Собрание сочинений. Том седьмой

Сергий Чернец

Собрание сочинений рядового писателя включает в себя рассказы, написанные на протяжении нескольких лет. В своих рассказах писатель описывает жизненные ситуации, которые мы не замечаем, а если видим, то проходим мимо. Его герои списаны отчасти с его жизни и жизни его знакомых попутчиков.

Оглавление

Тело и душа без философии

Прежде чем приступить к разъяснению этой возвышенной темы, важно отметить следующее. Любому читателю кажется, что определить понятия тела и души можно лишь при помощи абстрактных теорий, обычных для такого рода объяснений. Однако с развитием науки человек удаляется от абстрактной философии и всех ее атрибутов. Все что мы напишем, будет излагаться с чисто научной точки зрения согласно простому осознанию практических вещей.

Человек всегда думает о своем существовании, о том: кто его создал, как он устроен и что от него останется после смерти. Все имеющиеся по этому поводу мнения разделяются на три основные группы: теория веры, теория дуализма и теория отрицания.

Начнем «от противного» (математический термин):

Теория отрицания.

Этой теории придерживаются исследователи, отрицающие наличие духовной реальности. Они признают в теле только его материальность. Нет в теле человека какой-либо духовной сущности. Они изначально убеждены, что разум человека также является не чем иным, как плодом тела. Тело, в данном случае, уподобляется исправной биологической машине: с проводами, тянущимися от органов к мозгу. Этот механизм приводится в действие вследствие контакта организма с внешними раздражителями: ощущения боли или наслаждения направляются в мозг, который, в свою очередь, дает команду о том, какое произвести действие. Все управляется посредством нервов-проводов и жил, присоединенных к ним по программе отдаления органа от источника боли и приближения его к источнику наслаждения.

Именно таким образом, утверждают сторонники теории отрицания, происходят в человеке осмысление и реакции на все жизненные ситуации.

Кажется, это вполне научное представление, так как наше тело, действительно, ни в чем не нуждается, если его рассматривать как механизм. Почему у тела должно быть что-то еще, кроме того, что описывает данная теория? На самом деле, единственное дополнение относится к программе. Можно добавить, что существует не только само биологическое тело, но еще и более возвышенные желания, мысли, которые подчиняются той же самой программе (в генах): жаждут наполнения. Весь вопрос в том, что является наполнением для этого желания. Можем ли мы управлять видом наслаждения, и таким образом произвести в себе какие-то изменения?

Медицина и биология исследуют работу человеческого организма, и видно, что наше тело, действительно, представляет собой некую машину. Даже в той части «человековедения», которая считается относящейся к душе и занимается психикой, наука открывает действие жестких законов. Все склонности человека заданы его генами. И скрытая предрасположенность, оказывается, изначально заложена. Поэтому «теория отрицания» наиболее близка к правильному истолкованию понятий тела и души.

Теория веры утверждает, что нет ничего, кроме души или духа. А материальный мир порожден, создан Духом. Существуют духовные сущности, качественно отличающиеся друг от друга. И есть духи, которые называются «человеческими душами», которые обладают самостоятельной реальностью еще до того, как спускаются в мир и воплощаются в теле человека. Когда тело умирает, его смерть не распространяется на души, поскольку они простые духовные сущности и во времени вечны, как вечен вообще Дух.

Тогда тело представляет некое одеяние для души, нужное для существования в этом мире. Через тело душа проявляет свои силы, качества и различные способности. Таким образом, душа дает жизнь и движение телу. У самого тела нет ни жизни, ни движения — нет ничего, кроме материи, которая останется мертвой без духовной сущности, без души, без духа.

Биологическое тело является смертным, а душа, облачённая в него — вечной и бессмертной. Мы можем пересаживать органы одного человека другому. Даже лишившись отдельной части тела (руки, ноги), человек продолжает жить, если она не является жизненно важной, как сердце. Главное душа в теле.

Теория веры является наиболее распространенной среди религий. Однако эта теория не дает ответа, оставляет спорным вопрос о том, что представляют собой тела всех остальных творений, кроме человека. Существует ли душа у животных и растений? В этой теории больше вопросов, чем ответов.

Теория дуализма. Она представляет собой сочетание нескольких доктрин. Её сторонники верят в двойственность сущности человека. Тело является совершенным созданием, оно живет, питается и сохраняет свое существование, удовлетворяя свои потребности. Тело не нуждается в помощи какой-то сущности духовной. Оно само создает такую сущность, то есть душу.

Наблюдая естественные биологические процессы, считается, что тело существует само по себе. Клетки соединяются в целый организм — большой, сложный, состоящий из множества компонентов. Жизнь является, по сути, следствием жизнедеятельности клеток организма. Этот факт обнаруживается при изучении всей природы.

Разум, появившийся в результате эволюции, развития и усложнения жизни, сам выработал духовную сущность — душу. Для деятельности души остается только лишь навыки и хорошие качества, их духовные разновидности. Душа нужна для лучшей приспособляемости в мире, полном препятствий для жизни.

Вывод.

Имеется несколько аспектов в вопросе о душе и теле. Теории, которые ставят в зависимость от посторонних «духов» существование человека уже отмирают в науке. Однако возврат к ним происходит периодически и постоянно. Помимо биологической жизни организма, в каждом из нас есть нечто возвышенное. И это требует — бога, духа.

Возможно, есть люди, не имеющие души вообще и пребывающие на абсолютно «животном» уровне.

Очевидным для всех фактом является то, что человек по своей природе подвержен сомнениям. И любое заключение, которое определяется как очевидное, по прошествии времени подвергается сомнению, умножается сила теоретизирования и находится другое объяснение прошлым фактам.

Если человек действительно обладает абстрактным мышлением, он ходит по этому кругу всю свою жизнь: вчерашняя очевидность обращается сегодняшними сомнениями, а сегодняшняя очевидность превратится в сомнения завтра, так что в рамках абсолюта невозможно прийти к уверенному умозаключению больше чем «на сегодняшний день».

Знание, полученное нами в результате изучения и исследования, остается верным только на настоящий момент, а в дальнейшем мы можем добавлять к нему дополнительные данные и получать более четкую картину. То, что сегодня казалось нам очевидным, — завтра будет или признано частично верным, или вообще отвергнуто. Поскольку мы увидим, что данные получены либо случайным образом, либо верны при каких-то ограниченных условиях и не доказывают общей закономерности. Так мы продвигаемся во всех научных исследованиях.

Информация постоянно изменяется, и мировоззрение не просто расширяется, но и полностью меняет свои ценности.

Все, что необходимо сделать сегодня, — это изучить самого человека, и тогда мы, может быть, поймем устройство мироздания в целом.

Именно человек устанавливает, своими пятью чувствами, — все, что присутствует в действительности. Поэтому задача стоит — исследовать само понятие «человек». Тогда мы поймем, состоит ли он из независимых друг от друга души и тела, или это ощущение мнимое. Человеку кажется, что он подразделяется на душу и тело, и точно также ему представляется, что реальность делится на него самого и на окружающий мир, который, в свою очередь, дробится еще на разные уровни. Все это мы сможем выяснить только при условии, что будем изучать самого человека.

Поэтому никакие рассуждения не могут претендовать сейчас на точные и неоспоримые истины. Знания в развитии постоянном.

Конец.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я