Раз-два-три мышление

Сергий Чернец

Разностильные произведения написаны для широкого круга читателей и простым языком доступно объясняют старые философские истины, народную мудрость, накопленную поколениями наших предков, и дают правильное представление о нашем мире.

Оглавление

Чернец

рассказ

Инок — иной жизни человек

вместо вступления

Есть в миру люди, живущие немного по-другому, чем основная масса общества. И не только то, что они верующие в Бога, отличает их от других людей. Многие миряне посещают Церкви и молятся дома перед иконами и посты соблюдают. Верующие люди, однако, живут в миру и по-мирски — «как все»: ходят на работу и устраивают свои семьи. Но выделяются и есть другие редкие люди, — которые, живя в миру, целиком посвящают свою жизнь служению Богу. Таких раньше называли — чернецами, черничками. Они жили уединенно, они не участвовали в увеселениях и празднествах мирских, как отшельники, вели монашескую жизнь, хотя монахами не были. Они не пеклись слишком о пище и об одежде, не искали благ мирских, а жили в меру того, что Бог давал.

Вот такой старец-чернец жил в наше время и я повстречал его на своем жизненном пути, о чем и хочу вам рассказать. Не сразу, но нашли мы взаимопонимание в разговорах о Боге и Божественном, и долгие вечера беседовали. Когда у меня были выходные, я оставался у него в доме и беседы наши продолжались до глубокой ночи. И многому я научился от тех бесед, «познал Истинные цели своей жизни» и прочее.

Старец поделился со мной прожитой им жизнью и своими рассуждениями — о предметах веры и о современных событиях в мире происходящих.

Этот старец-чернец неоднократно говорил мне, что «вскорости уйдет из мира», «покинет наш мир»: может он, пророчески, знал о дне своей смерти?

И поэтому, очень ценно для меня показалось, — что нужно запечатлеть жизнь старца-чернеца, чтобы оставить людям на память поучения и рассуждения его, которые будут полезны и для будущих поколений. Многие сложные вопросы старец-чернец решал удивительно просто, и все его рассуждения были легко понятны.

Часть 1 Неисповедимы пути Господни

Неисповедимы пути Господни! — говорится в Писании. И было время, когда религия в стране нашей вовсе истреблялась. Воспитывался и он, Сергей, в советской атеистической школе, в пионерии и в комсомоле.

Хотя он знал своего деда только в самом малом возрасте, зато уж бабушку свою помнил до 14 лет. Ездил к ней в деревню Выселки каждое лето на каникулы. От бабушки Сергей знал, что его дед был прежде священником, и что выслали их с бабушкой во время «пятилетки безбожия», в 1927 году. И была бабушка сильно верующая. Всегда подолгу молилась в «красном углу», где на угловой полке стояли Иконы. Бабушка приучила его, мальчика, бережно к ним относится, как к «святыне». Под иконами лежали старинные книжки, в которых были даже картинки — и Сергей их брал ради любопытства. Бабушка не запрещала, но наоборот читала их и учила Сергея читать. Буквы там были совсем другие, не как в школе и это было интересно и любопытно. Поэтому, уже в первом классе Сергей знал молитвы, «отче наш» он выучил даже наизусть под руководством бабушки еще в 6 лет.

Он читал и Новый завет. Но читал с прохладцей, не особенно вникая в смысл прочитанного, — на каникулах летом тянуло на улицу побегать с ребятами. Вместе с бабушкой, в деревне он ходил в Церковь, ездили они до района 8 километров, на машине молоковозе, по утрам. А домой возвращались пешком через лес. В церкви Сергею нравилось. Тишина, красивое пение женских голосов — «Свете тихий…» — плавно и красиво звучащих, и запах благоухания ладана от кадила священника…

Но придя в школу, в городе, он все забывал и бегал с ребятами во дворах больше, чем учил уроки. Они играли в футбол, зимой в хоккей…. Увлекался Сергей собиранием марок — филателией. И много разных занятий находил себе, мальчишкой, Сергей, а о Боге же вовсе не вспоминал. Бабушка его умерла, когда ему было 14 лет. Книжки и Иконы завернули в полотенце и упрятали в шкаф. Так и жил себе, обычный советский мальчишка, — не «тимуровец» страстный и не хулиган «Квакин», из рассказа Гайдара «Тимур и его команда».

Часто обстоятельства сильнее человека. И, вроде бы, случай, — но приводит к неожиданным последствиям. Однако, по Писанию говорится: «на все воля Божия…».

Это, интересным словом обозначенное обстоятельство — «случай», свел Сергея с известной в округе шпанистой хулиганской компанией. И что только не творили молодые ребята. Но «сколько веревочка не вейся» — все же обнаружится конец. И получилось групповое преступление, в котором участвовал и Сергей. Дело дошло до суда.

А на суде — ребята постарше «отмазали» молодого Сергея. Он пошел по делу как свидетель, других посадили в тюрьму.

Узнали об этом все родственники Сергея, такие даже, о существовании которых он и не подозревал: дяди, тети и знакомые. У его дедушки были знакомые священники, которые еще оставались живы после репрессий советской власти. И вот, пожилой поп, дедушкин друг, приехал к ним. — Долго, долго беседовал Сергей со священником. Старый священник объяснил, что выбор человеком жизненного пути зависит от него самого. И предложил старец Сергею — оставить этот бренный мир, который затянет его и, рано или поздно, приведет к тюрьме, к страданиям….

Сергей внял совету старца-священника, поехал Сергей в Духовное училище, где учат на диаконов. И с этих пор начались его странствия, его скитания по миру….

В городе Казани, в духовном училище, Сергей долго не продержался: веры в Бога у него было мало, а оттого и не ладилось обучение на предмет богослужения. Но зато он много прочитал книг на религиозную тему, и все больше сказания о монахах пустынниках привлекали его, а книга Лествица, святого Иоанна, стола ему дорогой и учебной книгой.

Из песни под гитару иеромонаха Романа:

Я скажу что где-то

С колокольной звонницы

Звуки православные

Над землей плывут,

Я скажу что где-то

Образ Богородицы

Утешает страждущий

Православный люд.

Я скажу что где-то

Клобуки да мантия,

Канонарх уверенно

Возглашает стих,

Я скажу что где-то

Служит Богу братия

И еще скажу я,

Я один из них!

Прочитал Сергей множество книжек, и из полученных знаний вывел для себя: он решил совершить Поступок, изменить свою жизнь и стать монахом. Даже написал для себя краткий список духовных лекарств на разные случаи:

Если тоска, и ты покинут даже друзьями — читай: Псалом 23, и 27, и Евангелие от Луки 15 гл.

Если дела идут плохо: Пс. 37 и Ев. от Иоанна 15гл.

Если теряешь мужество и находишься в беде: Пс. 126 и Ев. от Иоанна 14 гл.

Если чувствуешь себя совсем не по себе: послание Евреям 12 гл.

Если окончательно теряешь веру в людей: 1 посл. Коринфянам 1 гл.

Если все выходит не по-твоему: посл. Иакова 3 гл.

Неверие в Бога посетило тебя: Ев. от Иоанна 6 — 7 гл. и 16 — 17 главы, а также посл. Филиппийцам 2 гл. 5—12 стихи.

Если совершенно утомлен грехом: Ев. от Иоанна 8 гл. и от Луки 18 гл. 9 — 14, 19 гл. 1 — 9 ст.

Если ты отчаиваешься: Ев. от Луки 19 гл. и от Иоанна 3 гл. 16 ст.

Если все благополучно, тоже не забывай благодарить Бога, чтобы не потерять свое благополучие: Псалом 121, Ев. от Матфея 6 гл. 33 — 34, посл. Римлянам 1гл 12 ст.

Укрепление в надежде на Бога: Псалом 26.

Послание Иакова 5 гл.

Как-то прочитав Синайский патерик — Луг духовный, сказания об отшельниках, живших в пустыне, об аввах, — Сергей решил окончательно приблизиться к монашескому житию, исполненного истинным Духом Божиим. И решил, — и пошел….

Ближайшим монастырем, открытым и действующим в то время (конец 1970-х), был монастырь в городе Алатырь, Чувашской АССР, где сам Владыка архиепископ Варнава частое имел посещение. Туда и пошел Сергей, бросив училище в Казани. А там он просился, чтобы взяли его хоть «трудником», если не сразу в послушники, в штат монастырский. Так и получилось, что долгое время работал Сергей в Бригаде плотников и восстанавливал, строил заново и внутри самого монастыря и выезжая на строительство Церквей, Храмов в селах Чувашии.

Настал день, когда просьба зачислить его, Сергея, в штат дошла до самого владыки Варнавы. И Владыка пригласил Сергея на беседу. Долго они беседовали, говорили обо всем. Тогда многие взгляды Сергея пошатнулись, переменились.

«Чтобы не разочаровываться — надо не очаровываться» — запомнил Сергей эту фразу на всю жизнь, вспомнив, что читал об этом у кого-то из святых отцов Церкви.

А в сознании его до этого было одно очарование святости жизни иноческой: и будто бы безгрешны монахи, и ходят все, буквально, «обвитые» Духом Святым, «под колпаком, защитой». Действительность реальная принесла разочарование. Когда же зачислен был Сергей в штат монастыря, переехал с вещами в келлию, он, чуть было, совсем не разочаровался. Как послушание, избрал себе Сергей переписывание книги святого Никодима-святогорца о борьбе со страстями, с одновременным изучением. Он узнал, какие страсти, оказывается, бушуют в жизни монахов. А будучи от рождения впечатлительным и наблюдательным, начав жить внутри… — он увидел проявление всех описанных страстей среди монашеской братии.

Поддерживал Сергея, в духовной его жизни, на исповеди — его духовный наставник иеромонах Нестор. За грехи исповеданные Сергеем, он получал епитимии (наказания), не раз и не два. Ночами творил молитвы, назначенные ему в наказание духовником — отмаливая грехи.

И все-таки, проведя в монастыре около года, оставался Сергей лицемерным грешником. Внешне, он соблюдал все по уставу, а внутренне не был согласен ни с тем, ни с другим. А, кроме того, имел и явный грех, скрываемый от всех вообще в монастыре — грех табакокурения. И никто не знал и не уличал Сергея, он умудрялся так ловко скрывать свой грех, естественно не исповедуясь в нем даже перед причастием.

Зачисленный в штат Сергей по-прежнему работал с плотниками в стройбригаде. А через полгода пребывания в штате, по указанию Владыки Варнавы, одели послушников в черные подрясники, почти в рясы, но только с узкими рукавами, чтобы они отличались от трудников. Это событие взволновало Сергея: он уже мнил себя приближенным к монашеству, тем более, что скоро должно было состояться пострижение в рясофор, в первую предварительную степень монашества.

И, окрыленный своим успехом в монастырской жизни, Сергей забыл всякую осторожность и пошел грешить по своему — курить табак. Не особенно скрываясь, он прошел на ту часть монастыря, где шла стройка. Монастырь расширялся, и большая территория была огорожена забором, велось строительство. Там стоял дощатый деревянный туалет для строителей, и там были спрятаны сигареты и спички. Кто-то из братии видел, как пошел Сергей… и, видимо, сказал духовнику. Потому что, когда Сергей вышел из укрытия своего, из туалета, его подозвал к себе иеромонах Нестор, поманив пальцем. От Сергея, только что искурившего сигарету, естественно, исходил запах дыма и табака. Разговор состоялся не злой, но суровый и строгий… Сергея не изгнали, но и подрясник сняли и отложили посвящение в рясофор.

Оставили его послушником, а работал он с трудниками, кто приходил на строительство. Среди послушников он выделялся одеждой, ходил в черном, но в мирском. Остальные все в монастыре ходили в рясах, и послушники в подрясниках выглядели как монахи. Сергей смог отказаться от курения сразу резко, и не чувствовал никакой тяги.

Сильно уязвлено было его самолюбие. Так приучался он к терпению унижением: все послушники как послушники он один — «белая ворона».

И опять около года работал Сергей и жил в послушниках. Подрясник ему одели уже через месяц, но с посвящением в рясофор откладывали. Ибо много надо молиться, чтобы изгладить грех свой и просить Бога простить. И жизнью своей нужно показать стремление — к жизни другой, иной, иноческой. Тогда посвящать можно в рясофор, — это по уставу так. Но монахов нехватало, и некоторых монахов посвящали быстро, через полгода, а Сергею невезло, — произошел еще один казусный случай.

Как-то привезли доски, толстые половые, для монастыря. Послушники их разгрузили вчетвером тут же около ворот, расположив штабель вдоль стены. Сергей работал с ними. Все сели отдохнуть. Машина уже ушла, все сидели, опершись спинами на доски. Устали послушники, — досок было много, штабель сложили в рост человека высотой, доски были длинные, 6 метров и толщиной 60 мм, для полов в монастыре.

И вот, проходит один из монашеской братии, помощник эконома, иеромонах Иссидор. Подошел он к доскам, потрогал, да и говорит послушникам: «Вот — мол — скоро, завтра-послезавтра будут менять полы в трапезной. Полы там подгнили, старые. А поэтому, что же медлить, — несите-ка вы доски к трапезной, к стенке у входа и сложите там». Делать нечего, — когда послушнику говорит старший монах, тем более помощник эконома, — грех не исполнить просьбу: «послушание — прежде всего».

И стали четверо послушников таскать доски к трапезной. Да складывали там к стене, как сказал им Иссидор иеромонах. Все бы хорошо, да только не успели отдохнуть, пришлось вновь таскать тяжелые доски. Так работал и Сергей, вместе со всеми.

Когда уже половину штабеля досок перетаскали, послушники опять решили отдохнуть. Сели уже около трапезной. И тут выходит эконом, тот самый — отец Иоанн. Он спрашивает, с некоторым возмущением: «Вы зачем доски сюда таскаете? Здесь они ни к чему, ремонт трапезной еще не скоро. Несите обратно. Еще не решено, где начнем ремонт. Пусть лежат там, где привезли!».

Делать нечего — «послушание — прежде всего» — послушники подчинились. И вновь принялись таскать тяжелые доски обратно в штабель у ворот.

Устали, страсть…, половину от той половины, которая была у трапезной, перенесли, и опять присели передохнуть.

Тут приехал в монастырь игумен — настоятель монастыря. Он вышел из машины у ворот — и видит, что двое послушников, Сергей и другой, дотащили доску от трапезной до штабеля у ворот и присели отдохнуть, рядом с другими двумя послушниками. Игумен подошел к ним, спросил, почему они таскают доски. Послушники были уставшие, а активность проявил Сергей. Он объяснил, что один из монахов сказал, что в трапезной будут полы менять и просил туда носить доски. Но эконом сказал обратно таскать, вопрос, мол, нерешенный.

Игумен подумал, подумал и говорит: «Все-таки правильно, трапезную будем делать. Так что несите к трапезной все доски».

А надо сказать, что расстояние было немаленькое — через весь монастырский двор метров 80 или все 100, да в обход бордюров от клумб.

Ну, теперь-то уж, по послушанию самому игумену, начали послушники вновь работать — таскать доски к трапезной.

Тут снова проходил Иссидор, помощник эконома, и высказал, даже в резком тоне, — что они так медленно очень работают: «Уже давно можно было все доски перетащить, — когда еще (в смысле давно) я вам сказал… время, мол, к обеду, а у них и треть досок не перенесено». Послушники не успели ответить, иеромонах торопился и быстро ушел. А раздражение от таскания туда-сюда тех же досок усиливалось и возрастало в душе и на сердце послушника Сергея.

И вот, — когда штабель досок был перенесен настолько, что одна треть оставалась у ворот, вдруг, пришел эконом, иеромонах Иоанн. Послушники от усталости почти с ног валились и хотели отдохнуть. Но перепалка началась между экономом и Сергеем, когда он потребовал тащить доски назад. Кто послушание исполняет, а кто нет…, и кого из старших монахов слушать и делать ли бесполезную работу: туда-сюда таскать доски…. Много чего высказал, в сердцах, Сергей послушник, и по раздражительности, которая в процессе перепалки все росла, — Сергей оскорбил эконома очень сильно.

Все прошло быстро. Уже на другой день, Сергей выходил из ворот монастыря с небольшой сумкой в руках.

Его обсудили, наказали, но не изгоняли. Наоборот, хотели исправить, назначив читать Часослов на клиросе днем и ночью. Но Сергей сам ушел. Прочитав всю ночь до утра, (а нужно было начинать каждый раз сначала) — он не стал больше читать. Пошел он к игумену и сказал о своем решении покинуть монастырь, как бы считая себя недостойным даже сана рясофорного монаха.

Вот и опять пошел Сергей действительно странствовать.

Часть 2 Мирская жизнь

На попутных машинах добрался Сергей до города Казани. Там он встретился с учениками Духовного училища, в котором он раньше учился. Они помогли Сергею, устроили его на квартиру к своим (ихним) родственникам. А там и работу ему нашли на стройке. И стал Сергей строителем.

В Церковь он ходил один раз в неделю, по выходным, а иногда и пропускал. Но дома же он продолжал молиться, и по ночам исполнял правило: пятисотницу монашескую, как обучался в монастыре. Он все время читал книги, узнавал и искал истинное учение. Начал читать и учения других религий…

Но бывают в жизни искушения. По большей части они бывают в трех видах:

1 Для испытания веры и преданности.

2 Иногда для исправления.

3 И — для наказания.

Пока мы проводим плотскую жизнь и не приступаем сердечно к Богу, до тех пор бесы таятся в нас, скрываясь под разными страстями: это и жадность к пище и питию, и блудное разжение, и гордость. И гордое вольномыслие о вере, и о Церкви; это и злоба и зависть. Так что мы живем по воле страстей.

Но когда мы приступим искренно работать Господу и заденем за живое гнездящихся в нас демонов, тогда они на нас вооружаются всею своею злобою. И нужно много усилий, чтобы выгнать их из себя усердною молитвою, исповедью и причащением Св. Тайн.

Многочисленны и многообразны пути, как диавол может послать человеку искушения. У сатаны многотысячелетний опыт борьбы с Божьими людьми за их души. Он в каждого вливает свои отравы и кознями своими противодействует каждому по-своему:

Иной соблюдать стал посты, но отдает себя под власть соперничеству с людьми и зависти.

Другой воздерживается от срамного пожелания, но связан тщеславием и гордостью.

Иной преуспел в бдении, в молитвах ночных, но запутался в сетях осуждения людей.

Другой — удаляется от осуждения, но преисполнен прекословия и спорливости.

Иной — воздерживается от снедей, но тонет в высокомерии и заносчивости.

Да. Очень трудно противостоять искушениям мира сего. Список можно продолжить, найдется у каждого своя страстишка. Свой бесенок подзуживает каждому человеку. Потому и сказано в Писании: «нет праведного ни одного, все грешники перед Богом» аминь!

Различным искушениям диавольским был подвержен и Сергей, находясь в миру. Стремясь к монашеству истинному, он видел нарушения и нестыковки Церкви с учением старцев, отцов Церкви старинных.

А жизнь вокруг Сергея менялась на глазах: жизнь наполнялась грехами больше и больше, и искушения к нему также ближе становились, как и прогресс человеческой цивилизации. Трудно было в городе устоять перед искушениями, и решил Сергей уехать в лес, в тайгу, тем более случай ему предоставлялся.

Многие люди ехали на заработки в Сибирь, вербовались (было такое при советской власти, в СССР). Набирали рабочих на сезонную работу в тайгу. Так и попал Сергей в плотницкую бригаду и уехал в Иркутскую область. Там он занимался строительством домов бытовок в тайге. Их называли — балкАми. Строили такие балки (1-балок) временно, для рабочих старателей. Старатели копали шурфы и промывали породу, добывая полезные ископаемые, не только золото, но и другие. Это ближе к Якутской, к прииску Бодайбо. Где шла добыча золота в промышленных масштабах. Старатели же ходили по мелким речушкам в тайге, впадающим в Лену. И Сергей ходил по тайге между сопок.

Жизнь в тайге между старателей была немного суровая: работали в летний сезон, и мучил гнус (мошка), весной и осенью особенно. Летом, в жаркое время, как бы, меньше было комаров, и мошка пропадала. Но со снабжением случались перебои. Не хватало бригаде даже питания. Но бывалые люди умели в тайге выживать. И зверя добывали и рыбу ловили, в свободное от работы время. И Сергей многому научился, живя в тайге среди природы. И пока был молодой, он работал со старателями не один сезон…. И не один балок построил, а сколько приспособлений для шурфов срубил — не сосчитать, и лотки для промывания породы он изготовил не один десяток.

На зиму бригада приезжала в Иркутск. Все разъезжались, кто куда, а Сергей снимал квартиру в городе. Сезон работы в тайге продолжался большую часть года, и Сергей привык жить более на природе. К городам он стал равнодушен, да зимой и не выходил особенно никуда. Природа, лес — стал для него родным местом обитания, он научился жить и выживать в тайге.

Случилась в Стране перестройка, потом пошли кризисы и дефолты, а потом и Союз распался. Артели позакрывались и люди остались без работы. Вот и Сергею вновь пришлось начать скитаться. Он переезжал из города в город и работал на стройках, плотником. Много поселков и городов посетил Сергей, но нигде не мог долго прижиться. Больше года он не жил в одном месте. Начал с Иркутска, а потом Красноярск, Новосибирская область…. Так приехал он в Тюмень.

Годы берут свое, выглядел Сергей уже не молодо и потому не сразу мог найти работу даже на стройках по своей специальности плотника. И зашел он, на досуге, в Церковь, которая вновь только восстанавливалась. Тут он поговорил со служителем в подряснике — это оказался один из монахов монастыря. В это время, в 1991 году начали возрождаться Храмы по всей стране, религия вновь возвращалась к людям. Вот и Сергея быстро уговорили принять участие в строительстве Церквей. Он поселился в Тюменском монастыре, а работал там куда направят, и в тюменской области и в других регионах.

Снова начал Сергей читать книги религиозные, как бы вернулся из мира, куда убежал в своей юности. Вновь по ночам начал он молиться, исполнять пятисотницу монашескую. А то ведь на долгое время оставил было молитвенное правило, редко молился в тайге со старателями. Молился он и в то время, но в Храме бывал два раза в год, во время межсезонья.

И вот, как говорят, не было печали… — бедствия упали на всех людей, люди стали безработными и жизнь развалилась, и Сергею было плохо — он работу потерял и своего угла не имел. Горе привело его вновь к религии, так получается.

Часть 3 Продолжение мирской жизни

«Если душа существует, неверно было бы думать, что она дается нам уже сотворенной. Она творится на земле, в течение всей жизни. И сама жизнь, не что иное, как эти долгие и мучительные роды души!

Когда сотворение души, которым человек обязан себе и (своему) страданию, — завершаться, — вот тогда приходит смерть. Но смерть тела».

Альбер Камю (1913 — 1960) — известный писатель.

Умнейшие мысли легко подтвердит всякий, видя, как меняется человек за время своей жизни. Если в молодости горячность и энтузиазм, то пообжигавшись, — в зрелом возрасте человек гораздо сдержанней и разумней, а мудрость всегда присуща пожилым.

И еще: «Если тело тоскует о душе своей (переживает, волнуется, страдает), — нет основания считать, что в вечной жизни душа (также) не страдает от разлуки с телом — и, следовательно, душа (также) мечтает о возвращении на землю в свое тело»

Так мыслил один из умных людей 20-го века. А что нам советует Писание, о чем повествует умная книга Библия?

От Луки 21:11: «Будут большие землетрясения по местам, и глады (голод) и моры (болезни, эпидемии), и ужасные явления (ураганы, цунами) и великие знамения с неба» — так говорил Христос, проповедуя народу, пророчествуя о конце.

От Луки 21:31: «Так, и когда вы увидите это сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие»

И говорит Иисус Христос, что нужно делать:

От Луки 21:34: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши (души) не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно».

От Луки 21:36: «Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого (перед Богом)».

От Луки 21:19: «терпением вашим спасайте души ваши» — так завещает Господь Иисус Христос.

Во время строительства Храмов, Сергей участвовал в богослужениях. Руководил строительством священник. Сергею часто приходилось помогать священнику во время службы: то за кадилом следил, уголь раздувал и ладан подсыпал. А иногда читал он и часы на клиросе. Постепенно возвращался Сергей к серьезному служению Богу. Никогда он не ложился спать без молитвы, и, проснувшись, сразу, первым делом у него была молитва.

Состарившийся Сергей остался жить в небольшом селе Тюменской области, около Храма, который сам и восстанавливал. В Храме он не работает, работу нашел в селе, на пилораме, в частной фирме. Но на службах иногда помогает, прислуживает, особенно в праздники, когда бывают крестные ходы.

В жизни мирской Сергей держится особняком, ни с кем дружбу не водит, «нелюдимый» — про таких говорят. Даже в магазине сельском он появляется редко. И всегда видят его с четками в руках и в черной одежде. Может поэтому прозвали его — «Чернец». Некоторые верующие приходят к нему в дом дл беседы, чтобы прояснить вопросы религии. Он много знает и по мере возможности помогает людям добрым советом.

Мне показали его домик на окраине села, когда я поинтересовался: кто же это Чернец. Так я познакомился с ним и провел долгие беседы вечерами, остановившись у него ночевать. Я прожил в том селе почти месяц и узнал все его злоключения жизни. Великого ума оказался человек: он действительно «спасался сам и спасал многих к нему приходящих».

Благодарим Бога, что дает нам таких верных людей, истинно — «человека Божия». Может и еще в глубинках нашей страны проживают такие умудренные старцы, за все слава Богу!

Конец.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Раз-два-три мышление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я