В книге представлены игровые упражнения по развитию речи старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, направленные также на обогащение словарного запаса, формирование связной речи, расширение кругозора, подготовку детей к обучению в школе. Адресована учителям-логопедам, педагогам ДОО и родителям старших дошкольников. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игровые упражнения для развития речи детей 5—7 лет с ОВЗ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Игровые упражнения по теме «Дом»
«Какие бывают дома?»
Задачи:
— знакомить с жилищами людей разных стран;
— обогащать словарный запас;
— формировать интерес к жизни людей разных национальностей, их образу жизни;
— совершенствовать навык словообразования.
Оборудование: картинки с изображением домов людей разных национальностей[1].
Логопед рассказывает о домах, о том, какими они бывают.
Задает вопросы, дети отвечают.
Дом из дерева (какой?) — … (деревянный).
Дом из бревен (какой?) — … (бревенчатый).
Дом из соломы (какой?) — … (соломенный).
Дом из бамбука (какой?) — … (бамбуковый).
Дом в деревне (какой?) — … (деревенский).
Дом, в котором много этажей (какой?) — … (многоэтажный).
«Кто строит дом?»
Задачи:
— знакомить со строительными профессиями;
— развивать словарь, кругозор, внимание и память;
— формировать желание приобрести строительную профессию.
Оборудование: картинки с изображением строительных профессий.
Логопед рассказывает о профессиях архитектора, инженера-проектировщика, дизайнера интерьера, экскаваторщика, бульдозериста, каменщика, крановщика, кровельщика, маляра, столяра, стекольщика и др. Затем задает детям вопросы, они отвечают.
Кто делает стены из кирпича? (Каменщик.)
Кто управляет краном? (Крановщик.)
Кто делает рамы и подоконники? (Столяр.)
«Части дома»
Задачи:
— знакомить с частями дома, материалами, которые используют при строительстве домов;
— развивать и обогащать словарный запас;
— формировать интерес к строительству дома;
— развивать кругозор, мышление, воображение, память.
Оборудование: картинки с изображением частей дома, образцы некоторых строительных материалов, используемых при строительстве и отделочных работах дома[2].
Логопед рассказывает о частях дома: фундаменте, лестнице, стенах, поле, потолке, окнах, двери, крыше, подвале, мезонине, чердаке и др. Затем загадывает загадки, дети их отгадывают.
Глаза стеклянные, веки деревянные. (Окна.)
Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает. (Дверь.)
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)
Хвост во дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот в дом войдет.
(Ключ.)
Что за кнопочка? Нажал,
У порога подождал,
И тебе открыли дверь:
Заходи, ты гость теперь.
(Звонок.)
Без шофера, без колес,
А домой меня привез.
(Лифт.)
Теперь у домов есть разные шапки,
А раньше был тес и соломы охапки,
Дома свои шапки носили.
Про моду такую давно уж забыли.
Сейчас подавай им убор супермодный,
Надежный, красивый, удобный, свободный.
(Крыша.)
По нему идут, он и там и тут,
Он есть в твоем доме,
В бане есть и в школе.
И запомнить так легко:
Он всегда под потолком!
(Пол.)
Снежная долина от снега заслонила,
В каждом доме этот полог
Простыней висит над полом.
(Потолок.)
Кум с кумой водятся, а близко не сходятся. (Пол и потолок.)
«Части многоквартирного дома»
Задачи:
— знакомить с частями большого городского многоэтажного дома;
— развивать интерес к устройству городского дома;
— воспитывать любознательность.
Оборудование: картинки с изображением частей городского многоэтажного дома[3].
Логопед загадывает загадку, дети отгадывают ее.
Вот огромный шумный мир,
В нем четыреста квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остекленные балконы.
(Городской многоэтажный дом.)
Логопед рассказывает о частях городского многоэтажного дома: подъезде, лифте, этажах, квартирах.
«Какая квартира?»
Задачи:
— формировать представление о квартире;
— развивать кругозор, словарный запас, связную речь, наблюдательность и любознательность.
Логопед задает вопросы, дети отвечают.
В квартире одна комната (квартира какая?) — … (однокомнатная).
В квартире две комнаты (квартира какая?) — … (двухкомнатная).
«Части квартиры»
Задачи:
— знакомить с частями квартиры;
— развивать внимание, память;
— воспитывать любовь к родному дому.
Логопед рассказывает о частях квартиры: прихожей, коридоре, кухне, ванной комнате, гостиной, спальне, детской, балконе или лоджии, кладовке и др. Затем задает детям вопросы.
Что такое балкон?
Что такое спальня?
Что такое кладовка?
«Кто где живет?»
Задачи:
— знакомить с тем, что у домашних животных есть жилища;
— совершенствовать навык словообразования при назывании дома для животного;
— воспитывать любовь к домашним животным;
— формировать желание ухаживать за ними.
Логопед задает вопросы, дети отвечают.
Коровы живут (где?) — … (в коровнике).
Телята живут (где?) — … (в телятнике).
Лошади живут (где?) — … (в конюшне).
Свиньи живут (где?) — … (в свинарнике).
Логопед. Иногда у хозяина (хозяйки) бывает только один домик для нескольких домашних питомцев, он называется хлев.
«Построим дом»
Задача: развивать общую и мелкую моторику.
Логопед произносит текст и показывает движения, дети повторяют их.
Молоточком я стучу,
Дети стучат кулаком о кулак.
Дом построить я хочу.
Складывают руки над головой «домиком».
Вот такой высокий дом,
Тянут руки вверх.
Будем жить все вместе в нем.
Хлопают в ладоши.
Ох-ох! Что за гром?!
Держатся руками за голову и мотают ею из стороны в сторону.
Муха строит новый дом,
Складывают руки над головой «домиком».
Молоточек, стук-стук,
Стучат кулаком о кулак.
Помогать идет петух.
Идут, высоко поднимая колени.
А. Артемьева
«Дом и ворота»
Задача: та же.
Логопед произносит текст и показывает движения, дети повторяют их.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игровые упражнения для развития речи детей 5—7 лет с ОВЗ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других