Стас Вулканов

Откройте для себя захватывающую историю путешественника из Беларуси, Стаса Вулканова, который за 3 месяца преодолел легендарную реку от истока до Каспийского моря. В книге «100 дней Волги» вы погрузитесь в мир летнего приключения и активного туризма, а для сап-серферов это настоящая находка! Непринужденный стиль автора позволит вам узнать его лучше и пройти весь путь по Волге, не выходя из дома. Если вы ищете источник вдохновения для своих будущих путешествий – не пропустите эту книгу!

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 100 дней Волги. Невероятный сплав по самой длинной реке Европы на надувной доске с веслом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Ледниковый период

1 день

Итак, спустя две бессонные ночи я в начале своего пути к озеру Стерж. На своей машине Кирилл приехал за мной в Тверь из Завидово. Молодой скромный парень был внешне похож на Криса Эванса, умело рулил, и в его компании дорога пролетела быстро.

Мы остановились на берегу озера в деревушке Коковкино. Вода, как и ландшафт в целом, выглядела совершенно неприветливо. Весна, на календаре было первое число совершенно неприветливого мая, местами кучи снега, голые деревья и дубак. Пока накачивал сап, потерял одну кошачью жизнь — внезапная нагрузка на голодный желудок не понравилась моему сонному организму. Когда с «надувательством» было покончено, я распихал под стропы свой багаж и попрощался с Кириллом. Волга. Наконец-то. Спустя два года ожиданий, несколько месяцев планирования, одну пандемию и вопреки напряженной ситуации в мире я в пути.

После десяти минут гребли, когда деревня Коковкино осталась позади, я направил сап к берегу, чтобы сходить по-маленькому и достать из завалов багажа камеру. На берегу я отснял первый кусок будущего фильма, подивился наличию снега на берегах и двинул дальше. Но не прошел и километра, как меня ни с того ни с сего стало крутить на одном месте: я делаю гребок, а сап, вместо того чтобы идти прямо, резко разворачивается на месте. В прошлом году в одном из сплавов я прошел 40 км без фина и навсегда запомнил те паскудные ощущения от неуправляемой доски. Сомнений не было — я потерял плавник, который крепился ко дну доски, придавал ей устойчивость и ровный ход.

Причалил к берегу, разгрузил сап, залез в ледяную первомайскую воду, поднял доску и убедился: в месте, где должен был торчать киль, «торчала» пустота. Выругавшись в небо, я подивился, сколь недолгим был его путь, и полез в гермобаул за запасным килем.

Спустя 13 км боданий с порывистым ветром я причалил к берегу, чтобы разбить лагерь и наконец-то выспаться. Перекусив гороховым супом, которому не дал развариться, я завалился в палатку и явил на свет свой новехонький спальник. Солнце еще не зашло, когда я выключился.

2 день

Проснулся от холода. В подмышках было жарко, зимний спальник явно работал, но в целом был дубак, и нос вне спальника сразу замерзал. Откинув правую полу тента набок, я ожидаемо увидел иней. Изморозь была везде: трава, сумки, палатка, мои гидроботы — содрогнулся от мысли, что нужно будет их надевать.

Подняться помогли мысли о горячей овсяной каше с изюмом и сгущенкой. Стуча зубами, я надел на себя все, что было: ветровку, спасжилет, мембранный дождевик, кепку и зачем-то солнцезащитные очки. В тот момент мне казалось, что лишним не будет. Почистил зубы, приготовил завтрак, запил кашу горячим кофе с горьким шоколадом и, кажется, согрелся. Солнце хоть и светило ярко, но грело не очень. Ничто не греет лучше весла, подсказал мне внутренний голос, и, повозившись с расстановкой вещей на доске, я ломанулся покорять водные просторы Волги. Ветер был в спину, что не могло не радовать.

Я шел вдоль неказистых, еще совершенно не весенних берегов. Если бы не елки, то зеленый спектр в прибрежных рощах отсутствовал бы напрочь. Пейзаж удручал, а снег, который местами все еще не растаял, сулил холод.

Ноги первыми это прочувствовали: чтобы отчалить из густой травы, в которую я имел неосторожность заплыть накануне, пришлось залезть в ледяную воду по щиколотку. Иначе был риск остаться без последнего киля. И вот после этого купания спустя 3 км я уже не чувствовал стоп: мокрые ноги, ветер и 8 градусов во всей красе.

Увидел издали деревянный пирс и направился к нему, чтобы размять ноги-колоды и разогнать кровь по суставам. Я снял гидрообувь, и на меня воззрилась пара белесых, как у мертвеца, ног. Жалко было смотреть на это сморщенное нечто.

После обеда повстречал на моторке двух дедков. В километре был небольшой островок, на котором стояла церковь, пожилые мужчины были ее прихожанами. Им показалось, что я терплю бедствие, и поэтому они поспешили на помощь. Я уверил седобородых, что все в порядке, рассказал им, куда иду, и на этом мы разошлись.

В тот день я добрался до первого городка на пути — Пено. По моим расчетам это означало, что я прошел первые 40 км. Отлично, осталось еще 3460. В городке я нашел свою любимую «Пятерочку», докупил 8 плиток шоколада и 2 пачки сгущенки. Основную закупку провизии на месяц я сделал в Твери, когда ехал с Соколовым Кириллом к старту. В магазине на меня смотрели косо, я был в мембранном темном анораке до колен и в гидроботах, венчали мой лук кепка и солнцезащитные очки.

К закату первый город на моем пути остался за спиной. Разбил лагерь и провел первый стрим на «Ютубе» — получилось неплохо, учитывая, что первый стрим обычно выходит комом. Решил, что в эфир буду выходить через день, чтобы и у меня было время накопить эмоции, и подписчикам не приедалось. Переживал за наличие интернета и, как оказалось, не зря.

Ночь прошла спокойно, но выспаться не получилось. Коврик, который я взял в путешествие, был толщиной в 5 миллиметров, и его не хватало, чтобы изолировать тело от мертвецкого холода земли. Шапку и перчатки — забыл, сухой гидрокостюм — забыл, коврик взял не тот… Днем за промах с ковром корил себя я, а ночью — замерзающее тело. Надо было что-то придумать.

3 день

Утром я сбил с палатки иней, собрал шмот и двинулся в путь. Весь день шел по большой воде, мне везло — ветер был в мою сторону. Понимал, что так будет не всегда, поэтому наслаждался каждым порывом. Впервые за три дня слушал музыку. Заметил: чем дольше такие перерывы, тем слаще звуки песен — люблю музыку.

Обедал на лежбище охотников, которые явно были далеки от эко френдли — кругом мусор. Обедал «Роллтоном» с копченой колбасой. После пятнадцати километров гребли любая «дичь» покажется манной небесной.

Последние часы перед закатом искал место для ночевки, но безуспешно. В такие моменты мне думалось, что весь мой трип — это бесконечный поиск места для обеда и ночлега.

В какой-то момент прямо посреди реки меня кинуло в жар без видимых на то причин. В ногах появилась слабость, колени подгибались, накатила волна бессилия. «Это еще что за приколы? — спрашивал я свой организм. — Может быть, попить воды? Может, слишком быстро греб? Может, может…» В голове метались варианты, а я плыл к берегу с песчаным пляжем и высокими соснами. На лице выступила испарина, спиной ощущал липкий холодный пот. Подобные приступы случались со мной раньше, и их причины всегда оставались для меня загадкой. Когда я подошел к берегу на расстояние десяти метров, увидел на дереве желтую табличку с надписью: «Частная собственность, проход запрещен и бла, бла…» «Вот так и загнешься не за хвост собачий», — вспомнилась к месту одна крылатая фраза. К тому моменту я еще чувствовал себя неважно, но понимал, что до следующего места дотяну. Я «закинулся» парой леденцов, запил водой и, не став нарушать частную собственность, поплыл к другому берегу.

Спустя час неспешной гребли я пришел в себя и добрался до шикарной стоянки с песчаным пляжем и не менее высокими соснами, чем на той частной территории. В тот вечер, сидя у обрыва и глядя на загорающиеся вдали огни, я начал писать эту книгу. Этот момент я часто вспоминал и вспоминаю до сих пор.

4 день

Из-за моего промаха с ковриком и майским «ледниковым» периодом я не мог выспаться на протяжении уже четырех ночей и прошедшая не стала исключением.

После утренних процедур я встал на сап, и попутный мощный ветер пулей выкинул меня из лагуны, в которой я ночевал. День только начался, а ветер уже щекотал мне нервы. «Пусть щекочет что хочет, главное — попутный» — промелькнуло в голове.

Дальше по течению находилось большое озеро Волго. Оно разделялось на небольшую заводь прямо по курсу и на рукав Волги, который уходил резко влево. В хаосе порывистого ветра и мощных метровых волн я не сразу разобрал, куда плыть, телефон доставать было опасно, и я поплыл по привычке против бокового ветра. Очень удивился, когда обнаружилось, что дальше нужно поворачивать и идти по ветру — мечта сапера-путешественника.

Впереди был узкий и длинный, в два километра, рукав Волги, и ветер разгонял на этом рукаве просто невероятные волны, хотя просторы тут были весьма скромные. Какое-то время я стоял на доске и ловил волны. Это было пугающе и весело одновременно. Через 20 минут волны стали выглядеть устрашающе, и я сел на задницу, боясь оказаться под этими черными валами. Погода не была штормовой, но неистовый ветер, казалось, хотел показать свою мощь заблудшему серферу и напомнить, кто тут хозяин.

Прямая кончалась сужением русла и поворотом, на котором стоял поселок Селище. Тут волны достигали своего пика, и все, что я ощущал, глядя, как эти гидромонстры формируются, — это страх упасть и замочить все оборудование, которое фоткает и снимает контент. Да, мне не хватило ума спрятать все в гермомешки. Когда начался этот локальный катаклизм, было уже поздно — я не выпускал из рук весла. А до того момента ничто не предвещало волн-гигантов и штормового ветра. Почти не предвещало. Набегающие волны заливали доску и мой продрогший зад ледяной водой, сжимая до атомарных размеров все, что можно сжать. Через несколько минут после входа в город прямая закончилась и вместе с ней этот ветро-волновой ад. Я причалил к берегу и несколько минут просто сидел на сапе и приходил в себя. Это было первое знакомство с характером Волги.

Спустя пару часов я добрался до первого гидроузла, который носил название бейшлот. Почему-то это название ассоциировалось у меня с Блофильдом — антагонистом Агента 007. Гидроузел с двух сторон был обнесен колючей проволокой и охранялся постовыми. Я пришвартовался к левому берегу плотины, спешился и направился к постовому, который стоял ко мне спиной метрах в двадцати. Набрав побольше воздуха в грудь, чтобы перекричать ветер, я гаркнул:

— Здрасте! — получилось громче, чем я хотел. Охранник резко обернулся в испуге. Пузатый дядька в возрасте пятидесяти лет, много морщин, камуфляжная фуфайка, кустистые брови и нос картошкой — типичный Дед Мороз, только по форме и без бороды. — Я путешествую по Волге от истока к Каспию, можно мне тут перенести свой снаряд? — Вижу, усы охранника зашевелились в нерешительности, добавил: — Я путешественник!

— Да понял я! — ответил наконец сиплым густым голосом дед. — Обойди плотину и причаль к другой стороне. Там есть тропинка, по ней и обнесешь свои вещи.

На радостях я «полетел» обносить барахло. За два захода осилил все вещи. Чекнул давление в сапе — опустилось на 2 psi — докачал.

После бейшлота Волга из необъятного водохранилища превратилась в узкую речушку. Вокруг камни, частые перекаты на русле, вода кристальная — красота. Обедал под звуки музыки из мини-колонки, которую подарил мне перед сплавом подписчик из Москвы Женя Исаев — спасибо!

На подходе к Селижарово за очередным поворотом внезапно появились два надувных плота. На одном из них было много людей: двое взрослых мужчин, женщина и двое детей. Вижу, что на плоту начинается шевеление, кто-то достал зеркальный фотоаппарат, я приосанился, чтобы фотки получились хорошими. Когда мы почти поравнялись, управляющий плотом посмотрел мне в глаза и спросил:

— Стас, это ты?!

От удивления я чуть не свалился с доски, а брови едва не улетели в космос. Капитан надувного плота Руслан Мензулин оказался моим подписчиком. Мы немного пообщались, сцепившись плавсредствами, пофоткались. Ребята предложили еды и помощь, но я по привычке отказался. Эта встреча меня здорово взбодрила. Было приятно и тепло встретить человека, который называет тебя по имени в этих дремучих далях, в сотнях км от дома.

Тем вечером планировал поставить лагерь недалеко от Селижарово, чтобы не удаляться от хорошего интернета, но столкнулся с новой напастью. Берега Волги в этой местности еще недавно были затоплены, земля не просохла, трава вперемежку с илом и грязью на протяжении многих километров. Эта болотная топь засасывала, бесила, липла к гидроботам и в итоге «украшала» палубу сапборда. Понимаю, что для многих это невеликая беда, но я не переношу грязь на доске, прямо до нервного тика. И если понимаю, что не смогу выйти чистым на берег, то буду плыть дальше, пока не найду подходящее место. И вот эти «тараканы» с грязью порой заставляли меня часами искать место для стоянки.

Так у меня и не вышло в тот вечер провести стрим, простите, мои подписчики. Когда я все-таки нашел место для ночевки с хорошим берегом, интернет уже не ловил. Вечер выдался холодным даже для «ледникового» мая. У меня разрядился телефон, а свинцовые тучи на небе ясно дали понять, что солнечной панелью я еще не скоро воспользуюсь.

Я взобрался на берег, окинул взглядом деревню, рядом с которой причалил: с десяток домов разной степени ветхости. На окраине стоял добротный большой дом с решетками на окнах, из которых уже горел свет. Хозяину, видимо, тоже было холодно — из трубы на крыше валил черный дым.

Скинув свой багаж у ближайшего от берега двора, я взял пауэрбанк и потащился в сторону единственного в деревне «живого» дома. Сумерки, изо рта пар, все серое, тучи, дом с решетками. Вспомнилась строчка из песни: «Живых, как ни странно, в поселке нету…» Пса не видать, двор большой. трактор, белая Mazda. Стучусь в дом, жду. Долго жду и стучусь снова. После короткой возни дверь открывает здоровенный седой дядька на две головы выше меня и с красными глазами — то ли не выспался, то ли с перепоя, то ли все разом. Я сглотнул, извинился за беспокойство и объяснил, зачем пожаловал. Дядька моргнул, сказал, что рано встает, поэтому мы условились, что в 7 утра я зайду за своим аккумулятором.

Ночь была холодной и тревожной, но маньяков не видел. Во дворе, рядом с которым стояла моя палатка, нашлась розетка. Где бы вы думали? В старом, ветхом деревянном туалете.