Времена года. Игры и упражнения на развитие речи детей 5—7 лет

Т. А. Антропова, 2019

В книге представлены игры и игровые упражнения для проведения занятий по формированию правильной речи у старших дошкольников, направленных на обогащение словарного запаса, развитие связной речи, расширение кругозора и подготовку к обучению в школе. Все они структурированы, систематизированы по временам года и дополняют друг друга. Книга адресована учителям-логопедам, педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям старших дошкольников. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

  • Введение
  • Игры и игровые упражнения на развитие речи
Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Времена года. Игры и упражнения на развитие речи детей 5—7 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Игры и игровые упражнения на развитие речи

Зима

Игры на обогащение словаря

«Зима»

Задачи:

— совершенствовать навык употребления прилагательных;

— упражнять в образовании родственных слов к слову зима;

— учить подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида к существительному зима;

— развивать словарь, память, внимание, мышление.

* * *

Логопед. Подберите как можно больше слов-признаков, слов-действий и родственных слов к слову зима.

Дети выполняют задание.

Зима (какая?) — … (холодная, морозная, студеная, лютая, суровая, снежная, белая, ледяная, длинная, долгая, затяжная, вьюжная…).

Зима (что сделала?) — … (пожаловала, наступила, пришла…).

Зима (что делает?) — … (приходит, радует, морозит, злится, лютует, веселит, уходит…).

Зима — … (зимушка, зимний, зимовать, зимородок, зимовье, зимующие, зимник, озимые…).

«Что? Кто?»

Задачи:

— совершенствовать умение подбирать существительные в именительном падеже, подходящие по смыслу к данным глаголам;

— развивать память, воображение, словарь.

* * *

Дети повторяют признаки зимы.

Логопед. Подберите как можно больше слов по теме «Зима», отвечающих на вопросы «кто?» или «что?»

Дети выполняют задание.

Наступает(ют) (что?) — … (зима, зимние праздники, Новый год, Рождество, праздничные развлечения, рождественские встречи, зимние каникулы…).

Замерзает(ют) (что?) — … (земля, реки, озера, лицо, щеки, нос, уши, руки, ноги, пальцы, птицы…).

Катаются (кто?) — … (фигуристы и конькобежцы на коньках, лыжники на лыжах, дети на санках, ребята на ледянках и ватрушках с горы…).

И т. д.

«Снег»

Задачи:

— совершенствовать навык употребления прилагательных;

— обогащать лексику синонимами, глаголами настоящего времени единственного числа и действительными причастиями настоящего времени;

— упражнять в образовании родственных слов к слову снег.

* * *

Логопед. Подберите как можно больше слов-признаков, слов-действий, родственных слов и синонимов к слову снег.

Снег (какой?) — … (белый, первый, долгожданный, пушистый, мягкий, чистый, обильный, густой, искристый, серебристый, лучистый, новогодний, холодный, колючий…).

Снег (что делает?) — … (идет, падает, метет, стелется, ложится, порхает, кружится, летает, летит, переливается, мерцает…).

Снег — … (снежок, снежинка, снежный, снеговик, Снегурочка, заснеженный, снегопад…).

Снег блестит на солнце — … (блестящий)', снег искрится — …; снег хрустит под ногами — …

И т. д.

«Скажи иначе»

Задачи:

— упражнять в подборе синонимов по лексической теме «Зима»;

— совершенствовать навык употребления синонимов;

— развивать воображение, мышление, память;

— расширять кругозор.

* * *

Логопед. Подберите синонимы к слову снег.

Дети. Снегопад, осадки, пороша, метель, вьюга, буря…

«Мороз»

Задачи:

— совершенствовать навык употребления прилагательных;

— упражнять в образовании родственных слов к слову мороз;

— учить подбирать глаголы несовершенного вида настоящего времени;

— развивать словарь, память, внимание, мышление.

* * *

Логопед. Подберите как можно больше слов-признаков, слов-действий и родственных слов к слову мороз.

Дети выполняют задание.

Мороз (какой?) — … (первый, слабый, легкий, большой, январский, крещенский, трескучий, сильный…).

Мороз (что делает?) — … (крепчает, усиливается, трещит, обжигает, кусает, колется, щиплет, слабеет, отступает…).

Мороз — … (морозец, морозко, морозушко, морозище, обморожение, морозилка, заморозки, мороженое…).

Мороз — … (холод, холодина, стужа…).

«Лед»

Задачи:

— упражнять в образовании родственных слов к слову лед;

— совершенствовать навык употребления прилагательных;

— обогащать лексику глаголами настоящего времени единственного числа.

* * *

Логопед. Отгадайте загадку:

Он прозрачный, ломкий,

Под коньками звонкий,

В холода толстеет,

От тепла худеет.

(Лед.)

Подберите как можно больше слов-признаков, слов-действий и родственных слов к слову лед.

Дети выполняют задание.

Лед (какой?) — … (холодный, влажный, гладкий, твердый, прозрачный, толстый, тонкий, искусственный, скользкий…).

Лед (что делает?) — … (блестит, сверкает, переливается, лежит, покрывает, крепчает, тает, трескается, ломается…).

Лед — … (ледок, ледяной, ледянка, ледышка, льдинка, ледник, ледоход, ледокол, гололед, ледовый, ледниковый, обледенение, обледенелый…).

«Зимние слова»

Задачи:

— закреплять знания по лексической теме «Зима»;

— обогащать словарный запас «зимними» словами;

— развивать словесно-логическое мышление.

* * *

Логопед. Назовите слова, связанные с зимой.

Дети. Зима, зимушка-зима, иней, мороз, Дед Мороз, снег, снежинка, снегопад, снежки, снежная баба, вьюга, метель, лед, каток, коньки, лыжи, Новый год, Рождество, зимние каникулы, зимние забавы…

«Чьи следы на снегу?»

Задача: формировать навык словообразования, умение образовывать притяжательные прилагательные, обозначающие следы животных леса от названий зверей.

Оборудование: картинки с изображением лесных животных*.

* * *

Дети рассматривают картинки с изображением лесных животных, а потом называют их следы.

Следы лисы (чьи?) — … (лисьи).

Следы волка (чьи?) — …

Следы зайца (чьи?) — …

И т. д.

• Рекомендуем использовать: Дикие животные (1). 16 демонстрационных карточек с текстом. М., 2018; Дикие животные (2). 16 демонстрационных карточек с текстом. М., 2018.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Игры и игровые упражнения на развитие речи
Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Времена года. Игры и упражнения на развитие речи детей 5—7 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я