Проблемы развития малого предпринимательства России представляется необходимым рассматривать через призму налогообложения и построения концепции налоговой политики в сфере малого бизнеса. Существующее состояние российского малого бизнеса обусловливается непоследовательной политикой государства в сфере налогообложения, чрезмерным администрированием субъектов малого бизнеса и заурегулированностью этой сферы. В этой публикации рассмотрен один из актуальных вопросов данной проблематики, а именно: «Налоговое администрирование и инновационное развитие». В ней доступно, в лаконичной форме с привязкой к нормативным документам, изложена тема, раскрыты основные положения данной проблематики. Практические примеры и рекомендации представляют особый интерес для выстраивания финансово-правовых отношений с государственными, налоговыми органами с позиции их оптимизации.Адресовано экономистам, юристам, специалистам в сфере налогообложения, студентам экономических специальностей вузов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоговое администрирование и инновационное развитие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
В настоящее время практически во всех странах мира проходят процессы модернизации налогового администрирования. Это связано с целым рядом причин:
— развитие Интернет-технологий;
— развитие электронного документооборота;
— появление трансграничных нарушений в области налогообложения;
— использование офшорных зон для целей ухода от налогов;
— появление новых административных процедур в отношении налогоплательщиков, таких как возможность регистрации компаний и предпринимателей онлайн, появление новых форм отчетности и механизмов фиксации действий налогоплательщика, таких как передача данных с контрольно-кассовой техники онлайн.
Эффективная политика налогового администрирования в настоящее время должна включать в себя две системы:
— систему, направленную на обнаружение административных правонарушений и случаев уклонения от уплаты налогов, и модернизацию системы борьбы с уклонением от налогов, пересмотром санкций и взаимодействию налоговых органов различных стран;
— систему, направленную на упрощение системы налогообложения для тех компаний, кто соблюдает налоговое законодательство, своевременно уплачивает налоги.
Таким образом, модернизация системы налогового администрирования должна исходить из паритета двух систем, направленных на избежание уклонения от налогов и упрощение административных процедур.
На сегодняшний день реформы налогового администрирования фигурируют в стратегиях многих государств-членов Евросоюза. Например, в Болгарии создана специальная налоговая дирекция для борьбы с налоговым мошенничеством, аналогичный департамент был создан в Румынии, в Чехии реализован проект «одного окна», реорганизация налогового администрирования также стоит в качестве приоритетной задачи в Хорватии.
Очень важным вопросом в области модернизации налогового администрирования стоит задача по обработке информации, внедрении IT-систем для управления сбором налогов, совершенствования предоставления услуг налогоплательщикам и одновременному предотвращению мошенничества в области налогообложения. Так, в Болгарии была расширена информационная линейка электронных услуг, предоставляемых налогоплательщикам, в Чехии введен электронный почтовый ящик (мейл) для налогоплательщика, позволяющий своевременно получать информацию как по уплате налогов, так и пенсионных сборов, в Ирландии введена новая информационная система подачи декларации по налогу на имущество. В Великобритании принята новая стратегия электронного администрирования.
Одновременно государства-члены Евросоюза приняли меры, направленные на борьбу с мошенничеством и уклонением от уплаты налогов, в некоторых случаях данные мероприятия реализуются в рамках многолетних стратегий, ориентированных на снижение системных рисков и снижение случаев уклонения от уплаты налогов. В частности, на Кипре разрабатывается стратегия управления налоговым администрированием, основанная на системном анализе рисков. В Эстонии в качестве приоритетных направлений налоговых проверок выделяются такие секторы экономики, в которых традиционно существуют высокие налоговые риски, к ним относятся: строительство, общественное питание, отрасль туризма и гостеприимства. В Финляндии в целях совершенствования налогового администрирования реализуется план борьбы с теневой экономикой. Основным направлением модернизации налогового администрирования в Италии является реализация плана выявления незадекларированных доходов, а также случаев отмывания денежных средств.
Наряду с данными мерами реализуются также мероприятия по упрощению уплаты налогов, такие как расширение электронных услуг, предоставляемых налоговыми администрациями. В частности, в Великобритании, Чехии в настоящее время применяются возможности электронного декларирования. В Австрии установлена упрощенная система обмена фактурами и инвойсами, а в Болгарии введен режим благоприятствования для субъектов малого предпринимательства в виде возможности отказа от уплаты НДС. В Италии установлен порядок предварительной проверки заполненных деклараций, что позволяет избежать ошибок и затрагивает примерно 30 миллионов налогоплательщиков1.
Данные системные изменения в налоговом администрировании, применение системного подхода к налоговой модернизации позволяет говорить о глобальном характере изменений в области налогового администрирования в различных странах.
Поскольку совершенствование и модернизация налогового администрирования являются приоритетным направлением, то в ряде стран разработаны специальные стратегии модернизации налогового администрирования.
В частности, в Польше2 в соответствии с подобной стратегией предусмотрен целый ряд мер по модернизации налогового администрирования. В соответствии со стратегией Минфин реализует целый ряд инициатив, которые являются неотъемлемой частью стратегического подхода к модернизации налогового администрирования. Стратегия предусматривает пятилетний план модернизации.
Среди основных мероприятий, используемых в стратегии модернизации налогового администрирования, можно выделить:
Институциональные реформы
Под институциональным укреплением в рамках модернизации подразумевается укрепление административной поддержки, поддержание фокуса на обслуживании клиентов, развитие специализированных центров компетенции налогообложения, улучшение управления сдачей отчетности, улучшение налогового планирования и мониторинга, а также оценка факторов налогового риска. В стратегии отмечается, что для успешной реализации всеобъемлющей стратегии налогового администрирования.
В качестве ключевых направлений институциональных реформ выделяются:
— организационные реформы;
— реформы управления и сдачи отчетности;
— развитие рекомендаций.
При этом в первоочередные задачи входит совершенствование организационного механизма и внедрение современных управленческих механизмов для повышения эффективности налогового администрирования.
В рамках первоочередных задач в стратегии определены следующие:
— объединение функций налогового администрирования исключительно в рамках налоговой администрации;
— организация обтекаемой сети подразделений на местах, которые используют современные процессные технологии и преимущества интенсивного технологического процесса;
— внедрение налоговой сегментации в отношении сбора налогов крупных, средних, малых и микропредприятий;
— установление прочной правовой базы для целей управления налогообложением;
— оценка эффективности работы налоговых органов на регулярной основе;
— использование современных методов управления, таких как стратегическое управление налогообложением на основе стратегии, миссии, видения и определения ценностей в управлении налогообложением;
— изменение контроля над IT-ресурсами в целях отсутствия сбоев в поддержке налогоплательщиков по уплате налогов.
В качестве перспективных направлений, которые используются в рамках институционального подхода в Польше, автор выделяет создание трех специализированных центров, специализирующихся на разработке передовых направлений сотрудничества с налоговыми органами и использования передового опыта, подобные центры несут ответственность за вопросы стандартизации и принятии последовательных инициатив в налогообложении. Также в рамках стратегии модернизации налогового администрирования предполагается разработать функции планирования и мониторинга на основе ежегодных общих планов достижения конкретных целей и снижения налоговых рисков. В задачи подобных центров входит обеспечение всех налогоплательщиков необходимыми средствами для выполнения своих налоговых обязательств, упрощения административных процедур по уплате налогов, а также снижение случаев мошенничества за счет улучшения налогового администрирования, ориентированного на налогоплательщика. Современная система налогового администрирования стремится создать равные условия для всех налогоплательщиков, что означает применение одних и тех же процессов налогообложения по всей стране, стандартизацию и унификацию налогообложения. Вместе с тем, кадровые ресурсы, направленные на совершенствование налогового администрирования не должным образом организованы, что вызывает многолетние проблемы налогового администрирования и ресурсообеспечения. Так, в обслуживании налогоплательщиков и регистрации новых компаний должно быть занято от 15 до 25% кадровых ресурсов, а в рамках налогового аудита — от 25 до 30% сотрудников.
Инновационные направления сервисного обслуживания
Одним из перспективных и инновационных направлений развития является переход к организации услуг для налогоплательщиков на основе сервисного обслуживания налогоплательщиков. Вместе с тем, к проблемам развития сервисного обслуживания в настоящее время относятся свернутые программы подачи электронных налоговых деклараций, создание современных центров обслуживания клиентов в местных налоговых администрациях, развитие информационных кампаний, проведение семинаров для новых компаний, создание централизованного Национального информационного центра для развития налогового консультирования, развитие доступа к информации о собственных счетах налогоплательщика через налоговый портал. В качестве инновационных направлений развития сервисного обслуживания вводится программа персональной помощи всех новых микропредприятий в течение восемнадцати месяцев после регистрации.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоговое администрирование и инновационное развитие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других