Стили речи. Учебное пособие для бакалавров

Т. В. Глазкова, 2015

В учебном пособии представлены задания для практических занятий по разделам «стилистика речи» и «функциональная стилистика речи». Предлагаемые задания призваны развить стилистическую грамотность учащихся, умения создавать высказывания в письменной и устной форме в соответствии с целью коммуникации, адресатом, ситуацией речи и реализацию этих умений в конкретном жанре с учетом классификационных особенностей стиля. Особое внимание уделяется взаимодействию стилей в речи. Учебное пособие адресовано студентам музыкальных вузов, изучающим русский язык и культуру речи по программе бакалавриата.

Оглавление

  • Предисловие
  • Тема 1. Функциональные стили современного русского языка и их взаимодействие

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стили речи. Учебное пособие для бакалавров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тема 1. Функциональные стили современного русского языка и их взаимодействие

Общая характеристика стиль языка и стиль речи признаки стиля

• предмет речи

• сфера употребления

• функция

• доминанта

• языковые особенности

• жанры

Контрольно-обучающие задания

Задание 1

Какими стилями представлена система функциональных стилей русского языка? Ответьте на вопрос, прочитав фрагменты текстов.

Фрагмент № 1

«Уважаемый Владимир Ростиславович!

Обратиться к Вам нас побудили появившиеся в средствах массовой информации выступления по вопросу музыкального образования. Эти выступления приобретают достаточно агрессивный характер и в то же время свидетельствуют о недостаточной компетентности в области законодательства некоторых лиц, способных влиять на мнение как музыкальной общественности, так и представителей власти.

Считаем необходимым поставить Вас в известность о существующем дискуссионном поле.

Одно из выступлений — статья Е. Балабаса «Деятели культуры считают, что «Россию лишают полноценного музыкального образования»».

По прочтении статьи возникает возмущение ее спекулятивным форматом, так как в статье говорится о «музыкальных школах», делается заявление о разрушении «начальной системы подготовки учеников музыкальных школ», что заставляет сразу задуматься о судьбе почти пяти тысяч школ искусств, в то время как поднятая проблема касается лишь нескольких школ, которые назывались всегда «средними специальными музыкальными школами» (11-летками), значение которых невозможно переоценить, всегда являвшихся элитными и обучавших особо одаренных детей.

Что это — некорректность или дешевый прием привлечь на свою сторону даже тех, кто не привык вникать в тонкости обсуждаемых проблем?

Мнения, высказанные как в данной статье, так и на пресс-конференции (по этому же поводу), состоявшейся 02.12.2014 в пресс-центре информационного агентства «Национальная служба новостей» пресс-конференции на тему: «Минобр против одаренных детей или Зачем Россию лишают полноценного музыкального образования?» вызывают далеко неоднозначное отношение и разделяются далеко не всеми музыкантами».

Фрагмент № 2

«Степень влияния Шенберга на Кейджа трудно переоценить; жест взаимного отрицания достигает здесь особой силы. Об этом можно судить по следующему факту, изложенному Кейджем: «Шенберг сказал, что самое главное — это гармоническое мышление и что у меня его нет. Поэтому я никогда не смогу писать музыку. «Почему нет?» «Вы упретесь в стену и не сможете ее пробить». «Тогда я всю свою жизнь буду пробивать головой эту стену». Для того, чтобы доказать Шенбергу свою способность писать музыку, Кейджу пришлось «переизобрести» само понимание музыки. Однако здесь можно видеть и «жест адепта»: Кейдж не раз говорил, что именно Шенберг показал ему истинный пример «служения искусству», безоговорочной преданности своему делу, срастания жизни и профессии. Внешне Кейдж не принял установок Шенберга-музыканта; но всю жизнь внутренняя «пуповина» миссионерства обеспечивала глубинное их родство. Шенберг был для Кейджа травмой — и это сказалось в эффективности его воздействия. Программа на будущее была запущена, а парадокс состоит в том, что это — программа на индетерминизм, алгоритм на действие случайности (оксюморон!), с необыкновенной последовательностью реализованная Кейджем в течение всей его жизни».

Фрагмент № 3

«В. В.: Да, и это главный из юбилейных концертов! Второй концерт в зале такого масштаба — это концерт 20-го декабря в зале имени Чайковского. В этих двух общих концертах примут участие многие коллективы Академии.

А.: Наверняка планируются какие-нибудь необычные выставки в столь знакомых нам музеях?

В. В.: Что касается выставок — то они в рамках нашего учебного заведения не особо фокусируют внимание на себе как на каком-то масштабном событии. Уже прошла выставка под названием «Педагоги-основатели», потом открылась выставка, посвященная Елене Фабиановне, с названием «Из личных вещей». С 1-го сентября функционирует выставка «Документы истории», так же посвященная 70-летию Академии. Но наиболее значимая выставка оказалась в музее Скрябина — эта большая экспозиция была посвящена 140-летию Елены Фабиановны, и называлась она „Я привыкла жить долго…“»

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие
  • Тема 1. Функциональные стили современного русского языка и их взаимодействие

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стили речи. Учебное пособие для бакалавров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я