Ноосферное мышление. Часть II. Эволюция. Культура. Экспансия

Сергей Палагин, 2023

Каждая такая книга – результат интеллектуальной самоорганизации её автора. В данном случае – продолжающейся ноосферной самоорганизации. В первой части книга автор выступил не только как Когнитолог, но и как Когнитивный Технолог, как разработчик ноосферного мышления. Его задачей было довести до ума и подготовить ноосферное мышление как инструмент для использования. Поэтому первая часть – это методическое пособие, самоучитель. Эта, вторая часть – уже практическое приложение разработанного инструмента. А с ней автор, как научный работник, осваивающий ноосферное мышление, выстраивает ноосферную Картину мира. Ты знаешь, Читатель, что мы живём тем отражением реальности, которое вырабатываем себе при взрослении, при образовании и воспитании. Потом, в течение жизни, при самообразовании. Это и есть так называемая «Картина мира». У каждого из нас она своя: у кого-то религиозная, у кого-то философская, у кого-то научная. Каждый считает свою Картину мира правильной. Но вот почему-то реальность одна, а Картины мира у всех разные. Из-за этого мы часто не можем договориться и ссоримся. Почему? Ответ один и он очевиден: у нас разное мышление, в котором мы эти Картины мира храним. Почему у нас разное мышление? Ответ опять один: потому что оно незрелое. Только незрелым мышлением мы отражаем мир неточно, неполно, неправильно, однобоко… И потому Картины мира у всех разные. Ведь там, где мы уже научились отражать мир точно п полно, там Картины мира у всех одинаковые! У ноосферян, которые живут ноосферным мышлением, есть все научные и рефлексивные основания полагать, что их мышление – это зрелое мышление. И чтобы им они не отразили в реальности, это будет полное, чёткое, правильное отражение, с которым будут согласны все. Все – это те, у кого тоже зрелое естественнонаучное, ноосферное мышление. Выстроить полную ноосферную Картину мира нельзя сразу. Тем более не индивидуальную Картину мира, а ту, которая будет в нашей культуре. Любую культуру не обретают одномоментно, её выращивают своими усилиями её служители: новаторы, первооткрыватели, изобретатели, первопроходцы… В этой книге автор взял на себя миссию такого вот первопроходца по тем частям Картины мира, которые до последнего времени мы ещё не довели до совершенства по причине незрелости нашего мышления. Следуя этой миссии, он уделяет внимание самым животрепещущим на сегодня деталям нашей Картины мира. Которые кратко выразил в трёх словах, вынесенных в подзаголовок: эволюция, культура, экспансия. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Предисловие 5

О возможностях автора

Репутация математика основывается на числе плохих доказательств, которые он придумал.

А.С.Безикович

Знаешь, Читатель, совершать транскультурный переход — это ещё то занятие.

С одной стороны ты конечно пассионарий, первопроходец, первооткрыватель… И по идее можешь рассчитывать не только на удовлетворение своей научной любознательности, но и на возможную признательность и благодарность потомков.

С другой стороны, ты со своими научными притязаниями оказываешься живущим на две культуры — устаревшую, уходящую, и новую, создаваемую и разрабатываемую тобой. Устаревшей культурой тяготишься, а в новой пытаешься и начинаешь жить так, как не жил ещё никто. Вырабатываешь новые алгоритмы, паттерны, идеи, понятия, перекраиваешь своё подсознание, а оно так просто не уступает. Лепишь, можно сказать, ваяешь что-то новенькое, ловишь кайф от пронизывающего тебя вдохновения, а оглянулся — в каком-то месте старые замашки так и попёрли… Возвращаешься и начинаешь переделывать и доделывать… И хорошо ещё, если где-то старые привычки вовремя углядел и исправил, а если нет? Они остались, и их обнаружат твои читатели и потомки. Обнаружат и скажут: «Ну вот, старый чёрт, старался-старался, и напортачил!..»

Транскультурный переход — это такое предприятие, в котором новую культуру надо не только открыть и обосновать, но и освоить, чтобы выявить, насколько ты с ней жизнеспособен. А это значит в транскультурном переходе перекроить и перешить заново чуть ли не всего себя. При этом переформатирование большей части мозга — так это как само собой разумеется. Перепрограммирование компьютера с его операционной системой на фоне этого предприятия — детские игрушки!

Ещё работая над своей первой книгой, «Полилогическими раскопками», я, автор, нашёл высказывание Абрама Самойловича Безиковича, математика с мировым именем, которое вынес в эпиграф. Этим он выразил свою мысль о том, что работы первооткрывателей неуклюжи.

Вспомни, читатель, первый автомобиль Даймлера и Бенца с дизельным двигателем. Насколько он был неказист и неуклюж с современной точки зрения! Хотя в него, как в продукт своей эпохи, конструкторы вложили свой дизайн и даже изящество. Но что делать: идея вчерашней конной повозки в нём по инерции ещё продолжалась. Первый автомобиль — тоже явление транскультурного перехода. Но это «всего лишь» автомобиль. Гениальное изобретение. А тут транскультурный переход в науке! Стараешься-стараешься, а личные слабости, недостатки, пробелы в не лучшим образом усвоенном образовании и воспитании так и лезут огрехами во все стороны…

А что делать? Что есть, тем и пользуешься! Какой у тебя есть творческий потенциал, какие работоспособность, настырность и неуспокоенность, здоровье и терпение, с тем и пытаешься выжить!

Для Мыслителя каждая новая идея сначала трудна своим правильным пониманием, потом трудна своим эффективным и доступным выражением, а в-третьих, трудна своим донесением до других людей.

А когда же и как среди этих трудностей жить?

Есть такая мудрость, выраженная ливийским писателем, поэтом, философом, просветителем Арни Рейхани: «Тот, кто живёт, чтобы писать, пишет, но не живёт. А тот, кто пишет, что бы жить, живёт, но не пишет».

Так что же лучше? Как совместить писание и житие? Да ещё в транскультурном переходе?

Возможно, для кого-то писать и жить — это одно и то же?

Моя книга, конечно, неуклюжая, но на некоторые новые идеи в ней я всё-таки рассчитываю…

К этому хочу только добавить, что концептуальность книги я постарался выстроить так, чтобы она была выше её конкретности в наше быстроменяющееся время. Если конкретная информация, приведённая в книге, устаревает чуть ли не моментально, то концептуальность (тем более ноосферная) — как научная должна быть вечной и не устаревать вообще!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я