Собрание сочинений. Том седьмой

Сергий Чернец

Собрание сочинений рядового писателя включает в себя рассказы, написанные на протяжении нескольких лет. В своих рассказах писатель описывает жизненные ситуации, которые мы не замечаем, а если видим, то проходим мимо. Его герои списаны отчасти с его жизни и жизни его знакомых попутчиков.

Оглавление

Душа И пояснения в проповеди

Душа.

Хотя душа в момент смерти не умирает, но продолжает жить и над ней совершается суд, — Церковь верует, что в конце мировой истории будут — и всеобщее воскресение мертвых и всеобщий Суд, который станет окончательным.

В момент смерти душа выходит из тела и вступает в новую форму существования, однако она не теряет ни памяти, ни способности мыслить и чувствовать. Более того, душа уходит в иной мир отягченная грузом ответственности за прожитую жизнь, неся в себе память о ней.

Христианское учение о Страшном суде, ожидающем всякого человека после смерти, — основано на том, что все совершенные человеком дела, добрые и злые, оставляют след в его душе еще при жизни, и каждый может это чувствовать. Но за все предстоит дать ответ перед Абсолютным Добром (перед Богом), рядом с Которым никакое зло и никакой грех не могут существовать и будут уничтожены.

Царство Божие несовместимо с грехом: «Не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны в книге жизни» — так написано в книге Апокалипсис 21гл.:27.

Всякое зло, в котором человек со всей искренностью не покаялся на исповеди, всякий грех утаенный, всякая нечистота души — всё это будет выявлено на Страшном Суде: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным…» — говорил Христос, в Евангелии Марка 4гл.: 22.

О Страшном суде знали уже в Ветхом Завете. Екклесиаст говорит: «Веселись юноша в юности твоей… только знай, что за все это Бог приведет тебя на Суд» (Еккл.11:9). Но особенно ясно сказал о том Сам Христос: в Евангелии от Матфея 25гл.:31—37, 40 — 42, 46.

Слова Христа показывают, что Страшный суд для многих людей станет моментом прозрения: те, кто были уверены в своем спасении, вдруг, окажутся осужденными, а те, которые может быть не «встретили» Христа в земной жизни, но были милосердными к своим ближним, окажутся спасены.

В притче о Страшном Суде — царь не спрашивает людей, ходили ли они в Церковь, соблюдали ли посты, молились ли подолгу. Богу неинтересны дела, которыми человек раздражает душу свою, чтобы ей больше не грешить. Но Бога интересует отношение человека к своему ближнему: «Истинно говорю вам, так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» — говорит Иисус Христос.

По делам своим осудится и по делам своим оправдается человек. И слово — есть дело, именно поэтому и говорится: от слов своих осудишься или оправдаешься. Сквернословие уст и то является критерием Суда, а дела нечестивые тем более.

Страшный Суд будет над всем человечеством, как над верующими, так и над неверующими. Но если христиане будут судиться по Евангелию, то язычники — по «закону совести, написанному в их сердцах» — так объясняет апостол в послании Римлянам 2гл.:15.

Святой преподобный Силуан Афонский говорил с душевным волнением: «Ну скажи мне, пожалуйста, — если посадят тебя в Рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, брат твой — человек, то будешь ли ты покоен?» И со скорбью завершил: «Любовь не может этого понести…. Надо молиться за всех!». Так пишет его биограф архимандрит Софоний: «Душа его томилась сознанием, что люди живут, не ведая Бога и Его любви, — и он молился великою молитвою… за живых и усопших, за друзей и врагов, за всех людей!».

Пока живет Церковь, — а она будет жить вечно, — не прекратится молитва о погибающих и погибших даже тогда, когда время переплавится в вечность и «мы изменимся» — по словам апостола 1коринфянам15:51—54. — Церковь будет молиться Богу о спасении всех людей и всего созданного Им мира.

Миссионерская проповедь.

Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне, — как говорит Писание: Евангелие от Матфея 7гл.:24—25.

Вера, построенная наспех, поверхностно, только лишь из чтения книг Церковных, даже Евангелия, — бывает слабая, как построенный на песке дом (Мф.7: 26—27).

Вера человека проверяется в искушениях, в болезнях, в скорбях и лишениях. Такая испытанная вера и составляет тот фундамент на камне, не могущий поколебаться. Только истинная вера научает нас преодолевать соблазны — и безропотно терпеть скорби, и только в свете такой веры открывается для человека смысл переносимых страданий, да и смысл самой жизни.

И вера человека невозможна без веры Церкви Христовой, в первую очередь ее вероучительным догматам, а также верности священному Преданию и церковным традициям. А потому не может быть веры легкой — «просто веры», когда будто бы знает человек, что есть Бог, а сам поступает по похотям своим, как ему вздумается. Если ты веришь в Бога, тогда ты должен верить, что есть и заповеди Его! И заповеди надо соблюдать. Это и есть трудность.

Вера истинная требует от человека усилий, и усилий над собой, над всей своей жизнью. Надо не только знать и изучать заповеди Божии, но учиться и стремиться исполнять их все. А это не только — «не убей», но и «не завидуй». И не только «не прелюбодействуй», но даже и не думай с прелюбодейством в уме, когда смотришь на человека противоположного пола. Так именно Христос говорил: Матфея 5:28.

Построить дом на камне или на песке?

Что такое песок (?) — это вся информация, накопленная человеком за все время его жизни. Но есть и камни — это принципы, которые формирует в душе и в сознании своем человек. На твердых принципах, на своей уверенности должен основывать свою веру человек.

Тогда получается, что верить нелегко, трудно, особенно современному человеку, в современном мире, где кругом искушения, одно за одним. Потому что истинная вера требует некоторого аскетизма — воздержания от соблазнов жизни. Это и отказ от прелестей пищи во время постов, и отказ от кучи развлечений, которые предлагает современная цивилизация.

Однако, все отказы от цивилизации нельзя принимать и понимать буквально. Вера не предполагает вернуть человека назад к пещерному существованию. Но использовать достижения цивилизации не в ущерб нравственности человеческой, которая тоже формировалась по возрастающей: если в древности — «око за око», то теперь не так, но по-христианскому надо поступать. О том же и в учении апостольском хорошо сказано: «1Коринфянам 6:12—13 — Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». И еще «1Коринф.10:23—24 — Все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».

Подвергаясь мирскому учению и соблазнам бывают всегда перегибы разума человеческого. Казалось бы, в средневековье, после тысячи лет Христианства, учение Веры должно быть усвоено людьми. Но убивались сотнями люди во времена инквизиции и погибали во время крестовых походов целые народы, под именем Христовым грабилось золото, богатство для украшения Храмов.

Бесы поступают также и сегодня и всё изощреннее, когда человек становится умнее. И в сегодняшнее время тоже есть перегибы.

Проводники и миссионеры современности, которые проповедуют сегодня в различных слоях населения нашей страны, — это следующие:

1) Отец Андрей Кураев — проповедует среди рокеров.

2) Отец Глеб Каледа — организатор миссии среди заключенных в тюрьмах.

3) Отец Александр Дворкин — среди сектантов, пытаясь вернуть их к православию.

4) Отец Даниил Сысоев — среди мусульман.

5) Отец Тихон Шевкунов — проповедует среди алкоголиков, среди пьяниц.

6) Отец Всеволод Чаплин — желает проповедь проводить в ночных клубах.

Настолько сильно воздействие цивилизации на человеческое сознание, что в угоду «новому миру», старается человек и Веру подделать под нововведения мирские. Забывает все, нажитые предками, достижения нравственности, желает веру приблизить к миру. А «мир» и Церковь просто несовместимы: в народе давно различается — ты мирской, а я церковный. И не только потому, что работает человек в Храме, это само собою, существует обряд воцерковления.

И вот появляется сегодня — такая «обмирщенная» вера. Человек пытается совместить сегодняшнюю суетную действительность с преданием древних христианских святых. И если тексты преданий, сказаний о подвигах древних христиан прочитать буквально, безо всяких толкований, — то никак невозможно такое совмещение.

Чтобы быть верующим, надо понимать веру. Прежде чем что-то понимать, надо знать о предмете хотя бы основы. Надо учиться основам верования. Но сегодня ученичество забывается. Мало кто учится и хочет учиться. Мы, конечно, уповаем на действие благодати Божией, — когда Господь Сам призывает человека к Вере: «Если Бог не призвал, то и ухищрения не помогут». Но сегодня такое время, что в делах веры — народ неграмотен: даже в центральных Московских Храмах большая часть прихожан не понимают: как, что, и почему в Церкви происходит действие во время богослужений; как, что и почему в духовной жизни должен поступать христианин; многие не знают простых элементарных вещей — свечку поставить не могут.

А с самого начала, со своего зарождения, христианство предполагает — ученичество. Всех своих последователей Христос называл учениками.

Красной нитью через все первое Евангелие проходит слово — «ученики». «Тогда ученики Его, приступивши, сказали Ему…», «Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» — Матф. 15:12, Матф. 17:13.

И близко к теме, ключевыми являются Слова Христа: «Матф. 15: 8—9 Приближаются ко Мне люди сии, устами своими и языком чтут Меня; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям и заповедям человеческим». Учения человеческие у нас: «великая рок музыка», «ночные клубы», — сегодня, с боем барабанов и под вой сирен снова хотят приблизиться ко Христу.

А заповеди же Божии, сегодня, стали трудны для понимания. Во-первых: сменился сам язык мирской, с прошедшим временем и многие понятия сменились на прямо противоположные.

Действительно, есть трудности, чтобы усвоить и правильно понять вероучение Церкви современному человеку. Надо приложить немало усилий. Но именно о том и проповедовал Иисус Христос, явно, что пророчества относились к нашим временам: «Царствие Божие усилием берется, и употребляющие усилие восхищают его» — Матф. 11:12.

А усилие совсем не в материальном достижении состоит. Христианство — это не достижения спортивные или соревнование в ловкости махания кадилом, а также не в том, чтобы все могли стоять на камне на коленях по 1000 дней (как это делал святой Серафим Саровский). «Не каждому дано — но кто может, да вместит» — говорил Господь. И апостол, поясняя учение Христово, говорит не о физическом аспекте веры, а даже прямо наоборот: (1Тимофею 4:7—9) — «а упражняй себя в благочестии; ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно…». Проповедь первой христианской общины вся сводилась, в основе, к нравственному отношению среди людей.

Было другое время — это раз, рабство и войны с копьями и стрелами. Сегодня пистолет и автомат и бомбы есть у каждого бандита террориста. Но людям в те времена не надо было объяснять, лишний раз, что в Храм ходить надо обязательно и старых людей надо уважать — «почтенная старость», это с детства было привито человеку. А сегодня в Храм ходят, время от времени, чаще всего, когда беда и горе, смерть близких людей. В старину люди знали, что надо чаще молиться, но и странников и нищих надо напоить и накормить. А сегодня бродягу изобьют и отберут последний кусок у старика.

Новое время и нравы (как мы думаем) — новые? Нет, совсем нет, — нравы человеческие пока мало изменились. В религии теперь видят только обряды. В древности, исполнение обрядов было повседневным и обычным делом. Обряды, конечно, нужны, но тут нужна мера и церковные обряды не должны преобладать. И без них нельзя. Именно за это упрекал Христос тех иудейских священников, фарисеев и саддукеев: в Евангелии от Матфея 23гл.: 1—5 и далее 23гл.: 23, — «сие надлежало делать и того не оставлять» — говорил Христос.

Итак. Если хочет человек стать Христианином — ему надо учиться. И учиться, активно входя в жизнь Церкви. А священники, в этом случае, должны грамотно объяснять те же обряды и истины, чаще говорить проповеди с амвона.

Христианская Церковь имеет вековую традицию научения человека вере — это Храмовые богослужения, которые всем своим строем и действием проповедуют о Христе в наглядном, образном виде. И все молитвы, созданные веками, говорят и проповедуют о Боге: Отце и Сыне и Святом Духе. А в частной жизни, дома, христианин научается из Молитвослова правильному пониманию Веры и церковных традиций. Такие молитвословы с пояснениями были учебниками в Церковно-приходских школах до Революции 1917года. Так с детства, научаясь молитвам, человек получал знания христианства вообще. Тогда, посещая Храм, церковь, — человек понимал суть богослужения и сам становился участником службы Богу. Выходил из Храма христианин истинно верующим, во всех делах полагался на помощь Божию. И все дела свои начинал: Господи благослови! — а по окончании дела: Слава Богу! — как и написано в молитвослове!

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я