Использование МАК в трансформационных играх

Сергей Федоров

В данном методическом пособии автор делится своим обширным опытом и показывает как правильно, легко, эффективно и экологично использовать метафорические карты при проведении трансформационных психологических игр.Пособие будет интересно не только ведущим трансформационных игр и специалистам, работающим с таким инструментом как МАК, но также коучам, проводящим индивидуальные и групповые занятия, бизнес-тренерам и арт-терапевтам, желающим усилить и разнообразить свою практику.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАК ПЕРЕД НАЧАЛОМ ИГРЫ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Использование МАК в трансформационных играх предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАК ПЕРЕД НАЧАЛОМ ИГРЫ

Метафорические карты можно использовать перед игрой.

В данном случае карты используются для:

• Знакомства (представления себя) ведущего с участниками.

• Знакомства игроков друг с другом.

• Прояснения (уточнения, определения) запроса.

• «Сплочения команды»

• Настройки на позитивную, эффективную, плодотворную работу.

• Снятия напряжения.

• «Подстройки» ведущего под участников.

• Подготовки участников непосредственно к игровому процессу.

• Получения ресурсов, подсказок, напутствий.

И многого другого.

Довольно часто на трансформационные игры приходят люди не знакомые друг с другом.

Человек, который ранее не принимал участие в трансформацион-ных играх может испытывать некий дискомфорт, оказавшись в непривычной для него обстановке в компании «других людей».

Чтобы помочь игроку адаптироваться к обстановке и познако-мится с другими участниками игры используйте следующую технику.

Примечание: В своей практике я достаточно часто встречаю людей, которые приходят на трансформационные игры, не особо понимая, что будет происходить, как себя необходимо правильно вести и что вообще от них требуется.

Техника «Знакомство»

Цель: Данная техника позволяет игрокам лучше узнать друг друга. Настраивает на позитивный лад. Улучшает навыки самопрезентации. Помогает игроку адаптироваться к «игровой обстановке». Позволяет раскрепоститься и чувствовать себя свободнее и увереннее.

Рекомендуемые материалы: Портретная либо архетипическая колода МАК.

Перед приходом игроков подготовьте колоды, которые на ваш взгляд соответствуют тематике игры и могут быть использованы для «презентации» игроков.

Я советую использовать портретные либо архетипические колоды, но вы можете использовать и другие типы колод на свое усмотрение.

Если в колоде присутствуют на ваш взгляд «негативные образы» их необходимо заранее убрать из колоды!

Алгоритм работы:

1 — Предложите игрокам в открытую из представленных колод выбрать одну карту, которая, по их мнению, максимально соответствует им самим.

2 — После того как каждый игрок определился с картой, объясни-те участникам, что с помощью выбранной карты им необходимо будет рассказать о себе — представить себя другим участникам игры.

3 — Предложите одному из игроков начать «представление себя».

Чаще всего знакомство начинается с игрока, который сидит слева от ведущего игры.

СОВЕТ: Представление не должно быть слишком длинным. Достаточно 5—6 предложений на каждого участника.

Желательно ведущему этот момент оговорить заранее, чтобы не нужно было прерывать участника, увлекшегося рассказами о себе любимом!

4 — Знакомство может выглядеть следующим образом:

Добрый день! Меня зовут Светлана. Я добрая, общительная, веселая девушка. Я интересуюсь психологией, занимаюсь саморазви-тием и самопознанием. Вот сегодня пришла на игру «Название игры», чтобы поближе познакомиться…

Спасибо!

5 — После того как первый игрок «представил себя», ход переходит ко второму участнику и так далее до того момента, пока все участники не познакомятся.

Чаще всего вслед за первым игроком «свое представление» начинает игрок, сидящий слева от него и далее по часовой стрелке, но вы можете самостоятельно определить очередность «выступле-ний», либо отталкиваться от готовности участников.

6 — После представления всех участников поблагодарите их за то, что такие интересные и позитивные люди пришли к вам на игру.

P.S: Перед тем, как свое представление начнут участники игры, ведущий «может задать тон» и с помощью выбранной им карты рассказать о себе — кто он/а, чем занимается, как давно проводит игры, как оказался в данной профессии, какие изменения и улучшения посредством игр произошли в его жизни и тому подобное.

По такой же аналогии ведущий с помощью карт может рассказать об игре, которую он будет проводить

Техника «Знакомство с игрой»

Цель: Презентация игры.

Рекомендуемые материалы: Любая колода метафорических карт, подходящая под тематику игры и задачи ведущего.

Алгоритм работы:

1 — Подберите 5—10 карт, с помощью которых вы сможете наилучшим образом презентовать «свою игру».

Вы можете заранее подготовить «шаблон текста» и уже под него подобрать подходящие карты. Данную заготовку вы можете использовать каждый раз или перед каждой игрой выбирать новые карты и рассказывать об игре с помощью них.

2 — С помощью карт презентуйте свою игру.

Вы можете рассказать о том, как игра появилась у вас, рассказать о преимуществах и плюсах данной игры, поделиться тем, какие результаты вы сами получили от игры и какие результаты могут получить игроки, познакомить участников с механикой и структурой игры и многое другое.

Как и в случае знакомства игроков не стоит слишком много рассказывать об игре — расскажите «основное».

Ваша презентация — это своеобразная реклама вашего продукта — основная задача заинтересовать игроков и подготовить их к игровому процессу.

СОВЕТ: 2—3 минут презентации будет достаточно!

Делитесь своим личным опытом, говорите о своих результатах, приводите примеры игроков, которые с помощью игры смогли улучшить качество своей жизни и т. п.

В некоторых случаях презентация игры может занимать и боль-шее время, но в любом случае это не должно превышать 10 минут, в противном случае игроки могут заскучать и «отключиться от процесса».

3 — На последней карте подведите своеобразный итог вашего

повествования.

Резюмируйте свою историю.

4 — После того как вы рассказали об игре, пожелайте игрокам

удачи и приступайте к игровому процессу.

_______________________________________________________

В своей практике я сталкиваюсь с тем, что на игру приходят игроки, у которых либо нет четкого запроса, либо он составлен неправильно (некорректно), либо запросов так много, что игроку сложно определиться с тем, что же для него является самым важным и актуальным на данный момент.

В данном случае нам также могут помочь метафорические ассоциативные карты.

Вы можете их использовать для определения, разъяснения, уточнения и поиска запроса.

Давайте рассмотрим несколько вариантов работы.

_____________________________________________________________

Техника «Определение запроса»

Описание: Данная техника используется в том случае, если на игру пришел человек, у которого нет запроса, либо запросов так много, что ему сложно определиться с тем, что же для него является наиболее важным и значимым на данный момент.

Здесь мы не берем в расчет вариант «игра в зеркало».

При варианте «игра в зеркало» игрок заходит в игру без четкого запроса и смотрит, на что укажет игра (к чему она его/ее подводит), анализирует подсказки, которые она дает и в итоге сам для себя определяет какая сфера (направление, запрос, цель) разбирается в игровом процессе.

Данный формат идеально подходит для «универсальных игр» — тех, в которых можно играть с различными типами запросов — отношения, деньги, карьера, предназначение и т. п.

Если вы используете «специализированную игру» — направленную на решение определенных задач — денежные игры, игры про отноше-ния, игры, работающие с родом и тому подобное, данный формат предполагает, что у игрока заранее уже есть какой-то запрос (направление, определенная задача) с которым он пришел на игру. В таком случае вы можете для уточнения (корректировки) запроса использовать технику «Уточнение запроса».

Цель: Помочь игроку найти (осознать) волнующий (актуальный) для него запрос на игру.

Рекомендуемые материалы: Любая колода метафорических карт, подходящая под тематику игры и задачи ведущего.

Вы можете использовать любые типы колод, но мой личный опыт подсказывает, что в данном формате не желательно использовать «абстрактные», либо очень сложные для восприятия колоды. Данные колоды могут еще больше запутать игрока, и ему сложно будет определиться с запросом.

Используйте красочные, позитивные образы и изображения.

Алгоритм работы:

1 — Предложите игроку, у которого нет запроса, мысленно задать вопрос: «Что для меня является самым важным на данный момент?»

С каким запросом мне важно зайти в игру?

Какая сфера моей жизни нуждается в улучшении?

И т. п.

Вопрос можно задавать и вслух.

2 — Держа в голове вопрос (сфокусировавшись на нем) игроку необходимо в закрытую выбрать одну карту из колоды.

Вы можете использовать от 1 до 3 карт в зависимости от клиента. Кому-то достаточно всего одной карты для того чтобы идентифицировать (определить) запрос, другим же может потребоваться большее количество карт.

Научитесь находить правильный подход к каждому, кто приходит на ваши игры!

3 — С помощью карты попросите игрока ответить на вопросы:

«Что вы видите на карте?»

«Какие мысли и идеи приходят вам в голову глядя на изображе-ние?»

«Как данная карта относится к вам и вашей жизни?»

«Содержится ли в карте прямой ответ на ваш вопрос?»

Если ответ «Да», объясните, что именно в карте указывает на это?

«К какой на ваш взгляд сфере жизни более всего соответствует данная карта — отношения, здоровье, деньги, карьера, саморазвитие, семья, предназначение?»

В зависимости от направленности игры, задач и клиента вы можете, как убирать лишние сферы жизни, так и добавлять!

«Получили ли вы ответ на свой вопрос?»

Ведущий может дополнить список своими вопросами.

4 — Если игрок получил ответ на свой вопрос — отлично. Если же он ответа не получил, вы можете предложить ему вслепую выбрать из колоды дополнительные карты.

5 — Техника продолжается до того момента, пока игрок не «осознает» запрос на игру.

6 — После того как игрок «нашел актуальный для него запрос», поблагодарите его за выполнение техники и приступайте к игровому процессу.

Вы можете проводить работу поочередно с каждым игроком, у которого сложности с запросом или сразу выполнять технику со всеми игроками без запроса!

Техника «Определение запроса с помощью колеса баланса»

Цель: Помочь игроку найти (осознать) волнующий (актуальный) для него запрос на игру.

Рекомендуемые материалы: Любая колода метафорических карт, подходящая под тематику игры и задачи ведущего.

Алгоритм работы:

1 — Предложите игроку, у которого нет запроса, взять лист бумаги и нарисовать на нем круг.

2 — Далее нарисованный круг необходимо разбить (поделить) на 6 секций.

Каждая секция — это одна сфера жизни человека.

Затем подписываем каждую секцию:

1 — Здоровье.

2 — Деньги.

3 — Карьера и бизнес

4 — Отношения с окружающими.

5 — Любовь. Семья. Дети.

6 — Личностный рост.

Игрок может использовать как меньшее, так и большее число секций для определения «своего запроса».

Вы можете добавить такие секции как — «Духовность», «Хобби и развлечения», «Предназначение», «Повседневные дела», «Самореа-лизация», «Самооценка», «Любовь к себе» и тому подобное.

В некоторых случая достаточно и четырех сфер — «Здоровье», «Деньги», «Отношения», «Саморазвитие — предназначение».

Шаблон колеса баланса ведущий может подготовить заранее и выдать игроку (участникам) готовый вариант.

3 — После того как игрок нарисовал «колесо баланса», ему необ-ходимо вслепую (в закрытую) выбрать по одной карте для каждой сферы.

Выбранные карты игрок, располагает в заданных секциях рубашками вверх.

К примеру, первую карту участник кладет в сектор «здоровье», вторую в сектор «деньги» и так далее.

4 — Предложите игроку «перевернуть» выбранные карты.

5 — Глядя на изображения (картинки, образы) игроку необходимо определить 3 наиболее привлекательные на его взгляд.

К примеру, это могут быть карты, лежащие в секторе 1,2 и 6.

6 — Выбранные карты оставьте в секторах, остальные можете убрать обратно в колоду.

7 — Предложите оставшиеся три карты оценить по 10-балльной шкале.

«Критерии оценки» игрок определяет самостоятельно.

Также можно предложить игроку оценить карты по принципу — 1 место, 2 место, 3 место.

Игрок может руководствоваться принципом «самая привлекатель-ная», «менее привлекательная» и «самая непривлекательная из трех».

Игрок также может отталкиваться от того, какая карта «отзывается» у него более остальных и т. п.

P.S: В случае, если участнику сложно определиться, вы можете предложить ему перевернуть карты, перемешать их и выбрать таким вслепую одну из трех карт!

8 — Посмотрите, какому сектору соответствует карта с самым высоким баллом (занявшая первое место, выбранная вслепую).

9 — Поинтересуйтесь у игрока, хотел бы он поработать с той сферой, которой соответствует данная карта?

Если игрок согласен с выбором — отлично.

Если игрок сомневается, либо высказывает несогласие, спросите, с каким в таком случае сектором из трех определенных он хотел бы поработать в игре и почему.

10 — Определившись со сферой, предложите игроку сформулиро-вать запрос и можете приступать к игровому процессу.

Дополнительно для определения (идентификации) запроса вы можете использовать следующую технику.

Техника «Сопоставление»

Цель: Поиск важного (значимого, актуального) запроса на игру.

Рекомендуемые материалы: Портретная либо архетипическая колода.

Алгоритм работы:

1 — В открытую найдите в колоде образ, который напоминает вам себя.

2 — «Всмотритесь в карту» — постарайтесь запечатлеть все тонкости и детали образов. Отпечатайте в сознании всю картинку целиком.

3 — Примите удобное положение, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

4 — Закройте глаза, успокойте ум, расслабьтесь.

5 — Представьте, как вы «растворяетесь в карте» — сливаетесь воедино. Вы и карта не два отдельных образа, а одно целое.

6 — Сфокусируйтесь на своих ощущениях. Постарайтесь понять (прочувствовать) о чем думает, что ощущает, о чем мечтает, чего хочет, к чему стремиться данный образ. Что для данного образа на данный момент является самым актуальным. Что для него важно, а что второстепенно? С каким вопросом/и хотел бы он разобраться. Какие цели он/а хотел/а бы достичь и т. п.

7 — Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

8 — Откройте глаза и запишите на бумаге все, что смогли понять и прочувствовать.

9 — Ответьте на вопрос:

«Удалось ли вам с помощью выбранного образа найти (определить) запрос с которым вы хотели бы войти в игру»

10 — Если актуальный запрос на игру определен — отлично.

Если игрок все еще сомневается и не может окончательно определиться с тем, что для него является актуальным на данный момент, предложите ему задать образу дополнительные вопросы для прояснения.

Также довольно часто на игру приходят люди, у которых уже есть готовый запрос, но они либо сомневаются в его актуальности, либо хотели бы его «перепроверить».

В таком случае я предлагаю таким игрокам выполнить следующую технику.

Техника «Уточнение запроса»

Цель: Понять, актуален либо нет для игрока, предполагаемый запрос. Научиться правильно, формулировать запрос на игру. Убрать все ненужное и оставить самое важное.

Рекомендуемые материалы: Любая колода метафорических карт, подходящая под тематику игры и задачи ведущего.

Алгоритм работы:

1 — Предложите игроку, желающему уточнить (сверить) свой запрос вслепую выбрать из колоды одну карту.

2 — Сфокусировавшись на изображении игроку необходимо ответить на вопросы:

«Что вы видите на карте?»

«Какие мысли и идеи приходят вам в голову глядя на изображение?»

«Согласуется ли данная карта с вашим изначальным запросом?»

Если игрок говорит «Да», попросите его дать развернутый ответ, почему он так считает и сказать, что именно в карте подтверждает его запрос.

В случае если игрок отвечает «Нет», посоветуйте ему подумать, с чем это может быть связанно. Как бы он расшифровал «это послание»? О чем это заставляет его задуматься?

«Отталкиваясь от изображения, хотел бы игрок что-то изменить в своем запросе (как-то его скорректировать, видоизменить)?»

3 — Спросите игрока, получил ли он необходимый ответ.

Если игрок соглашается — хорошо.

Если игрок считает, что ответа все еще нет, предложите ему выбрать дополнительно вслепую еще две карты.

С дополнительными картами игроку также необходимо ответить на приведенные выше вопросы.

Если игрок работает с тремя картами, вы можете предложить ему рассматривать их не по отдельности, а вместе, составив общую картину (историю, послание) из трех карт.

В таком случае на вопросы игрок может отвечать исходя из «общего послания карт»

4 — Поблагодарите игрока за проделанную технику.

Для разъяснения, определения и уточнения вы можете использовать собственные наработки, добавлять вопросы в техники, трансформировать (адаптировать) их под себя (свои цели и задачи)!

_______________________________________________________

Метафорические карты очень хорошо работают в формате «командообразования», сплочения коллектива и объединения участников.

В данном ключе отличные результаты дают игры с использованием метафорических ассоциативных карт.

Я называю такой формат взаимодействия — «маковый тимбилдинг».

Игры с использованием МАК — помогают игрокам расслабиться, снимают напряжение, знакомят ближе с другими игроками и помогают настроиться на полноценную, эффективную игру.

Если вы считаете необходимым, перед началом игры вы можете предложить участникам выполнить одну из следующих техник.

_______________________________________________________

Техника-игра «Мистер Х»

Описание: В данном формате все описание должно касаться главного героя (выбранного персонажа).

Не допускается «переключение», переход истории на друзей, коллег, близких, детей и тому подобное.

Цель: Командообразование. Улучшение навыков взаимодействия. Развитие навыков составления «цельной», связной истории.

Рекомендуемые материалы: Портретная либо архетипическая колода МАК.

Задача: Игроки совместно создают интересную историю о выбранном персонаже.

Алгоритм работы:

1 — Выберите одну карту из колоды.

Ведущий может выбрать карту самостоятельно или предложить это сделать одному из игроков.

Карты можно выбрать как в открытую, так и вслепую.

2 — Определите игрока, который «начнет игру».

Чаще всего игру начинает игрок, сидящий слева от ведущего, и далее игра идёт по часовой стрелке. После того как первый игрок «сделал ход» — начал рассказ о персонаже ход переходит к игроку, сидящему слева от него и так далее.

В зависимости от количества игроков и времени, которое вы хотите уделить игре, определите количество «игровых кругов»

Один круг игры — это цикл от первого игрока до последнего.

После того как все игроки «высказались» можно либо завершить игру, либо продолжить начав второй круг.

Количество кругов может определить ведущий либо все игроки сообща.

3 — Игроки составляют рассказ поочередно. Начинает первый,

затем ход переходит ко второму игроку и так далее.

Описания в одно-два предложения достаточно.

4 — Игра может выглядеть следующим образом:

Первый игрок глядя на карту говорит: Это мужчина. Его

зовут Олег.

Передает карту второму игроку.

Продолжает второй игрок: Олег очень общительный и дружелюбный.

Передает карту третьему игроку.

Третий игрок: Ему 47 лет, у него есть жена и дети.

Четвертый игрок: Его дочке 22 года, а сыну 17.

Пятый: Олег работает IT-шником в крупной компании.

Шестой: Он увлекается резкой по дереву и компьютерными играми.

Седьмой: Он даже выиграл несколько соревнований в Москве по WarCraft.

И так далее.

5 — После того как игра завершена поблагодарите участников.

Техника-игра «Отрицание + Дополнение»

Описание: В отличие от предыдущей техники задача данной игры заключается в том, чтобы опровергнуть заявление предыдущего игрока и добавить что-то новое.

Цель: Развитие навыков коммуникации. Сплочение коллектива.

Задача: Поставить игрока, следующего за тобой в тупик.

Тот, кто долго не может придумать продолжение истории, выбывает из игры.

Время на ответ может установить ведущий, либо определить совместными усилиями.

Рекомендуемые материалы: Портретная либо архетипическая колода МАК.

Алгоритм работы:

1 — Повторите пункты 1, 2, 3 из предыдущей техники.

2 — Возможный вариант истории в данном формате:

Рассмотрим на примере приведенной выше истории об Олеге.

Первый игрок глядя на карту говорит: Это мужчина. Его

зовут Олег.

В данном формате игроки могут также передавать карту по кругу, либо вначале игры положить ее в центр.

Бывает и так, что карта нужна только для начала истории первому игроку, далее участники уже отталкиваются не от самой карты, а от истории (описания) предыдущего игрока.

Первый игрок глядя на карту говорит: Это мужчина. Его зовут Олег.

Второй участник: Нет, это не мужчина, а женщина, которая сделала операцию по смене пола и раньше ее звали Светлана (отрицание, опровержение). Светлана-Олег общительный и дружелюбный (дополнение).

Третий игрок продолжая: На самом деле он замкнутый и ему достаточно сложно сходится с людьми (опровержение, отрицание). Ему (в прошлом ей) 47 лет (дополнение).

Четвертый: В действительности данному персонажу не 47, а 64 года (опровержение, отрицание). У него двое детей и один внук (дополнение).

Пятый включаясь: Детей у него не двое, а шестеро, а внуков трое (отрицание, опровержение). Работает он в IT компании (дополнение).

И так далее.

3 — В конце игры поблагодарите участников.

P.S: Вы можете проводить данную игру определенное время (определенное количество кругов), играть на выбывание до того момента пока не останется один игрок, либо самостоятельно придумать другие правила и задачу на игру.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАК ПЕРЕД НАЧАЛОМ ИГРЫ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Использование МАК в трансформационных играх предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я