Доступно о вечном

Сергей Михайлович Сажин, 2020

Книга, предлагаемая читателю, представляет собой сборник цитат из Священного Писания, изречений отцов Церкви и известных людей, притч, поучительных и добрых историй, касающихся основных вопросов православного вероучения и нравственности. Книга рассчитана на широкий круг православных читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Грехопадение

Все, что требовалось от человека в раю, так это послушание. Именно через сию добродетель Адам и Ева должны были проявить свою любовь к Богу, веру в Его Премудрость и заботу о них. Можно долго рассуждать на тему нарушения заповеди Божией нашими прародителями, но за всеми суждениями не следует забывать о том, что и мы сами очень часто поступаем так же. То, что легко дается, так же легко и теряется.

Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его (Прем. 2: 23–24).

Но боюсь, чтобы как змей хитростью своей прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе (2 Кор. 11:3).

Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление (1 Тим. 2:13–14).

Свт. Филарет Московский: Грех лишает душу — мира, ум — света, тело — нетления, землю — благословения, всякую тварь — всякой доброты. Он начинает тем, что вселяет ад в человека, и оканчивает тем, что человека во ад вселяет (Цветник духовный: Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. С. 196).

Фома Кемпийский: Кто не соблюдает себя от малых погрешностей, тот мало-помалу и в большие впадает (Цветник духовный: Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. С. 204).

Прп. Никон Оптинский: Грех кладет печать не только на душу, но и на внешность человека, на его внешнее поведение и вид (Цит. по: Терещенко Т. Н. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Т. 1. С. 173).

Прп. Исаак Сирин: Во всем и всегда, тем больше в злом деле, важен только первый шаг. Его сделать трудно, второй шаг совершить уже легче, а потом человек уже не идет, а стремится по скользкому пути зла. Страшный грех от повторения делается менее страшным. Кто сегодня крадет медную монету, завтра украдет две, потом три и, наконец, дойдет до сребреников (Цветник духовный: Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. С. 205).

Прп. Амвросий Оптинский: Твердо должно помнить, что на земле совершенства нет, но все люди по мере своей имеют некоторые недостатки, попускаемые Промыслом Божиим к нашему смирению (Цит. по: Терещенко Т. Н. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Т. 2. С. 377).

Две маленькие сестрички, прослушав библейскую историю об изгнании Адама и Евы из рая, сказали отцу:

— Папа, если бы мы с Леной были в раю, то ни за что бы не съели плод познания добра и зла. Ведь Бог не разрешил его трогать, правда, папа?

— Правда, — улыбнулся отец и уложил детей спать.

Наутро отец встал раньше всех, поймал во дворе воробья и посадил его в непрозрачную кастрюльку с дырочками на стенках, сделанными заранее, чтобы птица не задохнулась. Разбудив девочек, он показал им кастрюльку, которую поставил на подоконник отрытого окна в кухне, и сказал:

— Пожалуйста, не снимайте крышку с этой кастрюльки, пока я не приду с работы. Когда я вернусь, то сам покажу вам сюрприз, который там находится. Если будете послушны, куплю вам новую игру.

Отец с мамой ушли на работу, а девочки остались дома одни. Всеми силами пытались они себя отвлечь от кастрюльки, стоящей на кухне. Они давно переиграли во все игры, какие знали, но любопытство не давало им покоя — очень хотелось заглянуть в кастрюльку. В конце концов, старшенькая, Маша, уговорила сестричку Лену, которая еще боялась, что папа будет ругаться, заглянуть в кастрюльку.

— Мы только одним глазком глянем и закроем, — сказала она. — Папа даже не узнает.

Но как только Леночка приподняла крышку, воробей вылетел в окно. Испугавшись, девочки захлопнули пустую уже кастрюльку. Вечером вернулся отец и, увидев, что кастрюлька пуста, сказал:

— Ну что, маленькие Евы, не выдержали, выпустили птичку. Вот так и Ева не удержалась, чтобы не попробовать плод познания добра и зла.

— Папа, что это было за дерево такое и почему с него нельзя было кушать? — спросила Маша.

— Дерево было обычным и плоды съедобными, но, нарушив запрет Бога, первые люди сами как бы выбрали зло вместо добра, потому что всякое зло начинается с непослушания, а с послушания все доброе, чему бы научил Бог первых людей, когда б они были послушны. Этот воробушек был для вас сегодня деревом добра и зла, и вы тоже не послушались меня. Испытание Адама и Евы оказалось вам не по силам (Мокиевский А., прот. Большая книга притч. С. 220).

Грехопадение полностью изменило не только человека, но и окружающий мир. Человеческий разум утратил возможность различать добро и зло, сердце наполнилось страстями, в мир вошли хаос, разрушение и смерть.

Вспомни, какой мой век, на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих. Кто из людей жил и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней? (Пс. 88:48–49).

Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы (Еккл. 7:29).

Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого (Еккл. 8:8).

Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим. 7:19–20).

Свт. Афанасий Великий: Человек согрешил и пал, а с падением его все пришло в смятение… (Свт. Афанасий Великий. Слово на слова: Вся мне предана суть Отцем Моим, 1).

Прп. Макарий Египетский: Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха (Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 2: О царстве тьмы, то есть греха, и о том, что один Бог может отъять от нас грех и избавить нас от рабства лукавому князю).

Свт. Иоанн Златоуст: Как явился грех, то и нарушил свободу, и уничижил достоинство, дарованное людям от природы, и ввел рабство, дабы это было постоянным уроком и внушением роду человеческому — убегать рабства греха и стремиться к свободе добродетели (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 29, 6).

Прп. Варсонофий Оптинский: Грех — то же для души, что рана телесная для тела. Есть раны, которые можно врачевать, которые не приносят телу смерти, а есть раны смертельные. Так же и грехи. Смертный грех убивает душу, делает ее неспособной к духовному блаженству (Цит. по: Терещенко Т. Н. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Т. 1. С. 172).

Прп. Паисий Святогорец: Наш ветхий человек — это живущий в нас злобный «квартиросъемщик». Для того чтобы он ушел, мы должны разрушить его жилище и начать возводить новое здание — строить нового человека (Старец Паисий шутит: Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца. С. 105).

Сказал старец некоторому брату:

— Диавол есть враг твой, а ты — дом.

Враг не перестает бросать в тебя всякий сор, какой бы ни нашел, ввергая в тебя всевозможные нечистоты. Но ты тщательно извергай из себя влагаемое им; если же вознерадишь, то дом твой наполнится сором и тебе невозможно будет войти в него. С самого начала, когда диавол начнет засорять тебя, ты постепенно выкидывай мусор, и дом твой пребудет чистым благодатию Христовой (Православный календарь «Притчи» на 2018 год. С. 83).

Однажды ученики спросили старца:

— Отче! Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые трудно и так непрочно?

— Доброе семя, оставленное без почвы под солнцем, погибнет, а плохое — прорастет и даст худой плод. Так поступают люди. Вместо того чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем самым губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце (Фомин А. В. Лекарство от греха: Притчи. С.139).

Молодой монах спросил авву Моисея:

— Отче, я могу понять, что значит согрешить руками, глазами, устами или ушами. Но разве можно согрешить носом?

— Можно — если совать его не в свои дела, — ответил авва Моисей (Отцы-пустынники смеются. С. 8).

Брат сказал авве Сисою: «Авва! Что делать мне? Я пал». Старец отвечал: «Встань». Брат сказал: «Я встал и опять пал». Старец отвечал: «Снова встань». Брат: «Доколе же мне вставать и падать?» Старец: «До кончины твоей» (Фомин А. В. Лекарство от греха: Притчи. С. 237).

Монаху, который был постоянно недоволен своей жизнью, авва Виссарион сказал: «Послушай, может быть, это твоя жизнь тобою недовольна? Жизни нравится быть с тем, кому она нравится» (Отцы-пустынники смеются. С. 11).

Жил-был голубь, который постоянно менял гнезда. Ему был невыносим неприятный, острый запах, исходивший от этих гнезд.

Как-то он горько пожаловался на это старому, опытному голубю. Тот все выслушал и сказал: «Обрати внимание: оттого что ты постоянно перелетаешь из гнезда в гнездо, ничего не меняется: запах, который тебе так мешает, идет не от гнезд, а от тебя самого» (Жил человек… 101 притча. С. 66).

— Отец, почему ты печален? — спросил ученик у старца.

— Люди разучились видеть истину. Трижды я показывал трем из вас белую одежду с грязным пятном. И спрашивал: что вы видите? Грязное пятно, говорил каждый из вас. И ни один не догадался ответить: белую материю (Православный календарь «Притчи» на 2018 год. С. 196).

Один мужчина хвалился перед священником:

— Я такой сильный, что могу арматуру согнуть!

— Это неплохо, — сказал священник, — но начнем с меньшего, например с сигареты… — Я все могу осилить, но эту страсть — никак (Мокиевский А., прот. Большая книга притч. С. 226).

Несколько монахов хвалили преподобному Антонию одного монаха. Когда этот монах посетил преподобного, тот, желая удостовериться, верно ли то, что ему рассказывали о его добродетелях, стал испытывать его смирение. Тот не выдержал испытания, и тогда святой Антоний сказал ему:

— Ты похож на дом, у которого прекрасный фасад, но который воры обокрали, забравшись сзади (Мудрость православия: Афоризмы, притчи, изречения. С. 36).

Однажды старая женщина заметила скорпиона, который беспомощно барахтался в речном потоке. Вскоре течение отнесло скорпиона ближе к берегу, и он запутался в корнях деревьев, свисавших в воду. Несчастное существо отчаянно пыталось высвободиться, но лишь крепче запутывалось.

Старая женщина протянула руку к тонущему скорпиону, но, как только она до него дотронулась, тот ужалил ее. Тогда женщина отдернула руку, восстановила равновесие и снова попробовала спасти скорпиона. Но при каждой попытке хвост скорпиона с такой силой жалил ее, что ее руки начали кровоточить, а лицо исказилось от боли.

Мимо шел прохожий. Увидев, как старуха старается вытащить скорпиона, он закричал:

— Что ты делаешь, безумная? Неужели ты хочешь убить себя, чтобы спасти эту уродливую тварь?

Та посмотрела ему в глаза и ответила:

— В природе скорпиона — жалить, в моей — спасать. Почему же мне из-за его природы отвергать свою? (Фомин А. В. Лекарство от греха: Притчи. С. 97).

— Господи! Ну почему так много лжи, насилия, войн, смертей, разврата?! — спросили люди у Бога.

— Вам не нравится все это?

— Конечно, нет!

Бог ответил:

— Тогда не делайте этого! (Православный календарь «Притчи» на 2018 год. С. 125).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я