«Парус», ведущий к далеким целям

Сергей Сергеевич Коняшин, 2022

Документально-мемуарная повесть «"Парус", ведущий к далеким целям» посвящена истории появления, становления и развития новороссийской школьной газеты «Парус», издававшейся с 1992 по 2015, а также тому колоссальному влиянию, которое это печатное издание оказало на детскую прессу в городе Новороссийске и далеко за его пределами.Книга написана бывшим юнкором «Паруса», дважды «Юным журналистом года» Новороссийска (1999 и 2000) Сергеем Коняшиным, чей творческий путь в большую российскую журналистику и дипломатию начался со страниц этого – теперь уже во многом легендарного – детского печатного издания.Мемуары Сергея Коняшина будут интересны в первую очередь тем, кто стремится больше узнать об истории школьной прессы Новороссийска, ее места в развитии системы дополнительного образования города, а также в судьбах некоторых одаренных детей-новороссийцев.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Парус», ведущий к далеким целям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

IV. Попутный ветер набирает силу

Никогда не следует хорошо говорить о себе. Это следует печатать. Жюль Валле (1832–1885), французский писатель

В самом начале 1990-х годов, когда А. С. Романов только создавал и начинал активно развивать свою образовательную фирму, Александр Викторович Блинников работал инженером на новороссийском заводе «Прибой». Одним из первоочередных направлений деятельности, на которых ООО «Школьник» решило сосредоточить тогда основные усилия, стало взаимодействие с Научно-производственным объединением «Росучприбор»6 по вопросам продвижения новейших научно-практических разработок. Среди них, в частности, лабораторного оборудования для преподавания физики в общеобразовательных школах. Александр Сергеевич пытался наладить на базе «Школьника» разработку модульных конструкторов радиоприемников, разного рода учебных устройств вроде дополнительного оборудования для измерительных приборов и многое другое.

Серийный выпуск готовой продукции своей фирмы А. С. Романов планировал наладить на заводе «Прибой». В ходе изучения технических возможностей предприятия и его промышленных мощностей, существенно сократившихся в результате краха социалистической экономики, он и познакомился с А. В. Блинниковым. Планы «Школьника» по изготовлению учебной аппаратуры на «Прибое» в конечном счете провались. Разоренный и обанкротившийся завод не смог выполнить своих обязательств, и А. С. Романов принял решение переориентировать основные усилия своей фирмы на предоставление образовательных услуг.

А. В. Блинников перешел работать в «Школьник», сотрудником которого остается до сих пор, и взял на себя проекты, связанные с компьютерами и компьютерной грамотностью. Он до сих пор с ностальгией вспоминает их первую с А. С. Романовым попытку открыть в Новороссийске класс информатики для детей.

— Здесь в Новороссийске в то время вообще не было никаких компьютеров — по крайней мере в школах. Люди смотрели на них как на диковинку. Первой попыткой завезти их сюда стали наши с Александром Сергеевичем планы поставить из города Волжска старые советские ЭВМ «Агат»7, которые производились там на местном заводе.

Самое интересное, что они были на американских процессорах. Как сейчас помню — это был такой громоздкий ящик с большим монитором типа «рыбий глаз», туда еще такая огромная дискета вставлялась… В общем, довольно интересная была техника, но, к сожалению, уже безнадежно устаревшая даже для того времени.

Ища новые возможности для развития компьютеризации новороссийских школ и учреждений дополнительного образования, А. С. Романов решил задействовать свои связи в столице. По его заданиям А. В. Блинников часто ездил в Москву, встречался там с представителями научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и коммерческих фирм.

В одну из первых таких командировок — в марте 1992 года — ему было поручено дополнительное, не связанное с компьютерами, задание. А. С. Романов попросил его изготовить в московской типографии и привезти в Новороссийск тысячу экземпляров нового печатного издания — того самого, который уже начала выпускать со своими юнкорами присоединившаяся накануне к «Школьнику» Валентина Алексеевна Тышенко.

Газету назвали «Парус».

«Это было весьма нелегкое, во всех смыслах этого слова, задание!» — с улыбкой вспоминает Александр Викторович:

— Все тексты и фотографии для газеты сперва распечатывались на принтере столбиками требуемого размера и просто наклеивались в нужном порядке на листы формата А3. Таким образом получалось два листа: на одном — первая и последняя страницы, на другом — внутренний разворот. Этот бумажный макет я вез в Москву — в частную типографию, которую через каких-то своих знакомых нашел Александр Сергеевич. Там с нашего бумажного макета изготавливался трафарет — такая черная пленка, вроде огромного негатива. И уже с нее отпечатывался тираж. У них был огромный станок, который очень быстро печатал — тысячу экземпляров за пару часов. Я прямо там в офисе у них сидел ждал, потом складывал весь тираж в сумку и привозил в Новороссийск. А сумка эта с газетами получалась довольно увесистой — около 30 кг. К тому же в районе типографии не ходил транспорт, и я был вынужден очень далеко нести эту тяжелую сумку в руках.

На протяжении первых нескольких лет существования газеты «Парус» она печаталась именно так — в Москве, в частной типографии, за наличные деньги, с изготовленного вручную макета — и привозилась в Новороссийск на поезде в большой сумке на плече А. В. Блинникова.

Таким образом, можно определенно сказать, что даже некоторые инженеры-технологи «Школьника», не имевшие никакого отношения к творческой деятельности, наряду с юнкорами, вынесли на своих плечах тяжесть первых лет становления и развития газеты.

Александр Блинников, главный инженер МБУ ДО ЦДО ИРЦ «Школьник-2»

Я очень хорошо помню Валентину Алексеевну. Меня всегда удивляло, насколько серьезно и досконально она издавала свою газету, насколько внимательно вычитывала макет и исправляла все ошибки. Поэтому ошибок в «Парусе» при ней не было в принципе.

Нам есть с чем сравнить, потому что после ее ухода с поста главного редактора газета, к сожалению, пестрела ошибками. И это было немного странно видеть с высоты того уровня, который задала в свое время Валентина Алексеевна.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Парус», ведущий к далеким целям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

6

«Росучприбор» — подразделение Минобразования России, определяющее и курирующее проведение единой политики в области создания и распространения учебной техники для образовательных учреждений всех уровней. Отвечает за создание учебных приборов, установок, стендов, технических средств обучения, наглядных пособий, компьютерных обучающих программ. Учебная техника, созданная в «Росучприборе», используется во многих профессиональных учебных заведениях и общеобразовательных школах России.

7

ЭВМ «Агат» — первая советская серийная персональная электронно-вычислительная машина, представлявшая собой 8-разрядный универсальный компьютер. Была разработана (для применения преимущественно в народном образовании) в 1981—1983 годах в Научно-исследовательском институте вычислительных комплексов (НИИВК) как советский аналог американского компьютера «Apple II+ / IIc Plus». Производилась с различными модернизациями до конца 1990 года.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я