Среди волжских просторов и густых сосновых лесов живут марийцы — народ, который до сих пор очень бережно относится к своему языку, культуре и истории. Из поколения в поколение передаются сказки о доблести, храбрости и смелости марийских богатырей, которые своей силой, правдой и добротой побеждают иноземных врагов, чудищ, злых духов и спасают своих близких и любимых, свой народ и, конечно, свой родной Марийский край. Для младшего школьного возраста. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Марийские народные сказки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Кокша-богатырь
А расскажу-ка я вам, почему речку нашу Кокшагой зовут… Было это давно. Прабабка моей прабабки и её прабабка не помнят, когда это было, но было это так.
На этой самой реке жил тогда злой-презлой владыка Вараш. Охотники промышляли для него белку, лису, горностая и всякую другую пушную добычу, бортники приносили ему мёд и воск, а бедные земледельцы — рожь, ячмень и разную огородную снедь.
Тех же, кто его воле не подчинялся, нещадно пороли розгами (такое было уже не так давно — и прабабка моей прабабки, и моя прабабка рассказывали, что богачи да служки царские так наказывали нашего брата, крестьянина, за ослушание).
Долго ли, коротко ли жили так люди, но вот в одном лесном илеме у бедных родителей появился на свет мальчик. Назвали его Кокша. Отец сплёл ему лыковую колыбельку и подвесил в правом углу избушки, поближе к очагу.
В первую же ночь около колыбельки появился богатырь Кугурак. Он склонился над ребёнком и сказал:
— Возьми, Кокша, мою силу, а смелости научит тебя отец.
На вторую ночь к зыбке[3] склонился богатырь Чоткар:
— Бери, Кокша, мою ловкость, а доброту ты получишь от своей матери.
На третью ночь к зыбке явился богатырь Акпатыр:
— Я отдаю тебе мудрость, Кокша, а любить нашу землю тебя научит народ.
С этой поры Кокша стал расти не по дням, а по часам. За двенадцать суток он превратился в высокого, широкоплечего парня — в настоящего богатыря. Отец дал ему лук и стрелы, велел идти на охоту. Кокша натянул тетиву и пустил стрелу вверх. Со звоном лопнула тетива, а стрела улетела выше облаков и не вернулась на землю. Пошёл Кокша в кузницу и отковал наконечник для стрелы весом в полтора пуда. На обратном пути он вырвал молодой дубок и сделал из него лук. А из жил убитого им лося свил тетиву. Приладив наконечник к стреле, Кокша решил испытать лук. Он натянул тетиву и выстрелил в вековое дерево. Стрела прошила дерево насквозь, и оно раскололось.
Не прошло и недели, как слуги донесли Варашу о чудо-богатыре.
— Надо отнять у него силу богатырей, — сказал он слугам и научил их, как это сделать.
Часто Кокша уходил на охоту далеко, но возвращался домой одной самой короткой дорогой. Так вот, подручные Вараша в том месте, где Кокша переходил реку, сделали прорубь, а когда мороз затянул её ледком, засыпали снегом. Возвращаясь с охоты, усталый, но с богатой добычей, Кокша провалился под лёд и стал тонуть — плавать не успел научиться. Захлебнулся он водой и совсем было потерял сознание, но вдруг слышится ему голос:
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Марийские народные сказки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других