Пожалуй любой фотограф сталкивался с тем, что вообще не знал, как общаться на съемке со своими клиентами. – а зачем мне вообще с ними общаться? Ну отщелкал и до свидания. Так ведь? А может именно поэтому они больше не возвращаются? Может вы им не нравитесь? Может они не хотят даже никому вас посоветовать? Когда ваших клиентов спросят про вас – что они ответят? – да – ни о чем..– не рекомендую..– мне не понравилось…– фото неплохие, но как-то так… или так: – да – огонь съемка была – очень круто! – рекомендую двумя руками!– очень классный фотограф – легко находит подход!– мы в восторге!– было легко и интересно – обязательно пойдем еще!Вы как хотите? Вот об этом и книга – как сделать так, чтобы людям с вами нравилось. Чтобы они хотели к вам возвращаться. Чтобы рекомендовали и советовали. И да – возможно после прочтения ваша семейная жизнь претерпит сильные изменения в лучшую сторону и вы вдруг начнете лучше понимать свою вторую половинку. Будьте осторожны;)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология семейной фотографии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1.
Привет, дорогой читатель) Раз уж вы тут оказались, подозреваю, не просто же так?)
Я вам расскажу свои мысли, свое восприятие темы, постараюсь передать свои ощущения и эмоции. Все это я собирал годами и долгими часами осмысления.
Фразочки конечно избитые, но что делать, если это так?) У меня за плечами сотни фотосессий, больше десяти лет опыта съемок как коммерческих, так и творческих, есть награды, море обучений и собственная школа фотографии, где я очень важный и сам преподаю)
Эта книга не для пафоса и надувания щек. Мне жутко хотелось поделиться тем, что я сам узнал и понял за годы работы. Понял через многочасовой труд. Почувствовал на самых кончиках пальцев и научился переносить это на свои снимки. И у меня постоянное ощущение, что если не буду этим делиться — то просто лопну) Вот поэтому пишу, рассказываю и делаю это честно и открыто.
Признаюсь. Я не самый лучший фотограф. У меня нет в статусе приставки ТОП. Не кичусь наградами, хотя они и были. У меня не самая большая школа, но ученики меня любят и ценят. Я не очень люблю публичность, стараюсь избегать общества.
Но что точно про меня: я много размышляю и очень многое замечаю. Вижу то, что не поймать с первого взгляда. Чувствую вещи, которые сложно понять и объяснить. Постараюсь научить этому вас. Максимально просто и без понтов.
Задачи доказывать свою значимость у меня нет. Когда-то очень хотелось, сейчас прошло. Зато есть задача изменить чью-то жизнь. Сделать ее сильно лучше. Дать понять то, о чем мало кто говорит, но что очень и очень важно.
Если это окажется ваша жизнь и ваша карьера фотографа — отлично! Я буду очень рад, что смогу вам помочь жить и работать лучше и продуктивнее. Да еще и больше зарабатывать. Об этом тоже будем говорить — я ведь фотограф коммерческий и в заработке неплохо разбираюсь. Есть вероятность, что ваш заработок после этой книги резко подскочит)
В общем — буду стараться ничего лишнего не выдумывать, говорить открыто и честно, вещать максимально понятно и интересно. Будет скучно — киньте эту книжку в печку. А если понравится — поставьте на полку и порекомендуйте другу.
Итак. Словоблудие оставим для вечерних посиделок у камина, а сами начнем.
А начнем мы такую тему как психология и общение на фотосъемке. Открываю большой секрет — это тайное знание, ведущее вас к успеху, приятному общению, адекватным клиентам и карманам, полным денег) Вся эта история с психологией очень важна для того, чтобы у вас с вашим клиентом, другом или кем-то другим сложились доверительные отношения на фотосъемке. А еще и после съемки. А еще чтобы он пришел не раз к вам на новую фотосессию. А потом пригласил на юбилей, годовщину, крещение и что угодно еще. Именно вас, потому что у него с вами хорошие отношения.
Хотите так? В этой книге все расскажу и вы научитесь этому.
— Да ладно? А на кой они мне — эти хорошие отношения? — может спросить читатель. Он же ж клиент, зачем мне его доверие?
И ведь будет прав. Почему же нам это важно? По одной простой причине! Чтобы клиент стал нам близок, принял нас в свой “круг доверия”. Тогда он сможет нам доверять и легко соглашаться на участие в наших проектах и прочих авантюрах.
— Отлично! Как это сделать? Давай уже рассказывай рецепт!
Хм.. Не все сразу. Обо всем по порядку. Захожу, как обычно, из-за печки, но по-другому никак не объясню. Начать придется совсем с древних времен, нашей биологии и химии, происходящей в теле.
Мы все, как из кирпичиков, собраны из инстинктов. А инстинкты ведут свою политику и управляют нашей жизнью, да еще и посмеиваются над нервно курящей в сторонке логикой.
Для примера. Вы встречаете нового соседа по лестничной клетке. И какой-то этот сосед подозрительный тип… Явно что-то замышляет! Наверняка, будет целый день сверлить стену, а ночами заставлять детей играть на рояле! Проходит месяц и оказывается, что сосед — интереснейший и прекраснейший человек)
— Ну ладно. Сосед, конечно, тип своеобразный, но фотография тут причем?
А притом. Представьте, что к вам не съемку пришли люди. И вы их не знаете. И они вас тоже. У вас друг к другу отношение, как к новому соседу — подозрительное. В нас так заложено природой. Когда один человек видит другого он автоматически воспринимает его за врага. Разумеется, в намерения хорошего врага входит отобрать у нас все ценное, обесчестить наших кур, выпотрошить холодильник и натоптать на мытых полах.
В тоже время людей из своего общества мы воспринимаем как хороших людей. Хотя, сами понимаете — они такими часто вообще не являются)))
Но биологию и инстинкты так просто логикой не изменишь.
Это наша стая.
— Чего-чего?
Объясняю. Допустим, у нас есть некие люди, которых мы считаем близкими. Ну вот например — наша семья, наши друзья, наши хорошие коллеги по работе. Этих людей мы инстинктивно воспринимали своей стаей. Да: именно так же воспринимают свою стаю обезьянки. Мы в этом плане не далеко ушли. Хотя, мне кажется, мы вообще очень рядом.
— Хм… Как-то странно — засомневается скептический читатель — при чем тут какие-то обезьяны и доверие?
А вот давайте разбираться. В школе нам рассказывали, что мы все потомки обезьян. Примем это за аксиому. Значит — свои инстинкты мы унаследовали именно от них, верно?
В этом легко убедиться, если зайти в ночной клуб в пятницу вечером. Человеческого там мало. Кто-то выясняет, кто круче, кто-то покоряет самку своим могучим телом или толщиной кошелька, кто-то исполняет на танцполе брачный танец. В общем, сходство с родственниками-приматами на лицо.
— Ладно… признаю, что иногда бываю обезьяной, но и что же с того?
А то — что природой и в людей, и в обезьян, и в других животных заложены очень интересные механизмы. Мы делим весь мир на тех, кто в нашей стае и кто не в ней. Наша семья, наши друзья, наши приятели на работе, близкие — это наша стая. Мы им доверяем, ходим с ними на охоту, обсуждаем новости, встречаем врага, курим за углом, проворачиваем темные делишки.
Важно тут понять: стая — это ВЫЖИВАНИЕ и ДОВЕРИЕ.
Для лучшего сплочения “своих” природа придумала крутую механику — гормоны. Определиться в позывных “свой-чужой” отлично поможет биология в обнимку с химией.
Есть такой прекрасный гормон окситоцин, один из гормонов счастья. Он вырабатывается при общении с близкими, хорошими людьми, которые вам дороги и интересны.
Это нужно для очень простых целей — выживания. Этот инстинкт руководит нами, подсказывая: В СТАЕ БЕЗОПАСНО!
А если из стаи уйти, попадешь в зубы леопарду или змея укусит за попу.
Простейший эксперимент: быстро схватите ближайшего к вам ребенка и покрепче его обнимите и потискайте! Даже если вам было грустно и плохо — станет гораздо лучше. Быстро поймете, что нет места печали, а нужно радоваться жизни.
Итого — резюмирую.
“Свои” — это наша стая. Стая — это хорошо и безопасно. Чтобы было приятнее общаться, природа придумала гормоны радости. Один из них — окситоцин.
Да — сейчас у нас никакой стаи нет. Мы абсолютно спокойно можем всю жизнь прожить в одиночестве и даже на улицу можно не выходить. Но инстинкты-то остались!
Как в старом анекдоте:
Можно вывести человека из обезьяны, но нельзя вывести обезьяну из человека.
Видели таких, наверняка)
Мы все состоим из эмоций, чувств, переживаний, настроений и т.д.
Продолжаем про окситоцин, да простят меня специалисты, если я чего-то напутал. Соответственно, как только вы попадаете в чужую группу людей, вы чувствуете себя плохо, неуверенно, вы всех начинаете подозревать, не любить и т. д. Это нормальная реакция!
Понимаете? Именно потому, что мы остались без СВОЕЙ стаи и кругом чужие — нам плохо. Вместо “доброго” окситоцина в крови плещется “злой” кортизол.
Привожу доказательства:
— Быстренько вспомните, как вы впервые зашли в новый класс.
— Первый день на новой работе.
— Вас привели в новую компанию, где вы никого не знаете.
Было вам не по себе?
Было-было) И не раз.
— Ладно! Верю. Как это связано с фотографией и клиентами?
Связано очень просто: между клиентом и фотографом в самом начале их общения нет связи. Они из враждующих группировок и их стаи сидят на разных деревьях, кидают друг в друга шкурки от бананов и корчат рожи.
Разумеется, что фотограф и клиент воспринимают друг друга, как врагов. Но если фотограф в силу привычки и профессии может воспринять клиента нормально, то клиент не всегда.
А что такое, когда клиент видит в исполнителе врага? Дело плохо… Будут придирки, недовольство, жадность, претензии… готовьтесь к проблемам.
— А что мы можем с этим сделать?
Вот! Наконец! Теперь я могу переходить к сути нашей книги и поиграть в умного дядю, рассказывающего школьникам очевидные вещи. Включаю режим крутого препода и вещаю.
Я разобью наше общение с клиентом на три части.
1. До съёмки.
2. Во время съемки.
3. После съемки.
И я постараюсь объяснить психологические аспекты всех этих этапов.
— Аспекты, блин… кто придумывает эти термины? Почему нельзя разговаривать так, чтобы тебя понимали?
Эх… Соглашусь. И всегда сам раздражаюсь, когда простые вещи пытаются усложнить. Друг мой, у меня просьба: если я буду уподобляться высоколобым словоблудам с абсолютно непонимаемым сленгом, вы меня одергивайте и сообщайте, вот тут бы поправить! Когда будете писать отзыв про книгу — вспомните про это.
Ну, да Бог с ней, с терминологией. Ближе к сути. Этапов три и каждый из них жутко важен. Нельзя остановиться на чем-то одном. Потому что если мы хотим долгое время быть с человеком в доверительных отношениях, важны все три этих кусочка.
Нужно и до съемки пообщаться, и во время, и после. Все это делать как-то хорошо, тепло и по-человечески.
Конечно, если мы хотим быстро что-то слепить, и нам плевать на дальнейшее, можно остановиться только на первом пункте. Перекинуться с клиентом парой фраз в переписке, назначить цену, молча провести съемку и гордо удалиться. Потом молча скинуть фотографии и забыть все это, как страшный сон.
Работая таким образом, на карьере фотографа можно смело ставить крест. Больше этих людей вы не увидите, рекомендаций от них не будет.
— Как так то? Я ведь всегда так делаю…. Мне казалось, это нормально…
Можно и по-другому. Если мы хотим получить просто хорошие фотографии, можно остановиться на втором пункте. Этого тоже будет достаточно. Общаться после съемки совсем не обязательно.
Но! Ведь можно лучше) И дольше. И с бОльшим удовольствием;)
И! Если же мы хотим получить клиентов навсегда, то все эти три пункта очень важны!
Сейчас я объясню это с точки зрения психологии, а не фотографии, потому что фотография, зачастую, и есть психология. Когда вы общаетесь или работаете с людьми, вы так или иначе становитесь психологом. Ну а как иначе? Ведь ваша основная задача (почти всегда) это получить хорошее фото, которым будет доволен клиент.
Так давайте же выясним, что же такое хорошее фото и почему клиент будет доволен. Ну или не будет. Все зависит от того, хороший ли вы психолог)
— Но как же так? А как же свет, композиция, мое художественное чутье?
Да-да… вы правы. Все это очень важно. Но… Даже если вы гениальный фотограф с невероятным чутьем, можете ли вы создать атмосферу на съемке, в которой человеку хорошо? Или он вынужден потеть, стоять в корявой позе, мучаться, страдать и т.д.? А может фотограф говорит ему гадости и сравниваем с более симпатичными и интересными клиентами?
И, возможно, даже ему понравятся ваши фото. Но он никогда не забудет, как плохо ему было. И как его унизили. И как думаете, он после этого придет к вам еще хотя бы раз? Чтобы заново все это пережить?
Что-то я сомневаюсь) Боюсь разочаровать великих фотографов: если человеку где-то было плохо — больше он туда не пойдет без крайней нужды. Вы разве хотите, чтобы люди ходили к вам лишь по нужде?
Вы любите сверлить зубы? Ходите на эту процедуру просто для удовольствия? Наверное, нет. Туда надо, но совсем не хочется.
А куда хочется? Туда, где легко, спокойно, интересно, весело, умно, расслаблено, уютно и впишите сами то, что вам нравится) Вот тогда захочется вернуться. И порекомендовать друзьям. И прийти с друзьями) И семью привести — и вообще делать это как можно чаще.
Вывод простой и очевидный — люди приходят не только получить хорошие фотографии, но и хорошее эмоциональное состояние.
И что же это выходит? А выходит так, что наша задача — создать на съёмке хорошее настроение, ощущения кайфа. Когда человек идет домой и думает: как было круто работать с Машей, так приятно общаться с этим фотографом, она такая замечательная! С таким человеком клиент чувствует себя по-особенному! Совсем другим человеком! Очень часто именно за этим возвращается к фотографу.
Хорошая фотография — это хорошо, но эмоции и воспоминания прилагающиеся к фотографиям — еще лучше. Для чего нам воспоминания? Для того, чтобы мы, воспроизводя их у себя, в голове, возвращались в ТОГДА. В то самое — классное) Мы не любим вспоминать о плохом, не любим то, что напоминает нам о неприятном прошлом. Мы стараемся оттолкнуть от себя плохое, в том числе фотографии, видео и другие негативные вещи.
А хорошие мы храним. Храним старые фотоальбомы, где мы совсем маленькие и вокруг все сильные и добрые) Женщина хранит платье, в котором когда-то пошла на первое свидание. У кого-то в шкафу живет свадебное платье. Людям нужны воспоминания. Добрые, теплые, приятные)
Давайте сейчас вместе закрываем глаза и начинаем представлять.
Допустим, пришла к вам какая-то семья. Основное, для чего они пришли — это получить классные фотки. Как бы… Ну, это они думают, что пришли за фотографиями. Но мы то с вами ребята умные — знаем, что почем) И у нас цели посложнее. И знаем мы немножко больше. Нам нужно сделать так, чтобы эти люди получили на съемке эмоции, чувства, ощущения.
— Какие? И как им их дать?
А вот давайте размышлять. Что это за люди? Кто они? Какая у них жизнь? Чего они хотят? Представим пару, которая уже 10 лет в браке, и пришли на парную фотосессию. Что они получат?
— Фотографии?
Разумеется) Но не только С вашей помощью они выйдут из рутины, обнимут друг друга, кайфанут от давно забытой близости. По-новому посмотрят друг на друга, влюбятся заново в того человека, с которым прожили много лет.
— И как же такого добиться от них?
А вот читайте дальше и все поймете. Или вот девушка заказывает фотографа на свадьбу. Что она хочет? Наверное, сохранить воспоминания для того, чтобы потом возвращаться в тот день. А кроме этого? А кроме этого — чувствовать себя самой красивой, самой любимой, самой невероятной и понимать, что этот день для нее!
Ей нужны эмоции.
Еще пример. Мама, которая привела всю семью на фотосессию. Конечно, же ей важны фотографии! Ради них все и затевалось) Но! Она может и не догадывается, но фотосессия может дать ей бесценный бонус!
— Ух ты! А какой?
А вот такой — она может почувствовать общность своей семьи, ощутить, что у них крепкая семья, а не каждый сам по себе. Ведь в глубине души она очень тревожится… Что муж охладел, что дети сами по себе, что она сама не так важна своим близким. Можем ли мы ей в этом помочь?
Да. Сделать то, чего не сможет ни один психолог.
Не бросайте книгу и все поймете.
Или например девушка приходит на съемку в красивом номере отеля, в классном белье или в шикарном платье. Зачем? Ведь она не ходит каждый день в таком? А ради ощущений. Ради того мимолетного чувства — Я-Королева. Пусть даже на короткие минуты.
Смотрите, что выходит. Мы можем воздействовать на людей гораздо-гораздо глубже! Не просто картинки на экране телефона, а менять их жизнь, менять их отношение друг к другу и к себе.
Как вам ощущать себя вершителем судеб?) Кайф?)))
Шутки шутками, но дочитав мой шедевр, вы очень многое для себя откроете. Поймете, что можно делать, что нужно делать, познаете мою философию Семейной Фотографии. В ваших фотографиях появится что-то очень глубокое. Очень интимное и таинственное. Что-то, что будет возвращать ваших клиентов в те самые приятные ощущения, испытанные ими на съемке.
— А фотографу-то это зачем?
Пока не поняли? Давайте объясню. Допустим, у вас есть парикмахер. Есть же? Наверняка) Или автомеханик. Или стоматолог, или педиатр, к которому водите детей. Любой специалист.
Так вот: мы выбираем человека не только по профессиональным качествам. Если это крутой специалист — отлично! Но если как человек — полный мудак (ой! Я что — вслух это написал?), то клиенты будут стараться избегать его. Возвращаться по-минимуму и в случае лишь крайней необходимости.
Реальный пример: врач-узист в поликлинике. Мама привела ребенка и беспокоится, чтобы все было хорошо. Задает вопросы:
— Скажите, пожалуйста, что там видно?
— Ой, мамаша, вы не лезьте в те вопросы, в которых ничего не понимаете. Вы что, врач? Вот и сидите спокойно. Потом педиатр вам все объяснит. А занимаюсь работой и язык чесать мне тут с вами некогда. Да вы и не поймете ничего, тут специалистом быть нужно, а не с улицы приходить.
Диалог реальный… Хотите еще разик к такому доктору?
Вот про это и речь: мы предпочитаем ходить к тем, кто нам нравится и кому мы сами тоже нравимся) А если специалист нам не подходит, то пусть к нам не подходит. Какой бы"профи"это не был. Сами понимаете — фотограф не специалист первой необходимости. Поэтому загонять клиентов в негатив — не наш метод.
Вывод всего этого такой — каждый преследует свои цели и мы должны цели наших клиентов понимать.
Может быть, они думают, что им нужны фотографии, но мы-то с вами знаем, что фотографии — это только маленькая верхушка огромного айсберга, способного утопить Титаник.
Понимая, чего хотят эти люди, у нас развязывается руки, включается мозг и учащается сердцебиение) Мы начинаем думать, как же с ними общаться, чего они хотят, кто из них главный. Важно понимать, кого поставить на первый план, с кем общаться про деньги, какую позу подобрать, чтобы понравилось. Кому что сказать, кому уделить больше внимания, как управлять детьми. Как получать чистые эмоции и естественные позы.
Понимая это, мы с вами можем очень глубоко погружаться в этих людей и очнь хорошо с ними коммуницировать. А если уж совсем меркантильно говорить — это наши деньги. Чем ближе мы сойдемся с этими людьми, тем лучше мы удовлетворим их потребности, и тем лучше получатся фотографии.
В будущем эти люди с радостью придут к нам ещё раз, порекомендуют нас своим друзьям, товарищам, прочим и прочим.
А не это ли нам нужно?) Хорошо ведь, когда знаешь, чего хочешь)))
А теперь, дорогой читатель, перейдем к вещам более глубоким. Устремимся же в глубины человеческих инстинктов, призовем себе на службу биологию и психологию, поймем, в чем же историческая разница между мужчинами и женщинами, найдем способы применения этих знаний в сугубо практических целях Семейной Фотографии!
За мной, дорогой друг! Нас ждут Великие Дела!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология семейной фотографии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других