Книга про трубу. Или первые семь лет полёта

Серёжа Давыдов

Книга про трубу описывает первые детские шаги в аэротрубных дисциплинах парашютного спорта.Новый мир, который открывается перед юным флаером и его родителями, содержит множество вопросов, ответы на которые можно получить, пройдя этот путь вместе.Прелесть ситуации в том, что в этой области нет готовых решений, и если вы дерзнёте, то можете получить очень многое.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга про трубу. Или первые семь лет полёта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. С чего начать?

С одной стороны, ответ на вопрос «с чего начать?» очень прост, если у вас уже есть чёткое понимание, чего именно вы хотите. Начните летать! Секрет в том, что без получения собственного опыта в этом деле не обойтись, и вам необходимо начать его приобретать вместе с ребёнком. Чем больше у вас будет собственного опыта, тем более чёткий план будет выстраиваться у вас в голове.

На начальном этапе практически всё равно, в какой трубе и с каким инструктором летать. Этот период прекрасно подходит для того, чтобы вы полетали в разных трубах и познакомились с разными инструкторами, которые там работают. Вы получите новый опыт и общее представление о том, как происходят полёты и обучение лётному мастерству.

Также вы научитесь замечать разные недостатки. Со временем у вас может возникнуть неудовлетворенность самим процессом, например, отсутствие прогресса у ребёнка, его страх и неуверенность. Это может быть плохое администрирование, невнимательность персонала или ваши сомнения в безопасности полётов. Даже если вас всё устраивает в текущей ситуации, вам рано или поздно просто захочется попробовать что-то другое — из любопытства или из любых других соображений.

Смело пробуйте, так как именно начальный этап позволяет это делать совершенно свободно, без оглядки на любые условности или обстоятельства. Если вы сами не являетесь скайдайвером или не летаете в трубе самостоятельно, то тем более, чтобы получить максимум информации, целесообразно попробовать летать в разных местах и с разными инструкторами. Не стесняйтесь позвонить администратору трубы и спросить, кто из инструкторов самый успешный у детей, кого дети больше всех любят? Не факт, что вы получите прямой и честный ответ, но попытаться получить информацию таким образом стоит. В каждой трубе среди инструкторов есть звезда, которую обожают именно дети.

Приезжайте в трубу пораньше или задержитесь после своих полётов, посмотрите, как летают другие дети, как работают инструкторы на наземной подготовке и в трубе. Возможно, кто-то вам понравится своим стилем работы или просто обаянием. Подойдите, познакомьтесь. Задайте пару вопросов, обменяйтесь контактами. Это всегда вам пригодится и расширит круг общения. Если не получается сразу, не беда, вы сориентируетесь в этом вопросе позже.

В том случае, если вам сложно принять решение относительно аэротрубного спорта и понять, хотите вы этим заниматься с вашим ребёнком или нет, то вам также потребуется собственный опыт. Гораздо проще выстраивать планы, если вы оба этого очень хотите. И самое главное, что человек обычно готов на многое, чтобы получить то, чего действительно хочет. Это не будет легко, вам придётся поменять свою жизнь, подстроить её под главный приоритет. Если твёрдого понимания пока нет, то просто пробуйте, летайте до тех пор, пока не определитесь, нужно это вам в жизни или нет. В любом случае ваши попытки не останутся без результата — вы хорошо проведёте время, развлечётесь и получите новый опыт.

В случае полного непонимания своих желаний и намерений, а также в случае, если вы совсем далеки от скайдайва и прочего экстрима, всё равно попробуйте. Это как минимум очень необычная практика, но в то же время относительно безопасный и интересный аттракцион.

Безусловно, стоит пробовать разное, но не всегда в вашем регионе будет доступно хоть какое-то разнообразие. Начните тогда с того, что есть, а искать другие варианты будете позже, например, при выезде на соревнования в другой город.

Почему важно пробовать разное? Во-первых, следует учитывать особенности детской психики. Конечно, есть дети, которые абсолютно спокойно чувствуют себя в непривычной обстановке. Но это скорее исключение, чем правило. Силу привычки нельзя недооценивать. Если ребёнок привык летать в определённой атмосфере, то при попадании в другую трубу он может испытать дискомфорт или даже стресс.

Особенно этот нюанс ярко проявляется при выезде на соревнования в другую трубу, когда хорошо налетанные в домашней трубе программы неожиданно для вас получают у судей низкие оценки, а исполненные сотни раз элементы выходят неуверенно, некрасиво или вовсе не получаются. Нужна адаптация, а если быть точнее, привычка адаптироваться, причем иногда на ходу, как говорят, в боевых условиях. И чем раньше вы начнёте заниматься этим вопросом, тем будет лучше со всех точек зрения. Вы всё равно будете вынуждены или решить эту проблему, или страдать от этого аспекта. Учтите его уже на начальном этапе своего развития и станьте независимым от него как можно скорее!

Начнём с того, что поток во всех трубах разный. Конструктивные особенности труб дают разную характеристику потока в каждом конкретном проекте. Это практически не ощущается на низких скоростях при первых полётах, но при последующем развитии мастерства свойства потока могут иметь серьёзное или даже решающее значение. Также может быть разным подход у инструкторов, то есть может применяться разная методика обучения, если говорить в профессиональных терминах. Даже такие нюансы, как разное освещение или, например, наличие/отсутствие закрывающейся двери из тамбура в рабочую зону могут влиять на процесс полёта.

Если ребёнок летает в разных трубах, то все эти различия не смутят его, так как он о них знает или уже имеет устойчивый навык спокойного восприятия разных обстоятельств тренировки. Эти обстоятельства будут по-прежнему влиять на полёт, они никуда не денутся, но их влияние будет мало или ничтожно! И ничто не помешает юному спортсмену получить удовольствие от тренировки, научиться чему-то новому или хорошо выступить на соревнованиях!

Стоит обратить внимание также на особенности вашего ребёнка с точки зрения его хронотипа — типичного для конкретного человека характера суточной активности. У нас с Вацлавом в определённый момент не было выбора, так как полёты Детской лиги начинались в 10 утра в выходные, и с учётом дороги мы вставали достаточно рано. Это теперь я понимаю, что Вацлав летает утром, днём, вечером и ночью совершенно по-разному, и никогда, ни при каких обстоятельствах, кроме соревнований, когда мы не можем ничего с этим поделать, мы не летаем утром. В этом просто нет никакого смысла, и любые попытки сделать утреннюю тренировку эффективной кончались неудачей. На утренних полётах он всегда «разлётывается» только к концу тренировки, и, как только приходит в рабочее состояние, время полёта заканчивается.

Вам лучше знать, к какому хронотипу тяготеет ваш ребёнок. Летайте в его наилучшие часы и не вынуждайте это делать в некомфортное для него время!

Выбирая время полётов, учитывайте наличие зрителей. Труба прозрачная, любой посетитель или клиент трубы может свободно наблюдать за тем, что происходит в рабочей зоне, стоя достаточно близко к стеклу. Иногда вокруг стекла может собираться довольно много зрителей.

Для некоторых детей, чтобы не испытывать смущения, важно не иметь свидетелей их попыток или хотя бы не испытывать очень пристальное и навязчивое внимание. Если этот момент важен для вашего ребёнка, выбирайте для первых тренировок утренние часы или будние дни. Имейте в виду, что пик посещения аэротрубы приходится на вечерний прайм-тайм и, конечно, на выходные.

В дальнейшем юный спортсмен сможет сформировать привычку к повышенному вниманию и приобретёт опыт публичных выступлений, тем более что это важный навык для участия в соревнованиях. Но именно в первые разы, понимая, что для вашего ребёнка это вопрос принципиальный, вы можете облегчить его дебют таким нехитрым способом.

Как быстро стартовать? В этом вопросе очень многое зависит от количества полётного времени. Но не менее важен другой аспект — это систематичность занятий. Чтобы чему-то научиться, нужно время, это понятно. Но полученные трубные навыки очень быстро забываются, и это касается не только начинающих! Поэтому лучше летать чаще понемногу, чем нагружаться в одной тренировке большим количеством времени, а потом делать вынужденный долгий перерыв.

Какие можно дать рекомендации в количественном вопросе? Сколько нужно летать? Меня об этом часто спрашивают, но, к сожалению, на этот вопрос влияют в большей степени ваши материальные возможности и доступность самой трубы, чем другие обстоятельства. Если говорить только о спортивной целесообразности, то для ребёнка летать три раза в неделю более чем достаточно, чтобы обеспечить систематичность тренировок. Если учитывать все остальные обстоятельства и вероятную ограниченность финансовых ресурсов, то, если вы обеспечите возможность тренироваться хотя бы один раз в неделю, это уже будет хорошо. Неделя — это примерно тот критический срок, при котором ещё не происходит забывания полученных навыков и не нужно начинать всё с начала на каждой новой тренировке.

Сколько должна длиться одна тренировка? Прежде всего, вам нужно понимать, что тарификация в аэротрубах строится обычно по одному и тому же принципу — существуют тарифы для тех, кто летает в первые разы (таких клиентов условно называют «перворазниками»), и тарифы для спортсменов. Их принципиальное отличие в том, что тарифы для перворазников позволяют покупать минимум полётного времени — 2, 4, 6, 10 минут. Спортивные тарифы оперируют гораздо бóльшими объёмами, в том числе и с точки зрения минимальной покупки (как правило, это 15 минут). Тарифы для перворазников подразумевают непосредственное участие во всех процессах инструктора, проведение предполётного инструктажа, обеспечение комбинезоном, очками и шлемом. Спортивные тарифы предполагают, что вопросы с оборудованием и инструктором спортсмен решает самостоятельно, то есть аренда оборудования и помощь инструктора не входят в спортивный тариф. Но имейте в виду, что вы не можете приобретать время по спортивному тарифу, пока сотрудники аэротрубы не убедятся в достаточной квалификации молодого спортсмена.

Если вести речь про целесообразность при планировании тренировки, то в первые несколько раз нет никакого смысла нагружать ребёнка большим количеством полётного времени. Десяти минут вполне достаточно, учитывая, что полётное время, как правило, всегда разбивается на отрезки в 2—2,5 минуты. Безусловно, нужен отдых между заходами, и полёты всегда строятся по принципу — один спортсмен или группа летает, другие в это время отдыхают в тамбуре, без выхода из трубы.

Если вы по каким-то соображениям хотите существенно увеличить полётное время, то целесообразно запланировать два блока с небольшим перерывом между ними, чтобы передохнуть, попить воды, посмотреть видеозапись полёта и пообщаться с инструктором. Если говорить о спорте, то именно дополнительная наземная подготовка в перерыве и является тем фактором, который придаёт тренировочному процессу желаемую эффективность.

Впрочем, повышение эффективности важно скорее на этапе осознанного продолжения занятий, чем на этапе знакомства, хотя стремиться к этому можно уже с самого начала обучения, если вы или ваш инструктор настроены на результат, а не на процесс. И если ваш ребёнок в состоянии воспринимать дополнительную информацию в силу возраста, особенностей восприятия и иных факторов. Если нет, не переживайте и летайте по простому сценарию! Но помните, что не только увеличение количества полётного времени, но и качественная наземная подготовка является залогом успеха в аэротрубных дисциплинах. Иногда полезнее лишний раз поговорить, посмотреть видео и почертить на доске схемы, чем увеличивать полётное время или количество заходов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга про трубу. Или первые семь лет полёта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я