Беседы о воде в природе

Т. А. Шорыгина, 2008

В пособии представлен материал, который может быть использован на занятиях по окружающему миру, развитию речи, экологическому воспитанию. Занятия построены в форме беседы взрослого с детьми. Дети узнают о свойствах воды, о том, где и в каких состояниях она находится в природе, ее превращениях, роли, которую играет вода в жизни растений, животных и людей, о том, как и почему нужно беречь воду. Новые сказки, стихи, игры и загадки автора делают материал пособия увлекательным и доступным для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Вопросы и задания призваны активизировать память и внимание, развивать логическое мышление, речь ребенка. Материал пособия может быть использован при коллективной и индивидуальной форме обучения. Пособие адресовано учителям, воспитателям, гувернерам и родителям.

Оглавление

Из серии: Вместе с детьми (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы о воде в природе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Конспекты занятий

Сентябрь

Вода. Какая она?

Дорогие ребята! Поговорим с вами о воде. Это самое распространенное и удивительное вещество в природе!

♦ Попробуйте вспомнить и рассказать, где вы видели воду[1]. Сначала расскажите о воде, которая есть у вас дома.

Согласитесь, невозможно представить жизнь современного человека без воды в квартире. В ванной комнате и на кухне у вас есть краны с горячей и холодной водой. Вспомним, когда мы открываем их и пользуемся водой. Когда умываемся, моем руки, принимаем ванну или душ, чистим зубы или полощем рот. Когда еще нужна вода? Когда мы готовим пищу, хотим вскипятить чай, моем посуду, стираем белье, поливаем комнатные растения. Значит, вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и поддерживать в доме чистоту и порядок.

Задумывались ли вы о том, как вода поступает в наше жилище? Из больших емкостей ее с помощью насосов закачивают в трубы и она поднимается до самых верхних этажей. В ванной комнате над раковиной расположены два крана. Если открыть один (он обычно помечен красным цветом), то польется горячая вода, другой (помечен синим) — холодная. С помощью специального смесителя можно получить теплую воду, не слишком горячую, но и не холодную.

♦ Послушайте «Утреннюю песенку».

Утренняя песенка

По утрам и вечерам

Открываю в ванной кран.

Я воды не пожалею —

Уши вымою и шею.

Пусть течет водица —

Я хочу умыться!

Посильнее кран открыла

И взяла кусочек мыла,

Пышно пена поднялась —

Смыла с рук и пыль и грязь.

Пусть бежит водица —

Я хочу умыться!

♦ Представьте, что вам захотелось пить. Можно ли пить некипяченую воду из-под крана?

Лучше этого не делать. Сырую воду нужно кипятить. Кипячение убивает вредных микробов, которые содержатся в воде. Кроме того, при кипячении из воды уходит газ — хлор. Воду хлорируют на очистных станциях, чтобы обеззаразить ее. Но пить некипяченую хлорированную воду не стоит.

Перед тем как вскипятить воду в чайнике, ее можно пропустить через специальный очищающий фильтр.

Вам хочется пить, а только что вскипяченная вода очень горячая. Как же быть? Кипяченую воду можно налить в кувшин или графин, она остынет, и у вас в доме всегда будет запас кипяченой воды.

♦ Какую воду мы используем для приготовления еды, для того, чтобы вскипятить чай: ту, которая течет из крана с холодной или из крана с горячей водой?

Вы ответили правильно! Для приготовления пищи, питья мы наливаем в кастрюли и чайники холодную воду. Горячую воду, которую по трубам подают в наши квартиры, называют технической. Почему? Потому что ее используют в технических целях: в батареях отопления, для стирки белья, мытья полов и посуды. Пить эту воду нельзя. В техническую воду добавляют специальные химические вещества, защищающие трубы от разрушения. Эти вещества вредны для здоровья человека.

Теперь вы уже кое-что знаете о той воде, которая течет из кранов в вашей квартире. Она называется водопроводной.

♦ А теперь вспомните, где вы видели воду в природе.

Верно! В реке, ручейке, болоте, озере и в пруду. А еще вы наверняка видели дождь и лужи, которые остаются после дождя. Может быть, кто-нибудь из вас отдыхал на море. Видел, какое оно огромное, безбрежное, какие высокие волны гуляют по морю, как много в нем воды!

♦ Послушайте стихотворение.

(* * *)

Вода наполняет моря, океаны,

И реки, и родники.

Растают над степью седые туманы,

Наполнят весной ручейки.

Вода улетает высоко, за тучи

И кружит всю жизнь напролет:

То станет легчайшей снежинкой летучей,

То дождиком землю польет.

Так кружится, кружится без передышки —

То капля, то иней, то снег, то ледышка.

Снег и лед, которые появляются зимой, — тоже вода, только замерзшая. Кристаллы инея на ветвях деревьев, морозные узоры на стеклах, капельки тумана, висящие в воздухе, роса на траве, облака и тучи — это тоже вода.

Вода есть в воздухе, на земле, под землей. Но об этом мы поговорим позже.

♦ Послушайте еще одно стихотворение.

Вы узнали воду?

И сугроб, и снегопад —

Белоснежный водопад,

Капля в чашечке цветка,

Кучевые облака,

То туман в осенней мгле,

То узоры на стекле,

То сосульки, то капели,

Что весною зазвенели,

Иней хрупкий ледяной,

Что укрыл леса зимой,

В лужице осколки льда —

Это все вода, вода!

♦ Отгадайте загадки.

Если пить мы захотим,

То ее мы вскипятим.

(Вода.)

Мы с ней очень крепко дружим,

Утром моемся под душем.

(Вода.)

Она помогает нам чистыми стать,

И вымыть полы и белье постирать.

(Вода.)

Я косматая, большая,

По небу медленно ползу.

И веду с собой грозу.

(Туча.)

На земле осталась я

После летнего дождя,

Разлеглась среди дороги,

Кто пройдет — промочит ноги.

(Лужа.)

Задания

Нарисуйте и раскрасьте.

1. Кувшин с водой.

2. Раковину и краны с горячей и холодной водой в ванной комнате.

3. Тучу, из которой идет дождь.

4. Лужу на дороге.

5. Каплю росы на зеленом листочке.

Поиграем!

Назовите явление природы, которое не связано с водой: дождь, град, листопад, иней.

Дорогие ребята! Поговорим о том, какой бывает вода. Вода бывает горячей, например, в чайнике, который мы поставили на плиту, чтобы вскипятить чай.

Холодная вода льется из крана с холодной водой. Очень холодная, или, как говорят в народе, студеная, вода в родниках, бьющих из-под земли, в глубоких колодцах. О такой воде замечают, что от нее даже «зубы ломит». Холодная вода зимой в прорубях.

Еще вода бывает дождевой. Дождевую воду иногда собирают в бочки для полива огорода и сада.

Вода, которая образуется от растаявшего снега или льда, называется талой. Вода, наполняющая речку, — речной. Вода в морях — морская. Вода бывает пресной и соленой.

Пресная вода — в реках, озерах и прудах, а соленая — в морях и океанах. Воду, которая бьет из родников, мы называем родниковой или ключевой. Почему ключевой? Потому что в народе родники иногда называют ключами. Воду, взятую из колодца, мы зовем колодезной. Вода бывает тихой и бурливой.

♦ Подумайте и скажите, где вода тихая, а где бурливая.

Очень много разных названий есть у воды! Может быть, мы что-нибудь забыли? Ну конечно! Специальные целебные воды, в которых растворено много солей, называют минеральными.

♦ Вспомните и назовите, какую еще воду вы знаете.

♦ Послушайте стихотворение.

Какой вода бывает?

Кто, ребята, знает,

Какой вода бывает?

Горячей, словно кипяток!

Я руку чуть ей не обжег.

Холодной, просто ледяной —

В глубокой проруби зимой.

Вода бывает дождевой,

Отвечу без подсказки.

Бывает мертвой и живой

В старинной русской сказке.

И еще я не сказала,

Что вода бывает талой!

Когда солнышко печет,

Когда тает снег и лед.

Но вот, что интересно:

Вода бывает пресной —

В озере, и в роднике,

И в реке, и в ручейке.

И, конечно, каждый знает,

Что в морях воды без края,

Но пить ее нельзя —

Она соленая, друзья!

Вода бывает чистой

Прозрачной, ключевой

Сверкающей, лучистой,

На солнце золотой!

♦ Почему мы назвали воду самым удивительным веществом в природе? Как бы вы ответили на этот вопрос?

Верно! Наша планета без воды представляла бы собой мертвый, безжизненный каменный шар! Не было бы ни зеленого платья нашей планеты, ни речных ни морских водорослей, ни обитателей рек, морей, океанов, лесов, степей и болот. Не было бы ни птиц, ни зверей, ни людей! Не было бы и почвы. Планета превратилась бы в каменистую пустыню, а благодаря воде на ней кипит жизнь!

Вода удивительна еще и тем, что существует на земле в трех состояниях: твердом (лед), жидком и газообразном (пар).

Есть у воды и другие необычные свойства, отличающие ее от других жидкостей. Например, самая высокая плотность воды при температуре +4°, а при замерзании вода превращается в лед, который легче жидкой воды. Он защищает воду в водоемах от промерзания, а живые организмы от гибели. Большая часть организма животных, человека, растений состоит из воды! Вода — всюду! Она нужна нам не меньше воздуха. Она — сок жизни! В ней есть и красота и сила.

♦ Отгадайте загадки.

Ледяной виноград

Летом сыплется в сад,

Но никто его не любит,

И никто ему не рад.

Он посевы нам погубит

Потому что это

(град).

Если ливень проливной,

Станут мокрыми кусты.

Поднимем мы над головой

Очень яркие…

(зонты).

Вопросы

1. Как попадает вода в городские квартиры?

2. Какую воду называют водопроводной?

3. Какую воду называют питьевой, а какую технической?

4. Почему питьевую воду нужно кипятить?

5. Где вы видели воду в природе?

6. Град это вода? Почему?

7. Какой бывает вода? Вспомните как можно больше названий воды.

8. Почему зимой в проруби вода очень холодная?

9. Почему студеная вода в родниках?

10. Как называется вода, образовавшаяся из растаявшего снега?

11. Где вода соленая — в реке или в море?

12. Можно ли пить морскую воду?

Задания

1. Нарисуйте и раскрасьте зонт.

2. Нарисуйте и раскрасьте ведро с водой, бочку с водой.

Поиграем!

1. Хлопните в ладоши, когда услышите слово или словосочетание, подходящее по смыслу к слову «дождь»: ливень, грибной, толстый, громкий, сильный, водяные струи, стучит по крыше, косой, моросящий, осенний, неуклюжий, мокрый, мохнатый, зонт, лужа, сугроб, метель, резиновые сапожки, плащ-дождевик.

2. Назовите явление природы, не связанное с водой: снегопад, роса, эхо, туман.

Октябрь

Свойства воды

Дорогие ребята! Поговорим о свойствах воды. Как настоящие ученые мы с вами будем проводить опыты с водой.

Для первого опыта нам потребуется стеклянный стакан. Нальем в стакан холодную водопроводную воду. Вода льется небольшой струйкой и заполняет стакан. Поднесем его к глазам и посмотрим сквозь воду в стакане на ваши игрушки. На полу лежит большой разноцветный мяч, рядом с ним — цветные кубики, на диване сидят мишка в красном комбинезоне и полосатый тигренок. Хорошо ли вам видны игрушки?

Хотя вода немного искажает их форму, но игрушки видно хорошо. Какой же вывод мы можем сделать из нашего опыта? Чистая вода — прозрачная!

Мы в стакан воды налили,

Опыт провели удачный!

Мы с тобой установили —

Чистая вода — прозрачна!

Чтобы определить цвет воды, проведем еще один опыт. Вырежем из бумаги девять небольших полосок и раскрасим их красками или фломастерами в разные цвета: одну полоску сделаем красной, другую — оранжевой, третью — желтой, четвертую — зеленой, пятую — голубой, шестую — синей, седьмую — фиолетовой, одну полоску раскрашивать не будем, оставим ее белой, а последнюю полоску покрасим в черный цвет.

Нальем в стакан холодную воду и будем по очереди сравнивать цвет воды в стакане с цветом полосок. Для этого каждую полоску поднесем к стакану с водой.

С какой из полосок совпадает цвет воды? Правильно! Ни с одной! Чистая вода не имеет цвета. На вопрос, какого цвета чистая вода, мы с вами ответим так: вода бесцветна!

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Вместе с детьми (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы о воде в природе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Здесь и далее после вопроса детям дается время для обдумывания ответа. Ответы детей обсуждаются вместе с педагогом.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я