Как сделать сайт удобным. Юзабилити по методу Стива Круга

Стив Круг, 2010

В этой книге знаменитый Стив Круг, автор мирового бестселлера «Не заставляйте меня думать» (Don't Make Me Think: A Common Sense Approach to Web Usability), излагает принципы своего метода по улучшению юзабилити интернет-сайтов. В присущей ему ироничной манере автор описывает процесс тестирования и обнаружения проблем с юзабилити, а также их эффективного устранения. С помощью этой оригинальной как по форме, так и по содержанию книги вы научитесь оценивать удобство и функциональность любого сайта, вне зависимости от стадии его разработки. Автор объясняет, как концентрироваться на наиболее серьезных проблемах юзабилити и как быстро и эффективно их устранять. Книга предназначена для веб-дизайнеров, веб-программистов, менеджеров интернет-проектов и всех интересующихся вопросами юзабилити и дизайна интерфейсов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как сделать сайт удобным. Юзабилити по методу Стива Круга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вступительное слово

Зовите меня Измаил

Как появилась эта книга. Парочка оправданий. Пара слов о домоводстве

Я люблю дедлайны. Особенно этот свист, с которым они проносятся мимо.

Дуглас Адамс, написавший «Автостопом по галактике» и никогда не сдававший свои рукописи вовремя

Эту книжку мне захотелось написать девять лет назад, как только я расквитался с предыдущей (она называлась «Не заставляйте меня думать»).

Совершенно случайно в процессе работы над рукописью я осознал три вещи.

• Лучшее, что можно сделать для усовершенствования сайта (или любой другой продукции, с которой должен так или иначе взаимодействовать пользователь), — это провести тестирование юзабилити.

• Поскольку владельцы большинства контор — жадины, они не склонны нанимать штатных тестировщиков, и поэтому тестировать свою продукцию должен уметь каждый. И наконец…

• Я подумал, что могу написать неплохую книжку о том, как овладеть этим умением.

Лишь одно меня смущало: я ненавижу сочинять тексты.

Ну, вообще-то, я не то чтобы так уж прямо ненавижу это делать. Может быть, стоило сказать по-другому: меня это порядком выматывает.

И вот, знаете, это не те мучения, которые, например, испытывает человек, стоящий у прилавка и размышляющий: «Черт, какой же iPhone купить? Черненький или беленький?» Я бы сравнил это с мучениями человека, который не спал трое суток подряд. Я всегда говорил: нет работы труднее, чем работа писателя, и для меня непостижимо, как ею можно заниматься по своей воле. Мне кажется, нормального человека на это может подвигнуть разве что дуло пистолета, приставленное к затылку (каковым, без сомнения, как раз и является дедлайн).

Мне чертовски повезло: предыдущая книга сослужила добрую службу. Одним из побочных эффектов ее появления на свет стала чудесная возможность провести ряд семинаров, что лишило меня мотивации сразу садиться за новую рукопись. Преподавание мне нравится куда больше, чем писательство или консалтинг[1].

Первые пять лет я строил семинары следующим образом: комментировал сайты участников и указывал на их проблемы. Я хотел научить слушателей выявлять проблемы с юзабилити самостоятельно, но не знал, как рассказать об этом в формате однодневного семинара.

И вот, три года назад, после длительных размышлений, я наконец понял, что надо сделать. Я сменил формат семинаров: теперь участникам предлагалось в течение всего дня заниматься тем, чему посвящена эта книга: проводить самостоятельное тестирование.

Семинары в таком стиле я проводил в течение нескольких лет, и в результате мне удалось понять очень многое из того, чему я учил своих студентов. (Да, так и есть, уверяю вас: если вы хотите по-настоящему чему-нибудь научиться, попробуйте обучить этому других.) Глядя на то, как они постепенно овладевали новыми знаниями, я все больше убеждался в значимости самостоятельного тестирования.

Наконец, год назад, в минуту слабости, я не устоял. Заключил контракт с издательством на написание этой книги (и это означало, что к моему затылку приставили дуло дедлайна). В конце концов, количество людей, которые могут позволить себе провести целый день на семинаре, ограничено. Хотелось бы верить, что чтение этой книги в какой-то мере сможет заменить всем остальным радость живого общения со мной.

Нужна ли этому миру еще одна книга о тестировании юзабилити?

Я не изобретал велосипед. Тестирование юзабилити пришло в наш мир давным-давно, и немало известных людей, самый влиятельный из которых — Якоб Нильсен, вот уже более двадцати лет проповедуют идеи «доступного тестирования юзабилити».

Есть несколько чудных книжек, в которых подробно рассказывается, как тестировать юзабилити. Я настоятельно рекомендую вам прочесть хотя бы одну из них, когда вам доведется заниматься тестированием. Свои любимые книжки, посвященные этой теме, я перечислил в главе 15.

Однако эта книга отличается от существующих по меньшей мере двумя аспектами.

Она НЕ является всеобъемлющей. Я предполагаю, что для вас юзабилити не стало и не станет делом всей жизни и что этого слова даже нет в вашей должностной инструкции. Раз так, вам вовсе необязательно знать все нюансы и тратить уйму времени на их постижение. Эту книгу, как и предыдущую («Не заставляйте меня думать»), я постарался сделать достаточно тонкой, такой, чтобы ее можно было прочитать, например, в самолете[2].

Эта книга написана вовсе не для того, чтобы сделать из вас сурового эксперта по юзабилити или тестированию. Она нужна для того, чтобы вы знали, с какого конца подступиться к тестированию как таковому. Кого-то из вас, несомненно, эта тема увлечет настолько, что появится потребность узнать о ней как можно больше. Для таких я написал главу 15. Но вообще-то, чтобы провести тестирование и получить от этого огромнейшую отдачу, не нужно знать ничего сверх написанного на этих страницах.

Эта книжка не только о том, как НАХОДИТЬ проблемы с юзабилити. В отличие от многих других изданий, в этом рассказывается еще и о том, как устранять обнаруженные проблемы. В главах с 10-й по 13-ю я объясняю, как выбирать, что именно и каким образом исправлять. Об этом, на самом деле, написано довольно мало, а зря. Мне кажется, что это как-то… в общем, это важно.

Зовите меня безответственным

Некоторые профессионалы в области юзабилити полагают, что доверять «любителям» проведение тестирования безответственно. Так, между прочим, говорят многие умные люди, и я ценю их мнение. Аргументы, которые они приводят, обычно сводятся к следующим.

• Любители сделают все тяп-ляп, и в результате а) объект тестирования станет не лучше, а только хуже и б) это заставит всех считать, что тестирование никому не нужно.

• Любители сделают все безукоризненно, и профессионалы останутся без работы.

Прежде чем я займусь оспариванием этих позиций, я хотел бы донести до вас одну предельно простую мысль:

Если вы можете позволить себе нанять профессионала, который проведет тестирование[3], наймите его

Поймите меня правильно: я не собираюсь подвергать сомнению то, что хороший специалист справится с тестированием лучше, чем любитель. Такой специально обученный человек не только имеет опыт разработки и проведения тестов — он уже собаку съел на выявлении одних и тех же проблем, которые встречаются у большинства разработчиков. Он прекрасно знает, как их устранять.

И кстати, никогда не повредит показать свое детище какому-нибудь постороннему человеку, который посмотрит на него свежим взглядом. Вы платите профессионалу за тестирование и при этом совершенно бесплатно получаете возможность услышать независимую экспертную оценку проекта в целом. Нанятому специалисту в любом случае придется это сделать — иначе он не сможет понять, как тестировать вашу продукцию.

Кроме того, есть еще одно, вполне объективное, соображение: постороннему специалисту (в отличие от сотрудника вашей компании) не составит никакого труда сообщить вам горькую правду о том, например, что рассматриваемое изделие не работает или что оно никому не нужно.

Проблема в другом. Абсолютное большинство разработчиков веб-сайтов не могут себе позволить профессионального тестировщика юзабилити. Во всяком случае, мало у кого хватает денег более чем на один раунд тестирования. Хуже того, даже если бы они имели такую возможность, едва ли они смогли бы найти настоящего специалиста[4].

Теперь еще одна важная мысль. Я не считаю, что любители делают все тяп-ляп. Лично я такого никогда не видел. И еще я уже много лет прошу, чтобы хоть кто-нибудь поведал мне историю о том, как в результате такого «любительского» тестирования ухудшилось юзабилити продукции. Не слышал я о таких случаях[5]!

Я не то чтобы полагаю, что такого не может случиться вообще никогда. Просто это случается очень редко. По большому счету, если такое и происходит, то в результате намеренного вредительства, когда на самом деле проводится никакое не тестирование, а банальная манипуляция в чьих-то корыстных интересах.

Еще я сомневаюсь в том, что любители могут составить конкуренцию профессионалам и оставить их без работы. Откровенно говоря, тестирование — это вообще не та работа, которую должны выполнять профессионалы.

В 2001 году на ежегодной конференции UPA (Usability Professionals Association — Ассоциация специалистов по юзабилити[6]) Якоб Нильсен блестяще описал свое видение того, что будет происходить с юзабилити в будущем. Он сказал, что «простым тестированием на уровне пользователя (отладкой дизайна)» придется заниматься всем. Профессионалам же достанется работа, требующая действительно специальных знаний и умений: проведение количественных тестов, сравнительных тестов и тестирование новых технологий. Наиболее опытные профессионалы, по словам Нильсена, займутся такими сложными вещами, как международное тестирование и разработка новых методологий (уделом этих мудрецов станет философствование и распитие спиртных напитков в кругу таких же аксакалов).

По моему опыту, если уж люди обращаются к тестированию, то почти всегда убеждаются в том, что это полезно. Поэтому я беру на себя смелость утверждать, что чем больше людей будут проводить самостоятельное тестирование (и чем больше людей будут анализировать эти тесты), тем больше в итоге будет работы у профессионалов, так что беспокоиться им не о чем.

Лично я, если бы захотел потратить деньги на юзабилити, нанял бы специалиста для проведения экспертной оценки, а тест выполнил бы самостоятельно. Или я бы нашел профессионала, который согласился бы провести начальное тестирование и параллельно научил бы меня делать это самостоятельно.

Не попало в кадр

Не пытайтесь найти в этой книге следующее.

Разные методы тестирования. Существует великое множество разнообразных методик тестирования юзабилити: качественные, количественные, суммирующие, конструктивные, формальные, неформальные, на основе больших и небольших моделей, сравнительные, эталонные, и так далее, и так далее. Все они по-своему хороши.

Некоторые методики я опишу в начале следующей главы, но надо понимать, что эта книга посвящена одному конкретному методу: простому, неформальному, на основе небольших моделей, пригодному для самостоятельного выполнения. Иногда такую методику называют «доступной».

Тестирование пультов управления ядерными реакторами и воздушным движением, а также тестирование любых других систем, неправильное управление которыми может привести к гибели людей и другим серьезным последствиям. В книге не описывается, как с помощью тестирования организовать систему с «защитой от дурака». Цель всех интеллектуальных упражнений, о которых здесь будет написано, — всего лишь упростить работу с системой. Когда от вашей разработки зависят жизни людей, надо проводить всестороннее, тщательно спланированное, количественное, основанное на больших моделях, воспроизводимое, научно обоснованное исследование, дающее статистически достоверные результаты. По меньшей мере, лично я на вашем месте поступил бы именно так.

Истины в последней инстанции. Большинство проблем, которые я буду описывать, можно решать разными способами. Я старался выбирать наиболее универсальные или простые. Но это не означает, что не существует иных вариантов.

Что? Максимы? Можно не называть их «максимы»…

Что вы точно найдете в этой книге, так это целый набор своеобразных афоризмов. За неимением лучшего слова я назвал их «максимы». Их легко опознать, поскольку все они выглядят вот так:

Не забивайте гвозди микроскопом

Для чего я их вставил, да еще и так сильно выделил? Я знаю, что именно такие краткие высказывания многие любят называть критичными факторами успеха. Обучая людей выполнять тестирование юзабилити, я понял, что, по большому счету, чтобы все получилось, надо помнить всего лишь о нескольких вещах. Но почему-то у многих не получается удержать их в голове. Чтобы облегчить эту задачу, я облек самые главные идеи в краткую и более-менее запоминающуюся форму.

Вы можете смело забыть все, что написано в этой книге, кроме приведенных в ней афоризмов. Для вашего удобства я перечислил их все в главе 16. Если хотите, можете вырезать и повесить в рамочке на стену.

Напутственные слова

Если быть точным, то всего этих слов четыре штуки: Вы способны это сделать.

Долгие годы моим девизом было выражение «Подумаешь, бином Ньютона!» Я уверен, что решение большинства проблем юзабилити не требует больших интеллектуальных усилий. Тем не менее необходимо обучать людей проводить тестирование достаточно качественно, чтобы его ценность была очевидна.

Вот вы сейчас читаете этот текст — из этого я делаю вывод, что дефакто вы в своей конторе являетесь человеком, защищающим права пользователя. Вы заинтересованы в том, чтобы ваша «продукция» (что бы это ни было: веб-сайт, сетевое или локальное приложение, да что угодно!) была дружественной по отношению к пользователю.

Возможно, ваши заботы никого из коллег не интересуют. Возможно, ваши интересы разделяют, но денег все равно не дают. В результате вы, кажется, собираетесь решать проблемы с юзабилити самостоятельно, причем в «свободное от работы время».

Мужайтесь! И ни в коем случае не унывайте. Это совсем не больно, это не нанесет вреда вашей «продукции», и вы сможете приступить к этому уже на следующей неделе. А вот еще один нюанс, о котором почему-то все всегда забывают: это весело! Все мои знакомые, которые долгие годы проводят тестирование юзабилити, по-прежнему находят его очень увлекательным занятием.

Так что вот вам мой совет: начинайте как можно быстрее, делайте все как можно проще и — получайте удовольствие!

ЧАВО

Это не переработка вашей предыдущей книги «Не заставляйте меня думать»?

Черт, кто включил этот микрофон?

Нет, на самом деле, нет. Первая моя книжка была, так сказать, философией юзабилити, а эта посвящена тому, как решать проблемы юзабилити.

Можно считать это издание дополненной версией главы из «Не заставляйте меня думать», в которой я объясняю, как проводить тестирование юзабилити[7].

А если я не собираюсь ничего тестировать? Читать мне эту книгу?

Читать. Даже если сейчас вам кажется, что вы никогда, ни при каких обстоятельствах не будете проводить тесты, которые я здесь описываю, узнать о самом процессе (и в особенности о том, как устранять проблемы) вам будет очень полезно.

Кроме того, даже если вы не собираетесь проводить полноценное тестирование, заставьте себя потратить полчаса на элементарную проверку чего-нибудь, над чем вы сейчас работаете. Если вы последуете моему совету, вы обнаружите, что даже быстрое, неформальное тестирование юзабилити — это отличный инструмент, который всегда у вас под рукой.

Не преуменьшаются ли здесь ожидающие нас сложности?

Преуменьшаются! В этом-то и фишка! Стоит лишь выполнить тестирование, как вы поймете всю его ценность. Люди его не проводят только потому, что это им кажется чем-то чрезмерно сложным. Поэтому я изо всех сил и стараюсь как можно больше все упростить.

А ваши советы годятся только для веб-сайтов?

При написании книги я сконцентрировался на тестировании веб-сайтов, потому что в наши дни большинству нужно именно это и потому что это позволило сделать книжку тонкой и простой. Но ровно те же методы и принципы можно и нужно применять при тестировании и улучшении всего, чем пользуются люди. Сетевые и локальные приложения — это самые очевидные объекты для тестирования, но никто не мешает теми же методами оценить избирательные бюллетени, сотовые телефоны, презентации, сверстанные в PowerPoint, инструкции к цифровым фотикам и бланки, которые вы заполняете, когда приходите к врачу. Я бы предложил вам всюду, где у меня написано «ваш веб-сайт», считать, что там написано «ваша продукция».

Откуда взялись часто задаваемые вопросы в совершенноновой книге?

Хороший вопрос. Дело в том, что обо всем этом меня спрашивают участники семинаров. Я смело предположил, что читатели захотят уточнить те же моменты.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как сделать сайт удобным. Юзабилити по методу Стива Круга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Семинар невозможно отложить: ты либо являешься и проводишь его, либо нет. А когда он заканчивается, не нужно больше ни о чем думать. Рабочий день прошел, и ты — свободный человек. Всё. По окончании самого первого семинара, который я проводил, меня настигло удивительное чувство: я вдруг понял, что сделал дело. Я ни разу не испытывал ничего подобного, будучи консультантом. Рекомендую попробовать!

2

Если вы в самом деле собираетесь взять эту книгу в дорогу, пожалуй, вам пригодится демонстрационный видеоролик, о котором я буду рассказывать в главе 2. Загрузите его на свой ноутбук с сайта www.piter.com.

3

…и который не попросит за один его этап столько, что в бюджете после этого не останется денег ни на какие улучшения…

4

Во всем мире насчитывается около 10 тысяч человек, которых можно считать специалистами по юзабилити. При этом лишь часть из них зарабатывает себе на жизнь тестированием. А сайтов в Интернете миллиардов этак — дцать. Дальше считайте сами.

5

Честно говоря, я настолько впечатлен тем, что никто не может рассказать мне ни одной такой истории, что даже подумываю об учреждении Премии имени Стива Круга. Я готов раздать десять миллионов индонезийских рупий (это чуть больше тысячи долларов США) первым десяти людям, которые сообщат мне о доказанных случаях ухудшения юзабилити после тестирования оного.

6

Если вы вдруг всерьез увлечетесь проблемами юзабилити, то обратите внимание на деятельность этой ассоциации, и особенно на эти ежегодные конференции. Чаще всего они проводятся в июне, в каком-нибудь месте, где в это время нестерпимая жара. Тем не менее конференции эти прекрасны. Они носят очень практический (отнюдь не академический) характер, и народ на них собирается очень дружелюбный. Сайт ассоциации UPA в Интернете находится по адресу www.upassoc.org.

7

В какой-то момент меня беспокоило, что я невольно начну цитировать огромные куски из предыдущей книги, а потом меня обвинят в самоплагиате. Мне кажется, я смог избежать этого. Если же нет… остается надеяться, что хотя бы удастся как-то отвертеться от судебного преследования.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я