Учебное пособие освещает актуальные проблемы межкультурного взаимодействия, являющиеся обязательным содержательным компонентом дисциплин «Культурология», «Теория и история культуры», «Философия». Предназначено для специалистов, магистров и бакалавров всех специальностей и форм обучения, изучающих названные дисциплины.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проблемы межкультурного взаимодействия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Культура как ЦЕлостность. Парадигмальное ядро культуры
В настоящее время общепринятой концепцией существования и развития культуры является концепция, которая базируется на следующих принципах:
1. Культура существует в виде сосуществования отдельных равноценных, саморазвивающихся, взаимодействующих друг с другом и при этом сохраняющих свою идентичность культур.
2. Каждая культура — это целостность со своим парадигмальным ядром, или системой ценностей, которые определяют специфику, воплощаются во всех формах культуры (науке, религии, образе жизни и т. д.), аналогично тому, как сущностные черты и характера, и мировоззрения человека определяют, находят воплощение в его поступках (к примеру, в античной культуре мы постоянно отмечаем отражение культа прекрасной человеческой телесности: в такой архитектурной форме как храм-периптер, колонны которого повторяют пропорции совершенного мужского или женского тела, в религиозных празднествах в честь Диониса и т. д.).
3. Часть культур в своей эволюции проходят цикл, т. е. все стадии от рождения до смерти. Это означает, что данные культуры живут в двух измерениях: временном и вневременном. Временное измерение предполагает ограниченное реальное существование данной культуры. Вневременное — музейное существование, существование в качестве объекта исследования, но не реальное функционирование парадигмальных ценностей в деятельности, в действиях людей. Если последнее случается, то вызывает впечатление неадекватности. Данный принцип называется принципом циклизма. Он подтверждается реальной эволюцией античной культуры, которая прошла все стадии от рождения до смерти.
В настоящее время принцип циклизма подвергается все большей критике. С одной стороны, следует отметить господство принципа циклизма в разных отраслях современной науки, что может служить косвенным доказательством истинности циклической модели развития культуры в культурологии. Так, в астрономии сейчас наибольшее признание получила теория пульсирующей Вселенной, в этнической истории — теория этногенеза Л.Н. Гумилева (1913–1992), согласно которой каждый этнос рождается и умирает, прожив около 1500 лет, в комплексной науке о человеке — теория новосибирского академика В.П. Казначеева (1924–2014), который вводит понятие «историческое здоровье» для измерения в большей степени биологической активности этноса в целях определения его возрастной стадии (юность… дряхлость).
С другой стороны, развитие японской, китайской, западноевропейской и других культур дает нам возможность утверждать, что для культур, парадигмальное ядро которых составляют и культурные, и цивилизационные ценности одновременно, свойственно безграничное во времени развитие. Такие культуры способны к взаимодействию с другими культурами с целью заимствования культурно-цивилизационных феноменов, необходимых для выживания, их последующей трансформации в соответствии с собственной ментальностью без потери собственной культурной идентичности.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проблемы межкультурного взаимодействия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других