Магия домашнего уюта. Очищение и защита жизненного пространства

Скотт Каннингем

Первые вещи, которые оказываются в новом доме, приобретают магическое значение. Некоторые предметы, как считается, приносят особенную удачу. Одни люди, прежде всего, вносят хлеб с солью. Соль символизирует благосостояние, хлеб – пищу, а значит, домочадцы не будут голодать или нуждаться в деньгах. В древние времена согласно верованиям римлян такой дар считался подношением ларам – духам, покровительствовавшим дому и семье…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Магия домашнего уюта. Очищение и защита жизненного пространства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Домашняя мудрость

Магические приемы ведения домашнего хозяйства были всегда.

Самыми первыми жилищами были пещеры — об этом знает каждый школьник. Доисторические люди заселяли нежилые пещеры, организуя там своеобразный внутренний быт. Где пещер не хватало или же не было вообще, люди эпохи палеолита сооружали шалаши либо выкапывали подземные дома. Место жилища тщательно выбиралось с учетом возможности защиты от непогоды, часто убежища располагались в речных долинах под нависающими скалами.

Шалаши покрывали сшитыми между собой шкурами (это доказывают найденные археологами древние иглы). Более прочные «дома» уходили стенами в землю, крышей им служили те же шкуры и комья дерна.

Древние народы жили в относительной безопасности: они могли обеспечить себе жилье, для обогрева которого использовали кости и древесину. Поблизости легко можно было отыскать и пищу.

Нам доподлинно неизвестно, что люди эпохи палеолита думали о мире и своем месте в нем, также мы не знаем о том, каковы были их религиозные и нравственные взгляды. Основываясь на наскальных рисунках, резьбе и статуэтках, некоторые археологи выдвинули свои предположения о ранних религиозных и магических представлениях людей, но все это не более чем догадки.

Тем не менее, те древние народы наверняка должны были желать многое из того, чего желаем сейчас мы: дружеских отношений, безопасности, пищи, развлечений, секса и комфорта. И пусть в их жилищах не было солнечных систем отопления, стальных балок и гаражей на три машины, все же они выполняли ту же функцию, что и современные дома: защищали.

Раньше люди представляли свои дома своеобразными щитами, которые ставились на пути духов и невидимых сил — сил, передвигавших Солнце и Луну по небу, заставлявших вспыхивать в ночи огонь и приносивших тепло после суровых зимних морозов.

Дом как таковой был пропитан магией, как и большая часть жизни вообще. Позволив древним людям выжить в последнем ледниковом периоде, дом стал считаться священным. В западном мире остатки этой мистической ауры просуществовали вплоть до Второй мировой войны, когда многие деревенские обычаи навсегда ушли в прошлое. Но на Востоке и кое-где в изолированных областях Запада дом сохранил черты своего магического наследия.

Первые религиозные ритуалы появились, вероятно, во времена общинного строя. Как только стали поклоняться духам и божествам дома, изменилась домашняя религиозная практика. Самые известные духи дома — лары древних римлян. Лары были и домашними, и семейными божествами. С ними советовались в семейных делах, поднося в дар муку и соль.

Таким образом, дом был центром и будничной жизни, и духовной. Каждый дом почитался святилищем.

Выстроив новый дом, люди подносили жертвы домашним богиням и богам, чтобы задобрить и ублажить их. Такими жертвоприношениями были фрукты, зерно, животные, свежие, только отложенные яйца, из которых можно было вывести цыплят. (Яйца заменяли собой живую плоть, которую древние народы всего мира считали наилучшим подношением богам. Яйцо также вделывали в стену дома или разбивали о фундамент, чтобы освятить новое жилище животворной энергией.)

Дом всегда оберегался магией. Саксонцы, например, для защиты от злых сил размещали на крыше своих жилищ оленьи рога. (Этот обычай отдаленно напоминает уже отмирающую традицию ставить на крыши шпили.) В средневековье для защиты дома использовалось железо. Под основание дома аккуратно укладывали оголовья вил, цепи, сломанные косы или мечи, что должно было уберечь от проникновения черной магии. Позже в целях обеспечения безопасности в стены стали вмуровывать метлы.

Это важное понятие — «черная» магия. Вообще в магии действует одна и та же сила, но различного рода в зависимости от целей. Магия, то есть использование этой самой силы, может быть двух видов: позитивной и негативной.

Еще каких-то двести лет назад магия считалась частью повседневной жизни. Тесто замешивали в направлении движения солнца по часовой стрелке, серебро обращали к луне в новолуние, для защиты младенцев от злых сил к колыбели подвешивали чеснок. Многие из ныне известных всем суеверий являются отголосками тех давних магических приемов.

Древние люди защищали свои дома от проникновения в них не всей магии, а лишь ее «злой» разновидности. Они привлекали в жилища позитивные, благотворные энергии и творили заклинания для создания духовной атмосферы. Сейчас под магическим ведением домашнего хозяйства понимается не только защита дома от негативной магии, но и наполнение его магией позитивной.

В настоящее время дом утерял большую часть своих магических свойств. Хотя, например, в Китае дома до сих пор проектируются согласно старинной магической традиции. В прежние времена никто не затевал строительства, не посоветовавшись предварительно с мастером фэн-шуй, знатоком не только всех природных форм земли (гор, равнин, долин, рек, скал, заливов), но и построенных сооружений и их магических особенностей.

К примеру, идеальный дом должен был иметь форму буквы «П», фасадом быть обращенным к океану, а сзади защищен горой. На дом не должны были указывать прямые дороги, так как энергия ци перемещается как раз по прямым линиям. В противном случае живущие в таком доме буквально сгорели бы от переизбытка энергии. Поворот дороги вправо ослаблял поток энергии, направленный в дом, защищая и его, и домочадцев.

Китайцы также почитают домашних богов, обитающих в каждом доме: Мэн — бог дверей, Ху — бог окон, Чин Чуань — бог колодца, Чун Лью — бог крыши, Цао Чун — бог очага и кухонной плиты, который оберегает весь дом и наблюдает за поведением тех, кто в нем проживает.

К сожалению, нынешнее стремление Китая перенимать и использовать западные технологии вскоре может привести к тому, что старые традиции Срединного государства просто прекратят свое существование. Молодежь уже не интересуется обычаями предков. Хотя утративший в Китае законную силу фэн-шуй еще, несомненно, процветает в Гонконге.

Сохранилось множество любопытных традиций, связанных с домом. На Среднем Востоке, к примеру, считается, что в доме должно быть непременно четное число балок, иначе домочадцам грозят невзгоды. В то же время в Таиланде в домах обычно бывает нечетное количество дверей, окон, комнат и ступеней, так как, по поверью таиландцев, четные числа приносят беду и могут позволить землетрясениям снести их жилище.

На Гавайях верили, что нельзя строить дома рядом с более высоким сооружением, иначе высокий «сосед» заберет себе всю удачу и достаток. Поэтому каждый живший в таком доме страдал бы от последствий невыгодного расположения.

На Озарке (крупном известняковом плато в Северной Америке) люди всегда старались использовать при строительстве нового дома несколько досок старого жилища. Иначе считалось, что на домочадцев обрушатся неудачи, болезни и даже смерть.

Возможно, в Соединенных Штатах самые яркие примеры еще сохранившейся домашней магии — это голландские колдовские символы в Пенсильвании. На самом деле красочные круглые знаки, которые все еще рисуют на деревенских домах и амбарах в юго-восточной Пенсильвании, не имеют ничего общего ни с колдуньями, ни с Голландией. В данном случае слово «голландский» (по-английски dutch) представляет собой искаженное deutsch, то есть «немецкий». В Пенсильвании осело много подвергавшихся гонениям немецких беженцев.

Раньше эти символы или знаки назывались sechs, что в переводе с немецкого значит «шесть». Возможно, они были так названы из-за того, что в их изображениях часто встречались шестиконечные звезды. Каким-то образом sechs со временем трансформировалось в hex (колдунья) — от немецкого «ведьма». Теперь знаки в Пенсильвании известны как голландские колдовские символы.

Волшебные символы на больших амбарах и прочных стенах домов продолжают нести свои чары. Они представляют собой любопытное сочетание магии и религии: не только оберегают жилище и подсобное хозяйство, но и являются графическим изображением торжества природы и божественности.

Символы могут включать в себя изображения капель дождя, звезд, дубовых листьев, желудей, четырехлистного клевера, сердца, тюльпанов, голубей, лилий, а также абстрактные геометрические узоры. Знаки рисуют яркими, живыми красками из-за их мистических свойств. Зеленый цвет приносит в дом богатство, счастье, удачу и процветание. Синий символизирует духовную любовь, защиту, красоту и правду. Коричневый взывает к земному и чувственному удовольствию, в то время как белый говорит о чистоте, радости и защищенности. Красный приносит любовь и свободу. Сочетание красного, синего и желтого оберегает от болезней и злых чар.

Согласно традиции, семь волшебных знаков на одном здании защищают от злых чар, огня, молнии, наводнений и других природных бедствий. Иногда символы нарисованы или висят снаружи зданий, но наиболее часто они используются внутри дома. Специальные знаки висят над кроватью или в главной комнате для того, чтобы привлекать в дом любовь, здоровье и благосостояние. Каким бы ни было их происхождение, эти колдовские символы остаются ярким напоминанием о том, что домашняя магия существует и поныне.

Вот еще пример того, как древнее знание применяется на практике и сейчас: часто окна строящихся домов заклеивают бумагой или красят белой краской. Изначально это делалось для того, чтобы злые духи, магически парализованные белым цветом, не смогли проникнуть сквозь окна и поселиться в доме до того, как стройка завершится и туда въедут настоящие хозяева.

Несмотря на весь наш долгий путь от пещерных жителей до нынешних квартиросъемщиков, магическая составляющая наших жилищ изменилась незначительно. И пусть женщина эпохи палеолита, уютно пригревшаяся под шкурами животных в относительном тепле своего жилища, не могла насладиться теми дарами цивилизации, которыми мы пользуемся ныне, все же она была гораздо ближе к природе, чем мы сейчас похвастаться уже не можем.

Сидя в безопасности у потрескивающего дровами очага в окружении членов семьи, она переносилась из своего магического дома, защищенного от духов, которые управляют ветрами, и от диких племен по другую сторону горы, в беспечное царство грез.

Неужели мы не можем так?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Магия домашнего уюта. Очищение и защита жизненного пространства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я