Женский взгляд. Серьёзные истории

Сергий Чернец

Каждый человек устроен по-своему. Если человек хорош в чём-то, то в чём-то он может быть плох. И нет человека, который был бы законченным злодеем. Нет и таких людей, кто сочетал бы в себе все достоинства сразу: и красоту, и сдержанность, и ум, и вкус, и верность слову…Каждый хорош по-своему, и трудно сказать, кто же из нас действительно лучший, – все люди хорошие!

Оглавление

Излишки и излишества

Забота об излишнем часто соединяется с потерей необходимого. — у каждого свои мерки: одному жалко потерять нажитое, чтобы приобрети что-то новое; другой легко расстаётся с тем, что добывал себе с большим трудом. Но потеря старого образа жизни всегда вызывает некоторый дискомфорт.

Однако есть у человека Путь — к развитию, к улучшению своей жизни. Дао — буквально Путь.

Отрицание Дао — это последствия:

1 имеем (+) роскошные дома-апартаменты — и тут же (-) заросшие сорняками поля;

2 имеем (+) пресыщение пищей, богатые модные одежды для единиц богатых людей — и (-) совершенно пустые хранилища-склады для всех остальных.

Заботиться нужно не только о себе и не только на сегодняшний день…

Излишек в чём бы то ни было опасен человеку:

1) грубость — раздражает людей (излишнюю грубость иметь не надо);

2) упрямство — людей отталкивает;

3) с другой стороны: мягкость — вызывает надменное презрение к тебе других;

4) излишние доказательства своей правоты — раздражают, обижают людей;

5) слепая вера твоя — делает тебя смешным в глазах других;

6) а неверие — тебя самого ведёт к порокам.

Не следуй неумеренным желаниям твоим, но не подавляй всех желаний напрочь — советует Даосизм, мера нужна и эту меру узнать поможет только опытный учитель…

Не станет разумный ради малого губить великое. Малым сберечь великое — вот истинная мудрость.

— — — — — — — — — —

Даже излишек знаний не так полезен бывает: «Если бы мы познали все тайны Вселенной, мы впали бы в неизлечимую скуку».

Истинный учёный не может не быть скромным: чем больше он познал, тем яснее он видит, как много ещё можно познать и сделать для науки. (Анатоль Франс).

— — — — — — — — — — —

Великий ум проявляется в поразительном равновесии всех способностей (в знании меры вещей, и знании, в виде информации, в том числе); несоразмерное напряжение или переизбыток каждой способности в отдельности — это присуще скорее всего безумию, а не уму.

Не надо спешить: дай мыслям дозреть, — но не перезреть; перезрелые мысли, как плоды (яблоки) впрок не идут.

От любых излишеств рождается цепочка нестроений: пресыщение — рождает скуку, скука — душевное огорчение. А кто этим страдает, того нельзя назвать здоровым, но душевнобольным.

Кто отказался от излишеств, тот избавил себя от лишений.

Есть избыток строгости (который понятен всем) и есть избыток снисходительности: избегать надо обоих состояний одинаково.

Если тщеславие сделало кого-нибудь счастливым, то наверняка этот кто-то был дурак! — как сказал один умный человек.

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1601) написал трактат «Благоразумный», где изложил нравственные принципы аристократического воспитания. Книга содержит 300 правил житейской мудрости:

«Оставляй неутолённым, чтобы уста просили ещё нектара. Желание — мера ценности. Хороший вкус советует даже телесную жажду разжигать, но не утолять; хорошо, да мало — вдвойне хорошо. Во второй раз всё кажется куда хуже. Пресыщение вредит удовольствию, вселяет отвращение даже к веками признанному величию. Верный способ быть приятным: захватить аппетит в тот миг, когда голод его разжёг, и — оставить под голодком. Уж ежели ему раздражаться, то лучше от нетерпеливого желания, нежели от досадной сытости: наслаждение выстраданное вдвойне сладостно».

И ещё: «Отсутствие иногда полезно — прибавляет уважения, поднимает цену. Присутствие умаляет славу, отсутствие увеличивает; тот, кого в отсутствии почитали львом, показался — и жалким порождением горы оказался. Достоинства вблизи блекнут — окружающим видна кора наружного, а не сердцевина духа. Воображение быстрей зрения, и очарование, что обычно через слух входит, через глаза выходит. Кто в зените славы скроется с глаз, тот её (славу) сохранит. Даже феникс исчезает, дабы пуще заблистать: разжигая желание, освежить почитание».

От упорства в споре больше потеряешь, чем выиграешь; победив в споре, ты не истину отстаиваешь, а свою невоспитанность.

— — — — — — — — — —

Ничто не бывает постоянно одинаково хорошим, потому что и хорошее, сделавшись чересчур уж полнокровным, умрёт от своего же переизбытка. И противоядие становится ядом, когда его много.

Учили нас древние умудрённые опытом — так немного вберём же мы мудрости древней!

Конец.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я