Ноосферное мышление. Часть II. Эволюция. Культура. Экспансия

Сергей Палагин, 2023

Каждая такая книга – результат интеллектуальной самоорганизации её автора. В данном случае – продолжающейся ноосферной самоорганизации. В первой части книга автор выступил не только как Когнитолог, но и как Когнитивный Технолог, как разработчик ноосферного мышления. Его задачей было довести до ума и подготовить ноосферное мышление как инструмент для использования. Поэтому первая часть – это методическое пособие, самоучитель. Эта, вторая часть – уже практическое приложение разработанного инструмента. А с ней автор, как научный работник, осваивающий ноосферное мышление, выстраивает ноосферную Картину мира. Ты знаешь, Читатель, что мы живём тем отражением реальности, которое вырабатываем себе при взрослении, при образовании и воспитании. Потом, в течение жизни, при самообразовании. Это и есть так называемая «Картина мира». У каждого из нас она своя: у кого-то религиозная, у кого-то философская, у кого-то научная. Каждый считает свою Картину мира правильной. Но вот почему-то реальность одна, а Картины мира у всех разные. Из-за этого мы часто не можем договориться и ссоримся. Почему? Ответ один и он очевиден: у нас разное мышление, в котором мы эти Картины мира храним. Почему у нас разное мышление? Ответ опять один: потому что оно незрелое. Только незрелым мышлением мы отражаем мир неточно, неполно, неправильно, однобоко… И потому Картины мира у всех разные. Ведь там, где мы уже научились отражать мир точно п полно, там Картины мира у всех одинаковые! У ноосферян, которые живут ноосферным мышлением, есть все научные и рефлексивные основания полагать, что их мышление – это зрелое мышление. И чтобы им они не отразили в реальности, это будет полное, чёткое, правильное отражение, с которым будут согласны все. Все – это те, у кого тоже зрелое естественнонаучное, ноосферное мышление. Выстроить полную ноосферную Картину мира нельзя сразу. Тем более не индивидуальную Картину мира, а ту, которая будет в нашей культуре. Любую культуру не обретают одномоментно, её выращивают своими усилиями её служители: новаторы, первооткрыватели, изобретатели, первопроходцы… В этой книге автор взял на себя миссию такого вот первопроходца по тем частям Картины мира, которые до последнего времени мы ещё не довели до совершенства по причине незрелости нашего мышления. Следуя этой миссии, он уделяет внимание самым животрепещущим на сегодня деталям нашей Картины мира. Которые кратко выразил в трёх словах, вынесенных в подзаголовок: эволюция, культура, экспансия. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Предисловие 3

О четвёртой научной парадигме

Книга «Ноосферное мышление. 2-я часть» — это Картина мира, которую Человечество от лица своих ноосферных пассионариев начинает выстраивать в своей когнитивной культуре, когда последнюю поднимает до ноосферного уровня зрелости и заявляет о разработке 4-й научной парадигмы. Если условно считать, что изложенное в 1-й части «Ноосферного мышления» — это инструмент, то изложенное здесь, во 2-й части, — это предмет этого инструмента. Но это именно условно, ибо мышление — это самоорганизующееся явление Природы, которое в себе свою предметность и инструментальность часто и по мере необходимости меняет местами.

Автор находит открытое им ноосферное мышление настолько разработанным, что весь дальнейший научный материал с позиций этого мышления уже не вмещается в рамки 3-й (постнеклассической) научной парадигмы и потому заявляет о разработке новой, или следующей парадигмы — 4-й. А это значит, что пришло время чётко обозначить те нормы, параметры и критерии, которые характеризуют 4-ю парадигму и к ней относятся.

4-ю научную парадигму автор предложил называть осознанной постнеклассикой.

Вот 10 самых главных характеристик мышления в 4-й научной парадигме:

1. В 4-й научной парадигме человек открывает для себя и в последующем полагает аксиомой онтологическую формулу «материя существует, движется и самоорганизуется». Если факт существования материи как самоорганизующейся субстанции был открыт и зафиксирован в 3-й научной парадигме, то в 4-й раскрыта единая самоорганизация материи от её простейших форм в твёрдых физических средах до сложнейших форм в ноосферной когнитивной культуре. При этом раскрыты все транссамоорганизационные переходы, которыми живая материя эволюционирует от своего зарождения до образования ноосферной человеческой цивилизации.

2. В 4-й научной парадигме понимание единой самоорганизации материи от её простейших форм до сложнейших оборачивается созданием единого фундаментально-научного знания, свободного от каких-либо междисциплинарных проблем. В 3-й научной парадигме научное сообщество только готовится к этому, нарабатывает первые самоорганизационные когнитивные модели, но прорыв к целостному, как ещё философы говорят, холистическому научному мировоззрению, мы осуществляем только при ноосферном транскультурном переходе, или в третьей транспарадигмальной революции. После того, как открываем для себя такое явление в реальности, как «транссамоорганизационный переход», а в науке — такое явление, как «трансдисциплинарный переход».

3. В 4-й научной парадигме человек метасистемно понимает, что такое «Жизнь» как планетарно-космическое явление, имеющее своё начало и свой конец. Будучи частью Жизни, Человек с ноосферным мышлением сознаёт, что в зависимости от его культуры и активности Жизнь может иметь несколько разных вариантов продолжения или окончания своего существования.

4. При ноосферном транскультурном переходе научное сообщество сознаёт когнитивными рудиментами и упраздняет такие логико-поведенческие когнитивные культуры, как религия, мистика и философия. Соответственно ни религии, ни мистики, ни философии (а так же соответствующих им интроспективных и социальных ролей) в 4-й научной парадигме нет.

5. В 4-й научной парадигме научное сообщество открывает для себя закон гомологичного развития Жизни по уровням организации и соответственно осознаёт государство эволюционирующей и самоэволюционирующей особью IV уровня организации.

6. В 4-й научной парадигме человек не просто сознаёт себя, но научно и доказательно благодаря осознанной рефлексии сознаёт себя ноосферянином, то есть активным субъектом, живущим научно и гиперциклично самоорганизованным Ноосферным Разумом и научно самоорганизованным интеллектом. В последнем открыт и осознан гиперцикл нофуком.

7. В 4-й научной парадигме люди живут ноосферным гуманитарным знанием, которое по своему характеру соответствует естественнонаучному и является его частью.

8. В 4-й научной парадигме ноосферяне живут осознанной экспансией, которая включает в себя культуру ответственного сотрудничества и уважительного соперничества.

9. В 4-й научной парадигме люди осознают себя активными личностями и выстраивают свою социальную самоорганизованность на основе научного осознания происходящего, а не на основе политических идеологий. Политические идеологии (в их гиперцикличных формах) осознаны доноосферными явлениями, относящимися к эпохе когнитивной культуры с осознаваемой рефлексией.

10. В 4-й научной парадигме научное сообщество осознаёт весь конкретный планетарный энергетический расклад с разовой диссипацией на минеральных углеводородных ресурсах и проточной солнечной диссипацией, а также реальность угрозы климатической парниковой катастрофы. В соответствие с этим выстраивает количественные параметры своей осознанной экспансии.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я