Книга про трубу. Или первые семь лет полёта

Серёжа Давыдов

Книга про трубу описывает первые детские шаги в аэротрубных дисциплинах парашютного спорта.Новый мир, который открывается перед юным флаером и его родителями, содержит множество вопросов, ответы на которые можно получить, пройдя этот путь вместе.Прелесть ситуации в том, что в этой области нет готовых решений, и если вы дерзнёте, то можете получить очень многое.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга про трубу. Или первые семь лет полёта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Как продолжить?

Первый этап занятий может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, успех зависит от интенсивности занятий, способностей ребёнка, таланта тренера и прочих факторов, о которых я рассказываю в этой книге. Глобальные и стратегические вопросы в этот период можно вообще не решать, если вы не готовы к этому или не знаете точно, чего хотите. Наслаждайтесь процессом, получайте удовольствие от маленьких шагов и маленьких побед и обязательно фиксируйте результаты.

Человеческие воспоминания очень быстро тускнеют, подробности стираются, временная последовательность путается. Потом будет сложно вспомнить не то что детали тренировок, а целые жизненные эпизоды.

Что касается спорта, то для выработки плана дальнейшего развития от вас требуется как минимум два не очень сложных, но систематических действия — получение информации и наблюдение. Многих термин «спорт» в силу разных причин пугает или отталкивает, поэтому можно обходиться и без него. Сейчас есть другой распространённый термин — «активность», который лично мне не кажется подходящим, но можно использовать и его. Ваше личное дело, как называть то, чем вы занимаетесь, мне важнее суть происходящих процессов. Если учесть, что вы пришли в аэротрубную тему с нуля, то вам придётся приложить некоторые усилия, чтобы начать немного разбираться в наших вопросах.

Как это делать, поговорим именно сейчас, так как ваш ребёнок уже летает и нужно придумать занятие для вас на время его полётов.

Наблюдение. От вас не требуется больших усилий для записи какого-то огромного объёма информации. Достаточно небольшого дневника, где бы вы могли фиксировать основные характеристики тренировочного процесса — дата, количество полётного времени, кто инструктор, какая труба, что именно летали, какие есть успехи и какие выявлены основные проблемы. Табличка в Excel вполне подойдёт.

Для чего это нужно? Во-первых, некоторая статистика вам потом понадобится. Например, количество полётного времени за год — этот показатель является одним из основных, который в общем виде характеризует тренировочный процесс. Любой новый инструктор, если будет интересоваться вашим уровнем, спросит вас, сколько вы уже налетали. А при планировании своих полётов спросит, что именно раньше летали на тренировках. А также с кем летали, так как про коллег все имеют примерное представление — кто, что и как преподаёт и чего в связи с этим ожидать от флаера. Проблемные моменты также должны быть озвучены, так как вы ждёте от инструктора усилий именно в этом направлении.

Во-вторых, рано или поздно вы определитесь с трубой, инструктором, дисциплиной и, если повезет, то и с партнёром по команде. Для того чтобы этот выбор сделать, необходим минимальный анализ происходящих с вашим ребёнком процессов, а для анализа нужна некая информационная база плюс собственные субъективные ощущения от того, что вы наблюдали на тренировках.

Некоторые моменты вы можете сразу не заметить, не знать, не иметь достаточного опыта для понимания, а напрямую вам, конечно, никто этого рассказывать не будет, если не задавать правильные вопросы.

Например, с одним инструктором ваш ребёнок может быть расслаблен и весел, а с другим, наоборот, сосредоточен и скован. Это может происходить по разным причинам, но его общее состояние вы должны чувствовать, а в некоторых случаях и использовать. Иногда целесообразно не нагружать молодое дарование достижением результатов, а дать поиграть и полетать в своё удовольствие. В другой ситуации общая игривость процесса может помешать добиться результата там, где нужно просто прикладывать усилия в одну точку, многократно повторяя упражнение с упорством и сосредоточенностью. Хорошо, если инструктор чувствует баланс, владеет всеми приёмами и подводками и в зависимости от ситуации применяет нужную методику. Но не все так хороши! И вы это сможете понять и сделать выводы только на собственном опыте, к сожалению!

Другой пример. Допустим, вы летаете в разных трубах, и при анализе достаточно большого объёма информации вы начинаете понимать, что в определённой трубе дела идут повеселее или, наоборот, где-то, как правило, хуже, труднее. Я уже упоминал, что поток не везде одинаковый, это зависит от технических и конструктивных особенностей трубы. Ребёнок может этого не осознавать, просто он где-то чувствует себя уверенней, а где-то более скованно именно от того, что поток не позволяет ему быть на высоте.

Основная проблематика потока — это наличие турбулентностей. Тот, кто изучал течение жидкостей и газов, примерно представляет, что такое ламинарность потока и от чего она зависит. На это влияет много факторов — тип и качество двигателей, количество, качество изготовления и угол атаки лопастей винта, конструкция, форма и диаметр контура, по которому циркулирует воздух, диаметр рабочей зоны, форма стенок стакана, наличие выступов и стыков деталей в контуре, шаг и диаметр проволоки страховочной сетки и даже шероховатость внутренней поверхности контура трубы.

Если несколько упрощать, то все трубы условно можно разделить на три категории.

Во-первых, трубы с плохим качеством потока, настолько плохим, что спортивные полёты на таких объектах нецелесообразны и подходят они только для развлекательных целей. Трубы открытого типа без замкнутого контура потока с открытым стаканом и вообще без ограничителя — практически все непригодны для нормального спортивного процесса. Я не говорю, что там невозможно летать совсем, но развиваться в таких трубах в качестве спортсмена невероятно трудно.

Во-вторых, трубы с потоком среднего качества, где спортивные полёты возможны, но на определённом этапе наличие турбулентности может мешать или будет сильно заметно для спортсмена.

Наконец, трубы с нормальным потоком, подходящие для спорта высших достижений и проведения спортивных состязаний высокого уровня.

Вы, конечно, не обладая специальными знаниями, во всех тонкостях потока сами не разберётесь. Но, наблюдая и анализируя, вы можете вовремя задать нужный вопрос или принять правильное решение. Понятно, что неразвитая инфраструктура не позволяет нам, как пользователям, в большинстве случаев выбирать по критерию качества потока. Скорее всего, вы приедете в ту трубу, которая находится рядом с вами. И для систематических занятий критерий удалённости трубы тоже немаловажен — ездить за тридевять земель на тренировки можно, но сложно.

Ваши наблюдения понадобятся вам в том случае, когда есть некая вариативность развития событий, когда есть возможность выбора — трубы, инструктора, времени полёта, тарифа, снаряжения и так далее. Суммируя ваши наблюдения, вы можете проконсультироваться у профессионального тренера или у любого авторитетного спортсмена по интересующему вас вопросу. Если вы не сможете сформулировать проблему, то и обсуждать вам будет нечего. Если вы не сможете задавать вопросы, то и ответов у вас не будет.

Второй тип активности для родителя летающего юного спортсмена — получение информации. Я сейчас не имею в виду полное погружение в тему, хотя и это вполне возможно. Но в некоторых профессиональных аспектах вам лучше ориентироваться или быть в курсе проблематики, тем более что это совсем не трудно, а деньги платите всё-таки вы.

Если вы скайдайвер или сами летаете в трубе, то мои советы, да и в целом эта книга вам, скорее всего, не нужны. Вы сами знаете, как научить летать своего ребёнка, исходя из собственного опыта и имеющегося профессионального круга общения. Но современная тенденция такова, что аэротрубы стали более демократичной активностью, чем закрытый и «кастовый» скайдайв, и в трубу может прийти любой, в том числе тот, кто понятия не имеет, с чем связывается и куда попал.

Зачем получать информацию? Прежде всего для того, чтобы не стать жертвой недобросовестных и непрофессиональных людей. Труба, как и всё в мире капитализма, имеет под собой экономический базис — для кого-то это бизнес, и, например, снижение затрат путём снижения качества обслуживания клиентов — это путь выживания и достижения положительной маржи. Никто не заинтересован в вашем развитии и спортивных победах, но все хотят регулярно получать ваши деньги, особенно при отсутствии нормальной конкуренции.

Добиться максимальной эффективности за вменяемый бюджет — вот ваша задача. Если вы олигарх, вы, конечно, можете «залить» эту тему деньгами, купить всё самое лучшее и не переживать о расходах и эффективности ваших вложений. Но и деньги сами по себе не дадут вам возможности достичь ваших целей, если вы не особо включаетесь в изучение нюансов.

Сейчас вы находитесь на начальном этапе, у вас было несколько удачных тренировок, вы ведёте дневник, и дела вроде идут хорошо. Но уже пора выстраивать план хотя бы на ближайшую перспективу и в минимальном объёме приобретать понимание относительно будущего.

В этом деле несколько потенциальных подходов, или несколько слоёв, если хотите. Всё зависит от ваших желаний: например, если вы хотите завоевать мир и ваши границы — это спорт высших достижений, то стратегия будет одна. Если вы в принципе не готовы воспринимать эту активность как спорт и будущую профессию для своего ребёнка, но понимаете выгоду и пользу для него в занятиях именно этой активностью, готовы его развлекать и развивать, то это совершенно другой подход. Если вы хотите его подготовить к скайдайву, то это третий возможный сценарий.

Скорее всего, мои советы для первой категории родителей не очень-то и нужны, они и сами уже всё прекрасно знают. Для остальных это может быть более интересно, тем более что нельзя исключать, что именно эта книга натолкнёт вас на идею завоевать мир и вы скажете себе: «Да, это возможно!» И целеустремленно начнёте двигаться вперёд!

В любом случае получать информацию необходимо прежде всего для того, чтобы определиться с тактикой и стратегией и добиться максимальной эффективности, а также для того, чтобы не стать жертвой непрофессиональных или недобросовестных людей.

Так вот, если вы находитесь в первом слое, который условно можно называть начальным этапом, то вам нужна информация, которая бы касалась именно старта. Некоторые советы уже были озвучены, ниже дам ещё несколько.

Познакомьтесь с коллегами. Возможно, кто-то уже изучил вопрос, который интересует вас, и вам не нужно проходить все этапы самостоятельно и набивать собственные шишки.

Посмотрите, кто из детей летает. Поглядите на их тренировки, пообщайтесь с родителями, познакомьтесь с инструкторами, которые тренируют других детей, поспрашивайте про их успехи и проблемы, позадавайте те вопросы, которые вас интересуют, обменяйтесь контактами, а самое главное, получите возможность смотреть видео других юных спортсменов — в соцсетях всё есть, вам только нужно потратить на это немного времени. Последнее очень важно, так как никакой рассказ не заменит того, что можно один раз увидеть. Видео смотреть необходимо, чтобы определять для себя идеалы и границы. Так как аэротруба — это, прежде всего, артистизм, то вам необходимо собственное представление о том, какой вы хотите видеть картинку своего будущего. Для этого подпишитесь и на крутых спортсменов, и на тех, кто от вас ушёл не так далеко, вам будет интересно узнать, чем заняты ваши коллеги.

Получайте информацию из разных источников, ведь, как известно, «всяк кулик своё болото хвалит». Если получили от кого-то восторженный отзыв, не обольщайтесь, всегда есть вероятность, что чей-то положительный опыт именно вам не подходит. Да и людям свойственно преувеличивать свои достижения. И наоборот, не ставьте крест на варианте, если кто-то что-то обругал в сердцах. Субъективность человеческой оценки иногда зашкаливает!

Особое внимание уделите тому, как инструкторы проводят наземную подготовку и разбор полётов. Иногда именно этот момент подглядеть и подслушать сложно. Тем не менее не забывайте, что мастерство в воздухе куётся на земле, а поскольку в самой рабочей зоне что-то объяснить словами затруднительно, разбор полёта становится мощным инструментом развития, особенно на начальном этапе. Обращайте внимание, кто из инструкторов при разборе использует видеозапись, а кто — нет. Отдавайте предпочтение первым.

Общайтесь с инфраструктурой — аэротрубами, региональными федерациями, организаторами соревнований. Пытайтесь получить информацию о происходящих процессах напрямую от тех структур, которые эту информацию должны генерировать или предоставлять. Подпишитесь на паблики и группы, читайте и спрашивайте советы. Как правило, на начальном этапе все охотно делятся информацией, так как ещё нет ярко выраженной конкуренции. По-настоящему эффективные решения вам мало кто раскроет, но общее представление вы получить сможете.

Читайте правила дисциплин и регламентные документы. Почему-то этим многие пренебрегают, но из этого вида источников можно получить массу информации. Хотя бы на уровне понимания тех или иных требований, откуда они, собственно, взялись. Всё просто — так написано в регламенте соревнований или в правилах дисциплины, поэтому все исполняют.

Что вам нужно получить на начальном этапе, чего добиться, что узнать?

В плане собственно полётов положительным результатом можно считать следующие моменты:

— Устойчивые полётные навыки в положении belly fly (на животе) — правильная поза, положение рук, ног и головы. Понимание прогиба тела как основы стабильного падения.

— Отсутствие излишнего напряжения наряду с достаточной для управляемого полёта жёсткостью тела.

— Умение свободно дышать во время полёта.

— Способность воспринимать сигналы инструктора, адекватно на них реагировать. Под адекватной реакцией понимается отсутствие резких вводов рук и ног, резкого изменения ориентации и положения тела, аккуратные, но уверенные попытки выполнить действия в соответствии с сигналами инструктора.

— Умение работать по уровню и по горизонту, аккуратные, но уверенные перемещения вверх-вниз, вперёд-назад, влево-вправо, вращения на 90°, 180° и 360° в обе стороны.

В плане администрирования полётного процесса вам необходимо:

— Попробовать полетать в разных трубах и с разными инструкторами. Выявить факторы удобства/неудобства разных вариантов с практической точки зрения — логистика, пробки, парковка, удобные часы работы, тарифы и т. д. Быстро определиться с предпочтениями от вас не требуется. Если у вас есть хоть какой-нибудь выбор, то пробуйте, от этого ваш собственный опыт будет только богаче.

— Разобраться в тарифах. Выяснить требования разных комплексов по переходу на спортивный тариф и попытаться эти требования выполнить. Как правило, для перехода на спортивный тариф вам нужно подтвердить небольшой налёт по перворазным тарифам.

— Выяснить свои возможности летать в утреннее или дневное время по более низкому тарифу или принять как факт свои возможности летать только в вечерний прайм-тайм по повышенному тарифу. Разница на больших объёмах может быть существенной, не пренебрегайте возможностью экономить, деньги вам ещё пригодятся.

— Уяснить, для каких целей и задач вам нужна труба большого диаметра (и нужна ли она на данном этапе вообще), а для каких достаточно средней или малой трубы. Чтобы научиться кататься на велосипеде, не нужна трасса в несколько километров, а достаточно относительно маленькой и безопасной площадки. Примитивные и/или статические задачи не требуют большой трубы, а динамические и/или сложные, наоборот, невозможно практиковать в маленькой. Поэтому на начальном этапе не стремитесь любой ценой летать в большой трубе, не пренебрегайте возможностью экономить, деньги вам ещё пригодятся.

— Если вы определились с трубой или вам не из чего выбирать, узнайте тарифную политику трубы относительно предоплаченных депозитов (как правило, это предоставление дополнительного бесплатного времени при оплате достаточно большого количества полётного времени, что приводит к снижению средней стоимости полётного часа). Если такие программы существуют, постарайтесь прикинуть, будет ли вам выгодно воспользоваться такой возможностью и сможете ли вы позволить себе заморозить деньги на депозит без существенных для себя проблем. По сути вы кредитуете трубу, получая более гуманный ценник на полёты. И при этом несёте все риски кредитора, связанные с возможным невыполнением комплексом своих обязательств. Также аэродинамический комплекс не будет выкупать у вас ваше время, если вы откажетесь от полётов по каким-то причинам. Будьте аккуратны в своих решениях и не доверяйте свои деньги, если не уверены в людях!

— Возможно, в вашей трубе есть детская спортивная школа или секция. Узнайте там условия тренировок и принципы оплаты. Не факт, что вам подойдёт такой способ развития, но это может быть вполне бюджетным вариантом по сравнению с индивидуальными занятиями. Кроме того, в школе есть много плюсов — это достаточно комфортная среда для ребёнка, подразумевающая также наличие круга общения с единомышленниками и возможность обмена информацией с коллегами и инструкторами. Из минусов можно вспомнить то, что много летать ваш ребёнок при таком варианте не будет, а также, скорее всего, школа будет иметь не очень комфортные часы работы для вас — например, раннее утро выходного дня. Но если вы не готовы вкладываться в спорт сейчас или ещё не определились с этим вопросом, то школа может быть вполне неплохим вариантом для наблюдения за тем, как будут развиваться события, и принятия дальнейших решений.

— Потихоньку вам необходимо приходить к пониманию тактики и стратегии. Причём нужно определяться и с тем и с другим по мере возможности. Помните, что тактика без стратегии — это суета перед поражением, поэтому старайтесь хотя бы в общем виде прорабатывать и глобальные вопросы тоже. Этому посвящена моя следующая глава.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга про трубу. Или первые семь лет полёта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я