Продажа начинается с продукта. Путь продуктолога

Сергей Каракозов

Эта книга была написана, потому что на рынке очень много контента о продажах и маркетинге, а вот про продукт почти не найти. Планирование продаж также нужно начинать именно с продукта. И написана она главным образом для менеджеров по продукту. Будет полезна руководителям небольших компаний и отделов маркетинга и продаж, специалистам, которые занимаются продвижением продуктов под собственной торговой маркой.

Оглавление

Первые месяцы на работе

Вы устроились на должность менеджера по продукту. Возможно, вы уже работали в компании на другой должности и получили повышение.

Менеджерами по продукту становятся переводчики и лингвисты, используя способность говорить на одном языке с поставщиками. Инженеры и технические специалисты также могут занять эту должность, опираясь на свои знания о продукте. Они необходимы здесь, если продукт технически сложный. Переводчик или лингвист просто не сможет освоить сложные технические вопросы за короткий промежуток времени.

Вы могли бы перейти с должности аналитика или маркетолога, иногда это получается сделать из отдела продаж.

Если вы собираетесь перейти на должность из отдела продаж, у вас есть опыт продаж и переговоров с дистрибьюторами или конечными потребителями продукта. По мере прочтения этой книги вы будете понимать, как одновременно удовлетворить запросы клиентов и получить прибыль от продаж.

Используйте свои сильные стороны личности и развивайте слабые стороны. Уточните у руководителя ваши задачи на испытательный период. Будет неплохо, если вам назначат наставника на этот срок.

Вам дадут время на изучение текущего ассортимента и познакомят с другими сотрудниками, отвечающими за ассортимент.

Познакомьтесь с дизайнерами, которые производят дизайн упаковки продукта и рекламные материалы для его продвижения на рынке. Уточните правила взаимодействия с этим отделом, которые приняты в вашей компании.

Познакомьтесь с сотрудниками отдела внешней логистики — они производят таможенное оформление продукции, которую вы закупите в ближайшее время у зарубежных поставщиков. Уточните таможенные пошлины и стоимость доставки продукта, за который вы отвечаете. Эта информация должна быть у вас под рукой всегда, так как стоимость доставки и таможенного оформления нужна для расчетов себестоимости продукта. Отдел логистики должен предоставить вам несколько вариантов доставки продукции от поставщика: морским контейнером, железнодорожным или автомобильным транспортом, самолетом. Различные способы предполагают и различные сроки и стоимость доставки. Логисты также оформляют необходимые сертификаты на продукт, который вы закупаете. Они контактируют с представителями вашего поставщика, организуют доставку продукции, сообщают вам стоимость доставки и величину таможенных пошлин на конкретную партию.

Отдел внешней логистики также сообщает сроки доставки от склада поставщика (фабрики) до вашего склада. Во время доставки возможны задержки на разных этапах в пути. Вот почему для отдела продаж необходимо сообщать срок поставки с некоторым запасом времени, иначе придется объяснять причину задержки.

Зафиксируйте контактные данные всех поставщиков продукции, с которыми вам предстоит сотрудничать в будущем, уточните их слабые и сильные стороны у вашего руководителя или у ваших коллег. Узнайте, работают ли с этими поставщиками ваши конкуренты. Как успешно и давно работают?

Познакомьтесь с сотрудниками склада и его возможностями. Вы должны представлять, сколько продукции вы сможете разместить на складе готовой продукции и стоимость хранения этой продукции. В вашей компании может быть один или несколько складов, расположенных в различных регионах страны.

Уточните в отделе продаж, с какими типами посредников (дистрибьюторов) работает компания. Узнайте максимальную скидку для дистрибьюторов и конечных покупателей продукта для каждой категории посредников, с которыми работает отдел продаж. Есть такие рынки, где вам для продажи посредники не требуются, а значит, не требуется и предоставление скидок.

Отдел продаж может быть разделен по типу посредников, с которыми работают специалисты: сетевые клиенты, небольшие розничные офлайн — и онлайн-магазины, крупные интернет-магазины и маркетплейсы, конечные заказчики продукта. В отделе продаж необходимо запросить информацию об основных конкурентах вашей компании. Вы будете часто общаться со специалистами отдела продаж на протяжении вашей карьеры менеджера по управлению продуктом и продуктовыми линейками в компании. И обучение свойствам нового продукта специалистов по продажам может стать вашей обязанностью — в виде живых мероприятий или онлайн-обучения.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я