Иуды России

Сергей Павлович Степанов-Прошельцев

Предатели – это самые гнусные подлецы. Их всегда хватало при любых общественно-политических формациях. Данная книга рассказывает о методах их чёрной работы, о том, как происходила их вербовка, и о том, какие мотивы способствовали этому.

Оглавление

2.КТО КОМУ ИЗМЕНЯЛ?

В XVII — XVIII веках Рссию сотрясали всстания. Закабалённый народ выплёскивал свой раздражение. Бунты были кровавыми, как и бессудные расправы с повстанцами.

Предателей Стеньки ставили к стенке

В жизни Стеньки Разина было немало предательств. Как изменника повесили и его старшего брата Ивана, наказного атамана Войска Донского. Казаки, которыми он командовал, самовольно решили вместо несения царской службы разойтись по домам. Воевода князь Ю. А. Долгоруков расценил это как дезертирство и повелел казнить Ивана. Степан загорелся желанием отомстить. Причём не только Долгорукову, а всем без исключения царским сатрапам.

Его много раз предавали. В том числе и воевода Астрахани Иван Прозоровский, пропустивший за большую взятку воинство Разина, возвращавшееся с награбленным добром их похода в Персию

У восстания много тайн. На первый взгляд, казалось бы, всё ясно. Казаки взбунтовались против царских воевод и ущемления своих прав. Крестьяне протестовали против помещичьей кабалы. Так, во всяком случае, трактует восстание Степана Разина официальная версия, родившаяся Бог знает когда, удачно подкорректированная в советское время. Но она не отвечает на неудобные вопросы.

А вопросов таких довольно много. Они возникают потому, что часть документов составлена задним числом. Следовательно, нельзя исключить их фальсификации. Историк Виктор Буганов писал, что подавляющее большинство документов о разинском восстании вышло из правительственного лагеря Романовых. Отсюда и замалчивание некоторых фактов, бросающих тень на правящую династию, и тенденциозность в их освещении, и даже прямая ложь (Буганов В. И. Разин и разинцы. Москва, издательство «Наука», 1995).

Историки пользуются в основном иностранными источниками не потому, что они более надёжны, а потому, что русских попросту нет. Объяснение, что архив, где они хранились, сгорел ещё в 1702 году, не подкрепляется фактами. Похоже, их просто уничтожили.

Замалчивается в первую очередь то, что разинцы выступали за государя, но против изменников московских бояр. Странный лозунг, не так ли. если учесть, что Алексей Михайлович делал всё для того, чтобы подавить восстание? В.И.Буганов цитирует грамоту «от великого войска Донского в город Харьков»: «В нынешнем… году, октября в 15-й день, по указу Великого Государя… и по грамоте ево, Великого Государя, вышли мы, великое Войско Донское, з Дону ему, Великому Государю на Службу, чтобы нам всем от них, изменников бояр, в конец не погибнуть» (там же).

В этой грамоте имя правящего тогда Алексей Михайловича не упоминается. Да и указа царя, на который ссылаются казаки, нет. Может быть, они имели в виду не Алексея Романова, а другого, истинного, по их мнению, правителя?

Это уже похоже на альтернативную историю, когда всё переворачивается с ног на голову. Но тогда и цели восставших становятся более осмысленными. Алексей Михайлович был потомком бояр Романовых, а они вместе с Шуйскими стояли у истоков Смуты, то есть, по представлению разинцев, были изменниками. Их политику продолжали и цари из династии Романовых.

За какого же «истинного государя» шли воевать сподвижники Степана Разина? Подходящей кандидатуры что-то не обнаруживается. «Альтернативщики» называют представителей рода князей Черкасских, в частности, бывшего воеводу Астрахани Григория Черкасского, некоего Алексея Григорьевича Черкашенина, казачьего атамана, названного брата Степана Разина. Увы, это не те фигуры. Сам же Разин на царский трон не претендовал, хотя, по идее, мог.

Сохранились документы о попытках контактов разинцев с бывшим патриархом Никоном, заточённым в Ферапонтов монастырь, находящийся в 120 километрах от Вологды. Разин хотел привлечь его на свою сторону. Не получилось. Но атаман выдавал желаемое за действительное. Один из его стругов был обит чёрным бархатом. Всем говорили, что на нём находится опальный патриарх. Это действительно была фигура, за которой бы народ пошёл. Но Никона рядом с Разиным не было, и люди это поняли.

Судя по всему, Разин равнодушно относился к религии. Иначе бы он обязательно попытался освободить протопопа Аввакума. Это был один из его главных просчётов.

Правда, есть ещё версия Иоганна Марция (Марциуса), защитившего в Германии диссертацию о восстании Разина спустя всего три года спустя после казни атамана. Он сообщал, что Стенька был мусульманином (Иностранные известия о восстании Степана Разина. Москва, издательство «Наука», 1975). А если это так, значит, мечтал о том, чтобы Русское государство стало союзником Османской империи и Крымского ханства. В это можно было бы поверить, поскольку Разин легко находил контакт с татарами, башкирами и другими иноверцами, если бы не одно «но». Перед своей казнью он по православному обычаю поклонился народу на все четыре стороны и осенил себя крестным знамением. К тому же народ знал, что казачий атаман дважлы совершил паломничество в Соловецкий монастырь.

Пленение Степана Разина тоже произошло в результате предательства. казачьих старшин. 24 апреля (4 мая) 1671 года его вместе с братом Фролом выдали царским властям. После долгих пыток Степана Разина публично четвертовали в Москве.

Не так-то прост

Судьбы Степана Разина и Емельяна Пугачёва во многом похожи. Их в итоге выдали властям предатели. Обоих принародно казнили, причём казнь была мучительной. Оба Пугачёв были не совсем такими, каковыми представляются в народных преданиях и легендах и какими их рисовали в годы советской власти. Особенно Пугачёв

Тут надо сделать отступление. Как только патриарх Никон начал свои церковные реформы, в Польшу, в Стародубенскую область (ныне это Гомельская область Белоруссии) устремились раскольники. Они нашли приют во владениях князей Халецких.

Места эти были заселены давно. Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что первые люди поселились здесь ещё много тысяч лет назад. Всего в Стародубском районе Брянщины 900 археологических памятников разных эпох, начиная с Палеолита. В 1437 году великий князь литовский Свидригайло подарил эти земли на правом берегу реки князю Павлу Мишковичу.

С этого времени Хальч стал резиденцией богатого белорусско-польско-украинского рода, происходившего из черниговских бояр времен Киевской Руси, представители которого занимали важные государственные и военные должности в Великом княжестве Литовском. По наименованию наиболее крупной деревни имения — Хальча — представители этого рода стали зваться Халецкими. Принявшие католичество шляхтичи Халецкие построили здесь костёл и монастырь, а затем покровительствовали католической миссии.

Зачем они принимали и православных, можно только гадать. Вероятно, в условиях, когда Речь Посполитая постоянно воевала с Русским государством, а её короли претендовали на московский трон, поляки надеялись сформировать из старообрядцев оппозицию Москве и использовать её как пятую колонну.

Кое-что получалось. На берегах реки Ветки, впадающей в Сож, образовалось со временем целое поселение староверов, где бережно сохранялись дониконианский церковный обряд, древние традиции богослужения, церковные распевы, а самое главное — хранились старинные книги, которые не успели сжечь поборники новой веры, а также другие реликвии. Только библиотека Покровского монастыря насчитывала почти тысячу томов — в основном учебные псалтыри и часословы для существовавшей при монастыре школы. А может быть, и больше. Спустя три века экспедиция Московского университета собрала в районе Ветки несколько сот старопечатных и рукописных книг, среди которых попадались и литературные произведения. Это свидетельствует о том, что Ветка была не только духовным центром, но и центром народной культуры, хранившим и передававшим из поколения в поколение вековые традиции.

Именно сюда и попал Пугачёв, когда сбежал из своей родной станицы. Но на Ветке было неспокойно. Сюда под видом раскольников устремились и беглые холопы. Для московских царей Стародубское поселение было как кость в горле.

Но это время как-то подозрительно обойдено в биографии Пугачёва. Может быть, поляки использовали его, как когда-то Лжедмитрия, — чтобы вызвать хаос в Русском государстве и расчистить тем самым путь своим королям к русскому трону?

На этот вопрос нет ответа. Пушкин его не задавал — это было слишком опасно. Но он читается между строк в его «Истории Пугачёва».

Впрочем, вряд ли бы его сформулировали тогда так, как сейчас. Архивы тех лет располагали скудной информацией о Пугачёве, а очевидцы за давностью лет могли что-то спутать. Сегодня обнаружены такие свидетельства, что если опираться на них, то народного героя из Емельяна Пугачёва, увы, не вырисовывается.

Первые подозрения о связях Пугачёва с поляками были высказаны Александром Вейдемейером в книге «Двор и замечательные люди в России во второй половине XVIII столетия» (Санкт-Петербург, типография Эдуарда Праца, 1846). Дальше — больше. «На Ветке, в раскольничьем Покровском монастыре его и посетила мысль назвать себя Петром III и вооружить казаков… против власти, — писал А. Г. Брикнер. — Руководствуясь этими внушениями и получив кое-какие денежные средства, Пугачёв явился на Урале, где вскоре был схвачен. Его привезли в Казань, откуда ему удалось бежать» (Брикнер А. Г. История Екатерины Второй. Санкт-Петербург, типография А. С. Суворина, 1885).

Так кто же Пугачёв на самом деле? Брикнер, ссылаясь на Алексея Орлова, который находился в то время в Италии, называет самозванца французским шпионом. Допустимо ли это, в принципе? Допустимо. Находясь в Польше, Пугачёв получил откуда-то деньги, причём немалые. На них он закупил оружие для своей армии. Раскольники такие средства собрать не могли.

Версия эта имеет право на жизнь. Польша была союзницей Османской империи, которая вела войну с Россией. Франция же всемерно поддерживала Польшу. Таким образом, эти две страны благодаря восстанию Пугачёва добились, чтобы турки, оказавшиеся на грани поражения, получили желанную передышку. Ударные силы русских были отвлечены на подавление внутреннего бунта.

Не так-то прост был Пугачёв. Тот же Брикнер писал: «Злодей, освобождая преступников, умерщвлял тех, кои ему противились. Последние подвергались жестоким казням, некоторые были сожжены заживо. Так был сожжён в 1773 году вор Охримко, отказавшийся идти с оружием против правительственных войск» (Брикнер А. Г. Иллюстрированная история Екатерины II, Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1885).

Поддерживали Пугачёва не только закоренелые убийцы и грабители Поддерживали (в основном материально) люди, занимавшиеся «курением вина». Они имели солидные доходы, но Екатерина II издала указ, объявляющий «спаивателей» вне закона.

По неполным данным, Пугачёв зверски казнил около 700 дворян, 135 разночинцев, 53 священника. 35 купцов, 167 дворовых людей и 108 «несознательных» крестьян (Шахмагонов Н. Князь Потёмкин-Таврический. Герои и антигерои Отечества. Книга первая. Москва, «Информ-Экспресс — «Российская газета» — «Практика», 1992). То есть, Пугачёв отправил на тот свет людей даже больше, чем Стенька Разин.

И тут приходит на ум его болезнь. Может быть «чёрная немочь», то бишь, эпилепсия и является причиной садизма?

Эпилепсия связана с поражением головного мозга. Около 30 процентов эпилептиков имеют психические отклонения. Это, прежде всего, дисфория — опасное состояние, вызывающее тягу к алкоголю и беспричинную грусть. А к депрессивным ощущениям добавляется и агрессия. Подобные состояния могут появляться у эпилептиков как ежедневно, так и несколько раз в месяц. Среди них встречаются и маньяки.

Но может развиться и острый психоз, который характерен бредовыми негативными идеями. Больной кричит, может кидаться на окружающих. И даже убивать.

Кажется, в яблочко. Очень похоже как на Разина, так и на Пугачёва. Видимо, оба страдали одной хворобой. Фабрициус вспоминал, что «если кто-либо не сразу выполнял его приказ… то этот изверг (Разин, — С.С.-П.) впадал в такую ярость, что казалось, он одержим. Он срывал шапку с головы, бросал её оземь и топтал ногами, выхватывал из-за пояса саблю, швырял её к ногам окружающих и вопил во все горло: „Не буду я больше вашим атаманом, ищите себе другого“. После чего все падали ему в ноги» (Записки иностранцев о восстании Степана Разина. Ленинград, 1968. т.1).

Истеричностью отличались и многие поступки Пугачёва. Как вспоминали современники, он нередко впадал в неистовство — не щадил людей, приказывал крушить барские хоромы, грабить храмы. В спокойном состоянии Емельян Пугачёв мог быть даже сентиментален: как-то даже всплакнул вместе с одним дворянином над его повешенными сыновьями.

Если это была болезнь, то она обернулась страшными жертвами. Александр Пушкин в «Истории Пугачёвского бунта» поименно перечисляет сотни дворянских семейств, нашедших гибель от его руки. В присутствии Пугачёва постоянно кого-то вешали. Если же дворянин был замечен в жестокости по отношению к своим крестьянам, то его смерть была ужасно мучительной. Одному генералу (фамилию его поэт, чтобы не травмировать генеральских потомков, не называет), вначале «отесали» бока, «а когда он упал, обливаясь кровью, забили в рот кол» (Пушкин А. С. История Пугачёва. Собрание сочинений в 10-ти томах. Москва, издательство «Художественная литература», 1976, т. 7).

Илецкий городок, на который напал Емельян Пугачёв со своим войском, самоотверженно оборонялся. Самозванец потребовал от коменданта крепости Портнова немедленной капитуляции. Портнов ответил отказом. Пугачёв послал в гарнизон подмётные письма. Рядовые казаки взбунтовались. Портнова и других офицеров повесили. Такая же судьба постигла коменданта соседней крепости Рассыпная секунд-майора Веловского и его жену (Государственный архив Оренбургской области — ГАОО).

Кровавая оргия была устроена в крепости Ниижне-Озёрской. Коменданта Харлова подвергли страшным издевательствам. С тестя Харлова, Елагина, коменданта другой крепости, содрали кожу живьём, а из его жены сделали гуляш (там же).

Перечень злодеяний вспыльчивого Пугачёва можно продолжать бесконечно. Он любил сжигать людей «пятерить» их, то есть, сначала отрубать конечности, а напоследок — голову. Однако на первом же допросе заявил, что его напрасно обвиняют в бесчинствах — смертные приговоры он выносил под давлением своих сообщников. А убивал и грабил потому, что хотел «быть убиту на войне» (Рапорт начальника отделенной секретной комиссии Яицкого городка капитан-поручика С. И. Маврина начальнику секретных комиссий генерал-майору П.В.Потёмкину от 15 сентября 1774 года, РГАДА).

Странная логика, в которой логики нет ни грамма.

Странна и судьба Никиты Савинича (1732—1773) — офицера гарнизона Рассыпной крепости, капитана. Во всех энциклопедических словарях говорится о том, что смоленский дворянин был казнён вместе с комендантом крепости И. Ф. Веловским, казачьим атаманом А. М. Орловым, офицерами и священником. Об этом же писал и Р.В.Овчинников в книге «За пушкинской строкой», изданной в Челябинске в 1988 году.

Однако А. С. Пушкин в «Истории Пугачева поселяет Савинича в Заинске (городе на современной территории Республики Татарстан). О сдаче этого города поэт рассказывал так: «70-летний комендант капитан Мертвецов принял с честью шайку разбойников, сдав им начальство над городом. Вместе с Мертвецовым в январе 1774 года в Заинске находились отставные офицеры капитан Савинич и секунд-майор Лопатин (из польских шляхтичей)» (Пушкин А. С. История Пугачёва. Собрание сочинений в 10-ти томах. Москва, издательство «Художественная литература», 1976, т. 7).

Есть упоминания о Савиниче и в материалах следствия о восстании Е.И.Пугачёва. Ему, как Мертвецову и Лопатину, вменялось в вину не только то, что они «впустили атамана мятежников Нагайбака Хасанова в город, но и выпили с ним, когда он провозгласил тост «За здравие императора Петра III» (РГАДА).

Имя Савинича в материалах следствия не называтся. Но есть совпадения. Оба Савинича были из Смоленска, оба — из шлятичей, оба — капитаны. Только история умалчивает о возрасте Савинича из Рассыпной, Савинич из Заинска умер в тюрьме, Лопатин тоже. Смертный приговор вынесли одному Мертвецову (там же). Не пострадал, как ни странно, только Нагайбак Хасанов. Он спокойно жил в своей татарской деревне. По-видимому, про него просто забыли.

Конечно, в жизни случается многое. Вполне допустимо, что Савинич из Рассыпной и Савинич из Заинска были просто однофамильцами. Но могло быть и другое. Судебные писари, похоже, где-то ошиблись, в результате чего появились двойники под одной фамилией, имеющие к тому же совпадения в биографических данных.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я