Запретные тайны волшебного колдовства

Сторм Фейривульф, 2018

Когда-то мы умели слушать голос земли, ветра и звезд, но по мере развития технического прогресса все больше утрачивали эту способность. И постепенно сложилось впечатление, будто магия мира утеряна… Пусть мы многое забыли, но, обратив свой взор к преданиям предков, можно возродить эту мудрость – ощущать невидимые энергии, общаться с духами деревьев и получать помощь от фей. Феи, демоны, ангелы, духи растений ушли на задворки мира. Но они никогда не уходили совсем и остаются на границе с ойкуменой, смущенные или даже оскорбленные присутствием человека. В поэзии и фольклоре, в искусстве и легендах мы находим фрагменты древних знаний, которые можно собрать воедино и использовать в качестве дорожных карт. Истории о встречах с феями, мифы о древних богах, народные сказки передают нам символические ключи, открывающие секретные двери в потусторонний мир и позволяющие ориентироваться в нем. И в своей книге я приглашаю вас сделать шаг навстречу древней магии (Сторм Фейривульф).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Запретные тайны волшебного колдовства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I

Темные феи

Незваные гости

Рокочет гром, небесный свод

Зигзагом режет яркий луч.

И вновь стучится дождь в окно,

За ним объяла землю ночь.

Они стоят на грани снов

И сверху смотрят на меня.

Красив и холоден их взор

Под лунным светом и дождем.

Златые кудри этих дев,

Мед кожи нужно целовать,

Но мертвен свет пустых очей,

Что манят так к себе меня.

Я поднимаю взгляд свой к ним,

Борясь с томлением души.

Я скован страхом, весь дрожу

Как лист осины на ветру.

Меня влечет к ним. Я сижу,

Пытаясь страх свой превозмочь,

От гула в голове моей

Не в силах ясно рассуждать.

Я полностью окоченел,

Язык мой тоже онемел.

И бьется в клетке разум мой,

Летавший прежде над землей.

В темницу чьей-то воли злой

Моя душа заточена.

Дышу я ровно, глубоко.

Я сброшу морока покров!

Я одолею чары их!

Бороться буду до конца,

Свободу отстою свою.

Я, духом воспрянув, молюсь,

Чтоб морок развеять как дым

И твердо стоять на земле.

Хранят меня звезды пока —

Мне быть на земле суждено.

Сигил охраняет мой ум,

Молитвы — на страже души.

Всех бесов я смело прогнал.

Настала пора ликовать!

Я светом души одолел

Злокозненных, адских гостей.

Вконец обессилев, теперь

В спасительный сон погружусь.

Глава 1

Ведьмы и феи: безумие, смерть и пророчество

Есть много в небесах и на земле такого, Что нашей мудрости, Горацио, не снилось.

Шекспир «Гамлет»

Колдовство — опасный путь, и, как правило, вовсе не по тем причинам, о которых вещают недалекие религиозные фанатики со своих самодельных кафедр. Из-за их горячечного требования слепой приверженности ограниченному мировоззрению покров ужаса и страха скрывает истинную красоту и силу Ремесла, внушая большинству людей нелепые представления о природе нашей практики и подвергнув немалое число неофитов настоящим опасностям, таящимся в занятиях магией.

В обществе, где господствует авторитарный монотеизм, нас можно простить за подверженность некоторым догматическим страхам, хотя это дает первый реальный вызов, ведь настоящая работа начинается, только когда мы сталкиваемся со своими страхами перед «вечными муками в адском огне». Лишь те, кто хочет и способен заглянуть в бездну, пригодны для жизни в Ремесле. А кто пойдет по извилистому пути, не сделав этого, обречен на неудачу. Похоронив эти страхи, вместо того чтобы прояснить и преобразовать их, мы никогда не узнаем правду о своем потенциале и навсегда останемся жертвами внутренних демонов. Неисследованные и непокоренные, они с высокой долей вероятности будут терзать нас, вызывая болезнь ума, подтачивающую наш фундамент, лишающую внутреннего стержня и твердости духа.

В одном часто цитируемом фольклорном произведении говорится, что, сталкиваясь с феями или проведя ночь в их священном месте, становятся «либо мертвецом, либо сумасшедшим, либо поэтом»[11]. Первые два варианта довольно прискорбны, и печальнее всего, что ирландский фольклор почти не проводит различий между двумя последними вариантами. Кто, будучи в здравом уме, станет при таком раскладе искать с ними встречу? Тот, кто знает истинную ценность третьего варианта.

На первый взгляд поэтический дар не кажется грозной силой. Но следует учесть, что древняя ирландская традиция мало разграничивала поэтическое мастерство и способности к пророчеству. Поэт так же часто был пророком или же как-то иначе вдохновлялся потусторонними силами.

Баллада Томаса Рифмача[12] рассказывает о человеке, встретившем королеву фей, которая унесла его в Страну эльфов. Верно прослужив ей семь лет, с соблюдением определенных запретов, он возвращается с особыми дарами: «с языком, не умеющим лгать» и умением пророчествовать.

Пророчество традиционно связывают с колдовством, поэтому союз с духом, способным передать это умение, несомненно, будет очень кстати. По мере необходимости ведьма работает со многими духами. Она узнает, какие подходят для избавления от болезней, а какие помогают в приворотах; какие предназначены для прозрения, благословения и проклятия; в эту толпу затесался и домашний дух. Он был не просто домашним питомцем, а нечистым духом сродни демону, который мог принимать форму животного, хотя на самом деле был бесплотен. Он предлагал не только советы, но и силу. Магическую силу. Для ведьмы он был наставником и источником защиты и мощи.

У ведьм существует давняя традиция работать в связке с феями, так что не получится обратиться к одним, проигнорировав при этом других. Ведьма, конечно, столкнется с немалыми трудностями в стремлении обрести больше знаний и могущества, поэтому какая-нибудь фея в качестве Духа-хранителя будет для нее особенно сильным союзником. А опытная ведьма, если она смело смотрит в свое черное сердце и перенимает силу и мощь Тени, может избежать сей печальной участи и вместо этого вступить в отношения, которые углубят магию по обе стороны завесы.

В основе всего колдовства лежит стремление к знаниям. Мы хотим лучше понять природные процессы, отодвинуть завесу и всмотреться в скрытые внутренние механизмы, приводящие в движение Вселенную и управляющие ею. Многие годы мы идем по этому извилистому пути, совершая определенные открытия. Главное из них — мы можем видеть, трогать, слышать, чувствовать, обонять или попробовать на вкус. И это только часть того, что может предложить Вселенная.

Основной принцип работы нашего Ремесла заключается в том, что вся материя состоит из энергии, а вся энергия обладает сознанием. Помня об этом, мы понимаем, что мир и все его части и частицы — живые и, следовательно, в какой-то мере обладают сознанием. Все живое, и у всего есть дух. Кроме того, все в мире взаимосвязано. Окружающая среда — не безжизненная машина, состоящая из хаотического набора функциональных агрегатов, а живая (и разумная) целостная система, с которой можно научиться общаться и взаимодействовать на самых разных уровнях. Это общение является ядром магии, методом, позволяющим заручиться поддержкой духов в нашей работе.

Духи бывают разных форм. Обычное вербальное общение само по себе редко бывает эффективным, поэтому общаться с ними нужно на их языке. Мы должны выучить язык символов, ощущений и энергий. Необходимо особым образом скорректировать сознание, чтобы облегчить установление контакта. Наши ритуалы предназначены для того, чтобы вызывать определенные умонастроения, раскрывать скрытый потенциал человеческого разума, способности, которые на первый взгляд могут показаться скромными или такими же нереальными, как воздушные замки, но со временем они превратятся в источник силы и вдохновения. Например, общение с каким-то растением или камнем происходит не через нашу обычную осознанность, а через намеренное переключение восприятия. Мы погружаемся в гармоничное состояние очарования, когда нашему сознанию легче установить прямой контакт с сознанием, которым наделены какие-то растения, камни и тому подобное. Мы соединяемся с духом исследуемого объекта, и если кто-то от природы одарен или обучен магическому трансу, то происходит обмен посланиями. Мы можем и получать сообщения, и отправлять их духу в надежде сформировать альянс для достижения цели.

Дорога к безумию не всегда пролегает через территорию темных фей, желающих нашей погибели. Работа, которую мы выполняем в роли ведьм, потенциально может запросто привести нас к нему и без чужого участия. Это состояние очарования, столь важное в магии Фейри, своего рода обоюдоострый меч. Погружение в измененное состояние сознания, особенно в то, что приближает нас к незримым сферам и их обитателям, угрожает нарушить психологическое равновесие человека, если он плохо подготовлен к встрече со своими самыми глубинными страхами и комплексами. Большинство людей хотят просто выбросить страхи из головы и вообще жить не думая, позволив блаженству незнания себя[13] производить обезболивающий эффект, подавляя таящиеся в них тревоги или страдания и притупляя боль.

Ремесло требует от нас гораздо большего. Мы работаем, чтобы поддерживать открытое состояние нашего ума и воображения… Мы призываем духов, ангелов, божеств, фей и демонов, взаимодействуем с живым сознанием растений, камней, предметов и мест. Мы без колебаний погружаемся в транс для общения с нашей сокровенной природой, а также с множеством других архетипов, символов, духов и существ, а иногда даже позволяем им использовать наше тело в священном акте одержимости. Все эти приемы, когда к ним прибегает психически неуравновешенный человек, могут привести к расколу личности и, следовательно, к безумию в той или иной степени.

Мы стремимся к этому равновесию, изучая то, что скрывают демоны в нашей личной бездне. Поэтому мы должны научиться свыкаться с неприятными вещами. Наша собственная эволюция (духовная, магическая и т. п.) не происходит, когда мы в безопасности, всем довольны и не подвергаемся испытаниям. Только углубившись в собственную Тень, можно ощутить на себе воздействие магии, превращающей страхи в силу. Для этого годятся многие методы, в том числе и самые обычные: психотерапия, консультирование и т. д. Но как практикующие Ремесло ведьм, мы не ограничиваем себя одной только психологией; мы свободны мыслить нестандартно и использовать не только магические, но и мирские методы.

Колдовство — эмпирический путь. Мудрость передается от учителя к ученику, между членами ковена, между любящими, иногда даже напрямую от духов к человеку, и не обязательно такими способами, которые зачастую считаются обучением в привычном смысле, — через линии посвящения, восходящие к общему духовному предку, либо через мифологию или культуру, дающую чувство принадлежности к определенной группе. Наш путь невозможно в полной мере постичь умом — его нужно прожить, прочувствовать. Колдовство необходимо вкусить. Мы постигаем Ремесло не только левым полушарием мозга, отвечающим за логику и язык, но и правополушарным осознанием искусства, вдохновения, грез. Активистка и жрица Звездный Ястреб[14] в своей книге «Спиральный танец», открывающей новые горизонты, писала, что «колдовство всегда было религией поэзии, а не богословия»[15]. Эта практика не ограничивается тем, что можно до конца уяснить аналитическим умом. Поэтому многие пренебрегают ею, считая блажью, полетом фантазии, никак не связанным с реальным миром. Но они не могут понять, что мир намного больше того, что мы можем непосредственно испытать физическими органами чувств. Говоря научным языком, приведем в пример инфракрасный свет, который нельзя увидеть невооруженным глазом, зато можно измерить с помощью инструментов. Мы, адепты колдовства, тоже взаимодействуем с невидимыми силами, которые современной науке еще только предстоит объяснить. Ремесло призывает не игнорировать рациональное, а принимать помимо него еще и иррациональное. Мы живем в мире науки, технологий и литературы, параллельно с богами, богинями, феями, джиннами, духами предков и тому подобным. Мы признаем не только ценность и необходимость научного и аналитического мышления, но и ограниченность его возможностей. Исчерпав все, что предлагает линейное мышление, мы обращаемся к сфере алогичного, ведь у нас есть еще поэзия, искусство, музыка, танец, сказительство.

Темные феи народных сказаний

Если мы хотим получить пользу от мудрости предков, то для начала должны послушать их истории. Какие образы приходят на ум, когда вы думаете о волшебных сказках? Выбросьте из головы идею о том, что феи — прелестные создания, которые только и делают, что весело пляшут в лесах, осыпают грустных и одиноких детей волшебной пыльцой, позволяющей летать, или исполняют чьи-то желания. Фольклор действительно дарит такие причудливые сказки (Кора Андерсон, покойный соучредитель нашей уникальной традиции, вспомнила детскую историю о своей встрече с маленькой крылатой феей, рассказавшей, где найти монету под камнем, чтобы она могла купить себе конфет)[16]. Однако гораздо больше распространены рассказы о том, как феи похищают, пытают, сводят с ума и даже убивают.

Известно, что некоторые типы фей действительно повинны в таких бедах. Келпи[17] и Блуждающие огни[18] были такими опасными существами, но они и в подметки не годились ужасным Красным колпакам[19], которые могли убить и съесть человека, заблудившегося возле их жилищ[20]. Эти «дикие» типы волшебных существ противопоставляются «благородным» (но не менее опасным) феям, таким как Туата де Дананн[21], дохристианским божкам Ирландии, от которых пошли истории о Сиде[22], божественным предшественникам тех существ, которых мы традиционно считаем феями.

Старые сказки объединены тем, что феи придерживаются морали, совершенно отличной от человеческой. Феи в общем-то не аморальны, поскольку они, судя по всему, руководствуются набором собственных правил, пусть и не сразу понятных стороннему наблюдателю из людей. Вспомним истории, где фея похищала ребенка, оставляя вместо него собственное чадо. Эти подмененные дети часто болели и быстро умирали или в действительности были старыми феями, которые ели в колыбели за троих, но все равно не росли, к большому огорчению тех, кто их приютил.

Чаще всего в таких историях феи не осуждаются за то, что они бросили своих отпрысков или украли человеческих детей, хотя, по некоторым свидетельствам, последние обречены всю жизнь оставаться рабами. Напротив, в средневековых преданиях феи изображаются как жалостливые и добрые, просто придерживающиеся норм поведения, совершенно чуждых человеческому пониманию[23]. Уже одно это позволяет заглянуть в странный мир фей, поскольку показывает, что у них есть определенные правила или предписания, которые необходимо соблюдать, а не только разнузданная и безоглядная вседозволенность, хотя, по общему признанию, правила фей иногда производят именно такое впечатление. Общим и неизменным в так называемых встречах с феями является их фееричность.

Феи пользовались уважением, но прежде всего их боялись. Забавные названия, которые им давали («добрые дети», «добрые люди», «честный народ»), использовали именно потому, что испуганные люди желали задобрить их, и комплименты (особенно незаслуженные) были верным способом благосклонно расположить их к себе. Или, по крайней мере, избавить нас от ужасной участи. С надеждой. Хотя бы в этот раз.

Магия защиты от фей

Значительная часть народной магии, связанной с феями, была призвана защищать от них. В качестве личного оберега предлагалось носить с собой зверобой или надеть одежду наизнанку, а для защиты дома можно было разложить на подоконнике первоцвет, чтобы ни одна фея не могла проникнуть в помещение. Чтобы уберечь лошадей от опасности быть загнанными до смерти овладевшими ими феями, следовало повесить над дверью конюшни гирлянду из бархатцев. Однако самым эффективным средством считалось холодное железо.

Железо давно признается мощным оружием от порчи, или зловредной магии. Кладбища обносили по периметру железной оградой, чтобы «сковать» живущих на нем духов. Железные булавки, воткнутые в подогнутый край детской одежды, или ножницы, подвешенные над колыбелью, не давали феям похитить ребенка или причинить ему вред. В мифах часто говорится, что железо рассеивает магию фей или ведьм, которые в устных преданиях почти неразличимы. Однако ведьма также связана с железными инструментами, такими как нож и котел, поэтому можно предположить, что человека, занимающегося магией, это правило касается не всегда. В традиции Фейри Виктор Андерсон, покойный Великий мастер нашего вероучения, рекомендовал практикующим хранить на своем алтаре железный предмет, чтобы с его помощью возвращаться из «пространства между мирами», то есть из глубокого астрального или трансового погружения. Поскольку железо — основной элемент крови, оно принимает участие в заземлении и служит составляющей физической жизненной силы. Таким образом, магическое использование железа помогает укорениться в физической сфере, «среднем мире» существования, нейтрализуя любое воздействие, которое другие миры могут оказать на практикующего, напоминая организму о его телесности и возвращая наш дух обратно в мир формы. Легко понять, почему во время путешествия в царстве фей запрещено иметь при себе железо, ведь оно мешает полностью погрузиться в нефизическую сферу и делает такое путешествие невозможным либо сильно затрудняет его.

Царство фей как теневой мир

Царство фей представляет собой особый слой планетарного сознания, можно утверждать, что оно находится в подземном мире. И хотя многие считают подземный мир исключительно обителью мертвых, мы можем рассматривать его как энергетическую вибрацию, лежащую в основе привычного восприятия мира. Поэтому он намного больше, чем обычно думают. Мы, приверженцы Волшебной традиции, полагаем, что подземный мир двойствен по своей природе: страна предков (мир смерти) и царство фей (мир жизни). Говорят, оба эти выражения отражают наш собственный мир (часто называемый средним миром), поэтому работа с ними будет очень полезной для лучшего понимания себя. «Что наверху, то и внизу», — гласит старый Герметический принцип, напоминая: все, что мы ищем в других сферах, напрямую связано с чем имеем дело здесь, и наоборот. То есть мы должны быть готовы встретиться с тем, что скрывается в нашей собственной тени.

Подумайте о том, что все страхи, слабости и отрицательные качества существуют внутри вас прямо сейчас как энергетический сгусток внутри вашего двойника[24], первичной части структуры человеческой души. Поскольку эта энергия слилась в единое целое, вы больше не можете свободно контактировать с ней, поэтому чувствуете истощение и не имеете возможности реализовывать свой потенциал, а следовательно, развивать его.

Более того, эти формы энергии в значительной степени остаются незамеченными. Конечно, вы можете осознавать некоторые из них в том смысле, что люди склонны кричать, когда гневаются, или говорить непристойности, когда напуганы, переедать или употреблять наркотики, чтобы заглушить боль. Но эти мелочи могут ускользать от внимания, и именно здесь начинается самое сложное. Мелкие, но коварные слабости будут исподволь нашептывать нам установки, и мы не сможем противостоять им, даже если осознаем их существование. Мы никогда не узнаем, что нам предоставлен определенный выбор, потому что собственная Тень будет старательно тянуть за невидимые ниточки, направляя нас так, чтобы мы избегали конфронтации с сознанием (или Говорящим), без чего невозможно отнять нашу силу.

Только пустившись в это путешествие с целью вернуть свою личную силу, мы начинаем понимать, что на самом деле это только первый шаг на очень длинном пути в странствии за пределы светильника человеческого сознания в окружающую тьму (поэтический термин для того, что пребывает за пределами существования), и что именно отсюда ведьма больше, чем откуда-то еще, черпает свою силу.

Каждый из нас должен быть готов заглянуть в бездну. Это темное зеркало показывает отражение того, кто мы есть на самом деле, предоставляя возможность видеть мир таким, какой он есть, а не сквозь призму эго, воспринимать окружающее глазами ведьмы. Ведьма видит взаимосвязи, образующие мир. Она умеет поставить их себе на службу, чтобы не мытьем, так катаньем достичь желаемого результата. Она задействует сложную сеть связей, которую втайне порождает природа (мир иной), и при этом многое узнает о себе.

У нас есть более глубокие слои, чем мы думаем. Существуют целые миры, которые нужно исследовать. Внутри каждого имеются скрытые врата, ведущие в сказочный мир, но большинство из нас слишком невежественны, слишком горды или слишком боятся даже заметить его признаки. Мы погрузились в сон без сновидений, где идем по колее жизни, проложенной для нас культурой общества. И только художник, поэт, шаман или ведьма выходят за рамки, которыми культура ограничивает исследование отношений между сознанием и остальной частью Вселенной или, проще говоря, изучение магии.

Принять вызов

Конечная цель Фейри — не что иное, как повторная сакрализация мира. И это не просто метафора (мол, мы относимся к своей планете с уважением или неуважением), а глубокие и прочные, сознательные отношения с Землей — не как с источником ресурсов, а как с союзником. Земля живая, и она требует, чтобы ее воспринимали как таковую. Вернее, условия нашего выживания требуют, чтобы мы трансформировали свои отношения с ней, чтобы мы не эксплуатировали, а опекали ее. Но для таких отношений нужно иметь чистое сердце, быть рыцарем без страха и упрека.

В фольклоре встречи с феями обычно влекут за собой какие-то испытания. Как правило, происходит оценка сердца человека (возможно, чтобы понять, насколько он достоин даров феи) и зачастую проверка нравственной чистоты. Вероятно, всем знакома древняя история о том, как некто в череде будничных дел сталкивается с нищим, обычно со стариком или женщиной. Если этот человек добр к нищему, ему воздается за его отношение каким-нибудь благом. В противном случае на него насылается ужасное проклятие. В устных преданиях по всему миру у этой истории много версий, в ней разворачивается архетипический паттерн с очень важной задачей развития человеческой души.

Сталкиваясь в своей духовной работе с таким вызовом, мы часто склонны поступать по совести, предлагая помощь любому духу, нуждающемуся в ней. Но трудные ситуации возникают не только в удобных границах магического круга и святилища. Чаще с таким вызовом мы будем сталкиваться в реальной жизни в виде просящего подаяние бездомного или пожилого человека, которому нужна помощь. Дух и магия мира распространяются в самом мире, а не где-то за его пределами. Подумайте об этом в следующий раз, когда вас призовут к благотворительности. Для истинной ведьмы нет такого понятия, как выходной день.

Работа с дневником. Этические и моральные нормы

Этика — это кодекс правильного и неправильного с точки зрения общества. Мораль — это то, что правильно и неправильно с вашей точки зрения. Это упражнение поможет выяснить, где могут резонировать наши этические и моральные нормы, а где они могут расходиться с общественными ожиданиями.

Вам понадобятся:

• ручка;

• личный дневник.

Созерцайте как этические, так и моральные нормы. Чем они уникальны в вашем случае? Где вы выходите за рамки культурных норм? В чем они совпадают с общественными? Как этика социума повлияла на вашу личную мораль? Отличаются ли ваши этические нормы от тех, с которыми вы выросли? Если да, то каким образом? Если нет, подумайте, почему вы считаете что-то правильным или неправильным, справедливым или несправедливым? Записывайте в дневник ответы на эти вопросы и любые связанные с ними мысли не меньше 5–10 минут. Когда закончите, поразмышляйте над написанным. Кажется ли это вам правильным? Может быть, вас удивили некоторые мысли, возникшие по этой теме?

Смысл упражнения не в том, чтобы пытаться привить читателю определенные этические нормы, совсем наоборот. Эти нормы по-настоящему работают только в том случае, если с ними гармонирует личная мораль человека. И хотя известно, что мораль фей не совпадает с людской, мы хорошо знаем, за какие проявления морали они вознаградят, а за какие накажут. Чтобы работать в тесном контакте с феями, нужно убедиться, что наш образ жизни роднит нас со всей жизнью, а не делает скаредными нарциссами. Спросите себя: «Какое небольшое изменение я могу произвести прямо сейчас, чтобы усилить это родство?» Быть может, это волонтерство в столовой или в приюте для бездомных. Вы можете сделать пожертвование на благотворительные цели или даже просто совершать добрые поступки (возможно, анонимно) с намерением повлиять на сеть связей, управляющей всей жизнью. У всех нас есть призвание к целительству в той или иной форме. Что вы исцелите сегодня?

Второе зрение

Встречи с феями связаны с одной повторяющейся темой (конечно, за исключением случаев безумия и смерти) — человек получает определенные условия или дары, среди которых наиболее часто встречается второе зрение. Этот поэтический термин для экстрасенсорного восприятия относится к типу провидческой способности заглядывать в потусторонний мир, пересекающий мир нормальный. Исторически эта способность чаще всего была непроизвольной, не считая некоторых культур, например древнегреческой или римской, где развить этот дар помогало какое-нибудь галлюциногенное вещество[25]. В Шотландии эта способность имела широкое распространение, возможно, из-за того, что была элементом культуры и потому открыто обсуждалась. Но даже в Шотландии эту способность нередко считали скорее проклятием, чем благословением[26].

И хотя кажется заманчивым просто приравнять это зрение к современному представлению о психизме и ясновидении, из-за этого мы упустим из виду возвышенные коннотации породившей его культуры. Столь же часто переживаемые видения были символическими (например, образ человека, завернутого в погребальный саван, вместо свидетельствования похоронной процессии)[27] и, по существу, были открыты для истолкования. В традиции друидов[28] поэтический дар и пророчество не разделяли и не определяли той меркой, с какой в наши дни чаще всего подходят к людям с тонкой душевной организацией. Волшебная традиция, подчиняясь канонам древних ирландских преданий, исследует их общую лиминальность[29]: поэтическое и пророческое суть одно и то же, во всяком случае — две стороны одной монеты.

Второе зрение дает возможность видеть фей — таинственных и могущественных существ, тесно связанных с землей и скрытыми духовными процессами природы. В нашей традиции популярна история о повитухе, которую однажды ночью неожиданно позвали на роды в незнакомое место (иногда это обычный дом, иногда — большой замок). Ее попросили втереть какую-то мазь в глаза новорожденному, но предупредили, что эта мазь не должна попасть ей в глаза. Она так старалась успешно принять роды, что по рассеянности, смахивая пот со лба, случайно втерла небольшое количество мази себе в глаз. Роды прошли благополучно, ей заплатили за труды, и она возвратилась домой.

Спустя какое-то время она пошла на рынок и в толпе приметила некоторых из присутствовавших на тех родах, включая и одного человека, который нагло воровал продукты, явно оставаясь совершенно невидимым для торговцев. Повитуха поприветствовала его, а он удивился, что она его видит. «Каким глазом ты меня видишь?» — спросил он. Она указала на глаз, в который попала мазь. Тогда он дунул в него, ослепив ее на всю оставшуюся жизнь. Таким образом, мы видим, что феи могут не только даровать зрение, но и отнимать его.

Как вести себя при встрече с феей

В фольклоре есть много историй о встречах с феями. Самыми четкими и развернутыми примерами таких встреч стали баллады Томаса Рифмача, сказания о Тэмлейне[30] и тексты преподобного Роберта Кирка. В них даются определенные поэтические ключи, особенно полезные, когда они применяются в процессе сонастройки нашего сознания с царством фей или чтобы сориентировать нас, когда мы оказываемся в их владениях.

В трактате «Тайный союз эльфов, фавнов и фей» знаменитый ученый и фольклорист преподобный Роберт Кирк описывает мир, населенный феями, духами, призраками и сильфидами. Эти истории он собирал во время странствий по Шотландскому нагорью до самой своей смерти в 1692 году. Предполагается, что он не умер, а был прямо в теле похищен и унесен в царство фей. По разным свидетельствам, уже после своей «смерти» он являлся соседям, которые из-за сильного потрясения не могли выполнить необходимые магические процедуры, чтобы освободить его от заклинания и тем самым вернуть к жизни среди людей.

Баллада Томаса Рифмача — традиционная шотландская пограничная баллада[31], где описывается встреча главного героя с королевой фей. В изучении Волшебной традиции эта история важна насыщенностью символами. Это повествование можно считать планированием путешествия посвящения, от неофита до адепта, внутри фольклорной традиции[32].

Как и в историях преподобного Роберта Кирка, речь здесь идет о реальном человеке. Томас Лермонт родился в 1220 году в Эрселдуне (ныне Эрлстон), в районе Шотландии, граничащем с Англией. Он считался великим предсказателем, и ему приписывают большое количество пророчеств.

У любой баллады много разных версий. В традиции бардов не только распространено, но и обязательно, когда рассказчик приукрашивает или иным образом изменяет мелкие подробности истории, чтобы вдохнуть в нее новую жизнь. В разных пересказах мы можем посмотреть на историю с разных точек зрения, и каждая мелочь открывает что-то новое, что иначе могло бы остаться незамеченным. Каждая следующая версия по-прежнему опирается на базовую тему, но добавляет в общую картину дополнительные штрихи, чтобы усилить посыл истории. Тут есть зыбкая грань, поскольку основная цель традиции бардов состоит в истории путем передачи старинных преданий, а другая ее цель — в возможности решать проблемы, вдохновляя на провидческий опыт с участием воображения и творчества. Творчество, ви́дение и вдохновение очень ценятся в обществе бардов. Культуру этого типа можно рассматривать как дерево — живое существо с прочным историческим фундаментом (корни), обеспечивающее основание и знания для жизни в реальном мире (ствол) и дающее доступ к творчеству и духу/высшему уму/божественности (ветви, цветы и/или фрукты).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Запретные тайны волшебного колдовства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

11

Robert Graves. The White Goddess: A Historical Grammar of Poetic Myth (New York: Noonday Press, 1975, originally published 1948), 91.

12

Томас Рифмач, или верный Томас, — легендарный автор, которому приписывается множество поэм и стихотворений, предсказывающих будущее. — Примеч. пер.

13

В английском тексте использовано очень емкое существительное self-ignorance — неведение в отношении своего характера, способностей и ограничений. — Примеч. пер.

14

Звездный Ястреб, она же Мириам Симос, — американская писательница, преподаватель, теоретик феминистского неоязычества и экофеминизма. — Примеч. пер.

15

Starhawk. The Spiral Dance: A Rebirth of the Ancient Religion of the Great Goddess (New York: HarperCollins, 1979), 32.

16

Cora Anderson. Childhood Memories (Portland, OR: Acorn Guild Press. 2007), 17–18.

17

Келпи — в шотландской мифологии враждебные людям водяные духи; являются в облике пасущегося у воды коня, подставляющего путнику спину, а затем увлекающего его в воду. — Примеч. пер.

18

Блуждающие (болотные, бесовские) огни (огоньки) — редкие природные явления, наблюдаемые по ночам на болотах, полях и кладбищах. Существуют поверья, что одни огни по неизвестной причине настроены к людям довольно агрессивно или несут дурные вести, а другие даже способны помочь в трудную минуту. — Примеч. пер.

19

Красные колпаки — согласно шотландской демонологии, свирепые карлики, которые появляются везде, где когда-либо проливалась кровь и совершались насильственные действия. — Примеч. пер.

20

Katherine Briggs. An Encyclopedia of Fairies: Hobgoblins, Brownies, Bogies, and Other Supernatural Creatures (New York: Pantheon Books, 1976).

21

Туата де Дананн — в кельтской мифологии народ богини Дану, населявший Ирландию еще до появления там предков нынешних ирландцев. — Примеч. пер.

22

Сид — в ирландской и шотландской мифологии потусторонний мир, населенный туатами (или Туата де Дананн). — Примеч. пер.

23

Mika Loponen. Faery Folklore in Medieval Tales — An Introduction. 2010, accessed May 9, 2017.

24

Волшебная традиция постулирует существование трех душ (или трех частей души) человека. Это двойник (fetch) — первичная, подсознательная, животная часть нашей природы, говорящий (talker), который в общих чертах тождествен сознательному уму, и (добрый) гений (daemon) — высшее «я», личный бог или божественная искра в каждом человеке. Мы стремимся гармонизировать их и поддерживать в хорошем состоянии. В Приложение I включено базовое упражнение по выравниванию душ.

25

Elizabeth McQuillan. From First person to the Second Sight. Caledonian Mercury, 2010, accessed May 10, 2017.

26

Там же.

27

Shari Ann Cohn. Scottish tradition of second sight and other psychic experiences in families. Edinburgh Research Archive, 1996, accessed May 10, 2017, https://era.lib.ed.ac.uk/handle/1842/9674.

28

Друиды — жрецы у древних кельтских народов. — Примеч. пер.

29

Лиминальность — пороговое, или переходное, состояние между двумя стадиями развития человека или сообщества. — Примеч. пер.

30

«Молодой Тэмлейн», или «Том Лин», — шотландская народная баллада. — Примеч. пер.

31

Пограничная баллада — разновидность героической баллады, посвященная набегам, междоусобицам, обольщениям и побегам на границе между Англией и Шотландией в XV–XVI вв. — Примеч. пер.

32

RJ Stewart. Earth Light: The Ancient Path to Transformation Rediscovering the Wisdom of Celtic & Faery Lore. Rockport, MA: Element Books Limited, 1992, 125–136.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я