Марийские сказки

Владимир Муравьев, 1958

Марийцы – один из древнейших народов. Сохранить свои традиции и яркую уникальность им помогли во многом и удивительно красивые марийские сказки. Красочные и разнообразные по содержанию, полные поэзии и мудрости – эти сказки отражают многовековую историю марийского народа. Герои сказок – добрые, смелые и честные люди. Охотники и рыбаки, воины и земледельцы. В любое время они готовы помочь ближнему, заступиться за обиженного, будь то человек или даже лесной зверь. Для среднего школьного возраста.

Оглавление

Из серии: Сказки наших народов

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Марийские сказки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Муравьёв В. Б., перевод и обработка, 1958

© Милашевский В. А., наследники, рисунки, 1958

© Оформление. АО «Издательство «Детская литература», 2019

Сереброзубая Пампалче

В давние времена в марийском лесном краю жил на берегу реки Вятки бедный старик охотник. Была у него одна отрада, одна радость в жизни — его дочь, прекрасная, как луна, Сереброзубая Пампалче. Старик бил диких зверей, ловил рыбу, а дочь собирала в лесу ягоды.

Однажды утром ушёл старик на озеро, а Сереброзубая Пампалче отправилась в лес.

Нашла Пампалче в лесу полянку, красную от спелой клубники, и стала собирать ягоды в лукошко.

Рвёт она ягодку за ягодкой, складывает в лукошко и поёт:

Там, где ясное солнце восходит,

Разгорается алая зорька.

Разгорается зорька,

Солнце восходит,

Согревает зелёную землю.

Подняла Пампалче голову, посмотрела вокруг, увидела на дереве серую кукушку, улыбнулась ей и снова запела:

Ловит в озере рыбу отец,

А я собираю клубнику.

На полянке

Среди белых цветов

Каждый день собираю клубнику.

Наполнилось лукошко доверху красными ягодами, и пошла Пампалче домой.

Идёт она по лесной дороге и видит: растёт у дороги тёмная ель, а на ели сидит чёрный коршун, взмахивает своими чёрными крыльями и кивает девушке головой. Остановилась Пампалче и спросила тихим голосом:

— Почему, коршун, ты киваешь мне головой, отчего машешь чёрными крыльями? Или ждёт меня какая беда?

Ничего не ответил ей коршун.

Не знала Пампалче, не ведала, что в это самое время захотелось её отцу пить; наклонился он над озером и коснулся воды губами. Вдруг пошли по озеру чёрные волны, забурлила вода и высунулась из тёмной глубины огромная чёрная ручища. Схватила чёрная ручища старика за бороду и потянула его в озеро. Испугался старик, стал просить грозного Водяного владыку:

— О великий грозный Водяной владыка! Не губи ты меня, отпусти домой!

Отвечал старику Водяной владыка:

— Я отпущу тебя домой и позволю тебе ловить рыбу во всех моих озёрах, если отдашь за меня замуж свою дочь Сереброзубую Пампалче!

Заплакал старик и согласился отдать свою дочь Сереброзубую Пампалче замуж за Водяного владыку:

— Отдам, отдам! Приезжай завтра, привози двенадцать пайданов[1] браги, двенадцать пайданов пива, и отпразднуем свадьбу.

Отпустила чёрная ручища старикову бороду.

— Смотри не позабудь своего обещания! — сказал Водяной владыка. — Жди меня завтра в гости.

Поплёлся старик домой. Идёт, спотыкается и думает горькую думу.

Дома спрашивает его Пампалче:

— Отчего ты невесел, батюшка?

Старик вздохнул и отвечает:

— Обвалились ступеньки у нашего крыльца. Чем их чинить — не знаю…

— Не горюй, отец, я уже дощечки припасла. Завтра починим крыльцо.

А отец ещё больше загрустил. Снова спрашивает его дочь:

— Почему ты, батюшка, ещё больше загрустил?

— Да вот сгнила крыша над избой.

— Это не беда! — отвечает Пампалче. — Пере кроем завтра нашу крышу.

Тут старик расплакался и сказал:

— Обещал я, дорогая моя доченька, отдать тебя замуж за Водяного владыку. Завтра придёт он сюда и заберёт тебя в своё подводное царство.

Плачет старик, а дочь его утешает:

— Не горюй, отец! Уйду я от Водяного владыки к моей старшей сестре, что живёт за дальними лесами на высокой горе.

Переоделась Пампалче в самую плохую одежду, какая только нашлась у неё, залепила свои серебряные зубы еловой смолой, заткнула за пояс острый топор и попрощалась с отцом.

— Дочь моя, — сказал ей на прощание отец, — пусть беда обойдёт тебя стороной, пусть не встретятся тебе ни враг, ни Водяной владыка!

Поклонилась Пампалче отцу, обняла его и тронулась в далёкий путь — за дальние леса, к старшей сестре своей.

Идёт Пампалче по тёмному лесу, идёт по топкому болоту, днём просит солнышко указать ей прямую дорогу, тёмной ночью просит ясный месяц осветить ей путь. Красное солнышко ей дорогу указывает, месяц ночью путь освещает.

На второй день услышала Пампалче, как рога трубят, и увидела она вдали Водяного владыку.

Едет он на чёрном, словно коршун, жеребце, по обеим сторонам его идут юноши в белых кафтанах и несут зелёные берёзовые ветви.

Ту-у, ту-у! — громко трубит Водяной владыка в золотой рог, так громко, что деревья дрожат и птицы замолкают.

Зарылась Пампалче в мох, и Водяной владыка, не заметив её, проехал мимо. Поднялась Пампалче и пошла дальше. Повстречались ей молодые девушки в зелёных свадебных плащах и обшитых блёстками свадебных платках.

— Куда идёте, сестрицы? — спрашивает их Пампалче.

А девушки отвечают ей песней:

Идём за невестой,

За красивой невестой с серебряными зубами,

Красивой, как луна.

Есть у нас двенадцать пайданов браги,

Есть у нас двенадцать пайданов пива,

Идём за Сереброзубой Пампалче,

Чтобы увезти её к Водяному владыке.

— Идите, идите, — говорит им Пампалче. — Она вас давно поджидает. — А сама пошла дальше.

Повстречались ей старики.

— Куда идёте, дядюшки? — спрашивает их Пампалче.

А старики отвечают ей песней:

Идём за невестой,

За Сереброзубой Пампалче,

Красивой, как луна,

Светлой, как звезда.

Есть у нас двенадцать пайданов мёду,

Есть у нас двенадцать пайданов масла.

— Идите, идите, — говорит им Пампалче. — Невеста ждёт вас не дождётся. — А сама пошла дальше.

Повстречались ей старушки.

— Куда идёте, тётушки? — спросила их Пампалче.

А старушки отвечают ей песней:

Идём за невестой,

За Сереброзубой Пампалче,

Светлой, как луна,

Прекрасной, как солнце.

Есть у нас двенадцать пайданов молока,

Есть у нас двенадцать пайданов творога.

— Идите, идите, — говорит им Пампалче. — Совсем заждалась она вас. — А сама пошла дальше.

Идёт Пампалче по лесу, а навстречу ей плетётся, ковыляет старуха, такая старая, что уже вся мохом обросла.

— Куда идёшь, бабушка? — спросила Пампалче старуху.

Старуха пошамкала и запела глухим голосом:

Иду за невестой,

За красивой невестой с серебряными зубами,

Румяной, как спелая клубника,

Светлой, как солнце.

Засмеялась Пампалче, и отвалилась у неё с зубов еловая смола.

Сердито взглянула на неё старуха:

— А-а! Я узнала тебя! Ты — Сереброзубая Пампалче! — закричала старуха и вцепилась в Пампалче своими костлявыми пальцами.

Вырвалась Пампалче и побежала.

Бежит Пампалче, летит, словно птица, а старуха не отстаёт от неё ни на шаг, потому что это была не просто старуха, а злая ведьма Вувер-кува.

Добежала Пампалче до дальнего леса, до высокой горы, нет у неё уже сил бежать дальше, а Вувер-кува вот-вот настигнет и схватит её.

Залезла Пампалче на высокую сосну и запела:

Ой, сестрица, сестрица,

Спусти мне шёлковую лестницу!

А то поймает меня Вувер-кува,

Отдаст в жёны Водяному владыке.

Подбежала Вувер-кува к сосне, отломила свой костлявый палец, выдернула один свой кривой зуб, сделала топор и стала рубить под корень сосну, на которой сидела Пампалче.

— Ой, сестрица, сестрица! — громко поёт Пампалче.

А сестра отвечает ей с горы:

— Подожди, сестрица, я шёлковый клубок разматываю.

В это время вышел из лесу медведь. Жалко ему стало Пампалче, подошёл он к Вувер-куве и говорит ей:

— Дай я порублю сосну, а ты отдохни.

Отдала Вувер-кува топор медведю, а сама легла под куст и заснула.

Медведь взял топор и забросил его в озеро.

Проснулась Вувер-кува — нет ни медведя, ни топора, только круги по озеру идут. Рассердилась старуха, одним глотком выпила всю воду из озера, достала со дна топор и принялась сама рубить сосну.

Пошёл по лесу страшный шум и стук, задрожала высокая сосна, и Пампалче запела ещё громче:

Ой, сестрица, сестрица,

Спусти шёлковую лестницу!

А то поймает меня Вувер-кува,

Отдаст в жёны Водяному владыке.

А сестра снова отвечает ей с высокой горы:

— Подожди, сестрица, я шёлковую лестницу плету.

Услыхала песню Пампалче рыжая лисица, прибежала под сосну и говорит Вувер-куве:

— Ах какая толстая сосна! Ах как ты устала, бабушка! Дай-ка мне топор, я помогу тебе.

Поверила Вувер-кува рыжей лисе, дала ей топор. А лисе только этого и нужно было: схватила она топор, стукнула один раз по сосне, а в другой раз размахнулась и закинула топор в озеро.

Снова Вувер-кува выпила всю воду из озера, достала топор со дна и принялась сама рубить сосну.

И опять запела Пампалче:

Ой, сестрица, сестрица,

Спусти мне шёлковую лестницу!

А то поймает меня Вувер-кува,

Отдаст в жёны Водяному владыке.

Ничего не отвечает ей сестра.

Затрещала сосна, стала валиться, но тут спустилась сверху шёлковая лестница, схватилась за неё Сереброзубая Пампалче и поднялась на высокую гору, к старшей сестре своей.

А злая Вувер-кува осталась ни с чем.

Как увидели звери лесные, что Сереброзубая Пампалче спаслась, обрадовались — пустились в пляс. Запели в зелёных ветвях голосистые птицы, а с высокой горы, отвечая им, весело запела Пампалче:

По блестящей шёлковой лестнице

Поднялась я на высокую гору —

Не поймает меня Вувер-кува,

Не отдаст меня в жёны Водяному владыке.

Оглавление

Из серии: Сказки наших народов

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Марийские сказки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Пайда́н — деревянное ведро (мар.).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я