Настоящий сборник может помочь учащимся 10 – 11 классов при написании сочинений по литературе. Также в сборнике содержатся примеры работ, написанных в соответствии с требованиями для итогового сочинения, которые могут помочь при подготовке к экзамену по русскому языку.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения на школьные темы (10 – 11 классы). Примеры итоговых сочинений по русскому языку предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Степан Агафонов, 2023
ISBN 978-5-0060-7271-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Часть 1. Сочинения на темы школьной программы (10 — 11 классы)
Чем меня восхищает поэзия Пушкина?
Общепризнанным гением в области русской литературы начала XIX века считается А. С. Пушкин, испытавший свое перо во многих жанрах лирики и прозы. Обладая высоким талантом, поэт возвеличил литературное искусство, наделив его особенной красотой и живостью, способной глубоко проникнуть в душу чувствующего читателя.
Наиболее ярким и привлекательным мотивом в творчестве Пушкина признается вольнолюбивость его стихотворений, направленных против деспотической власти и народного рабства, а также стремление воскресить справедливость и наслать кару на виновников человеческих бед. Пушкин не страшится грядущего неправедного наказания, которое может настигнуть его за смелые выступления против господ. В оде «Вольность» воинствующий поэт бесстрашно восклицает: «Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица» и в помощь себе призывает грозу царей, могучую Свободу: «Приди, сорви с меня венок, разбей изнеженную лиру». Он видит плоды нечестивого правления земных владык и вопиет: «Увы! Куда ни брошу взор — везде бичи, везде железы, законов гибельный позор, неволи немощные слезы». И тут же поэт видит некую счастливую и благословенную страну, где «крепко с Вольностью святой законов мощных сочетанье», и велит владыкам прибегнуть к такому правлению: «Склонитесь первые главой под сень надежную Закона».
В предвкушении славного воцарения Свободы Пушкин пишет своему единомышленнику Чаадаеву: «Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена!» Вдохновенный поэт верит, что он в предвозвестии преображения мира станет предтечей грядущей Свободы.
Поэта сохранила судьба, когда его собратьев в священной борьбе за Свободу попрали и отправили на рудники. И вот он, которого единственного по высшей воли не коснулась рука самодержца, посылает взятым в неволю декабристам стихотворение «Во глубине сибирских руд», где призывает униженных царем сохранять «гордое терпение» и не оставлять надежды, чтобы в намеченный час, когда придет «желанная пора», предопределенная свыше, быть освобожденными и приготовиться свергнуть мечом нечестивых и проложить путь Справедливости и долгожданной Свободе.
Яростный борец с неправедной властью, Пушкин также необычайно привлекателен в своих любовных чувствах, раскрывающихся в его лирике. Возлюбленной своей души Анне Керн Пушкин посвятил стихотворение, в котором необычайно красиво описал тягостность расставания с возлюбленной и несносность разлуки. Поэт пишет Керн: «В томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты звучал мне долго голос нежный и снились милые черты». «Как мимолетное видение» Керн осталась в памяти поэта, который узрел в ней олицетворение «чистой красоты». Но спустя годы ощущение божества и вдохновения в разлуке с возлюбленной покинуло душу влюбленного; однако усыпленные чувства возродились, когда «мимолетное видение» посетило поэта вновь и восхитило его опечаленный дух.
Итак, талант Пушкина, проявленный в его лирике, удивителен; не может не вызвать восхищения и то, как поэт преобразил русский литературный язык. Наряду с Карамзиным и Ломоносовым, Пушкин привнес свой вклад в развитие родного языка, наделив его большей красотой, ясностью и чистотой. Восхищает в поэте и его многосторонность в познаниях и всеохватность лирических жанров: перу поэта принадлежат оды, элегии, послания, сонеты, стансы, эпиграммы, стихотворения, поэмы.
Несомненно, поэзия Пушкина восхищает: глубина чувств, яркость созданных образов, отраженный в лирике характер поэта, неповторимый и чистый слог восторгают душу.
Каким предстает Лермонтов в стихотворениях «Выхожу один я на дорогу», «И скучно и грустно»?
Образ Лермонтова раскрывается, главным образом, через его лирику. В свои еще молодые годы поэт уже ощущает тяжесть от своей жизни, наполненной горестью и разочарованием, и ничего не ждет от нее. Все его помыслы и душевные стремления преисполнены жажды свободы и покоя. Однако поэту чужда мысль о смерти, в которой он зрит «холодный сон могилы»; ему хочется обрести сладостный сон, который бы поддерживал в его душе «жизни силы», чтобы ощущение вечной любви не оставляло бы сердце уснувшего от жизни поэта. Восхищенный величественным спокойствием природы, торжественностью бескрайних небес и всеобщей гармонией вселенной, наслаждающийся таким миром поэт не может понять, как его душа утратила сию первозданную безмятежность, стремится познать причину страданий своей души, не могущей смириться с миром. Ощущая одиночество, он как бы стоит один среди пустыни, пустой и безликой, внимающей таинственному гласу горних небес. Поэт отрекается от желаний, видя в них бесполезность и следствие вечной земной ненасытности, от любви, поскольку страшится непостоянства, царящего в человеке, и измены своим прежним чувствам. Пророческим оком он предвидит недолговечность всех страстей и старается потушить в себе их пламя, отдаться такой жизни, где вечна божественная и чуждая пороку любовь и забыто бренное и преходящее.
Как через свидание Катерины и Бориса раскрывается образ главного героя?
Великим мастером в раскрытии глубин непознаваемой человеческой души является Островский, создатель прославленной пьесы «Гроза». В своем произведении автор представляет гибельность злонравия, проистекающего из непонимания человеком своих сердечных наклонностей и истинного предназначения. Черствость сердца и нежелание человека обратиться к благородному и истинному созерцанию мира порождают в свет нечестивый порок, приносящий гибель каждому, кто в неведении сердца принимает его. Описанный автором город Калинов — вместилище такого порока, способного увлечь за собой даже чистые души и погубить своим мечом обоюдоострым всякий дух праведности.
Главным героем пьесы является Катерина — человек, стремящийся к свободе, проникнутый искренним чувством любви, исполненный истинной духовности. Ощущение вольности было привито Катерине с самого ее детства, когда ни к чему не принуждаемая, любимая своей доброй матерью, она «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Но, выйдя замуж за Кабанова, девушка ощутила, что утратила в новом доме былую свободу и теперь живет «как будто из-под неволи», притесняемая неразумной волей Кабанихи и чуждыми заботами, обременяющими ее высокий дух. Нередко Катерину охватывало стремление уподобиться птицам небесным, чтобы воспарить к светлым и необъятным небесам, и даже желание умереть, чтобы обрести ту легкость, что неведома в земной жизни. Холодность мужа и бездушное отношение к девушке Кабанихи открывают в душе Катерины порочную страсть к Борису; безумная мысль охватывает ум Катерины и сподвигает ее на ужасные деяния. Она, ободренная обманчивыми словами Варвары, шагает в неизвестность, которая оказывается зияющей пропастью, духовной и телесной гибелью, когда соглашается на встречу с Борисом. Но еще в момент принятия такого судьбоносного для Катерины решения в ней горит священный огнь праведности, внушающей ей благоговейный страх перед исполнением небесного закона. Встречая в беседке впервые Бориса, Катерина пребывает в тревожных думах о своей судьбе, ибо желает сохранить милость небес через сохранение своей непорочности. Однако в пылу противоборства совести и страсти Катерина размышляет: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него, хоть издали-то!». Для Бориса же, виновника внутренних страданий целомудренной Катерины, неясны и непонятны ее размышления о духовной чистоте, верности и божественном воздаянии, следующим за вероломным попиранием законов небес. Мысли о высоком и божественном чужды обыденным взглядам Бориса на мир. Движимая благими помыслами, Катерина убеждена, что ей «не замолить никогда» своего неправедного поступка и что вина за него «камнем ляжет» на ее душу. Для Катерины Борис представляется одновременно и спасительной надеждой на свободу, загубленную в доме Кабанихи, и вместе с тем приносящим гибель праведной душе демоном. «Зачем ты пришел, погубитель мой? — восклицает она и тут же выражает свой нерушимый нравственный принцип. — Ведь мне с мужем жить до гробовой доски…». В исступлении чувств Катерина говорит своему тайному возлюбленному, нарушившему священный устав ее жизни: «Ты меня загубил! <…> Загубил, загубил, загубил!», чем вызывает очередное непонимание Бориса, представленного теперь в образе «погубителя», «врага» и «злодея». Мысль о смерти вновь охватывает ум Катерины, когда девушка предается в объятия Бориса; вскоре она возобладает над ней и принудит самовольно предать себя смерти. Заканчивается первая встреча сердечным признанием Катерины в постыдной для нее любви к Борису: «Как увидела тебя, так уж и не своя стала. С первого же раза, кажется, как ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты на край света, я бы все равно шла за тобой и не оглянулась бы».
Свидание с Борисом оставило тяжелый след в душе Катерины, великий урон, который она не смогла снести. Теперь для нее «что в домой, что в могилу — все равно», и в горьком унынии она высказывает: «И люди мне противны, и дом мне противен, и стены мне противны».
Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». Тема: «Образ Базарова. Внешний и внутренний конфликт героя».
Роман «Отцы и дети» Ивана Тургенева — выражение взгляда автора на неведомое, но предсказуемое настоящим будущее, на новое поколение людей, отрекшихся от священных и вечных законов неба по причине своей превознесшейся над всем гордости и предавших себя новому течению призрачных учений, полагающих в основе всего человека и его преходящую волю, а не вечное и божественное. Люди сего поколения, порицая величайшие творения рук и мыслей человеческих, возвещающие о небесном и призывающие к постижению высших истин, чуждых земному, отвращают свое лицо от небесного света и обращает свой взор к бездушному исследованию тленного мира, единственно для них сущего, полновластным царем и повелителем которого полагают себя.
Евгений Базаров, главный герой романа, есть представитель взглядов, враждебных миру духовному, начало «нового поколения», сочетающий в себя человеческое стремление к возвышенному с позицией отрицания всего духовного, противного, по его взглядам, естественному и беспристрастному познанию мира. Вместе с тем в нем есть качества достойные, вошедшие в тесную связь с духом отрицания, но являющие собой положительную сторону души его: он одарен умом, не слаб духом, имеет силы для достижения желаемого, далек от праздности. Посему автор, признавая великое в своем герое, не смеет объявить ему полное осуждение и не может отбросить некоторую приязнь к Базарову, оставившему в душе своей место свету.
Учение Базарова, называемое нигилизмом, основано на отрицании всяких авторитетов и принципов и признании только естественно-научного способа постижения мира, неприятии духовного созерцания. Взгляды его предполагают существование лишь материального, подвластного ощущению и доступного научному восприятию мира. Базаров, как и большинство материалистов, отказывается придерживается определенной системы представлений о божественном и невидимом. Освященные даром свыше великие творцы в сфере искусства, призванные небесами к исправлению темных душ человеческих, представляются мрачному взору Базарова людьми, занявшими себя пустым в жизни. Но каковы же они для тех, кто не умертвил в себе способность к ощущению чудесного и с помощью их творений научился воспарять духом от земли к горнему небу, к обители нетварного и неиссякаемого света! Но мрак входит в душу того, кто отводит очи от света небесного: таков и герой романа, отказавшийся признать существование духовной сферы, не узревший глубину искусства и тайну божественного откровения.
Последователем учения Базарова был Аркадий Кирсанов, студент двадцати трех лет. Впервые он познакомился с Базаровым в университете и, узнав о его взглядах на мир, проникся духом всеотрицанья, пронизывающего все убеждения Базарова, и признал его своим учителем. Но душа Аркадия была чужда мрачному и воинственному духу Базарова и обращена к чистому и светлому началу, уничтоженному в душе Базарова, живому и воскрешающему для восхождения к сияющему небесному чертогу великой мудрости и божественной любви. Однако Аркадий не смог осознать во всей полноте своего высшего призвания; Базаров же, не имея в себе хотя бы малого помышления о горнем и закрывая очи свои от осененной сиянием небес премудрости, все же узрел в себе того, кто может дать людям новое, наиболее верное виденье мира и избавить их от многовекового бремени заблуждений, уводящих от настоящего. Прельщенный самолюбивыми убеждениями Базарова, Аркадий стал его спутником и учеником: так, не зная еще своих подлинных наклонностей души, он неосмысленно принял новую систему взглядов, противных воззрениям большинства людей. Для Аркадия природа есть вместилище божественного духа, существующая для созерцания и наслаждения смертными ее гармонией и красотой, для Базарова же — местом работы, мастерской, в которой человек есть двигатель и работник. В этом вопросе взгляды Базарова и Аркадия начали расходиться, после чего стала особенно проявляться одухотворенная и возвышенная натура Аркадия, все еще, однако, считавшего себя приверженцем отрицательного способа восприятия мира. Аркадий увлечен музыкой и ощущает величие и глубину искусства, видя в нем источник гармонии и возвышающей дух красоты. Посему Аркадий испытывает внутреннее наслаждение, когда Катя играет на фортепиано, и не считает неподобающим выражать при Базарове свой восторг при углублении в гармоничное сочетание звуков, являющих противную духу Базарова истинную красоту. Вскоре Аркадий начинает ощущать приверженность к чуждым учителю ценностям, но полагает неверным отречься от священного, отвергаемого грубой душой Базарова, провозглашающего отречение от всех принципов и авторитетов и отказ от постижения небесной красоты, очаровывающей дух человеческий и возносящей его в необъятные вершины и горние сферы, и ценящего лишь ограниченное познание естественного и видимого. Меч Базарова, исходящий из уст его, разит всякого, кто желает поколебать его враждебные живому жизненные устои и возвратить последователей неверного учения к свету и свободе: так, он называет отца Аркадия «отставным человеком», уже не способным к преобразованию мира вокруг себя, чем вызывает негодование своего сподвижника, выступающего против подобного отношения к людям. И вот, когда новое испытание находит на Аркадия, он уже не может признать себя подобным Базарову: любовь к Кате Одинцовой, призывающая его к признанию возлюбленной в своих сердечных наклонностях, полагает пред Аркадием новую цель в жизни и вселяет в него новый интерес, вытесняющий из его души бессмысленную привязанность холодным взглядам Базарова. Однако он не в силах отречься от основателя учения, к коему примкнул в неведении о самом себе; тогда сам Базаров является к нему и, понимая отступление ученика, оправдывает его чувства и признает противоположность их воззрений: «Наша жизнь тебе глаза выест, — говорит он Аркадию, — наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты вольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить: а нам-то скучно, нам других подавай!» Базаров не сильно жалеет о своем ученике, ибо все происходящее на земле видит естественным ходом жизни, лишенным таинственности и никак не касающимся его души, заключающей в себе затворенные в темнице чувства. И перед смертью Базаров не посвящает себя в раздумья об Аркадии: «Ах да! Птенец этот! — говорит он отцу. — Нет, ты его не трогай: он теперь в галки попал». Так происходит разделение между Базаровым, основателем нового учения, и Аркадием, вышедшим из-под власти учителя.
Самая яркая возможность представить другим свои взгляды на мир появляется у гордого Базарова во время знакомства с Павлом Петровичем, братом Николая Кирсанова, отца Аркадия. Павел Петрович следует учению «отцов» о необходимости придерживаться определенных принципов и авторитетов и сочетает в себе стремление к естественному изучению природы с возвышенно-духовным мировосприятием. Он не смеет порицать установленные порядки и ценности, враждебно относится к Базарову, противнику подобных установлений, и вскоре после знакомства устраивает с ним спор. Во время него Павел Петрович выступает в защиту аристократии, порицаемой Базаровым, потребностей своего народа и искусства, не ценимого бесчувственными людьми нового поколения. Базаров же, оставаясь на стороне отрицания и неприятия всего, оправдывает свою холодность глубоким пониманием нужд народа, погубленного в суевериях и невежестве. Кощунственные речи Базарова глубоко возмущают Павла Петровича; особенно же усугубляется его враждебное отношение к представителю новых взглядов в тот момент, когда он видит поцелуй Базаровым Фенечки. Пылая желанием защитить честь своего брата, беспощадно попираемую бессердечным и вольнодумным, по его мнению, Базаровым, Павел Петрович вызывает его на дуэль. Добившись же изгнания Базарова, он торжествует, когда убеждается в невиновности Фенечки и ее преданности Николаю.
С опаской к Евгению относится и Николай Петрович, питающий к нему скорее непонимание и отчуждение, чем презрение и ярую неприязнь. Николай чужд спорам и вражде, питает склонность к мирному созерцанию природы. Все действия его сдержанны, и в нем не пылает вулкан, как в брате. Он с твердостью и без особого презрения просит Базарова уехать, после чего уже не погружается в мысленное противоборство с чуждым ему человеком.
Другими последователями Базарова, по-своему понявшими его учение, являются Ситников и Кукшина. Ситников есть слабый духовно, не имеющий сил справиться даже с мелкими трудностями жизни человек; он не ощущает своего высокого предназначения и влачит низменное существование, пребывая во власти своей жены. Для него явление Базарова, предложившего отрицание авторитетов и свободу от «предрассудков», оказалось спасительным от непонятной ему жизни средством. Он знакомит Базарова с Кукшиной, которую описывает как женщину, принявшую взгляды Базарова и ведущую подобающий им вольный образ жизни. Но неблаговидный вид Кукшиной отталкивает Базарова: пустота ее неспокойной души, развязность и небрежность в поведении, свидетельствующие о непостоянстве ее характера и отсутствии великой всеупорядочивающей мысли, грубость в душе Кукшиной, явившаяся следствием окружавших ее беспорядка и неустроенности, не могли оставить в душе Базарова, чуждого, однако ж, принципов и предубеждений, высокого представления о ней. Несовместимость взглядов Кукшиной и Базарова впервые проявляется в их разговоре при обсуждении положения женщин, принижаемых, по взгляду Кукшиной, Базаровым. Однако никакое разногласие не способно сильно повлиять на Кукшину, увлекаемую вечно непостоянным потоком мыслей, словно носимых ветром по бушующим волнам моря. Кукшина очарована не столько философией Базарова, сколько его смелым отрицанием всяких принципов и ценностей, позволяющим ей оправдывать перед собой свой развязный и порочный образ жизни, не останавливаясь перед вином и праздностями и не стремясь к положительным переменам в жизни. Таким образом, перед Базаровым открывается живой пример неблагоприятного и гибельного влияния его вольнолюбивого учения, не призывающего к духовному совершенствованию и помышлению о великом. Через события жизни главного героя небеса представляют перед Базаровым не только крайности и противоречия провозглашаемого и несомого им в мир учения, но и его бессмысленность и пагубность для человека, ищущего источник внутренних сил извне.
Базаров, представляющий себя познавшим естественные законы, по которым существует мир, и открывшим заветную истину, сокрытую от других людей, действительно оказывается проницательным человеком, понимающим стремления своего народа и видящим душу простого человека. На такую способность Евгения, лекарского сына, указывает, главным образом, его разночинное происхождение. Все в доме Кирсановых привыкают к Базарову, и слуги даже принимают его за своего брата: подобное отношение имеют к Евгению Петр и дворовые мальчишки, ценящие в нем докторские познания. Базаров не равнодушен к бедственному положению народа, ибо видит болезненные последствия необразованности и суеверности крестьян, держащихся древнего и нелепого представления о земле, будто бы лежащей на спинах животных, о мифических существах, населяющих ее, и сверхъестественности природных явлений, не знающих ни чтения, ни письма. Полагая причиной сего невежества патриархальность народа, превозносимую, напротив, Павлом Петровичем, Базаров только уверяется в своем призвании бороться с заблуждением и, вооружившись в непробиваемые одежды воина и защитившись от своих врагов мечом разума и стрелами обличения, видит своим достойным противником Павла Петровича.
Утомившись от внутренней борьбы с миром, Евгений встречает новое испытание в своей жизни, которое проявляется в его неспособности справиться с любовной страстью к Анне Одинцовой. Первый раз он встречает ее на балу и при столкновении с ней ощущает неуверенность, свидетельствующую о его неравнодушном отношении к героине. Сей испуг и невольная робость вызывают у Базарова недовольство самим собой, и он, желая подавить внезапно вспыхнувшие чувства, принимает приглашение Одинцовой в гости. Во время очередной встречи он ощущает новую страсть, вспыхнувшую в нем, о существовании коей он не мог представить вследствие отрицания любви и всех ее проявлений. Высказывая свое презрение к романтическому в разговоре, Базаров замечает романтика в самом себе и не может побороть сие душевное противоречие — столкновение его убеждений с реальностью. В душе своей Евгений ощущает невозможность избавления от страсти, полностью захватившей его существо, и с удивлением осознает, что отвернуться от Одинцовой не имеет сил. Базаров решается излить свои любовные чувства перед возлюбленной, к коей вместе с тем питает и некоторое презрение из-за возобладавшей над ним ее притягательной силы; он не получает взаимности и потому начинает стыдиться своего поступка, своей слабости перед страстью, противной духу его отрицающего любовное пламя учения. Он понимает, что Одинцова не приемлет его воинственную, стремящуюся к схваткам натуру, обладая сама нравом тихим и мирным. И вот высшее провидение бросает душу Базарова в огонь непримиримой внутренней борьбы с самим собой. Тогда, не смея обратить очи к небу, герой уже слышит трубный звук торжествующего времени, призывающего его к принятию поражения и воздаяния. Базаров бежит от громового гласа, сотрясающего основания его учения и уличающего героя в отступлении от своих же взглядов. Любовь, презираемая им, настигла нигилиста, душевное терзание, неведомое прежде, охватило его всего и повергло ниц к разрушенному молнией истины основанию учению. Он был вынужден выйти за ограждение, самим установленное, и ощутить чувства, свойственные всякому из сынов человеческих. Ощутив собственную немощь, герой не захотел положиться на небо и принять потерянную истину как ниспосланную свыше весть.
И вот, оказавшись за пределами своего мировоззрения, в безысходном и изнурительном блуждании по пустыне, Базаров принимает поражение и, сраженный насланным небом наказанием, уже ощущает приближение скорой смерти. Евгений со стойкостью дожидается часа, когда с него спадут тяжелые доспехи, в которые он самовольно облек себя для войны с миром. Величественная мантия самолюбия, прежде укрывавшая от взоров людей его уже ослабевшую душу, спадает с героя, и он, лишившись земной опоры в последние дни своей жизни, взывает к Одинцовой, могущей еще вдохнуть в него жизнь и духовно поднять со смертного одра. «Великодушная! — шепчет он. — Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая…» Базаров ощущает прилив живительных сил, пытается насладиться последними радостями в своей земной жизни, в изнеможении протягивает руки к приятному существу, желает получить те возвышенные чувства, которые входят в одухотворенный разум человеческий. Настал час раскаянья в заблуждении и готовности принять божественное слово с неба, неслышимое при жизни, но уже поздно изменять свою сущность. Вот смерть уже стоит у подножия одра и приближает свой смертоносный лик к безмолвным устам впавшего в беспамятство, во мраке желая похитить пребывающую в теле душу. И настает тот миг, в который Базаров принимает распростертую над ним смерть. Да воссияет над такими свет и не покроет их тьма за содеянное на земле!
Итак, Базаров есть человек, поверивший в возможности своей души, но не захотевший соединить свои стремления с высшей волей. Он напрасно посвятил свои силы новому учению, не имеющему прочного основания, которое было бы поддерживаемо божественной силой, и потому уже при жизни своей узрел крушение учения, чуждого горнему свету. Сам того не зная, он восстал против небес и отринул великое наследие, созданное руками посвятивших свету жизнь свою. Ведь он действительно полагал, что вносит в мир нечто неведомое до него и спасительное. Почему же не обратил он взор на предшественников своих? Приняли ли заблуждения Демокрита, Левкиппа, Диогора, Эпикура и Цельса, говоривших, что нет провидения? Но как оказались возвышенны и чисты учения Платона, Аристотеля и Сенеки, распространявших непреходящую весть о божественном! Обратись же, о Базаров, к путям древних, вкуси прелестную мудрость, и душа твоя обратится к свету, вечному и непреходящему.
Над какими вопросами размышляет Лесков в повести «Очарованный странник»?
В повести «Очарованный странник» Лесков поднимает многие вопросы, связанные с человеческой судьбой, и пытается представить свои ответы на загадки судьбы, порождаемые вечнотекущим временем. Автор размышляет о жизненном пути человека, раскрывает тему духовных исканий, превозносит терпение и душевную выносливость как спасительные качества и являет гибельную любовную страсть в ее подлинном свирепом облике.
Главный герой повести — Иван Флягин — занимается поисками своей жизненной стези, совершая многие попытки своего проявления в мире. Сначала по воле судьбы герой становится воспитанником при графе: он полагает, что обрел безмятежный покой и наиболее простой и необременительный путь к обеспечению себя из тех, коими судьба могла наделить его. Оставив ребенка играть в песке, сам герой предается мечтаниям и сну с приятными видениями, не отвлекая взора на внешнюю суету забот. Однако его стремление к новым странствиям похищает у него покой: когда настоящая мать воспитываемого ребенка вместе с любовником является за своим чадом, герой, побежденный, словно стоокий Аргус, силой ее слова и красоты, вместе с нею бежит от графа навстречу очередным приключениям по стезе изгнанника и вечного странника. Расставшись же со своими новыми знакомыми, Флягин остается один перед сплетением разных дорог жизни. Вскоре Флягин оказывается среди татар: его взору предстает зрелище боя, устроенного татарами из-за жеребца. Желая принять участие в состязании, герой вступает в единоборство и становится виновником гибели своего противника. В наказание за совершенное Флягин оказывается в плену, во время коего к нему приходит ощущение новой жизни, чуждой его прежним привычкам. Душой его овладевает тоска по родным местам, но внутренним взором он видит невозможность претворения в жизнь своего желания бежать: Тартар леденящий окружил душу его и врата Олимпа затворены пред ним. Где же тот таинственный Аваллон, в кущи коего стремится пламенная душа его, жаждущая освободиться от неволи? Явится ли свыше знамение, которое положит конец его тяжелой жизни? И вот он совершает попытку к бегству, однако, будучи схвачен татарами, подвергается наказанию за свой самовольный побег. Но душа героя не смеет более терпеть: вскоре он, словно внимая трубному гласу свободы, совершает очередную попытку к бегству. Ему помогают новые гости, приехавшие к татарам, которые внушают им страх своими фейерверками: вот и огонь небесный, предвещающий освобождение, и вестники-спасители, явившиеся к герою. Опасности расступаются пред беглецом, и Флягин благополучно возвращается с чужбины в свою землю. Но путник еще не достигает желанной обители покоя, ибо, очутившись на родине, все еще испытывает нужду, а посему продолжает свои странствия по пустынной стезе жизни и вскоре становится конэсером при князе.
С момента поступления Флягина на службу в повести начинает раскрываться новая тема повествования: автор поднимает вопрос пагубности неправедных пристрастий в вине и любви. Однажды герой, стремясь к отдохновению от трудов, просит у помещика «выход», чтобы в кабаке утолить свою жажду, вознеся нечестивые почести Дионису. Магнетизер, встретившийся Флягину за столом, приводит его в цыганский дом, где силой своего искусства возжигает в душе путника любовь к Грушеньке. Не в силах укротить свою страсть, Флягин дарит Грушеньке все свои деньги, будучи зачарован ее пением: сладкозвучные сирены уносят разум героя, чудесная лира Орфея совершает чудеса, так что герой теряет все, что имел, положив все свои драгоценности к ногам возлюбленного существа. Спустя время сам помещик, также восхотевший испытать на себе неповторимое воздействие страстных чар, обманывает себя мнимой любовью к Грушеньке и покупает девушку. Но мимолетное влечение проходит, и помещик, вращаемый вихрем непостоянства, оставляет Грушеньку в лесу. Как несчастная Ио, якобы покинутая Зевсом, мучаешься ты в неволи, о жертва коварной страсти человеческой! И тебе суждена гибель, ибо воды Себека ожидают тебя; увидеть тебя пришел твой возлюбленный: он желает вызволить тебя. Но нет! бросаешься ты в пучину, подобно Ино, кинувшейся в воду и обратившейся в морскую богиню. Не так ли и ты примешь смерть? Ты не станешь божеством, колесница не унесет тебя на Олимп, но душа твоя найдет успокоение и память о тебе не прейдет, о убиенная чужим пороком!
Путь, избранный Флягиным, уже подходит к концу. Вооружившись мечом, он идет на войну, полагая, что совершает достойный шаг. Возвратившись с полей смерти, герой недолго еще ищет свое предназначение, пока не уединяется от людей. Но ты бы совершил еще много славных деяний и пришел бы к истинному и глубокому созерцанию гармонии, которое ожидало бы тебя на лоне природы в потоке живых и чистых чувств!
Итак, автор раскрывает в своей повести различные стороны человеческой жизни, являет гибельность страстей и описывает духовные искания, ожидающие сынов неба на пути жизни.
Какими предстают герои сказок Салтыкова-Щедрина?
В сказках Салтыкова-Щедрина раскрывается пагубность таких человеческих качеств, как угождение нечестивым господам, равнодушие к живому и безжизненность чувств, бременем земных забот сокрытых в душе. Так, в сказке «Вяленая вобла» представляется образ безучастного, умертвившего в себе живые чувства человека, не стремящегося к высшему предназначению, но занятого самолюбивым порицанием окружающих порядков. Вобла не пытается проявить себя в мире, открыть свету прекрасные стороны своей души, но живет тихой и спокойной от всего жизнью, не беспокоясь о себе и людях и не пытаясь проникнуть в сущность природы и человека. Средством достижения всеобщего мира и благоденствия вобла считает отстранение от чувств и мыслей и подчинение души народа единой господствующей воли. Желая распространить свои взгляды, вобла обратилась с напутственной речью к своим близким, однако не получила от их должной поддержки. Вяленая вобла — олицетворение бездеятельных, не стремящихся к созерцательной и деятельной жизни людей.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения на школьные темы (10 – 11 классы). Примеры итоговых сочинений по русскому языку предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других