Зачистка под ноль

Сергей Зверев, 2011

В азиатском Королевстве Суньяма, где который год полыхает гражданская война, в качестве военного советника служит бывший майор российского спецназа ВДВ Игорь Великанов. Но это лишь официальное прикрытие. Он – сотрудник чрезвычайно законспирированной российской спецслужбы «Пирамида» и выполняет особое задание. В буддийских монастырях королевства с древних времен хранятся мандалы – священные золотые пластины, с помощью которых можно кодировать массы людей и управлять ими. Еще эсэсовцы во Вторую мировую войну пытались разгадать тайну этих пластин. За заветными артефактами охотятся американцы. Если они заполучат мандалы, быть беде. Ее и пытается предотвратить десантник Игорь Великанов…

Оглавление

Глава 5

Карающий меч

Утренний холодок бесцеремонно пробирался под камуфляж. Внизу, где зеленеют покровы густых лесов и полей, сейчас царило тепло. Но в горах, на высоте три тысячи метров, было зябко.

Предводитель горного оперативного отряда командир третьего ранга Хан Кай смотрел на открывающийся вид, и его давно зачерствелая душа пела на возвышенной ноте — настолько красивы были утренние горы, яркие витражные цвета зеленых холмов и голубых озер, первозданная белизна вознесшихся вдали заснеженных вершин. Возникало ощущение, будто весь мир у тебя на ладони. Протяни руку — и дотянешься до соседней скальной гряды. Проведи ладонью и ощути бархатную мягкость леса, покрывшего холмы справа. Щелкни пальцем — и разлетится на мелкие кусочки приютившаяся на каменистом склоне небольшая, с серыми от древности и непогоды стенами, пагода буддистского монастыря.

Хан стиснул кулак, будто бы сжимая в нем похожий на картинку монастырь, и приказал:

— Рассредоточиться. Скрытное передвижение. Соблюдать осторожность. Первыми идут Дильнур и Хтайк.

Красоты красотами, но они сюда прибыли вовсе не для того, чтобы любоваться пейзажем. Они — карающий меч.

Началось все с того, что несколько дней назад генерал Чэнь Вэй решил напомнить о себе правительственным войскам. Пехотные части регулярной армии взяли под контроль несколько поселков в нейтральной зоне, которая издавна была яблоком раздора между правительством Королевства Суньяма и отрядами «Справедливого пути Суньямы». В ответ генерал приказал наглядно продемонстрировать, кто в этой части страны хозяин. И командира Хана направили на акцию возмездия. Задача была простая — организовать засаду на дороге, где, как по собственному двору, раскатывали теперь колонны королевских Вооруженных сил.

— И чтобы ни один «железноголовый» не ушел от заслуженной кары, — повелел генерал. «Железноголовыми» называли армейцев за их покрашенные в зеленый цвет каски, давным-давно приобретенные у китайцев.

Командир Хан, бывший капитан правительственных войск, по праву считавшийся в боевых отрядах «Справедливого пути» лучшим мастером диверсий, организовал засаду по всем правилам военного искусства. Выбор позиции — дорога сужалась между гор, и маневр был затруднен. Маскировка — даже птицы не должны были заметить ждущих в засаде бойцов. Зоны огневого поражения перекрывали все пространство боя. Он на своей шкуре прочувствовал истину, заключающуюся в том, что хорошая организация любой вылазки — главный залог успеха. Война не любит дилетантов и бездельников-пустозвонов. Они долго не живут.

Пришлось ждать целых четырнадцать часов. Боевики с миром пропустили большую колонну с бронетехникой, которая была им не по зубам. Не обратили внимания на всякую мелочь — одну-две машины с солдатами — не для того преодолено столько трудностей. И, наконец, дождались хорошей добычи — колонны из нескольких грузовиков, джипов и двух египетских колесных бронетранспортеров «Фахд».

Успех засады зависит от первых мгновений. И Хан их использовал на все сто!

В первые минуты боестолкновения удалось угомонить большинство врагов. Зачадили подбитые бэтээры. Опрокинулся легкий грузовик, и еще два весело пылали вместе с трупами солдат. Но часть «железноголовых» сумела организовать огневой отпор, ушла из сектора плотного огня и, огрызаясь очередями, стала отходить вверх в горы.

Отлично помня волю генерала, что умереть должны все, а также зная, к каким плачевным для здоровья последствиям приводит игнорирование указаний лидера «Справедливого пути», командир Хан приказал добить поверженных врагов и организовал преследование. Всех — значит, всех!

Двоих армейцев уничтожили у подножия горы. Они отстреливались до последнего, но их было слишком мало. И патронов у них было мало. Но все равно им удалось ранить четверых и убить еще двоих бойцов «Справедливого пути». Не страшно. У генерала много бойцов. Хуже было, что еще троим «железноголовым» удалось все-таки уйти. Те, погибшие, прикрыли их.

Связи не было, войсковая рация, которая добивает до главной базы «Справедливого пути», продырявлена шальным осколком и восстановлению не подлежит. Следовательно, невозможно договориться об эвакуации или запросить дополнительных указаний. И командир принял решение — идти до победного конца.

Плутать в горах и искать канувших неизвестно куда троих королевских пехотинцев было заведомо проигрышным занятием. Но Хану повезло. На третий день в горной деревне сочувствующий «Справедливому пути» местный забойщик скота нашептал, что в буддистском монастыре к югу от поселка Тумана появились чужие.

До монастыря было по местным меркам рукой подать — не больше полусуток хода по горным дорогам. Здесь можно рассчитывать только на свои ноги или на вьючных животных. Но бойцам было не привыкать выбивать башмаками дорожную пыль и полировать подошвами камни.

И вот они здесь. У цели. Дело за малым: выковырять из-за крепких монастырских стен троих «железноголовых». И наказать монахов за оказание содействия врагу. И Хану совершенно наплевать, что Будда требует от своих слуг оказывать помощь всем страждущим. Они — пособники проклятого режима короля Наинг Тхуна, а с пособниками обычаи предписывали действовать предельно жестко. Чтобы и они, и их дети с внуками надолго запомнили справедливую кару, да еще послужили бы назиданием другим.

Монастырь отгораживала от превратностей внешнего мира высокая каменная стена, покрытая серой штукатуркой. Она могла бы послужить препятствием, но тяжелые ворота из покрытого красной краской дерева были гостеприимно распахнуты. И передовые бойцы, незаметно подобравшиеся как можно ближе под прикрытием деревьев и кустарника, резво рванули вперед. Простодушные буддистские монахи в оранжевых балахонах, выгуливавшие коз и волов на пастбище у монастыря, не только ничего не успели сделать, но и вообще даже вообразить, как надлежит поступать в подобных случаях.

Вскоре бойцы уже взяли ворота под контроль. И держали на мушке монахов в монастырском дворике.

— Стоять! — истошно заорал Дильнур — боец-уйгур, не слишком хорошо знавший местный язык. — Или я стрелять!

Тут подоспели основные силы. Хан неторопливо и важно прошествовал в ворота, по обе стороны от него двигались двое боевиков, водящие из стороны в сторону стволами китайских автоматов Калашникова и всем своим видом выражавшие готовность открыть стрельбу на поражение.

Во дворе возвышалось здание главного храма с позолоченной крышей и красными стенами, окруженное божественными статуями. По его ступеням навстречу командиру спустился настоятель монастыря — он был одет в такие же одежды, как и монахи, но его пожилой возраст и властная, уверенная манера держать себя говорили о его старшинстве.

— Кто ты? — спросил он, испытующе глядя на Хана. — Почему ты ступаешь на территорию монастыря в обуви? Зачем ты оскверняешь место нашего духовного труда?

— Я командир специального отряда «Справедливого пути Суньямы», — гордо оповестил Хан. — Мы пришли за грязными «железноголовыми», которых вы скрываете от возмездия.

— Здесь никого нет! Здесь только молящиеся и ищущие истинный, а не ваш справедливый, путь! — нервно воскликнул худой монах средних лет, лишенный левой руки. — Уходите отсюда. Не гневите богов!

Хан в ответ только широко улыбнулся и подал знак. Бойцы стали рассредоточиваться по обширной территории монастыря, заполненной подсобными и жилыми помещениями, множеством храмовых построек, ступ — похожих на муравьиные кучи каменных хранилищ священных реликвий. Фактически, это был небольшой городок.

Незваные гости по-хозяйски осматривали территорию, распахивая ударами тяжелых ботинок хлипкие ненадежные двери. С возгласами, выражавшими общее удовлетворение жизнью и своим местом в ней, а также выполняемой работой, боевики пинками и прикладами расшвыривали монахов, переворачивали скамейки и ящики.

Хлипкая дощатая постройка без окон располагалась в самом отдаленном закутке монастыря. Обследовав сарай с запасенным сеном и кувшинами с зерном, двое бойцов подошли к ней. Выбив ногой дверь, они шагнули в помещение.

Коротко рявкнул автомат. Первый боец, как подкошенный, рухнул на пороге. Второй успел отскочить в сторону, но автоматная очередь, прошив тонкие доски, настигла и его.

Люди Хана тут же рванули к месту стрельбы. Но они были опытными вояками, поэтому на рожон не лезли, а умело рассредоточились, прячась за грудой камней, строениями, чтобы не стать жертвой шальной пули.

— Выходи! Бросай оружие! Убивать не будем! Плен. Еда. Медицинская помощь! — безбожно врал Хан, прикидывавший про себя, какую устроит образцово-показательную казнь.

В ответ — короткая очередь прямо через доски.

— Огонь! — отрывисто скомандовал командир Хан.

Застрекотали ручной пулемет и несколько автоматов, в труху разнося ветхое строение.

Казалось, там никто не мог выжить. Но когда воины «Справедливого пути» рванули вперед, оттуда снова прозвучали выстрелы. Постройка оказалась с каким-то секретом, защитившим оборонявшихся от пуль.

— В укрытие! — крикнул командир. Не стоило глупо терять людей. Все равно «железноголовым» некуда деваться…

И тут верткий и ушлый уйгур Дильнур неслышно подобрался к ставшей крепостью постройке и кинул в зияющий проход две гранаты. Прислушавшись, для пущей надежности загнал еще одну.

В иссеченном осколками и изрешеченном пулями домике за деревянными коробами нашли трупы королевских пехотинцев — сержанта и двух рядовых. В помещении к духу пороха и гари примешивался запах лечебных трав, благовоний и крови, запекшейся на бинтах. Видно было, что монахи выхаживали своих гостей со всей добросовестностью и прилежанием.

Командир Хан посмотрел на своих убитых бойцов. И в нем вспыхнула холодная, всепоглощающая ярость. Нарочито спокойно он приказал:

— Всех местных обитателей — во двор.

Через несколько минут туда согнали около тридцати монахов, одинаково одетых и казавшихся в своих ярко-оранжевых одеяниях какими-то несерьезными, игрушечными. Они не галдели, не возмущались, не истерили, не просили пощады. Они были неестественно спокойны, хотя многим это давалось ценой огромных усилий. Никто из них не мог уронить лицо перед вторгшимися в их обитель жестокими варварами.

Изначально буддизм был равнодушен к национальному началу, к политике, к социальным проблемам. Ламы старались отстраниться от раздирающих общества и государства противоречий, никогда не выступали как на стороне верхов, так и угнетенных низов. Постижение истины и освобождение из циклов перерождений, достижение слияния с абсолютом — вот и вся их забота. Но помощь всем нуждающимся и страждущим была одной из основ, которую не могло поколебать ничто. И тогда они невольно оказывались втянутыми в чужие дела.

Командир указал на однорукого монаха. Бойцы подскочили к нему, подтащили и швырнули как мешок на землю. Потом приподняли, поставили на колени.

— Значит, здесь нет посторонних? — со змеиной улыбкой произнес командир. — Тогда кто стрелял в моих верных бойцов? Или это был злой демон?

Стоящий на коленях монах не ответил, смотря перед собой в землю.

— Ты будешь отвечать? Или тот же демон замкнул твои уста?

Монах не произнес ни слова.

— Ты лгал. Это грех. Грешный монах — это неправильно, — командир Хан поднял ствол, упер его в лысый череп монаха. — Ты должен быть наказан!

Раздался одиночный выстрел. Монах рухнул, дернулся и затих.

Хан выдал длинную очередь в воздух, разом опустошив магазин автомата, и крикнул:

— Монастырь будет наказан! И это справедливо!

Начался грабеж. Некоторые бойцы чувствовали себя не в своей тарелке, поскольку принадлежали к этой вере и боялась мести духов. Но большинству было плевать на все — и на богов, и на демонов. Единственный бог и демон, которого они признавали, был генерал Вэй. А он всегда твердил, что пособники врагов — это тоже враги, и на них должна быть обрушена справедливая и жестокая кара вне зависимости от того, кем они являются.

Настоятель невозмутимо и молча взирал на то, как вандалы грабят его монастырь. Он блестяще умел скрывать свои истинные чувства.

Бойцы быстро отыскали скудную кассу монастыря, прибрали вещички из серебра, забрали все, представляющее какую-то ценность. Поскольку специалистами в антиквариате не были, гребли все то, что блестит.

Безмолвствовали и обитатели монастыря, взирая на происходящую вакханалию.

Все изменилось, когда Хан с бойцами, толкавшими перед собой настоятеля и пару монахов, оказались в главном храмовом помещении, богатом и древнем. Оно представляло из себя квадратный зал, в котором возвышалась большая статуя грядущего Будды Майтрейи. По обе ее стороны шли фигурки Будд и бодхисатв. Приподнятая центральная часть крыши поддерживалась покрытыми красным лаком колоннами с золоченой резьбой. Вечный светильник стоял в центре зала перед мраморным алтарем с приношениями — сосудами с водой, масляными лампадками, мисками с рисом и ритуальными хлебцами.

Вдоль стен тянулись низкие, покрытые коврами скамейки и узкие столы, а также собрания священных книг. Каждый том был обернут в красную и желтую материю и поставлен в деревянную ячейку, увенчанную красивыми резными и расписными панелями.

Стены были покрыты фресками с изображениями обитателей всех сфер существования: человеческой, сверхчеловеческой, нечеловеческой, божественной и демонической. Тут были и многорукие чудовища, сплетенные в соитии, в огне и дыму, и мирно сидящие на цветах лотоса святые с преданными почитателями у ног, нежные прекрасные феи и свирепые богини в экстатическом танце, украшенные черепами и гирляндами из человеческих голов, аскеты, погруженные в медитацию, и мудрецы, наставляющие своих учеников. И все это на фоне поросших лесами холмов и заснеженных вершин, деревьев, облаков и водопадов.

Деловито осмотрев полутемное помещение, Хан тут же уперся глазами в массивную металлическую дверь. Позеленевшая бронза была испещрена письменами и тонкими рисунками.

— Что там? — резко спросил командир.

— Ничего такого, что может принести тебе счастье и удачу, — ответил настоятель.

— Тебя, вижу, ничему не научила дыра в голове одной из твоих обезьян? — делано удивился командир Хан. — Открыть. Или я взорву тут все, а твоих людей перережу, как коз. Я не привык повторять!

Настоятель смиренно кивнул, покопался в складках своего одеяния. Извлек массивный ключ, державшийся на простой веревке на его шее, сунул его в замочную скважину. Ключ проворачивался с трудом, сыпалась металлическая труха. Видно было, что эту дверь не открывали очень давно.

Наконец, открылся черный пыльный зев прохода. Командир протянул руку, и сообразительный боец вложил в нее фонарик.

Скрывавшееся за бронзовой дверью помещение было не больше пяти квадратных метров. На стеллажах были аккуратно сложены десятки свернутых в рулон рукописей, исполненных на коже. Справа от входа на деревянной подставке лежала полуметровая квадратная плоская коробочка, скорее даже кожаный планшет.

Открыв его, Хан аж зажмурился. Тусклый луч фонаря заиграл на золотом рисунке.

В планшете лежала квадратная золотая пластинка — тонкая, нетяжелая. Невероятно изящный рисунок на ней был крайне затейлив. Делали его большие мастера, не пожалевшие сил и времени.

Хан удовлетворенно крякнул, резко захлопнул планшет, подняв облако пыли. Огляделся еще раз. Но ничего, представлявшего коммерческий интерес, в комнате больше не было.

Обрадованный находкой, которую твердо решил оставить себе, командир вышел на белый свет.

Увидев, что за вещь вандал небрежно держит под мышкой, коренастый молодой монах бросился вперед с отчаянным криком:

— Нет! Нельзя!!!

Его угостили ударом приклада в затылок, и он рухнул у ног Хана. Командир задумчиво посмотрел на него сверху вниз, прикидывая — убить за дерзость или пощадить безумца.

— Не надо, — покачал головой настоятель, опустивший плечи, будто под тяжелым весом. — И так слишком много зла.

— Хорошо. И пусть меня упрекают в доброте… Мы уходим, — крикнул командир Хан. — В следующий раз убьем всех!..

Настоятель, стоя на стене монастыря, задумчиво и с печалью смотрел вслед растянувшемуся отряду, идущему в сторону равнины. Эти люди просто не ведали, что творили, и их нужно было пожалеть. Вот только жалости в груди настоятеля для них не было.

Все очень плохо. Насколько — покажет время… Но, с другой стороны, произошло то, что должно было рано или поздно произойти. Мандала воли вырвалась в большой мир…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я