Игровые упражнения для развития речи детей 5—7 лет с ОВЗ

Т. А. Антропова, 2019

В книге представлены игровые упражнения по развитию речи старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, направленные также на обогащение словарного запаса, формирование связной речи, расширение кругозора, подготовку детей к обучению в школе. Адресована учителям-логопедам, педагогам ДОО и родителям старших дошкольников. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игровые упражнения для развития речи детей 5—7 лет с ОВЗ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Игровые упражнения по теме «Дом»

«Какие бывают дома?»

Задачи:

— знакомить с жилищами людей разных стран;

— обогащать словарный запас;

— формировать интерес к жизни людей разных национальностей, их образу жизни;

— совершенствовать навык словообразования.

Оборудование: картинки с изображением домов людей разных национальностей[1].

* * *

Логопед рассказывает о домах, о том, какими они бывают.

Задает вопросы, дети отвечают.

Дом из дерева (какой?) — … (деревянный).

Дом из бревен (какой?) — … (бревенчатый).

Дом из соломы (какой?) — … (соломенный).

Дом из бамбука (какой?) — … (бамбуковый).

Дом в деревне (какой?) — … (деревенский).

Дом, в котором много этажей (какой?) — … (многоэтажный).

«Кто строит дом?»

Задачи:

— знакомить со строительными профессиями;

— развивать словарь, кругозор, внимание и память;

— формировать желание приобрести строительную профессию.

* * *

Оборудование: картинки с изображением строительных профессий.

Логопед рассказывает о профессиях архитектора, инженера-проектировщика, дизайнера интерьера, экскаваторщика, бульдозериста, каменщика, крановщика, кровельщика, маляра, столяра, стекольщика и др. Затем задает детям вопросы, они отвечают.

Кто делает стены из кирпича? (Каменщик.)

Кто управляет краном? (Крановщик.)

Кто делает рамы и подоконники? (Столяр.)

«Части дома»

Задачи:

— знакомить с частями дома, материалами, которые используют при строительстве домов;

— развивать и обогащать словарный запас;

— формировать интерес к строительству дома;

— развивать кругозор, мышление, воображение, память.

Оборудование: картинки с изображением частей дома, образцы некоторых строительных материалов, используемых при строительстве и отделочных работах дома[2].

* * *

Логопед рассказывает о частях дома: фундаменте, лестнице, стенах, поле, потолке, окнах, двери, крыше, подвале, мезонине, чердаке и др. Затем загадывает загадки, дети их отгадывают.

Глаза стеклянные, веки деревянные. (Окна.)

Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает. (Дверь.)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Хвост во дворе,

Нос в конуре.

Кто хвост повернет,

Тот в дом войдет.

(Ключ.)

Что за кнопочка? Нажал,

У порога подождал,

И тебе открыли дверь:

Заходи, ты гость теперь.

(Звонок.)

Без шофера, без колес,

А домой меня привез.

(Лифт.)

Теперь у домов есть разные шапки,

А раньше был тес и соломы охапки,

Дома свои шапки носили.

Про моду такую давно уж забыли.

Сейчас подавай им убор супермодный,

Надежный, красивый, удобный, свободный.

(Крыша.)

По нему идут, он и там и тут,

Он есть в твоем доме,

В бане есть и в школе.

И запомнить так легко:

Он всегда под потолком!

(Пол.)

Снежная долина от снега заслонила,

В каждом доме этот полог

Простыней висит над полом.

(Потолок.)

Кум с кумой водятся, а близко не сходятся. (Пол и потолок.)

«Части многоквартирного дома»

Задачи:

— знакомить с частями большого городского многоэтажного дома;

— развивать интерес к устройству городского дома;

— воспитывать любознательность.

Оборудование: картинки с изображением частей городского многоэтажного дома[3].

* * *

Логопед загадывает загадку, дети отгадывают ее.

Вот огромный шумный мир,

В нем четыреста квартир,

Пять подъездов, домофоны,

Остекленные балконы.

(Городской многоэтажный дом.)

Логопед рассказывает о частях городского многоэтажного дома: подъезде, лифте, этажах, квартирах.

«Какая квартира?»

Задачи:

— формировать представление о квартире;

— развивать кругозор, словарный запас, связную речь, наблюдательность и любознательность.

* * *

Логопед задает вопросы, дети отвечают.

В квартире одна комната (квартира какая?) — … (однокомнатная).

В квартире две комнаты (квартира какая?) — … (двухкомнатная).

«Части квартиры»

Задачи:

— знакомить с частями квартиры;

— развивать внимание, память;

— воспитывать любовь к родному дому.

* * *

Логопед рассказывает о частях квартиры: прихожей, коридоре, кухне, ванной комнате, гостиной, спальне, детской, балконе или лоджии, кладовке и др. Затем задает детям вопросы.

Что такое балкон?

Что такое спальня?

Что такое кладовка?

«Кто где живет?»

Задачи:

— знакомить с тем, что у домашних животных есть жилища;

— совершенствовать навык словообразования при назывании дома для животного;

— воспитывать любовь к домашним животным;

— формировать желание ухаживать за ними.

* * *

Логопед задает вопросы, дети отвечают.

Коровы живут (где?) — … (в коровнике).

Телята живут (где?) — … (в телятнике).

Лошади живут (где?) — … (в конюшне).

Свиньи живут (где?) — … (в свинарнике).

Логопед. Иногда у хозяина (хозяйки) бывает только один домик для нескольких домашних питомцев, он называется хлев.

«Построим дом»

Задача: развивать общую и мелкую моторику.

* * *

Логопед произносит текст и показывает движения, дети повторяют их.

Молоточком я стучу,

Дети стучат кулаком о кулак.

Дом построить я хочу.

Складывают руки над головой «домиком».

Вот такой высокий дом,

Тянут руки вверх.

Будем жить все вместе в нем.

Хлопают в ладоши.

Ох-ох! Что за гром?!

Держатся руками за голову и мотают ею из стороны в сторону.

Муха строит новый дом,

Складывают руки над головой «домиком».

Молоточек, стук-стук,

Стучат кулаком о кулак.

Помогать идет петух.

Идут, высоко поднимая колени.

А. Артемьева

«Дом и ворота»

Задача: та же.

* * *

Логопед произносит текст и показывает движения, дети повторяют их.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игровые упражнения для развития речи детей 5—7 лет с ОВЗ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Рекомендуем использовать: Дом и его части. 16 демонстрационных картинок с текстом. М., 2018.

2

Рекомендуем использовать: Дом и его части. 16 демонстрационных картинок с текстом. М., 2018.

3

Рекомендуем использовать: Дом и его части. 16 демонстрационных картинок с текстом. М., 2018.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я