализа различных подходов и концепций, а также регулирующих норм в данной сфере, уточнены понятия «внутренний контроль» и «система внутреннего контроля», предложена авторская концепция системы внутреннего контроля организации. Во второй главе осуществлен анализ российского рынка ОЦО и определены отличительные особенности их финансового состояния; проведена классификация ключевых рисков ОЦО, предложен комплекс мер по их снижению. В третьей главе выполнен комплексный анализ и классификация контрольных процедур, определены их особенности и намечены направления развития систем внутреннего контроля на процессном уровне.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов в сфере риск-менеджмента, контроля и анализа хозяйственной деятельности, международные концепции внутреннего контроля, нормативно-правовые акты РФ, методические материалы профессиональных сообществ, нормативно-справочные материалы, специальная литература, внутренние нормативные документы предприятий, данные бухгалтерского, управленческого и статистического учета и отчетности, методические материалы по внутреннему контролю, аналитические и информационные материалы, опубликованные в российской и зарубежной периодической печати и представленные в компьютерной сети Internet, а также материалы, полученные авторами в результате непосредственного изучения состояния внутреннего контроля в организациях, осуществляющих ведение учета и составление отчетности предприятий.
Выводы и результаты данного исследования могут быть использованы консалтинговыми и аудиторскими организациями при консультировании и проведении работ по созданию и совершенствованию систем внутреннего контроля в российских организациях учетного сервиса.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Система внутреннего контроля в общих центрах обслуживания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других